Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психические инстанции
Итак, мы рассмотрели стадии психосексуального развития. Теория " Фрейда содержит также много других аспектов, которым мы не можем уделить здесь внимания. Однако введение в психоанализ требует знакомства с еще одной группой понятий, обозначающих различные психические инстанции. Хотя Фрейд неоднократно пересматривал свои взгляды в этой области, наиболее известной является концепция, выделяющая в человеческой психике «ид» («оно»), «эго» и «суперэго». Ид Ид является частью личности, которую Фрейд первоначально называл «бессознательным» (Freud, 1915b). Это наиболее примитивная часть психики, включающая основные биологические инстинкты (влечения, drives) и рефлексы. Фрейд сравнивал ид с ямой, «кишащей возбужденным брожением», готовым выплеснуться наружу (Freud, 1933, р. 73). С точки зрения мотивации, ид руководствуется принципом удовольствия; его цель — максимум приятных и минимум болезненных ощущений. Фрейд полагал, что природа удовольствия состоит в снятии напряжения (Freud, 1920, р. 365). Во время полового акта напряжение нарастает, и его кульминация, состоящая в освобождении от этого напряжения, доставляет удовольствие. Аналогично, удовлетворение чувства голода, связанное со снятием напряжения в желудке, также вызывает приятное чувство облегчения. В целом, ид пытается освободиться от всякого возбуждения и вернуться в состояние покоя, а именно — глубокого безмятежного сна. Первоначально психику младенца практически полностью составляет ид. Его почти исключительно беспокоит лишь собственный физический комфорт, и он как можно быстрее пытается освободиться от любого напряжения. Но даже младенцам приходится испытывать фрустрацию; например, они иногда вынуждены ждать, пока их накормят. В этом случае деятельность ид сводится к тому, чтобы галлюцинаторно представлять (hallucinate) себе объект своего желания, и таким образом находить временное удовлетворение. Мы можем наблюдать процесс такого исполнения желаний путем фантазирования (wish-fulfilling fantasies), когда голодный человек представляет себе образ пищи, а спящему, испытывающему жажду, снится, что рядом с ним стоит стакан с водой, благодаря чему ему не нужно просыпаться, чтобы сходить и принести себе попить (Freud, 1900, р. 158, 165). Такие фантазии являются наиболее типичными примерами того, что Фрейд называл первичным процессом мышления (процессом первичной обработки мысли, primary process thinking) (p. 535). На протяжении человеческой жизни многие впечатления и импульсы вытесняются в ид (repressed into the id), где занимают место наряду с первичными инстинктами. Это «темная и недоступная» область психики, где ничто не соотносится с логикой и ощущением времени (Freud, 1933, р. 73-74). Эти впечатления и мотивы «кажутся практически бессмертными; по прошествии десятилетий они ведут себя так, словно они только что возникли» (р. 74). Кроме того, образы, содержащиеся в ид, крайне подвижны и легко вливаются друг в друга. Ид напоминает хаотический, лишенный логики океан; эта часть психики полностью отрезана от внешнего мира. Основным источником наших знаний об этой таинственной сфере являются сновидения. Таким образом, ид содержит первичные инстинкты и рефлексы, а также подавленные ощущения и образы. До сих пор мы уделяли основное внимание сексуальным влечениям, а также мотивам, связанным с инстинктом самосохранения, в частности — с удовлетворением голода и жажды. Но ид является также вместилищем агрессивных и деструктивных сил. Хотя взгляды Фрейда на природу агрессии носили сложный характер, а также претерпевали радикальные изменения, мы можем видеть, что в целом феномен агрессии следует основному принципу функционирования ид — принципу снятия напряжения. Любой образ, содержащийся в ид и ассоциирующийся с болью или напряжением, должен быть немедленно уничтожен. Для ид не имеет значения, что это может означать желание человека уничтожить другое существо, в котором он нуждается и которое любит — подобные противоречия не играют никакой роли в этой лишенной логики части психики. Ид просто хочет немедленно устранить источник напряжения, вызывающего дискомфорт. Эго Если бы мы были движимы исключительно сферой ид, наша жизнь вряд ли была бы долгой. Чтобы выжить, человек не может действовать лишь исходя из своих фантазий и слепо следовать возникающим в нем импульсам; он должен научиться считаться с окружающей действительностью. В частности, маленький мальчик вскоре начинает понимать, что не может просто-импульсивно хватать пищу как только увидит ее. Если он отберет ее у более старшего мальчика, тот может его побить. Поэтому он должен научиться принимать во внимание реальную ситуацию, прежде чем действовать. Психическую инстанцию, ответственную за то, что человек не поддается первому импульсу, и учитывает реальность, Фрейд называл эго. Фрейд говорит, что если «ид воплощает неконтролируемый разгул страстей», то «эго является олицетворением рассудка и здравомыслия» (1933, р. 76). Поскольку эго учитывает окружающую действительность, по словам Фрейда, оно руководствуется принципом реальности (Freud, 1911). Эго пытается воспрепятствовать любым действиям индивида до того момента, пока не будет иметь возможности адекватно оценить реальность — т. е. принять во внимание последствия аналогичных ситуаций в прошлом и построить реалистичные планы на будущее (Freud, 1940, р. 15). Такие рассудочные способы контролировать свои действия были названы Фрейдом вторичным процессом мышления (secondary process thinking), который включает все, что мы обычно понимаем под термином «перцепутальные и когнитивные процессы» (т. е. все, что мы относим к области восприятия и интеллекутальной деятельности). Когда мы решаем математическую задачу, разрабатываем план путешествия или сочиняем рассказ, мы позитивно используем свое эго. Но в начале жизни проявления эго в основном сводятся к телесным и моторным функциям. Например, когда ребенок учится ходить, он должен блокировать беспорядочные двигательные импульсы, отслеживать направление, в котором движется, чтобы избежать столкновений, а также привести в действие другие виды контроля со стороны эго. Слово «эго» нам постоянно приходится слышать в повседневной разговорной речи. Люди нередко говорят о ком-либо, что у него «большое эго», подразумевая под этим, что тот или иной человек отличается слишком высоким самомнением. Хотя Фрейд и сам иногда употреблял слово эго именно в этом смысле, многие его последователи (напр., Beres, 1971; Hartmann, 1956) считают, что следует различать эго и образ себя. Строго говоря, термин «эго» относится лишь к определенному спектру функций, ответственных за адекватную оценку реальной ситуации, контролирование собственных импульсов, и т. п. — утверждают они. В отличие от эго, образ себя — это представление о самом себе в целом. Фрейд подчеркивал, что хотя функции эго в определенной степени независимы от ид, свою энергию эго целиком заимствует у ид. Он сравнивал отношение эго к ид, с всадником по отношению к лошади. «Лошадь является источником двигательной энергии, тогда как всадник обладает привилегией выбирать направление и управлять движением гораздо более сильного существа. Но нередко во взаимоотношениях эго и ид устанавливается отнюдь не идеальное положение вещей, при котором путь избирает лошадь» (1933, р. 77). Date: 2015-09-02; view: 608; Нарушение авторских прав |