Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фаллическая (эдипова) стадия





Зона и модусы. На третьей стадии, по Фрейду (примерно между 3 и 6 годами), озабоченность ребенка анальной зоной уступает мес­то интересу к гениталыюй зоне. Теперь дети направляют внимание на собственные гениталии и проявляют любопытство к половым органам других людей. Они также начинают представлять себя в роли взрослых и даже осмеливаются соперничать с одним из роди­телей, добиваясь любви другого. Они вступают в период эдипова кризиса.

Эриксон назвал основной модус этой стадии интрузией (вторже­нием). Этим термином он хотел передать фрейдовское ощущение ребенка, ставшего теперь излишне смелым, любопытным и конку­рентоспособным. Термин «интрузия» описывает активность пениса мальчика, но как общий модус он подразумевает много большее. Развитие физических и психических способностей подталкивает и мальчиков и девочек к совершению различных интрузивных дей­ствий. «Они включают в себя интрузию в тела других людей посред­ством физической атаки; интрузию в уши и психику других людей посредством агрессивной речи; интрузию в пространство посред­ством энергичного передвижения; интрузию в неизвестное посред­ством всепоглощающего любопытства» (Erikson, 1963, р. 87).

Общая особенность стадии: инициатива против вины (initiative versus guilt). Инициатива, подобно интрузии, подразумевает движе­ние вперед. Инициативный ребенок строит планы, ставит перед со­бой цели и упорно стремится их достичь. К примеру, я обратил вни­мание на некоторые виды активности одного из моих сыновей, когда ему было 5 лет. В течение одного дня он решил выяснить, насколько высоко он сможет выстроить свои кубики; придумал игру, которая заключалась в определении того, кто прыгнет выше всех на кровати родителей; и потащил семью на новый кинофильм, в котором был много бурной деятельности и насилия. Его поведение приняло целе­направленный, состязательный и экспрессивный характер.

Кризис возникает тогда, когда дети осознают, что их самые гранди­озные планы и самые лелеемые надежды обречены на неудачу. Конеч­но, эти амбиции носят эдипов характер — связаны с жатанием обла­дать одним из родителей и соперничать с другим. Ребенок обнаружи­вает, что эти желания нарушают глубоко укоренившиеся социальные табу и что они намного более опасны, чем ему представлялось. Как след­ствие, ребенок интернализует социальные запреты — порождающее вину суперэго, — чтобы держать подобные опасные импульсы и фанта­зии под контролем. Результатом становится новая форма самоограни­чения. Отныне и навсегда наивная избыточная энергия и смелость ин­дивидуума будут уравновешены самонаблюдением, самоконтролем и самонаказанием (см. рис. 12.1).

На взгляд Эриксона, формирование суперэго представляет собой одну из величайших трагедий жизни. Хотя суперэго необходимо для социализированного поведения, оно душит смелую инициативу, с которой ребенок встречал жизнь на фаллической стадии. Тем не ме­нее Эриксон не впадал в крайний пессимизм. Он заметил, что в 3-6 лет дети больше, чем в любом другом возрасте, готовы живо и жад­но учиться и что они стремятся направить свои амбиции на социаль­но полезные цели (р. 258). Родители могут облегчить этот процесс, несколько умеряя свою власть и разрешая детям участвовать вместе

Рис. 12.1. Этот рисунок, сделанный девятилетним мальчиком, передает смелую инициативу и несчастье. Он имеет сходство с мифом об Икаре — юноше, который взлетел слишком высоко, слишком близко к солнцу. Ри­сунок может быть также связан с темой трудолюбия, характерного для сле­дующей стадии: альпинисты слева умело помогают друг другу.

 

 

с ними на равных в разных интересных начинаниях. Тем самым, ро­дители могут помочь детям выйти из кризиса этой стадии с твердым чувством намерения (purpose), «мужеством, позволяющим намечать и преследовать достойные цели», которому не мешают чувство вины и запреты (Erikson, 1964, р. 122).







Date: 2015-09-02; view: 355; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию