Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Зона ближайшего развития
Большинство учителей, вероятно, в принципе согласились бы с точкой зрения Выготского. Они согласились бы с тем, что их задача — способствовать умственному прогрессу детей, а для этого их нужно прямым образом обучать новым знаниям, вместо того чтобы ждать от них самостоятельных открытий. В то же время учителя знают, что детей различного возраста бесполезно пытаться научить одному и тому же. Например, невозможно эффективно преподавать алгебру большинству первоклассников. Поэтому учителям нужен способ определения того, к изучению какого материала готовы дети. В большинстве школ этот вопрос решается на основании стандартных тестов на успеваемость и интеллект. При переходе в третий класс школьнику могут предложить тест на успеваемость, определить уровень его математических достижений и распределить его в группу, скажем, со средним уровнем математической нагрузки. Но Выготский утверждает, что традиционные тесты неадекватно отражают действительность; они измеряют лишь фактический уровень достижений ребенка, показывая какого уровня развития он достиг на данный момент. В то же время эти тесты ничего не говорят нам о способностях ребенка к изучению нового материала, относящегося к более высокому уровню. Причина этого недостатка стандартных тестов в том, говорит Выготский, что они показывают лишь тот результат, которого ребенок может достичь, работая самостоятельно. Но, прежде чем ребенок сможет выполнить задачу сам, он учится выполнять ее вместе с другими людьми, получая от них указания и поддержку. Чтобы определить потенциал ребенка к дальнейшему обучению, мы должны выяснить, чего ребенок может достичь с посторонней помощью. Выготский предлагает рассмотреть пример двух мальчиков, прошедших стандартный интеллектуальный тест для 8-летних детей (Vygotsky, 1934). Оба они получают результат, соответствующий восьмилетнему уровню, работая самостоятельно, как того и требует методика тестирования. Но затем экзаменатор дает детям новые задания, которые слишком сложны, чтобы дети могли выполнить их самостоятельно, и предлагает им небольшую помощь, например задает наводящий вопрос, относящийся к первому шагу решения. С этой помощью один ребенок получает результат, соответствующий уровню развития 9-летнего ребенка а другой — 12-летнего ребенка. Очевидно, что потенциал обучения у детей был не одинаков. Выготский называет дистанцию до максимального результата, который может показать ребенок, зоной ближайшего развития (zone of proximal development). (От лат. proximal — ближайший, находящийся в непосредственной близости.) Более точно он определяет этот термин следующим образом: Дистанция между уровнем фактического (актуального) развития, определяемым по результатам самостоятельного выполнения заданий, и уровнем потенциального развития, определяемым по результатам выполнения заданий под руководством взрослого или в сотрудничестве с более способными сверстниками (Vygotsky, 1935, р. 86).. Выготский надеется, что понятие зоны ближайшего развития станет для учителей намного более эффективным показателем истинного потенциала обучаемости каждого ребенка. Кстати, с таким же энтузиазмом Выготский относился и к вопросу о преимуществах использования понятия концепций для психологии развития. Он рассматривал понятие концепции как новый, усовершенствованный прожектор, помогающий освещать не только «функции, уже достигшие степени зрелости, но и те, которые еще находятся в процессе созревания. Фокусируясь на задачах, которые ребенок может выполнить с посторонней помощью, показатель зоны ближайшего развития помогает нам увидеть те способности, которые лишь начинают развиваться, как, например, способность ребенка ходить в тот период, когда он может делать это, только держась за руку взрослого. Этот показатель проливает свет и на «урожай в процессе созревания урожая» — на те задачи, которые ребенок может выполнить сегодня только с посторонней помощью, но завтра научится выполнять самостоятельно (Vygotsky, 1934, р. 188). Но как мы можем убедиться в том, что Выготский был прав, и показатель зоны ближайшего развития действительно позволяет нам заглянуть во внутренние процессы развития? Если лишь небольшой объем помощи позволяет ребенку быстро достичь результата, мы можем быть уверены, что наблюдаем спонтанно развивающуюся способность. Быстрое достижение результата говорит о том, что помощь взрослого действительно лишь подталкивает процесс развития, уже идущий изнутри. Но Выготский также указывал на то, что в ряде случаев взрослым приходится оказывать весьма значительную помощь детям. Например, он с удовлетворением отмечает, что ребенок начал использовать аб-стракное понятие, «так как, занимаясь с ребенком, учитель объяснял (объяснил), показывал, спрашивал, поправлял и заставлял самого ребенка объяснять» (р. 191). В данном случае учитель обращается с ребенком, как с куклой, и мы не можем быть уверены, что он стимулировал какие-либо спонтанные процессы, происходящие с ребенком. Пожалуй, единственный способ узнать, активизирован ли спонтанный процесс развития, это наблюдать за ребенком. Проявляет ли ребенок энтузиазм, любопытство, активную вовлеченность в учебный процесс или смотрит по сторонам? Действительно, ряд исследований, в частности Рогова, Малкина и Гилбрида (Rogoff, Malkin & Gilbride, 1984) подтверждают, что взрослые, стремящиеся эффективно обучать детей в зоне ближайшего развития, постоянно наблюдают признаки, указывающие на естественный интерес детей к занятиям. Date: 2015-09-02; view: 431; Нарушение авторских прав |