Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оральная стадия
Первые месяцы жизни. Фрейд утверждает, что «если бы младенец мог выражать свои мысли, он бы несомненно признал тот факт, что сосание материнской груди значительно превосходит по важности все прочие происходящие в его жизни события» (Freud, 1920, р. 323). Безусловно, сосание является жизненно важным актом прежде всего потому, что оно обеспечивает питание младенца; младенец должен сосать материнскую грудь, иначе он просто не выживет. Но как мы уже отмечали, Фрейд считал, что сосание также доставляет младенцу удовольствие, имеюшее для него самостоятельную ценность. Именно поэтому младенцы любят сосать свой палец или какой-либо предмет даже когда не голодны. Фрейд называл такое сосание с целью получения удовольствия аутоэротичным; когда младенец сосет палец, его энергия направлена не на других людей, а на получение удовольствия, источником которого служит его собственное тело (Freud, 1905, р. 586). Аутоэротическая активность не заканчивается на оральной стадии. Позднее дети начинают мастурбировать, что также является аутоэро-тическим актом. Но Фрейд особо подчеркивал аутоэротическую природу оральной стадии, так как хотел особо отметить, насколько сильно младенцы сосредоточены на собственном теле. Как и Пиаже, Фрейд считал, что на протяжении приблизительно первых б месяцев жизни мир младенца является «безобъектным» {objectless). Иными словами, у младенцев отсутствует представление о других людях или предметах, как имеющих независимое существование. Например, во время кормления младенец чувствует нежность материнских объятий, но не осознает, что мать является отдельным от него существом. Точно так же ощущения холода, голода или сырых пеленок вызывают у Малышей беспокойство, перерастающее в истерический плач, но они не понимают, что прекращение этих страданий вызвано вмешательством других людей; они просто стремятся вновь обрести утраченное состояние комфорта. Таким образом, хотя младенцы полностью зависимы от окружающих, они не осознают этого факта, поскольку не имеют представления о самостоятельном существовании других людей. Иногда Фрейд использовал для обозначения этого безобъектного состояния, характерного для раннего этапа жизни младенцев, термин первичный нарциссизм {primary narcissism) (Freud, 1915a, p. 79). Термин «нарциссизм» означает любовь к самому себе и образован от имени персонажа греческой мифологии Нарцисса, влюбившегося в собственное отражение в воде. Некоторые ученые, в частности Якобсон (Jacobson, 1954), отмечают, что данный термин может ввести в заблуждение, так как предполагает, что младенцы имеют ясное представление о том, что любят самих себя, в то время как они еще не в состоянии выделять себя из окружающего мира. Тем не менее термин «нарциссизм» точно передает мысль о том, что первоначально внимание младенцев направлено на внутренний мир и сфокусировано на собственном теле. Исходным нарциссическим состоянием, по словам Фрейда, является сон, когда младенец, чувствующий тепло и испытывающий исключительно приятные ощущения, не проявляет никакого интереса к внешнему миру. Вторая часть оральной стадии. Приблизительно с 6-месячного возраста у младенца начинает формироваться представление о других людях, и особенно — о матери как о необходимом, но отдельном от него существе. Он испытывает беспокойство, когда ее нет рядом или когда на ее месте оказывается другой человек (Freud, 1963а, р. 99.). В этот же период протекает другой важный процесс, связанный с развитием младенца — рост зубов и появление инстинкта кусания {urge to bite). На этом этапе, отмечает Карл Абрахам (Karl Abraham, 1924а), у младенцев формируется смутное представление о том, что именно они, с их стремлением кусаться и поглощать пищу, являются причиной того, что мать может их покинуть. С этого момента жизнь ребенка начинает становиться все более сложной и проблематичной. Неудивительно, что в этот период мы неосознанно хотим вернуться к прежней — оральной стадии, когда жизнь была такой простой и удобной. Случай Гензеля и Гретелъ. Фрейд осознавал, насколько непрочными являются наши заключения относительно психической жизни младенцев. Ведь малыш еще не может сам рассказать нам о своих чувствах и фантазиях. Поэтому мы отчасти вынуждены реконструировать ранние этапы психической жизни, обращаясь к анализу поведения взрослых, которые, по-видимому, возвращаются в своем развитии к более ранним стадиям, а именно — к анализу психических больных. Кроме того, последователи Фрейда полагают, что детские проблемы и фантазии находят свое отражение в сказках и мифах. В частности, Беттельгейм (Bettleheim, 1976) показывает в своих работах, как оральная тематика находит выражение в известной сказке о Гензеле и Гретель. Краткое содержание этой истории таково: родители (прежде всего мать) отправляют своих детей, Гензеля и Гретель, в лес, потому что они небережливы в обращении с пищей (молоком) и в доме не осталось ни капли молока, чтобы их прокормить. В лесу они находят пряничный домик, который пытаются съесть. Они чувствуют, что слишком сильно обгрызть домик — опасно, и слышат голос, который спрашивает: «Кто грызет мой домик?», но не обращают на голос внимания, говоря себе: «Это просто ветер» (Grimm, The Brothers, 1972, p. 90). Наконец, появляется хозяйка домика, которая поначалу кажется вполне довольной детьми; она угощает их всевозможными лакомствами и укладывает спать в мягкую постель. Но на утро она оказывается еще злее их матери — выясняется, что она ведьма, которая хочет их съесть. Согласно анализу Беттельгейма, основные мотивы сказки соответствуют второй части оральной стадии развития: начало истории передает страх детей, вызванный разрывом с их кормильцами. Причем, в сказке содержится намек на то, что в злоключениях детей повинны их собственные внутренние побуждения; они не оставляют ни капли материнского молока и жадно пожирают пряничный домик. Дети мечтают о возвращении первоначальной оральной стадии, когда жизнь казалась им блаженством. И вот они встречают женщину, которая поначалу представляется «изначальной вседающей матерью, которую каждый ребенок впоследствии стремиться вновь отыскать в окружающем мире» (Bettelheim, p. 161). Но детские мечты оказываются неосуществимыми. Поскольку дети смутно ощущают собственную оральную деструктивность, им кажется, что со стороны других должно последовать оральное возмездие, которое сим-волизует попытка ведьмы сожрать их. Беттельгейм полагал, что сказки способствуют психическому развитию детей: они отражают глубинные детские страхи, но в то же время дают надежду, что проблемы могут быть разрешены. Герои сказки, Гензель и Гретель, в конце концов перестают действовать исходя из своих оральных импульсов и начинают действовать, полагаясь на более рациональные части своей личности. Используя смекалку, они находят способ перехитрить ведьму, убить ее и вернуться домой более зрелыми. Фиксация и регресиия. Фрейд считает, что все люди проходят оральную стадию, как и две другие стадии психосексуального развития. Но у человека может развиться фиксация на любой из стадий развития; это означает, что, независимо от того, насколько далеко человек уходит вперед в своем развитии, он остается сосредоточенным на проблемах и удовльствиях, характерных для более ранней стадии. Например, при фиксации на оральной стадии человека постоянно занимают вопросы, связанные с пищей, или он ощущает, что ему удобнее всего работать, когда он сосет или кусает какой-либо предмет, скажем — карандаш. Человек также может получать наибольшее удовольствие от орального секса или пристраститься к курению или выпивке, отчасти — в связи с оральным характером удовольствия, получаемого от этого процесса (Abraham, 1924b; Freud, 1905). Фрейд (1920, p. 357) писал о том, что не может точно указать причины фиксации, но в целом психоаналитики полагают, что фиксация ' является следствием чрезмерного либо удовлетворения, либо фрустрации потребности, соответствующей той или иной стадии психосексуального развития (Abraham, 1924b, p. 357; Fenichel, 1945, p. 65). Младенец, которого мать подолгу и нежно держит у груди, впоследствии может также искать оральное удовлетворение. Напротив, человек, испытавший сильную фрустрацию и депривацию на оральной стадии развития, может вести себя так, как будто хочет постоянно испытывать оральное удовлетворение, или так, как будто существует постоянная угроза получению орального удовольствия. Такой человек может, например, испытывать сильное беспокойство, если пища не подается вовремя, или жадно заглатывать ее, как будто она может в любой момент исчезнуть. В целом, создается впечатление, что именно острая фрустрация, а не чрезмерное удовлетворение, является источником наиболее сильных фиксаций (White & Watt, 1973, p. 136,148,189; Whiting & Child, 1953). Иногда люди практически не проявляют оральных черт в повседневной жизни, но затем они истыпывают фрустрацию, и регрессируют (regress) к оральной фиксации. Маленький мальчик, внезапно почувствовавший, что он лишился родительского внимания после рождения сестры, может регрессировать к оральным формам поведения и снова начать сосать палец, что он к этому моменту уже перестал делать. Девушка-подросток может не проявлять особых оральных наклонностей, но, потеряв своего романтического друга, впадает в депрессию и находит утешение в пище. Величина регрессии определяется и силой фиксации в детстве, и остротой фрустрации в более позднем возрасте (Freud, 1920). Если фисксация в детстве была сильной, достаточно даже относительно легкой фрустрации, чтобы вызвать оральную регресиию. С другой стороны, серьезная фрустрация может вызвать регресиию к более ранней стадии, даже если фиксация не была особенно сильной. Рассматриваемые до сих пор регрессии могут иметь место в жизни любого из нас — относительно «нормальных» людей. Временами жизнь преподносит нам всем неприятности, и мы можем регрессировать к более ранним, инфантильным формам поведения. Такие регрессии не являются патологией, так как они носят лишь частичный и временный характер. Например, мальчик, начавший сосать палец после рождения сестры, как правило, возвращается к этому занятию лишь на время; в любом случае, в других отношениях он не начинает вести себя, как младенец. Фрейд считал, что понятия фиксации и регрессии могут помочь нам объяснить и более серьезные эмоциональные расстройтсва. При некоторых формах шизофрении наблюдается полная регрессия к самой ранней стадии развития. Больные шизофренией часто полностью замыкаются в себе и вынашивают нелепые грандиозные идеи по поводу собственной важности. Так, пациент может возомнить себя Богом и считать, что его мысли влияют на весь окружающий мир. В данном случае пациент испытывает практически полную регрессию к изначальному состоянию нарциссизма (state of primary narcissism), в котором его либидо обращено исключительно на самого себя, а границы между собственной личностью и внешним миром вновь теряют определенность. По мнению Абрахама (Abraham, 1924a), признаки регрессии к оральной стадии также с очевидностью проявляются в случаях депрессии. Депрессия часто наступает после потери любимого человека, и обычным ее симптомом является отказ пациента принимать пищу. Возможно, пациенты таким образом наказывают самих себя, поскольку на бессознательном уровне ощущают, что это их оральный голод привел к уничтожению объекта любви. Date: 2015-09-02; view: 450; Нарушение авторских прав |