Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анальная стадия. Зоны и модусы. На второй стадии Фрейда, которая охватывает второй и третий года жизни, особое значение приобретает анальная зона





Зоны и модусы. На второй стадии Фрейда, которая охватывает второй и третий года жизни, особое значение приобретает анальная зона. По мере созревания нервной системы дети становятся способ­ными произвольно контролировать мышцы сфинктера; они теперь могут сдерживать и удовлетворять свои позывы по своему желанию.

Они часто задерживают движения своего кишечника, чтобы довес­ти до максимума ощущения конечного освобождения.

Эриксон соглашался с Фрейдом, что базовыми модусами этой стадии являются задержание и выделение, удерживание и отпуска­ние. Однако Эриксон также указывал, что эти модусы относятся не только к анальной зоне. К примеру, дети начинают использовать свои руки, чтобы упрямо держаться за объекты и, столь же вызывающе, их отбрасывать. Как только они научаются сидеть без видимых уси­лий, то могут тщательно складывать вещи непродолжительное вре­мя, чтобы тут же их расшвырять. Иногда они также стараются ухва­титься за людей, прижимаясь к ним, но в других случаях настойчи­во отталкивают взрослого (Erikson, 1959, р. 82,86).

Общая особенность стадии: автономия против стыда и сомне­ния (autonomy versus shame and doubt). Среди этих противоречивых импульсов — удерживание в один момент и отбрасывание в следую­щий — ребенок прежде всего пытается практиковать выбор. Двух­летние дети хотят держать объект, когда им этого хочется, и оттал­кивать, когда они теряют к нему интерес. Они упражняют свою волю, свое чувство автономии (табл. 12.1).

На втором и третьем году жизни процесс созревания возвещает о чувстве автономии и в других отношениях. Дети могут теперь сто­ять на собственных ногах, и они начинают самостоятельно исследо­вать мир. Они также настаивают на том, чтобы им позволили есть самим, пусть даже это означает эксплуатацию их права устраивать беспорядок. Их язык тоже обнаруживает только что обретенную ав­тономию и чувство самости; они раз за разом употребляют слова «мне» и «мое». Более всего они выражают свою автономию в одном - единственном слове — «нет». Двухлетние дети, по-видимому, неспособны сказать «да», как будто любое согласие означает пол­ную потерю своей независимости. С помощью решительного и на­стойчивого «нет» дети бросают вызов всякому внешнему контролю.

Когда становится заметно, что дети могут контролировать себя в намного большей степени и достигают пика своеволия, общество, посредством родителей, решает, что пора учить их правильным ма­нерам поведения. Как отмечал Фрейд, родители не разрешают де­тям наслаждаться своими анальными реакциями никаким из спосо­бов, доставляющих удовольствие; вместо этого они учат их вести себя социально приемлемым образом. Родители очень часто приуча­ют детей к горшку, заставляя их испытывать стыд от неопрятного и неподобающего анального поведения. Дети могут противиться обу­чению в течение некоторого времени, но в конце концов вынужде­ны подчиниться.

Эриксон соглашался, что «битвы вокруг горшка» важны. Но он также заявлял, что столкновения этого периода — между автономией ребенка и нормами общества — происходят в целом ряде областей. Например, когда дети настаивают на том, чтобы им позволили есть самим и устраивать беспорядок, родители пытаются привести их по­ведение в норму. Таким же образом, родители рано или поздно реша­ют, что их 2-летний малыш не может говорить «нет» в ответ на все просьбы до единой. Двухлетние дети, подобно всем остальным лю­дям, должны жить в обществе и уважать желания окружающих. Та­ким образом, конфликт на этой стадии носит весьма общий характер.

Эриксон определял этот конфликт как противостояние автоно­мии стыду и сомнению. Автономия идет изнутри; биологическое созревание питает способность совершать самостоятельные поступ­ки — контролировать собственные мышцы сфинктера, стоять на соб­ственных ногах, пользоваться своими руками и т. д. Стыд и сомне­ние, с другой стороны, идут от осознания социальных ожиданий и внешнего давления.

Таблица 12.1. Стадии Фрейда и Эриксона


 

Возраст Стадия Фрейда Общая особенность стадии Эриксона
Рождение — 1 Оральная Доверие против недоверия: надежда.
1-3 Анальная Автономия против стыда, сомнения: воля.
3-6 Фаллическая Инициатива против
  (эдипова) вины: намерение.
6-11 Латентная Трудолюбие против " неполноценности:
Юность Молодость Зрелость Старость
Генитальная

компетентность. Идентичность против спутанности ролей: верность. Близость против изоляции: любовь. Генеративность против поглощенности самим собой, стагнации: забота. Целостность эго против отчаяния: мудрость.



Стыд — это такое чувство, когда человеку кажется, что он выгля­дит неподобающим образом в глазах окружающих. К примеру, ма­ленькая девочка, которая намочила штанишки, приходит в смуще­ние, обеспокоенная тем, что другие увидят ее в этом состоянии. Со­мнение произрастает у человека из осознания, что он в конце концов не столь уж могущественен, что другие могут его контролировать и выполнять какие-то действия намного лучше.

Можно надеяться, что дети научатся приспосабливаться к соци­альным нормам, не утратив слишком многого из своего первичного чувства автономии. Родители в некоторых культурных системах пытаются помочь ребенку в этом. Они стараются ненавязчиво по­мочь ребенку научиться социальному поведению, не лишая ребенка независимости. Другие родители не столь чувствительны. Они мо­гут чрезмерно стыдить детей, когда у тех случается какая-то непри­ятность с кишечником; они могут попытаться сломить всякие оппо­зиционные действия со стороны своих детей; или же могут высмеи­вать их попытки сделать что-то самостоятельно. В подобных случаях у детей может выработаться стойкое чувство стыда и сомнения, ко­торое будет препятствовать их импульсивному стремлению к само­определению.

Если детям удастся разрешить этот второй кризис позитивным об­разом, с преобладанием автономии над стыдом и сомнением, они выра­ботают такое качество эго, как рудиментарная воля (will). «Воля, — го­ворил Эриксон, — это неукротимая решимость осуществлять свобод­ный выбор, а также сдерживать себя» (1964, р. 119). Эриксон включает в это определение сдерживание собственных побуждений, поскольку считает, что детям важно научиться контролировать свои импульсы и отказываться от того, чего не стоит делать (или нельзя сделать). Тем не менее основным действующим фактором является ребенок, а не вне­шние силы.







Date: 2015-09-02; view: 331; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию