Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сравнение с Пиаже
Мы только что рассмотрели две теории стадий, являющиеся наиболее авторитетными в литературе о развитии: теорию когнитивного развития Пиаже и психоаналитическую теорию Эриксона. Во многих отношениях эти теории различны, как уже кратко отмечалось выше. В целом же наиболее базовые различия таковы. Теория Эриксона описывает спектр чувств, с которыми мы подходим к выполнению задач; теория Пиаже сосредоточена на интеллектуальном развитии. Это развитие, по Пиаже, мотивируется не биологическим созреванием и социальными силами, а попытками ребенка разрешить когнитивные проблемы. Когда дети сталкиваются с проблемами, с которыми они не могут справиться с помощью имеющихся у них когнитивных структур, они начинают прилагать дополнительные усилия и проявлять любознательность, конструируя более сложные структуры. Поскольку движущей силой является любознательность ребенка, нет оснований для того, чтобы ребенок проходил через все стадии; если ребенок не проявляет интереса к какой-то области (например, к математике), он может так никогда и не достичь в ней высших ступеней. Таким образом, если созревание и социальное давление проводят нас через все стадии Эриксона, готовы мы к ним или нет, то через стадии Пиаже мы проходим только в том случае, если испытываем интеллектуальную мотивацию выстраивать новые структуры. Подобные различия выглядят существенными. Тем не менее и Эриксон, и Пиаже дали нам теории стадий, стремящиеся описать наиболее общие качественные перемены в поведении. Кроме того, создается впечатление, что они часто смотрят на одни и те же базовые элементы развития с разных точек зрения. Давайте сами убедимся в этом. Доверие. Как заметил Эриксон (Erikson, 1964, pp. 116-117), и Пиаже, и его самого интересовало развитие у младенца безопасного образа внешних объектов. Эриксон говорил о растущей опоре ребенка на предсказуемость и зависимость от людей, тогда как Пиаже отмечал развивающееся ощущение постоянства вещей. Тем самым обоих интересовала растущая вера детей в стабильность мира. Автономия. Когда у детей вырабатывается чувство доверия к своим опекунам, они становятся все более независимыми. Уверенные в своем знании того, что другие люди окажутся рядом, когда в этом будет необходимость, они вольны самостоятельно исследовать мир. Пиаже указывал на схожий процесс. Когда дети обретают уверенность, что объекты постоянны, то могут действовать все более независимо от них. К примеру, когда мяч его дочки Жаклин закатывался под диван, она больше не была привязана к тому месту, где видела мяч в последний раз. Она теперь знала, что объект постоянен, даже если он пропал из виду, и, следовательно, могла выбирать альтернативные пути его нахождения. 3. Инициатива. На этой стадии, примерно между 3 и 6 годами, Взгляд Пиаже на мышление в этот период был примечательно схожим. Вот что говорит Флейвелл, Дооперациональный ребенок — это ребенок, верящий в чудеса; его когнитивная способность кажется нам наивной, подчиненной воображению и плохо организованной. Его миру присуще существенное игнорирование законов, без того, разумеется, чтобы этот факт как-то сказывался на его понимании необходимости сдерживать энергию и полеты фантазии, с которыми он подходит к новым ситуациям. Все возможно, поскольку ничто не подчиняется ограничениям, накладываемым законами (Flavell, 1963, р. 211). Для Пиаже, таким образом, фантазия и воображение ребенка на фаллической стадии обязаны во многом тому, что ребенок переживает дооперациональный период — время, когда мысли текут свободно, так как они еще не связаны систематической логикой, которую ребенок выработает на следующей стадии. 4. Трудолюбие. Согласно Эриксону и фрейдистам, фантазии и Пиаже также убеждает нас в том, что 6-11-летний ребенок более целенаправлен, реалистичен и организован, чем ребенок меньшего возраста. Согласно Пиаже, это изменение не является результатом подавления эмоций и опасных желаний; скорее, оно появляется потому, что в интеллектуальном отношении ребенок вступил в стадию конкретных операций. Ребенок может теперь отличать факт от вымысла, может рассматривать проблему с различных точек зрения и может подходить к конкретным задачам логически и систематически. В интеллектуальном отношении, таким образом, ребенок находится на стадии равновесия с миром, и это обстоятельство способствует его общей устойчивости и выдержанности. По-видимому, сам Эриксон имел в виду конкретные операции, когда описывал этот период: он говорил, что в это время «богатое воображение ребенка укрощается и обуздывается объективными законами» (1963, р. 258). 5. Идентичность. На взгляд Эриксона, спокойствие предыдущего периода уступает место волнениям и неуверенности юности. Пиаже немного мог сказать о физических изменениях в юности, но его глубокий анализ когнитивного развития помогает нам понять, почему этот период может быть временем поиска идентичности. На стадии конкретных операций мышление ребенка было во многом привязано к «здесь и сейчас». Но с развитием формальных операций мышление подростка воспаряет в отдаленное будущее и в сферу чисто гипотетического. Соответственно, подростки могут теперь тешить себя бессчетными вариантами, касающимися того, что они собой представляют и кем они станут. Формально-операциональные способности, тем самым, могут вносить свою лепту в самово-прошание этого периода (см. Inhelder & Piaget, 1955, chap. 18). Date: 2015-09-02; view: 1303; Нарушение авторских прав |