Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Фаллическая, или эдипова, стадия
В возрасте между тремя и шестью годами ребенок вступает в фаллическую, или эдипову, стадию развития. Фрейд более четко проследил эту стадию у мальчиков, поэтому мы начнем наше рассмотрение с примера из жизни мальчика. Эдипов кризис у мальчиков. Эдипов кризис начинается с момента, когда мальчик проявляет интерес к своему пенису. Этот орган, отличающийся «столь легкой возбудимостью, подверженностью изменениям и богатством ощущений», воспламеняет мальчишеское любопытство (Freud, 1923, р. 246). Он пытается сравнить свой пенис с половыми органами других мужчин и животных, а также увидеть половые органы девочек и женщин. Мальчикам также может нравиться демонстрировать свой пенис, во время чего, они, вероятно, представляют себя в роли взрослых, сексуально зрелых мужчин. Мальчик начинает экспериментировать со своим пенисом и прокручивает в голове фантазии, в которых он выступает в качестве агрессивного мужественного героя, чьи помыслы направлены на первичный объект его любви — на его собственную мать. Он может начать вкладывать агрессию в поцелуи матери или хотеть спать с ней ночью, представляя ее своей женой. Вероятно, он еще не имеет представления о сексуальном акте как таковом, однако фантазирует на тему того, что он может с ней делать, но вскоре мальчик осознает, что его самые далеко идущие эксперименты и планы воспринимаются как нелепые и тщетные. Он понимает, что в действительности не может жениться на своей матери и вступить с ней в сексуальные игры. Он даже не может трогать, обнимать и ласкать свою мать столько, сколько хочет, так как теперь он уже «большой мальчик». В то же время он замечает, что отцу, кажется, дозволено делать все, что он пожелает; отец может обнимать и целовать мать когда ему вздумается, и спать с ней по ночам (делая при этом все, что только могут делать взрослые мужчины). Таким образом, перед нами вырисовываются основные черты эдипова комплекса: мальчик начинает рассматривать отца как соперника по отношению к ласкам матери. В качестве примера, иллюстрирующего желания мальчика, обусловленные эдиповым комплексом, Фрейд приводит случай Маленького Ганса (Freud, 1909). Когда Гансу было пять лет, он попросил мать потрогать его пенис и захотел спать с ней ночью, обнявшись, но отец воспрепятствовал желаниям мальчика. Вскоре после этого Гансу приснился следующий сон: Ночью в комнате был большой жираф и другой, помятый. Я увел помятого с собой, и большой стал звать его, но потом перестал звать, и я сел на помятого жирафа (р. 179). По мнению Фрейда, сон мальчика отражает его желание отнять свою мать (помятый жираф) у отца (большой жираф). Маленький мальчик не может, конечно, реально надеяться, что «ему удастся воплотить в жизнь свои воинственные планы — отец намного больше его. Он, конечно, может продолжать фантазировать; На тему соперничества с отцом, но и это может оказаться опасным. Во-первых, он не только завидует отцу, но также любит своего отца и нуждается в нем, а потому испытывает сильное чувство страха перед собственным желанием расправиться с ним. Но что еще более Важно, мальчика начинает беспокоить страх перед возможной кастрацией. Во времена Фрейда родители нередко напрямую угрожали детям кастрацией, если те мастурбировали. В наше время родители пытаются отучить ребенка от мастурбации более деликатными методами, но и в этом случае мальчики, вероятно, начинают опасаться возможной кастрации, когда узнают, что у их сестер и у других женщин нет пениса. Мальчик может решить, что у них тоже раньше был пенис, но его отрезали, и то же самое может произойти и с ним. Таким образом, соперничество на почве эдипова комплекса приобретает новое угрожающее измерение, и мальчик чувствует необходимость выпутаться из всей этой ситуации (Freud, 1924, р. 271). Как правило, мальчик находит выход из создавшегося положения с помощью серии защитных маневров (Freud, 1923; 1924). Он борется с инцестуозными желаниями по отношению к матери путем их подавления (repression); иными словами, он глубоко прячет все сексуальные чувства к ней в своем бессознательном. Конечно, мальчик все равно продолжает любить свою мать, но теперь он ограничивает проявления своей любви социально приемлемыми формами, испытывая к ней «сублимированную» — высокую и чистую любовь. Мальчик также преодолевает чувство соперничества по отношению к отцу за счет подавления своих враждебных чувств к нему, и все большей идентификации с ним. Вместо того чтобы пытаться бороться с отцом, он стремится стать похожим на него, и таким образом получает косвенное удовлетворение, ощущая себя взрослым мужчиной. Мальчик как будто говорит себе: «Если не можешь победить его, вступи с ним в союз». Наконец, мальчик преодолевает эдипов кризис благодаря интернализации суперэго. Иными словами, он принимает родительские запреты в качестве исходящих от себя самого, формируя таким образом в своей психике внутреннюю надзирающую инстанцию, препятствующую проявлениям опасных желаний и импульсов. Суперэго подобно тому, что мы обычно именуем совестью, — внутреннему голосу, упрекающему нас и вызывающему в нас чувство вины за наши дурные мысли и поступки. Прежде чем ребенок интернализует супер-эго, он страдает лишь от внешних упреков и наказаний, но теперь он сам начинает критиковать себя, тем самым выстраивая внутренние защитные укрепления против запретных импульсов. Проведенный анализ указывает на сложный характер эдипова комплекса, однако на самом деле картина еще намного сложнее. Мальчишеское чувство соперничества направлено в обе стороны; он ревнует также и мать за ее любовь к отцу (Freud, 1923, р. 21-24). Ситуация еще более осложняется в том случае, когда у ребенка есть братья или сестры, которые также становятся объектом любви и ревности (Freud, 1920, р. 343). На психику ребенка могут оказать влияние и другие факторы, например смерть одного из родителей. Мы не будем пытаться рассматривать здесь бесчисленные варианты семейных отношений, отсылая заинтересовавшихся читателей к работе Фенихеля (Fenichel, 1945, р. 91-98). Типичные последствия эдипова комплекса. Обычно мальчику удается найти разрешение эдипова комплекса в возрасте около 6 лет, и его сопернические и инцестуозные желания оказываются временно скрытыми. Как мы увидим далее, наступает латентная фаза, во время которой ребенок относительно свободен от переживаний, присущих эдипову комплексу; тем не менее чувства, связанные с ним, продолжают существовать в бессознательном. Угроза их прорыва в осознаваемую часть психики наступает в подростковом возрасте (период полового созревания, puberty) и оказывает значительное влияние на жизнь взрослого человека. Это влияние может иметь различные проявления, но, как правило, оно особенно сильно ощущается в двух основных областях — соперничестве и любви. Взрослый мужчина, вступая в соревнование с другими представителями своего пола, продолжает смутно ощущать последствия своих ранних переживаний в области соперничества. Когда он впервые осмелился проявить свои сопернические инстинкты, его мужскому достоинству был нанесен серьезный удар, поэтому он может опасаться снова оказаться в ситуации соперничества. В глубине души он все еще маленький мальчик, сомневающийся в том, станет ли он когда-нибудь по-настоящему взрослым мужчиной (Fenichel, 1945).
Взрослый человек может также истыпывать вину за свои сопернические устремления. В детстве он мечтал физически устранить своего соперника. Наконец, ему удалось подавить враждебные чувства в результате формирования суперэго, отгоняющего их прочь, однако он все еще может испытывать смутное ощущение, что быть более успешным, чем другие, дурно (Freud, 1936b). Эмоциональные проявления эдипова комплекса также влияют на любовную сферу. Фрейд (1905) говорил, что человек «больше всего ищет в мире образ-воспоминание собственной матери» (р. 618). Но это желание порождает свои проблемы. В раннем возрасте оно сопряжено со страхом кастрации и чувством вины. Этим можно объяснить тот факт, что мужчины часто оказываются импотентными с женщинами, слишком сильно напоминающими им мать. Они чувствуют себя сексуально закрепощенными с женщинами, вызывающими у них глубокие и нежные чувства, связанные с матерью, и проявляют наибольшую потенцию с женщинами, которых они рассматривают просто как объект своих физических желаний (Freud, 1912). Фрейд считал, что все люди проходят через эдипов кризис, поэтому у каждого из нас в той или иной степени присутствуют связанные с ним чувства. Источником серьезных отклонений, как правило, являются особо сильные детские переживания страха. Вместе с тем проблемы, порождаемые эдиповым комплексом, не столь сильны, как те, что идут из более ранних перидов жизни, когда психика ребенка менее сформирована. Эдипов комплекс у девочек. Фрейд считал, что у маленьких девочек также существует эдипов комплекс, однако он признавал, что «здесь наш материал — по непонятной для нас причине — становится значительно более неясным и неполным» (1924, р. 274). Взгляды Фрейда по данному вопросу в целом можно охарактеризовать следующим образом: Фрейд (Freud, 1933) обратил внимание на то, что в возрасте около 5 лет девочки начинают испытывать недовольство по отношению к матери. Девочка чувствует себя обделенной, так как мать уже не окружает ее постоянной любовью, в которой она нуждалась, будучи совсем маленькой, и если в семье появляется новый ребенок, ее возмущает то внимание, которое ему оказывают. Кроме того, ее все больше раздражают материнские запреты, в частности касающиеся мастурбации. Наконец, наиболее сильное разочарование постигает ее, когда она обнаруживает, что у других детей есть пенис, которого нет у нее, в чем она обвиняет собственную мать «которая выпустила ее в мир, не снабдив такой важной деталью» (Freud, 1925a, р. 193). Разочарование девочек, вызванное отсутствием мужских гениталий, иллюстрирует история, приводимая психологом Рут Манро и (Ruth Munroe, 1955, p. 217-218), которая сообщает о том, что скептически относилась к теории Фрейда до того момента, когда однажды увидела свою 4-летнюю дочь в одной ванне с братом. Девочка внезапно закричиала: «Мой ви-ви (пенис) весь пропал», очевидно впервые сравнивая себя с мальчиком. Манро пыталась успокоить дочь, но тщетно — в течение нескольких недель та даже настойчиво протестовала против того, чтобы ее называли девочкой. Мы можем заключить, что эта девочка почувствовала то, что Фрейд называл завистью к пенису — желание иметь пенис и быть похожей на мальчика (Freud, 1933, р. 126). Позднее, однако, маленькая девочка вновь обретает женскую гордость. Это происходит, когда она начинает ощущать внимание со стороны отца. Возможно, отец не обращает на дочь особого внимания, пока та еще лежит в пеленках, но позже он может начать восхищаться ее привлекательностью и все ярче проявляющейся женственностью, называя ее маленькой принцессой и заигрывая с ней иными способами. Вдохновленную таким обращением девочку начинают посещать романтические фантазии, в которых фигурируют она и ее отец. Поначалу ее мысли ограничиваются смутным желанием его пениса, но вскоре они сменяются желанием иметь от отца ребенка, которого она преподнесет ему в качестве подарка. Как и в случае с маленькими мальчиками, девочка обнаруживает, что она не одинока в своих притязаниях на новый объект своей любви. Она понимает, что она все равно не может стать женой отца и не может обнимать и ласкать его и спать с ним, как ей бы того хотелось. Ее мать, однако, может позволить себе делать все это, поэтому она начинает рассматривать мать как соперницу по отношению к отцу. Фрейд говорит, что эту ситуацию можно назвать комплексом Электры (Freud, 1940, р. 99). Наиболее спорным вопросом для Фрейда оставалась мотивация к разрешению девочкой эдипова комплеска. В случае с мальчиками основной мотив кажется очевидным: мальчик обеспокоен угрозой кастрации. Но девочка не может бояться кастрации, поскольку не имеет пениса. Тогда почему же она отказывается от своих детских желаний? В одной из своих работ (Freud, 1925a, р. 196) Фрейд говорит, что он не может дать точного ответа на этот вопрос, хотя считает наиболее вероятным предположение, что девочка стремится разрешить эдипов кризис из страха потерять родительскую любовь (Freud, 1933, р. 87). Поэтому она в конце концов подавляет свои ин-цестуозные желания, идентифицируется со своей матерью и формирует суперэго, предохраняющее ее от запретных желаний и импульсов. И все же поскольку девочка не испытывает страха перед кастрацией, ее мотивация возводить мощные укрепления против своих чувств не так сильна, в результате чего, у нее должно формироваться более слабое суперэго. Фрейд сознавал, что последнее заключение вызовет негодование феминисток, но к такому выводу его привели научные изыскания, и он придерживался точки зрения, что женщины действительно более свободны в вопросах морали. Таким образом, как и мальчики, маленькие девочки в определенном возрасте начинают, а впоследствии прекращают, фантазировать на темы инцеста и соперничества. Поэтому в определенных отношениях последствия эдипова комплекса должны быть сходными и для мальчиков и для девочек. В частности, у девочек также должно присутствовать смутное воспоминание о том, что их первое соперничество с другой женщиной за любовь мужчины закончилось поражением, а потому она может испытывать неуверенность в своих будущих успехах. Хотя, с другой стороны, переживания девочки имеют и свои отличия, а значит, и последствия эдипова комплекса для нее также могут быть иными. У девочки меньше причин искать разрешения эдиповой ситуации, поэтому в дальнейшей жизни ее желания могут носить более явный или неприкрытый характер. Кроме того, перед тем как вступить в стадию детского соперничества, она испытывает глубокое разочарование в своей женской природе. Фрейд предполагал, что это чувство может вызывать «компекс маскулинности» (masculinity complex), при котором женщина стремится избегать интимных отношений с мужчинами, так как это напоминает ей о ее неполноценной природе. Вместо этого женщина пытается превзойти мужчин, становясь излишне агрессивной и самоуверенной. Date: 2015-09-02; view: 394; Нарушение авторских прав |