Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О стадии психосексуального развития
Итак, мы проследили путь, проделав который, Фрейд пришел к выводу, что сексуальные переживания присутствуют уже в детском возрасте. Однако, следует иметь в виду, что слово «секс» Фрейд понимал в широком смысле. С его точки зрения (Freud, 1905), под сексом следует понимать не только половой акт, но практически все, что является источником физического удовольствия. В период детства сексуальные ощущения носят особенно общий и расплывчатый характер. Сексуальность может выражаться в таких действиях, как сосание с целью получения удовольствия, мастурбация, демонстрация собственного тела или разглядывание тела другого человека, акт дефекации или его сдерживание, а также такие телодвижения, как покачивание, и даже акты жестокости, когда дети, скажем, щиплются или кусаются (р. 585-594). Фрейд обнаружил две основные причины, по которым столь разнообразные проявления можно отнести к сексуальным. Во-первых, такие действия являются для детей источником удовольствия. Дети любят сосать даже когда они не голодны; ребенок может сосать свой палец, руку или какой-либо предмет, так как это вызывает приятное раздражение слизистой оболочки рта (р. 588). Во-вторых, Фрейд рассматривал многие формы детского поведения, как сексуальные, поскольку они впоследствии появляются повторно уже в качестве взрослого сексуального поведения. Для большинства взрослых характерны такие формы сексуального поведения, как сосание (в частности, поцелуи), разглядывание, эксгибиционизм и объятия — непосредственно перед и во время полового акта. Кроме того, в случае так называемых перверсий (извращений) взрослые достигают оргазма исключительно в результате сексуальных действий, характеных для детей, — без участия в половом акте. «Подглядывающий Том» мог достичь оргазма в результате одного только разглядывания человеческого тела. У взрослых, страдающих неврозами, также сохраняются детские сексуальные желания, но они испытывают настолько сильное чувство вины и стыда, что подавляют их (Freud, 1920, chap. 20-21; 1905, p. 577-579). В своей теории Фрейд использовал для всех форм сексуальной энергии обобщающий термин либидо, а те части тела, в которых она концентрируется, назвал эрогенными зонами (Freud, 1905). Практически любая часть тела может являться эрогенной зоной, но в детском возрасте таких основных зоны три: это области рта, ануса и гениталий. Данные зоны одна за другой оказываются в центре внимания ребенка в соответсвии с последовательностью стадий его развития (stage sequence). Первой зоной, на которой сосредоточиваются сексуальные ощущения ребенка, становится рот (оральная стадия), затем — анус (анальная стадия) и наконец область гениталий (гени-тальная стадия). Фрейд считал, что смена стадий происходит благодаря процессу созревания (maturational process) — обусловленному внутренними биологическими факторами. В то же время социальный опыт ребенка (social experiences) также играет в его развитии приниципиально важную роль. Например, у ребенка, испытавшего сильную фрустрацию на оральной стадии развития, в течение длительного периода может проявляться особый интерес к предметам, имеющим отношение к области рта. Теперь мы рассмотрим стадии развития, соответствующие теории Фрейда, более подробно. Date: 2015-09-02; view: 307; Нарушение авторских прав |