Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оральная стадия





Первые месяцы жизни. Фрейд утверждает, что «если бы младенец мог выражать свои мысли, он бы несомненно признал тот факт, что сосание материнской груди значительно превосходит по важности все прочие происходящие в его жизни события» (Freud, 1920, р. 323). Бе­зусловно, сосание является жизненно важным актом прежде всего потому, что оно обеспечивает питание младенца; младенец должен сосать материнскую грудь, иначе он просто не выживет. Но как мы уже отмечали, Фрейд считал, что сосание также доставляет мла­денцу удовольствие, имеюшее для него самостоятельную ценность. Именно поэтому младенцы любят сосать свой палец или какой-либо предмет даже когда не голодны. Фрейд называл такое соса­ние с целью получения удовольствия аутоэротичным; когда мла­денец сосет палец, его энергия направлена не на других людей, а на получение удовольствия, источником которого служит его соб­ственное тело (Freud, 1905, р. 586).

Аутоэротическая активность не заканчивается на оральной стадии. Позднее дети начинают мастурбировать, что также является аутоэро-тическим актом. Но Фрейд особо подчеркивал аутоэротическую при­роду оральной стадии, так как хотел особо отметить, насколько силь­но младенцы сосредоточены на собственном теле. Как и Пиаже, Фрейд считал, что на протяжении приблизительно первых б месяцев жизни мир младенца является «безобъектным» {objectless). Иными слова­ми, у младенцев отсутствует представление о других людях или пред­метах, как имеющих независимое существование. Например, во вре­мя кормления младенец чувствует нежность материнских объятий, но не осознает, что мать является отдельным от него существом. Точно так же ощущения холода, голода или сырых пеленок вызывают у Малышей беспокойство, перерастающее в истерический плач, но они не понимают, что прекращение этих страданий вызвано вмешатель­ством других людей; они просто стремятся вновь обрести утрачен­ное состояние комфорта. Таким образом, хотя младенцы полностью зависимы от окружающих, они не осознают этого факта, поскольку не имеют представления о самостоятельном существовании других людей.

Иногда Фрейд использовал для обозначения этого безобъектного состояния, характерного для раннего этапа жизни младенцев, термин первичный нарциссизм {primary narcissism) (Freud, 1915a, p. 79). Тер­мин «нарциссизм» означает любовь к самому себе и образован от име­ни персонажа греческой мифологии Нарцисса, влюбившегося в соб­ственное отражение в воде. Некоторые ученые, в частности Якобсон (Jacobson, 1954), отмечают, что данный термин может ввести в за­блуждение, так как предполагает, что младенцы имеют ясное пред­ставление о том, что любят самих себя, в то время как они еще не в состоянии выделять себя из окружающего мира. Тем не менее термин «нарциссизм» точно передает мысль о том, что первоначально вни­мание младенцев направлено на внутренний мир и сфокусировано на собственном теле. Исходным нарциссическим состоянием, по словам Фрейда, является сон, когда младенец, чувствующий тепло и испы­тывающий исключительно приятные ощущения, не проявляет ника­кого интереса к внешнему миру.

Вторая часть оральной стадии. Приблизительно с 6-месячно­го возраста у младенца начинает формироваться представление о других людях, и особенно — о матери как о необходимом, но отдель­ном от него существе. Он испытывает беспокойство, когда ее нет рядом или когда на ее месте оказывается другой человек (Freud, 1963а, р. 99.).

В этот же период протекает другой важный процесс, связанный с развитием младенца — рост зубов и появление инстинкта кусания {urge to bite). На этом этапе, отмечает Карл Абрахам (Karl Abraham, 1924а), у младенцев формируется смутное представление о том, что именно они, с их стремлением кусаться и поглощать пищу, являют­ся причиной того, что мать может их покинуть. С этого момента жизнь ребенка начинает становиться все более сложной и пробле­матичной. Неудивительно, что в этот период мы неосознанно хотим вернуться к прежней — оральной стадии, когда жизнь была такой простой и удобной.

Случай Гензеля и Гретелъ. Фрейд осознавал, насколько непроч­ными являются наши заключения относительно психической жизни младенцев. Ведь малыш еще не может сам рассказать нам о своих чув­ствах и фантазиях. Поэтому мы отчасти вынуждены реконструировать ранние этапы психической жизни, обращаясь к анализу поведения взрослых, которые, по-видимому, возвращаются в своем развитии к более ранним стадиям, а именно — к анализу психических больных. Кроме того, последователи Фрейда полагают, что детские проблемы и фантазии находят свое отражение в сказках и мифах.


В частности, Беттельгейм (Bettleheim, 1976) показывает в своих работах, как оральная тематика находит выражение в известной сказ­ке о Гензеле и Гретель. Краткое содержание этой истории таково: родители (прежде всего мать) отправляют своих детей, Гензеля и Гретель, в лес, потому что они небережливы в обращении с пищей (молоком) и в доме не осталось ни капли молока, чтобы их прокор­мить. В лесу они находят пряничный домик, который пытаются съесть. Они чувствуют, что слишком сильно обгрызть домик — опас­но, и слышат голос, который спрашивает: «Кто грызет мой домик?», но не обращают на голос внимания, говоря себе: «Это просто ветер» (Grimm, The Brothers, 1972, p. 90). Наконец, появляется хозяйка до­мика, которая поначалу кажется вполне довольной детьми; она уго­щает их всевозможными лакомствами и укладывает спать в мягкую постель. Но на утро она оказывается еще злее их матери — выясня­ется, что она ведьма, которая хочет их съесть.

Согласно анализу Беттельгейма, основные мотивы сказки соот­ветствуют второй части оральной стадии развития: начало истории передает страх детей, вызванный разрывом с их кормильцами. При­чем, в сказке содержится намек на то, что в злоключениях детей по­винны их собственные внутренние побуждения; они не оставляют ни капли материнского молока и жадно пожирают пряничный до­мик. Дети мечтают о возвращении первоначальной оральной стадии, когда жизнь казалась им блаженством. И вот они встречают женщи­ну, которая поначалу представляется «изначальной вседающей ма­терью, которую каждый ребенок впоследствии стремиться вновь отыскать в окружающем мире» (Bettelheim, p. 161). Но детские меч­ты оказываются неосуществимыми. Поскольку дети смутно ощуща­ют собственную оральную деструктивность, им кажется, что со сто­роны других должно последовать оральное возмездие, которое сим-волизует попытка ведьмы сожрать их.

Беттельгейм полагал, что сказки способствуют психическому раз­витию детей: они отражают глубинные детские страхи, но в то же время дают надежду, что проблемы могут быть разрешены. Герои сказки, Гензель и Гретель, в конце концов перестают действовать исходя из своих оральных импульсов и начинают действовать, полагаясь на более рациональные части своей личности. Используя смекалку, они находят способ перехитрить ведьму, убить ее и вер­нуться домой более зрелыми.

Фиксация и регресиия. Фрейд считает, что все люди проходят оральную стадию, как и две другие стадии психосексуального разви­тия. Но у человека может развиться фиксация на любой из стадий развития; это означает, что, независимо от того, насколько далеко че­ловек уходит вперед в своем развитии, он остается сосредоточенным на проблемах и удовльствиях, характерных для более ранней стадии. Например, при фиксации на оральной стадии человека постоянно за­нимают вопросы, связанные с пищей, или он ощущает, что ему удоб­нее всего работать, когда он сосет или кусает какой-либо предмет, ска­жем — карандаш. Человек также может получать наибольшее удоволь­ствие от орального секса или пристраститься к курению или выпивке, отчасти — в связи с оральным характером удовольствия, получаемо­го от этого процесса (Abraham, 1924b; Freud, 1905).


Фрейд (1920, p. 357) писал о том, что не может точно указать при­чины фиксации, но в целом психоаналитики полагают, что фиксация ' является следствием чрезмерного либо удовлетворения, либо фруст­рации потребности, соответствующей той или иной стадии психосек­суального развития (Abraham, 1924b, p. 357; Fenichel, 1945, p. 65).

Младенец, которого мать подолгу и нежно держит у груди, впо­следствии может также искать оральное удовлетворение. Напротив, человек, испытавший сильную фрустрацию и депривацию на ораль­ной стадии развития, может вести себя так, как будто хочет постоян­но испытывать оральное удовлетворение, или так, как будто суще­ствует постоянная угроза получению орального удовольствия. Та­кой человек может, например, испытывать сильное беспокойство, если пища не подается вовремя, или жадно заглатывать ее, как буд­то она может в любой момент исчезнуть. В целом, создается впечат­ление, что именно острая фрустрация, а не чрезмерное удовлетворе­ние, является источником наиболее сильных фиксаций (White & Watt, 1973, p. 136,148,189; Whiting & Child, 1953).

Иногда люди практически не проявляют оральных черт в по­вседневной жизни, но затем они истыпывают фрустрацию, и ре­грессируют (regress) к оральной фиксации. Маленький мальчик, внезапно почувствовавший, что он лишился родительского вни­мания после рождения сестры, может регрессировать к оральным формам поведения и снова начать сосать палец, что он к этому мо­менту уже перестал делать. Девушка-подросток может не прояв­лять особых оральных наклонностей, но, потеряв своего романти­ческого друга, впадает в депрессию и находит утешение в пище.

Величина регрессии определяется и силой фиксации в детстве, и остротой фрустрации в более позднем возрасте (Freud, 1920). Если фисксация в детстве была сильной, достаточно даже относительно легкой фрустрации, чтобы вызвать оральную регресиию. С другой стороны, серьезная фрустрация может вызвать регресиию к более ранней стадии, даже если фиксация не была особенно сильной.

Рассматриваемые до сих пор регрессии могут иметь место в жиз­ни любого из нас — относительно «нормальных» людей. Временами жизнь преподносит нам всем неприятности, и мы можем регресси­ровать к более ранним, инфантильным формам поведения. Такие регрессии не являются патологией, так как они носят лишь частич­ный и временный характер. Например, мальчик, начавший сосать палец после рождения сестры, как правило, возвращается к этому занятию лишь на время; в любом случае, в других отношениях он не начинает вести себя, как младенец.

Фрейд считал, что понятия фиксации и регрессии могут помочь нам объяснить и более серьезные эмоциональные расстройтсва. При некоторых формах шизофрении наблюдается полная регрес­сия к самой ранней стадии развития. Больные шизофренией часто полностью замыкаются в себе и вынашивают нелепые грандиоз­ные идеи по поводу собственной важности. Так, пациент может возомнить себя Богом и считать, что его мысли влияют на весь ок­ружающий мир. В данном случае пациент испытывает практичес­ки полную регрессию к изначальному состоянию нарциссизма (sta­te of primary narcissism), в котором его либидо обращено исключи­тельно на самого себя, а границы между собственной личностью и внешним миром вновь теряют определенность.

По мнению Абрахама (Abraham, 1924a), признаки регрессии к оральной стадии также с очевидностью проявляются в случаях де­прессии. Депрессия часто наступает после потери любимого челове­ка, и обычным ее симптомом является отказ пациента принимать пищу. Возможно, пациенты таким образом наказывают самих себя, поскольку на бессознательном уровне ощущают, что это их ораль­ный голод привел к уничтожению объекта любви.







Date: 2015-09-02; view: 450; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию