Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Центральная роль эго
В конечном счете, наша способность справляться с требованиями жизни, сохраняя душевное равновесие, зависит от возможностей нашего эго противостоять различного рода давлению, которое при этом на него оказывается. Говоря образно, эго — это исполнительная инстанция, которая должна каким-то образом служить трем «повелителям-тиранам» — ид, реальности и суперэго (Freud, 1933, р. 78). Конечная задача эго — отвечать биологическим требованиям ид, но эго должно учитывать и окружающую реальность, не нарушая при этом предписаний суперэго. Это нелегкая задача, поскольку, как мы уже упоминали, эго по своей природе является слабой инстанцией, лишенной собственной энергии, которую оно заимствует у ид. Следовательно, эго весьма подвержено ощущению тревоги — страху, что оно может не угодить кому-то из трех своих господ. Во-первых, эго испытывает «невротическую тревогу» (neurotic anxiety), когда оно чувствует, что не в силах контролировать импульсы, источником которых является ид, что происходит, когда подавляемые желания угрожают вырваться на свободу или когда мы чувствуем себя неспособными удовлетворить свои базовые биологические потребности. Во-вторых, эго испытывает «моральную тревогу» (moral anxiety), когда предчувствует грозящее ему наказание со стороны суперэго. И, наконец, в-третьих, эго всегда подвержено «реальной тревоге» (realistic anxiety), когда мы сталкиваемся с опасностью, исходящей от внешнего мира. Таким образом, эго, движимое ид, сдерживаемое суперэго и испытывающее удары со стороны реальности, борется за то, чтобы выполнить свою экономическую по характеру задачу, состоящую в приведение в гармонию сил и влияний, воздействующих на него как изнутри, так и извне, — так что нам становится понятным, почему так часто мы оказываемся не в силах сдержаться и восклицаем: «Да, жизнь — тяжелая штука!» (р. 78). В большинстве работ Фрейда эго выступает как инстанция, рассматривающая ид и суперэго в качестве своих противников — могущественных врагов, которых оно должно суметь одновременно и удовлетворить и усмирить. Но Фрейд также признавал жизненную необходимость ид и суперэго, и ряд наиболее верных последователей Фрейда развили его взгляды на позитивную роль эго, связанную с использованием энергии других психических инстанций. Существенным вкладом в психоанализ стала работа Криса (Kris, 1952), где было описано, как эго удается превратить текучие, почти целиком находящиеся в области телесных ощущений и подобные сновидениям образы ид в источник творческого мышления. Так, художник может на время отказаться от жесткого контроля со стороны своего эго и требований реальности и погрузиться в глубины бессознательного, так как оно богато образами, обладающими вдохновляющей силой. Концепция Криса, который называет этот процесс «регрессией, служащей целям эго» (regression in the service of ego), стала важным дополнением психоаналитической теории. Напомним, что Вернер (см. главу 5) в своих работах подчеркивал аналогичную роль процесса микрогенезиса. Таким образом, наряду с Вер-нером, представители психоанализа рассматривают первичный уровень мышления не как нечто, чему необходимо противостоять, но как постоянно доступный и неисчерпаемый источник творческой энергии. Date: 2015-09-02; view: 326; Нарушение авторских прав |