Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Биографические сведения. Большинство предыдущих глав были посвящены преимущественно моторному и когнитивному развитию
Большинство предыдущих глав были посвящены преимущественно моторному и когнитивному развитию. Начиная с данной главы мы рассмотрим ряд теорий, разработанных представителями психоаналитического направления, в центре внимания которого находится сфера чувств, влечений и фантазий. Основателем этого направления в психологии является Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud, 1856-1939). В принципе, Фрейд был сторонником теории естественного развития; он считал, что психологические изменения обусловлены внутренними силами, в особенности — силами, связанными с процессами биологического созревания. Однако при этом Фрейд полагал, что процесс созревания организма порождает неуправляемую сексуальную и агрессивную энергию, которую общество должно обуздать. Таким образом, социальные силы также играют важную роль в его теории. Зигмунд Фрейд родился в Австро-Венгрии, в Моравии, в городе Фрейберге (ныне Пршибор в составе Чехии). Он был первым ребенком в семье; его матери было 20 лет, а отцу — 40, и у отца были два взрослых сына от первого брака. Отец занимался торговлей шерстью, но так никогда и не добился больших успехов в бизнесе, и в течение первых лет жизни Зигмунда финансовые проблемы дважды заставили его семью сменить место жительства — сначала семья переехала в Лейпциг, а когда Фрейду исполнилось 4 года — в Вену, где он и прожил почти до конца своей жизни (Jones, 1961).Еще в детские годы Фрейд проявил незаурядные способности в учебе, и семья всячески способствовала его занятиям. Родители обеспечили ребенка масляной лампой, тогда как остальные члены семьи довольствовались свечами (Schultz, 1975). Фрейд обладал широким кругом интересов, поэтому, когда пришло время поступать в университет, ему было нелегко выбрать специализацию. Хотя и с некоторой неохотой, он остановился на медицине, прежде всего потому, что это давало ему возможность проводить самостоятельные исследования. Еще учась на медицинском факультете, Фрейд провел научное исследование спинного мозга рыбы вида петромизон (Petromyzori) (Jones, 1961). Начиная с 26 лет и до 35-летнего возраста Фрейд неустанно ищет область, в которой он мог бы сделать важное научное открытие. Он продолжает проводить исследования в уже достаточно разработанных разделах неврологии, но его больше привлекают иные перспективы: некоторое время Фрейд считал, что может найти революционно новое применение для кокаина — наркотика, от которого он в этот период жизни, по-видимому, находился в зависимости сам. Фрейд также посещал лабораторию Шарко в Париже, в которой французский ученый пытался раскрыть тайну истерии. С изучения этой болезни и берет свое начало череда великих открытий, сделанных Фрейдом. Термином истерия в то время обозначали как характерный физический недуг, так и специфическую форму потери памяти, которой в то время не могли найти психологического объяснения. Например, женщина могла жаловаться на «перчаточную анестезию» (glove anestesia) — утрату физических ощущений в районе кисти руки, хотя невозможно было обнаружить никаких физиологических признаков, свидетельствующих об утрате чувствительности именно в данной части тела. Первое исследование Фрейда, посвященное истерии, было выполнено по образцу работы Джозефа Брейера с пациенткой по имени «Анна О.», которой он помог осознать глубоко скрытые мысли и чувства с помощью гипноза. Брейеру и Фрейду (Breuer & Freud, 1895) казалось, что пациенты, страдающие истерией, каким-то образом блокируют или подавляют свои желания и чувства, препятствуя их осознанию. При этом заблокированная энергия трансформируется в физические симптомы. В этом случае роль терапии — обнаружить и высвободить эмоции, вытесненные в особую область психики — бессознательное. Характер ранних работ Фрейда с больными истерией можно проиллюстрировать на примере пациентки Элизабет фон Р. Истерические симптомы Элизабет проявлялись в болях в области бедер, обострявшихся после прогулок с мужем ее сестры, по отношению к которому у нее «крепло чувство специфической привязанности, которую легко можно было выдать за родственную нежность» (Freud, 1910, р. 23) Когда сестра пациентки (его жена) умерла, Элизабет пригласили на похороны. И когда Элизабет стояла у фоба сестры, в ее голове «на какое-то мгновение промелькнула мысль, которую можно выразить следующими словами: "Теперь он свободен и может жениться на мне» (р. 23). Так как это желание полностью противоречило ее морали, она тут же подавила его. После этого она начала страдать болезненными приступами истерии и к тому времени, когда за ее лечение взялся Фрейд, совершенно забыла об эпизоде, произошедшем на похоронах. Многие часы психоаналитической работы потребовались для того, чтобы восстановить эти, а вместе с ними и другие воспоминания пациентки, так как Элизабет имела серьезные причины не допускать их в сознание. В конце концов она смогла осознать свои чувства, и в той степени, в которой она была в состоянии их принять, ее эмоции уже не нуждались в том, чтобы проявляться в форме физических симптомов. В своей работе с Элизабет и другими пациентами Фрейд отказался от техники гипноза, к которой прибегал Брейер. Фрейд обнаружил, что гипноз, помимо других недостатков, может быть использован лишь в работе с некоторыми пациентами, и даже в этих случаях он, как правило, приводит лишь к временному излечению, Вместо применения гипноза Фрейд разработал метод свободных ассоциаций, предполагающий, что пациент полностью перестает контролировать свой ум и сообщает обо всем, что приходит ему в голову, не пытаясь подвергнуть какому-либо упорядочиванию или цензуре возникающие у него мысли. Фрейд обнаружил, что, хотя метод свободных ассоциаций и открывает доступ к затаенным мыслям и чувствам, эти ассоциации отнюдь не являются до конца свободными — пациенты упорно сопротивляются применению данной техники. Одни темы они обходят, в других случаях меняют тему обсуждения либо заявляют, что их мысли слишком банальны или деликатны, чтобы о них говорить, и т. д. (Freud, 1920). Фрейд назвал эти препятствующие свободному течению ассоциаций факторы сопротивлением (resistance), которое рассматривал в качестве еще одного свидетельства силы психологического механизма подавления (Breuer & Freud, 1895). Иными словами, Фрейд обнаружил новое подтверждение своей теории, согласно которой психика (mind) пациента находится в состоянии войны с самой собой и что определенные желания пациента несовместимы с его «этическими, эстетическими или личностными воззрениями», а следовательно, данные желания должны быть подавлены (Freud, 1910, р. 22).По мере развития своей теории Фрейд все больше приходил к выводу, что подобный внутренний конфликт характерен не только для пациентов, страдающих истерическими и другими невротическими симптомами. В каждом из нас присутсвуют мысли и желания, существования которых мы не можем допустить. В случае невроза степень подавления и внутреннего конфликта достигает такой силы, что он становится неуправляемым, и в результате возникает невротический симптом. Тем не менее такой внутренний конфликт присущ человеческой природе (Freud, 1900, р. 294; 1933, р. 121). Брейер и Фрейд опубликовали совместный труд «Исследования по истерии» {Studies on Histeria, 1895) который стал первым классическим изложением теории психоанализа. Но Брейер впоследствии прекратил работу в этом направлении. На его решение в значительной степени повлияло то, в какую сторону стали развиваться дальнейшие исследования в области, за разработку которой они взялись. Фрейд находил все больше подтверждений тому, что основная эмоция, заблокированная для осознания пациентом, всегда носит сексуальный характер — вывод, истинность которого Брейер ощущал, но который он считал для себя неприемлемым и который вызывал в нем внутреннее беспокойство. К тому же сексуальная теория неврозов была осмеяна научным сообществом, что глубоко уязвило Брейера. В результате, Брейер предоставил Фрейду возможность проводить дальнейшие исследования в этой области в одиночестве. Постепенно продвигаясь в своих исследованиях, Фрейд также обнаружил, что сокровенные воспоминания пациентов ведут в их прошлое — в период детства. Фрейду нелегко было определить природу источника, который он открыл. Его пациенты неоднократно рассказывали ему истории о том, как в период их детства родители совершали по отношению к ним абсолютно безнравственные сексуальные поступки. В конце концов он пришел к выводу, что эти рассказы, должно быть, по преимуществу основаны на фантазиях пациентов. На какое-то время Фрейду показалось, что вся его теория растаяла как дым — ведь в ее основе лежат вымыслы, а не факты. Но дальнейшие размышления привели его к выводу, что и фантазии могут управлять нашей жизнью: наши мысли и чувства имеют для нас такую же силу, как и реальные события (Freud, 1914 р. 300; Gay, 1988, р. 95). В 1897 г., когда Фрейд был полон сомнений относительно истинности воспоминаний своих пациентов, он включил в круг своих исследований новое направление — самоанализ. Толчком к этому послужило душевное смятение, вызванное смертью отца и заставившее Фрейда пересмотреть собственные мысли, воспоминания и опыт раннего детства. Благодаря проведенному самоанализу Фрейд получил независимое подтверждение своей теории детской сексуальности и сделал открытие, которое считал своим величайшим научным достижением — он обнаружил у ребенка эдипов комплекс (Oedipus complex). Иными словами, Фред осознал, что в детстве (как у него самого, так и, предположительно — у каждого ребенка) развивается острое чувство соперничества с родителем одного с ним пола, на почве привязанности к родителю противоположного пола. Впервые Фрейд публично изложил свою теорию в книге «Толкование сновидений» (1900); технику толкования сновидений он назвал «королевской дорогой в бессознательное» (р. 647). Самоанализ был нелегким испытанием для Фрейда. Он предпринял попытку углубиться в такую сферу, как бессознательное, «откуда одному Богу известно, какое чудовище может выползти» (Jones, 1961, р. 213). Временами Фрейд был не в состоянии даже думать и писать, он был «настолько интеллектуально парализован, что в жизни не мог бы себе представить» (р. 213). Вдобавок ко всему, вывод, к которому он пришел, — вывод о детской сексуальности — был неприемлемым для большинства представителей научного сообщества. Многие его коллеги, как и вообще большинство людей, считали, что сексуальность развивается не ранее подросткового возраста. Предположение Фрейда о том, что невинный ребенок может испытывать сексуальные желания, делало его в глазах коллег чуть ли не извращенцем или сексуальным маньяком. Последовавшая реакция вызвала у Фрейда ощущение «полной изоляции», в результате которой им, по его словам, часто овладевал страх потерять направление и уверенность в правильности собственного пути (1914а, р. 302). Лишь около 1901 г. (когда Фрейду исполнилось 45 лет) он постепенно начал выходить из своей интеллектуальной изоляции. Его работы привлекли внимание более молодых ученых, представлявших различные научные дисциплины, а также писателей, некоторые из них стали еженедельно навещать его и проводить совместные научные дискуссии. Со временем из этих дискуссионных групп сформировалась официальная психоаналитическая ассоциация. Среди ранних последователей Фрейда были Альфред Адлер и Карл Юнг, которые, как и ряд других учеников Фрейда, впоследствии отошли от него и стали основателями собственных психоаналитических теорий. Фрейд продолжал развивать и пересматривать свою теорию до конца жизни, последние 16 лет которой он прожил, борясь с мучительной болью, вызванной раком горла. В 1933 г. нацисты сожгли его книги, а в 1938 ему пришлось покинуть Вену и переехать в Лондон, где он провел последний год своей жизни и умер в возрасте 83 лет. Date: 2015-09-02; view: 314; Нарушение авторских прав |