Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психические инстанции





Итак, мы рассмотрели стадии психосексуального развития. Теория " Фрейда содержит также много других аспектов, которым мы не можем уделить здесь внимания. Однако введение в психоанализ требует зна­комства с еще одной группой понятий, обозначающих различные пси­хические инстанции. Хотя Фрейд неоднократно пересматривал свои взгляды в этой области, наиболее известной является концепция, вы­деляющая в человеческой психике «ид» («оно»), «эго» и «суперэго».

Ид

Ид является частью личности, которую Фрейд первоначально на­зывал «бессознательным» (Freud, 1915b). Это наиболее примитив­ная часть психики, включающая основные биологические инстинк­ты (влечения, drives) и рефлексы. Фрейд сравнивал ид с ямой, «ки­шащей возбужденным брожением», готовым выплеснуться наружу (Freud, 1933, р. 73). С точки зрения мотивации, ид руководствуется принципом удовольствия; его цель — максимум приятных и мини­мум болезненных ощущений. Фрейд полагал, что природа удоволь­ствия состоит в снятии напряжения (Freud, 1920, р. 365). Во время полового акта напряжение нарастает, и его кульминация, состоящая в освобождении от этого напряжения, доставляет удовольствие. Ана­логично, удовлетворение чувства голода, связанное со снятием на­пряжения в желудке, также вызывает приятное чувство облегчения. В целом, ид пытается освободиться от всякого возбуждения и вер­нуться в состояние покоя, а именно — глубокого безмятежного сна.

Первоначально психику младенца практически полностью со­ставляет ид. Его почти исключительно беспокоит лишь собствен­ный физический комфорт, и он как можно быстрее пытается осво­бодиться от любого напряжения. Но даже младенцам приходится испытывать фрустрацию; например, они иногда вынуждены ждать, пока их накормят. В этом случае деятельность ид сводится к тому, чтобы галлюцинаторно представлять (hallucinate) себе объект свое­го желания, и таким образом находить временное удовлетворение. Мы можем наблюдать процесс такого исполнения желаний путем фантазирования (wish-fulfilling fantasies), когда голодный человек представляет себе образ пищи, а спящему, испытывающему жажду, снится, что рядом с ним стоит стакан с водой, благодаря чему ему не нужно просыпаться, чтобы сходить и принести себе попить (Freud, 1900, р. 158, 165). Такие фантазии являются наиболее типичными примерами того, что Фрейд называл первичным процессом мышле­ния (процессом первичной обработки мысли, primary process think­ing) (p. 535).

На протяжении человеческой жизни многие впечатления и им­пульсы вытесняются в ид (repressed into the id), где занимают место наряду с первичными инстинктами. Это «темная и недоступная» об­ласть психики, где ничто не соотносится с логикой и ощущением времени (Freud, 1933, р. 73-74). Эти впечатления и мотивы «кажут­ся практически бессмертными; по прошествии десятилетий они ве­дут себя так, словно они только что возникли» (р. 74). Кроме того, образы, содержащиеся в ид, крайне подвижны и легко вливаются друг в друга. Ид напоминает хаотический, лишенный логики океан; эта часть психики полностью отрезана от внешнего мира. Основным источником наших знаний об этой таинственной сфере являются сновидения.

Таким образом, ид содержит первичные инстинкты и рефлексы, а также подавленные ощущения и образы. До сих пор мы уделяли основное внимание сексуальным влечениям, а также мотивам, связанным с инстинктом самосохранения, в частности — с удовлетво­рением голода и жажды.

Но ид является также вместилищем агрессивных и деструктив­ных сил. Хотя взгляды Фрейда на природу агрессии носили слож­ный характер, а также претерпевали радикальные изменения, мы мо­жем видеть, что в целом феномен агрессии следует основному прин­ципу функционирования ид — принципу снятия напряжения. Любой образ, содержащийся в ид и ассоциирующийся с болью или напря­жением, должен быть немедленно уничтожен. Для ид не имеет зна­чения, что это может означать желание человека уничтожить другое существо, в котором он нуждается и которое любит — подобные про­тиворечия не играют никакой роли в этой лишенной логики части психики. Ид просто хочет немедленно устранить источник напря­жения, вызывающего дискомфорт.

Эго

Если бы мы были движимы исключительно сферой ид, наша жизнь вряд ли была бы долгой. Чтобы выжить, человек не может действо­вать лишь исходя из своих фантазий и слепо следовать возникающим в нем импульсам; он должен научиться считаться с окружающей дей­ствительностью. В частности, маленький мальчик вскоре начинает понимать, что не может просто-импульсивно хватать пищу как толь­ко увидит ее. Если он отберет ее у более старшего мальчика, тот мо­жет его побить. Поэтому он должен научиться принимать во внима­ние реальную ситуацию, прежде чем действовать. Психическую ин­станцию, ответственную за то, что человек не поддается первому импульсу, и учитывает реальность, Фрейд называл эго.

Фрейд говорит, что если «ид воплощает неконтролируемый раз­гул страстей», то «эго является олицетворением рассудка и здраво­мыслия» (1933, р. 76). Поскольку эго учитывает окружающую дей­ствительность, по словам Фрейда, оно руководствуется принципом реальности (Freud, 1911). Эго пытается воспрепятствовать любым действиям индивида до того момента, пока не будет иметь возможно­сти адекватно оценить реальность — т. е. принять во внимание по­следствия аналогичных ситуаций в прошлом и построить реалистич­ные планы на будущее (Freud, 1940, р. 15). Такие рассудочные спосо­бы контролировать свои действия были названы Фрейдом вторичным процессом мышления (secondary process thinking), который включает все, что мы обычно понимаем под термином «перцепутальные и ког­нитивные процессы» (т. е. все, что мы относим к области восприятия и интеллекутальной деятельности). Когда мы решаем математиче­скую задачу, разрабатываем план путешествия или сочиняем рассказ, мы позитивно используем свое эго. Но в начале жизни проявления эго в основном сводятся к телесным и моторным функциям. Напри­мер, когда ребенок учится ходить, он должен блокировать беспоря­дочные двигательные импульсы, отслеживать направление, в кото­ром движется, чтобы избежать столкновений, а также привести в дей­ствие другие виды контроля со стороны эго.

Слово «эго» нам постоянно приходится слышать в повседневной разговорной речи. Люди нередко говорят о ком-либо, что у него «большое эго», подразумевая под этим, что тот или иной человек отличается слишком высоким самомнением. Хотя Фрейд и сам иног­да употреблял слово эго именно в этом смысле, многие его последо­ватели (напр., Beres, 1971; Hartmann, 1956) считают, что следует раз­личать эго и образ себя. Строго говоря, термин «эго» относится лишь к определенному спектру функций, ответственных за адекватную оценку реальной ситуации, контролирование собственных импуль­сов, и т. п. — утверждают они. В отличие от эго, образ себя — это представление о самом себе в целом.

Фрейд подчеркивал, что хотя функции эго в определенной сте­пени независимы от ид, свою энергию эго целиком заимствует у ид. Он сравнивал отношение эго к ид, с всадником по отношению к ло­шади. «Лошадь является источником двигательной энергии, тогда как всадник обладает привилегией выбирать направление и управ­лять движением гораздо более сильного существа.

Но нередко во взаимоотношениях эго и ид устанавливается от­нюдь не идеальное положение вещей, при котором путь избирает лошадь» (1933, р. 77).

Date: 2015-09-02; view: 554; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию