Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Латентная стадия





В теории Фрейда разрешение эдипова комплекса приводит к ла­тентному периоду, продолжающемуся с 6 до 11 лет. В этот период сек­суальные и агрессивные влечения, которые порождали кризисы на предыдущих этапах, погружаются на время в спячку. Эта стадия не связана с какой-либо либидной (сексуальной) зоной.

Конечно, жизнь ребенка в это время может и не быть полностью лишенной конфликтов. Например, рождение брата или сестры спо­собно вызвать интенсивную ревность. Но, как правило, это период спокойствия и стабильности. С точки зрения инстинктов и влече­ний, не происходит ничего особенного.

Однако Эриксон показал, что эта стадия весьма значима для ро­ста эго. Дети овладевают важными когнитивными и социальными навыками. Кризис на этой стадии таков: трудолюбие против не­полноценности (industry versus inferiority). Дети забывают свои про­шлые надежды и желания, которые часто проигрывались внутри семьи, и охотно направляют силы на усвоение полезных навыков и приемов более широкой культурной среды. В примитивных об­ществах дети научаются ориентироваться на местности, находить пищу и изготавливать предметы обихода. В этих культурах науче­ние зачастую неформально и происходит в значительной мере под руководством детей старшего возраста. В таких современных тех­нологических обществах, как наше, дети посещают школу, где их заставляют осваивать более интеллектуальные навыки — чтение, письмо и счет. В любом случае, они учатся выполнять осмыслен­ную работу и развивают такие качества эго, как «устойчивое внима­ние и прилежание» (Erikson, 1963, р. 259). Они также учатся тру­диться и играть вместе со сверстниками.

Опасность на этой стадии исходит от избыточного чувства неадек­ватности и неполноценности (р. 260). Большинство из нас, вероятно, могут вспомнить чувство обиды, вызванное неудачами в классе или на игровой площадке. Особо глубокое чувство неполноценности мо­жет иметь различные корни. Иногда дети испытывают трудности на этой стадии потому, что им не удалось успешно разрешить конфлик­ты более ранних стадий. Например, на второй стадии у девочки могло быть больше сомнений, чем автономии, поэтому она не уверена в себе, когда пытается справиться с новыми задачами. В других случаях раз­витию чувства трудолюбия могут препятствовать установки, харак­терные для школы и местной общины. К примеру, афроамериканский мальчик может узнать, что цвет его кожи значит больше, нежели его желание и стремление учиться. К тому же школа слишком часто ока­зывается неспособной выявить особые таланты ребенка и способ­ствовать их развитию (р. 260).

С другой стороны, хорошие учителя (которыми часто оказыва­ются люди, пользующиеся доверием и уважением местной общины) могут помочь детям в этот период. Эриксон говорил (1959, р. 87), что неоднократно наблюдал, как жизнь увлеченных и одаренных людей преображал всего лишь один учитель, поощрявший их талант.

В любом случае, успешное прохождение этой стадии ведет к ка­честву эго, которое Эриксон назвал компетентностью (competence). Компетентность — это непринужденность в использовании интеллекта и навыков при выполнении задач, без помех со стороны избы­точного чувства неполноценности (1964, р. 124).







Date: 2015-09-02; view: 341; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию