Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фаллическая, или эдипова, стадия





В возрасте между тремя и шестью годами ребенок вступает в фал­лическую, или эдипову, стадию развития. Фрейд более четко про­следил эту стадию у мальчиков, поэтому мы начнем наше рассмот­рение с примера из жизни мальчика.

Эдипов кризис у мальчиков. Эдипов кризис начинается с момен­та, когда мальчик проявляет интерес к своему пенису. Этот орган, от­личающийся «столь легкой возбудимостью, подверженностью изме­нениям и богатством ощущений», воспламеняет мальчишеское лю­бопытство (Freud, 1923, р. 246). Он пытается сравнить свой пенис с половыми органами других мужчин и животных, а также увидеть по­ловые органы девочек и женщин. Мальчикам также может нравиться демонстрировать свой пенис, во время чего, они, вероятно, представляют себя в роли взрослых, сексуально зрелых мужчин. Мальчик на­чинает экспериментировать со своим пенисом и прокручивает в го­лове фантазии, в которых он выступает в качестве агрессивного му­жественного героя, чьи помыслы направлены на первичный объект его любви — на его собственную мать. Он может начать вкладывать агрессию в поцелуи матери или хотеть спать с ней ночью, представ­ляя ее своей женой. Вероятно, он еще не имеет представления о сек­суальном акте как таковом, однако фантазирует на тему того, что он может с ней делать, но вскоре мальчик осознает, что его самые далеко идущие эксперименты и планы воспринимаются как нелепые и тщет­ные. Он понимает, что в действительности не может жениться на сво­ей матери и вступить с ней в сексуальные игры. Он даже не может трогать, обнимать и ласкать свою мать столько, сколько хочет, так как теперь он уже «большой мальчик». В то же время он замечает, что отцу, кажется, дозволено делать все, что он пожелает; отец может об­нимать и целовать мать когда ему вздумается, и спать с ней по ночам (делая при этом все, что только могут делать взрослые мужчины). Таким образом, перед нами вырисовываются основные черты эдипо­ва комплекса: мальчик начинает рассматривать отца как соперника по отношению к ласкам матери.

В качестве примера, иллюстрирующего желания мальчика, обус­ловленные эдиповым комплексом, Фрейд приводит случай Малень­кого Ганса (Freud, 1909). Когда Гансу было пять лет, он попросил мать потрогать его пенис и захотел спать с ней ночью, обнявшись, но отец воспрепятствовал желаниям мальчика. Вскоре после этого Ган­су приснился следующий сон:

Ночью в комнате был большой жираф и другой, помятый. Я увел по­мятого с собой, и большой стал звать его, но потом перестал звать, и я сел на помятого жирафа (р. 179).

По мнению Фрейда, сон мальчика отражает его желание отнять свою мать (помятый жираф) у отца (большой жираф).

Маленький мальчик не может, конечно, реально надеяться, что «ему удастся воплотить в жизнь свои воинственные планы — отец намного больше его. Он, конечно, может продолжать фантазировать; На тему соперничества с отцом, но и это может оказаться опасным. Во-первых, он не только завидует отцу, но также любит своего отца и нуждается в нем, а потому испытывает сильное чувство страха пе­ред собственным желанием расправиться с ним. Но что еще более Важно, мальчика начинает беспокоить страх перед возможной каст­рацией. Во времена Фрейда родители нередко напрямую угрожали детям кастрацией, если те мастурбировали. В наше время родители пытаются отучить ребенка от мастурбации более деликатными ме­тодами, но и в этом случае мальчики, вероятно, начинают опасаться возможной кастрации, когда узнают, что у их сестер и у других жен­щин нет пениса. Мальчик может решить, что у них тоже раньше был пенис, но его отрезали, и то же самое может произойти и с ним. Та­ким образом, соперничество на почве эдипова комплекса приобре­тает новое угрожающее измерение, и мальчик чувствует необходи­мость выпутаться из всей этой ситуации (Freud, 1924, р. 271).

Как правило, мальчик находит выход из создавшегося положения с помощью серии защитных маневров (Freud, 1923; 1924). Он борется с инцестуозными желаниями по отношению к матери путем их по­давления (repression); иными словами, он глубоко прячет все сексу­альные чувства к ней в своем бессознательном. Конечно, мальчик все равно продолжает любить свою мать, но теперь он ограничивает про­явления своей любви социально приемлемыми формами, испытывая к ней «сублимированную» — высокую и чистую любовь. Мальчик также преодолевает чувство соперничества по отношению к отцу за счет подавления своих враждебных чувств к нему, и все большей иден­тификации с ним. Вместо того чтобы пытаться бороться с отцом, он стремится стать похожим на него, и таким образом получает косвен­ное удовлетворение, ощущая себя взрослым мужчиной. Мальчик как будто говорит себе: «Если не можешь победить его, вступи с ним в союз».

Наконец, мальчик преодолевает эдипов кризис благодаря интернализации суперэго. Иными словами, он принимает родительские запреты в качестве исходящих от себя самого, формируя таким обра­зом в своей психике внутреннюю надзирающую инстанцию, препят­ствующую проявлениям опасных желаний и импульсов. Суперэго подобно тому, что мы обычно именуем совестью, — внутреннему го­лосу, упрекающему нас и вызывающему в нас чувство вины за наши дурные мысли и поступки. Прежде чем ребенок интернализует супер-эго, он страдает лишь от внешних упреков и наказаний, но теперь он сам начинает критиковать себя, тем самым выстраивая внутренние защитные укрепления против запретных импульсов.

Проведенный анализ указывает на сложный характер эдипова комплекса, однако на самом деле картина еще намного сложнее. Мальчишеское чувство соперничества направлено в обе стороны; он ревнует также и мать за ее любовь к отцу (Freud, 1923, р. 21-24). Ситуация еще более осложняется в том случае, когда у ребенка есть братья или сестры, которые также становятся объектом любви и рев­ности (Freud, 1920, р. 343). На психику ребенка могут оказать влияние и другие факторы, например смерть одного из родителей. Мы не будем пытаться рассматривать здесь бесчисленные варианты семей­ных отношений, отсылая заинтересовавшихся читателей к работе Фенихеля (Fenichel, 1945, р. 91-98).

Типичные последствия эдипова комплекса. Обычно мальчику удается найти разрешение эдипова комплекса в возрасте около 6 лет, и его сопернические и инцестуозные желания оказываются времен­но скрытыми. Как мы увидим далее, наступает латентная фаза, во время которой ребенок относительно свободен от переживаний, при­сущих эдипову комплексу; тем не менее чувства, связанные с ним, продолжают существовать в бессознательном. Угроза их прорыва в осознаваемую часть психики наступает в подростковом возрасте (пе­риод полового созревания, puberty) и оказывает значительное влия­ние на жизнь взрослого человека. Это влияние может иметь различные проявления, но, как правило, оно особенно сильно ощущается в двух основных областях — соперничестве и любви.

Взрослый мужчина, вступая в соревнование с другими предста­вителями своего пола, продолжает смутно ощущать последствия своих ранних переживаний в области соперничества.

Когда он впервые осмелился проявить свои сопернические ин­стинкты, его мужскому достоинству был нанесен серьезный удар, поэтому он может опасаться снова оказаться в ситуации соперниче­ства. В глубине души он все еще маленький мальчик, сомневающий­ся в том, станет ли он когда-нибудь по-настоящему взрослым муж­чиной (Fenichel, 1945).

 


Взрослый человек может также истыпывать вину за свои сопер­нические устремления. В детстве он мечтал физически устранить своего соперника. Наконец, ему удалось подавить враждебные чув­ства в результате формирования суперэго, отгоняющего их прочь, однако он все еще может испытывать смутное ощущение, что быть более успешным, чем другие, дурно (Freud, 1936b).

Эмоциональные проявления эдипова комплекса также влияют на любовную сферу. Фрейд (1905) говорил, что человек «больше всего ищет в мире образ-воспоминание собственной матери» (р. 618). Но это желание порождает свои проблемы. В раннем возрасте оно сопря­жено со страхом кастрации и чувством вины. Этим можно объяснить тот факт, что мужчины часто оказываются импотентными с женщи­нами, слишком сильно напоминающими им мать. Они чувствуют себя сексуально закрепощенными с женщинами, вызывающими у них глу­бокие и нежные чувства, связанные с матерью, и проявляют наиболь­шую потенцию с женщинами, которых они рассматривают просто как объект своих физических желаний (Freud, 1912).

Фрейд считал, что все люди проходят через эдипов кризис, по­этому у каждого из нас в той или иной степени присутствуют свя­занные с ним чувства. Источником серьезных отклонений, как пра­вило, являются особо сильные детские переживания страха. Вместе с тем проблемы, порождаемые эдиповым комплексом, не столь силь­ны, как те, что идут из более ранних перидов жизни, когда психика ребенка менее сформирована.

Эдипов комплекс у девочек. Фрейд считал, что у маленьких дево­чек также существует эдипов комплекс, однако он признавал, что «здесь наш материал — по непонятной для нас причине — становится значительно более неясным и неполным» (1924, р. 274). Взгляды Фрейда по данному вопросу в целом можно охарактеризовать следу­ющим образом: Фрейд (Freud, 1933) обратил внимание на то, что в возрасте около 5 лет девочки начинают испытывать недовольство по отношению к матери. Девочка чувствует себя обделенной, так как мать уже не окружает ее постоянной любовью, в которой она нуждалась, будучи совсем маленькой, и если в семье появляется новый ребенок, ее возмущает то внимание, которое ему оказывают. Кроме того, ее все больше раздражают материнские запреты, в частности касающиеся мастурбации. Наконец, наиболее сильное разочарование постигает ее, когда она обнаруживает, что у других детей есть пенис, которого нет у нее, в чем она обвиняет собственную мать «которая выпустила ее в мир, не снабдив такой важной деталью» (Freud, 1925a, р. 193).

Разочарование девочек, вызванное отсутствием мужских генита­лий, иллюстрирует история, приводимая психологом Рут Манро и (Ruth Munroe, 1955, p. 217-218), которая сообщает о том, что скепти­чески относилась к теории Фрейда до того момента, когда однажды увидела свою 4-летнюю дочь в одной ванне с братом. Девочка вне­запно закричиала: «Мой ви-ви (пенис) весь пропал», очевидно впер­вые сравнивая себя с мальчиком. Манро пыталась успокоить дочь, но тщетно — в течение нескольких недель та даже настойчиво про­тестовала против того, чтобы ее называли девочкой. Мы можем за­ключить, что эта девочка почувствовала то, что Фрейд называл за­вистью к пенису — желание иметь пенис и быть похожей на мальчи­ка (Freud, 1933, р. 126).

Позднее, однако, маленькая девочка вновь обретает женскую гор­дость. Это происходит, когда она начинает ощущать внимание со стороны отца. Возможно, отец не обращает на дочь особого внима­ния, пока та еще лежит в пеленках, но позже он может начать восхи­щаться ее привлекательностью и все ярче проявляющейся женствен­ностью, называя ее маленькой принцессой и заигрывая с ней иными способами. Вдохновленную таким обращением девочку начинают посещать романтические фантазии, в которых фигурируют она и ее отец. Поначалу ее мысли ограничиваются смутным желанием его пениса, но вскоре они сменяются желанием иметь от отца ребенка, которого она преподнесет ему в качестве подарка.

Как и в случае с маленькими мальчиками, девочка обнаружива­ет, что она не одинока в своих притязаниях на новый объект своей любви. Она понимает, что она все равно не может стать женой отца и не может обнимать и ласкать его и спать с ним, как ей бы того хотелось. Ее мать, однако, может позволить себе делать все это, по­этому она начинает рассматривать мать как соперницу по отноше­нию к отцу. Фрейд говорит, что эту ситуацию можно назвать комп­лексом Электры (Freud, 1940, р. 99).

Наиболее спорным вопросом для Фрейда оставалась мотивация к разрешению девочкой эдипова комплеска. В случае с мальчиками основной мотив кажется очевидным: мальчик обеспокоен угрозой кастрации. Но девочка не может бояться кастрации, поскольку не имеет пениса. Тогда почему же она отказывается от своих детских желаний? В одной из своих работ (Freud, 1925a, р. 196) Фрейд гово­рит, что он не может дать точного ответа на этот вопрос, хотя счита­ет наиболее вероятным предположение, что девочка стремится раз­решить эдипов кризис из страха потерять родительскую любовь (Freud, 1933, р. 87). Поэтому она в конце концов подавляет свои ин-цестуозные желания, идентифицируется со своей матерью и фор­мирует суперэго, предохраняющее ее от запретных желаний и им­пульсов. И все же поскольку девочка не испытывает страха перед кастрацией, ее мотивация возводить мощные укрепления против своих чувств не так сильна, в результате чего, у нее должно форми­роваться более слабое суперэго. Фрейд сознавал, что последнее за­ключение вызовет негодование феминисток, но к такому выводу его привели научные изыскания, и он придерживался точки зрения, что женщины действительно более свободны в вопросах морали.

Таким образом, как и мальчики, маленькие девочки в опреде­ленном возрасте начинают, а впоследствии прекращают, фантази­ровать на темы инцеста и соперничества. Поэтому в определенных отношениях последствия эдипова комплекса должны быть сход­ными и для мальчиков и для девочек. В частности, у девочек также должно присутствовать смутное воспоминание о том, что их пер­вое соперничество с другой женщиной за любовь мужчины закон­чилось поражением, а потому она может испытывать неуверенность в своих будущих успехах. Хотя, с другой стороны, переживания девочки имеют и свои отличия, а значит, и последствия эдипова комплекса для нее также могут быть иными. У девочки меньше при­чин искать разрешения эдиповой ситуации, поэтому в дальнейшей жизни ее желания могут носить более явный или неприкрытый характер. Кроме того, перед тем как вступить в стадию детского соперничества, она испытывает глубокое разочарование в своей женской природе. Фрейд предполагал, что это чувство может вы­зывать «компекс маскулинности» (masculinity complex), при кото­ром женщина стремится избегать интимных отношений с мужчи­нами, так как это напоминает ей о ее неполноценной природе.

Вместо этого женщина пытается превзойти мужчин, становясь излишне агрессивной и самоуверенной.

Date: 2015-09-02; view: 363; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию