Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оперантная модель





Как и Уотсон, Скиннер был строгим бихевиористом. Он считал, что психология должна отказаться от каких-либо ссылок на неося­заемые психические состояния (такие, как цели, желания или зада­чи); вместо этого ей следует ограничиться исследованием доступ­ного для наблюдения поведения. Кроме того, Скиннер,.как и Уот­сон, сосредоточивал свое внимание на окружающей среде; хотя он признавал, что живые существа приходят в мир с определенной ге­нетической структурой, он интересовался в первую очередь тем, как окружающая среда контролирует поведение.

Однако, в отличие от Уотсона, основная модель обусловливания у Скиннера была не павловской. Реакции, которые изучал Павлов, говорил Скиннер, лучше всего можно определить, как респондент -ные или ответные (respondents). Это реакции, автоматически вызы­ваемые известными стимулами. Например, пища во рту автомати­чески вызывает слюноотделение, а, услышав громкий звук, человек автоматически вздрагивает. Большинство респондентных реакций, скорее всего, являются простыми рефлексами.

Другой тип поведения, который более всего интересовал Скинне­ра, называется оперантным (operant). Для наблюдения оперантного поведения животное не связывают ремнями, как собак Павлова, а по­зволяют ему свободно передвигаться и «оперировать» в окружающей среде. Например, в более ранних экспериментах Торндайка (Thorn-dike, 1905) кошки могли обнюхивать свою клетку, царапать когтями и прыгать до тех пор, пока они случайно не наталкивались на пра­вильную реакцию — отодвинуть щеколду, — что позволяло им до­браться до пищи. Успешная реакция становится затем более вероят­ной. В подобных случаях мы часто не можем указать на какой-то пер­воначальный стимул, автоматически вызывающий данную реакцию. Вместо этого животные вырабатывают реакции, и некоторые из них становятся в дальнейшем более вероятными, так как приводят к бла­гоприятным последствиям. Поведение, по терминологии Скиннера, регулируется подкрепляющими стимулами, которые следуют за дан­ным вариантом поведения (Skinner, 1938, р. 20-21; 1953, р. 65-66).

Для исследования оперантного обусловливания Скиннер скон­струировал аппарат, обычно именуемый «ящикам Скиннера» (Skinner box). Это довольно маленький ящик, в котором животное может сво­бодно двигаться и перемещаться, как ему угодно (см. рис. 8.2). На од­ной из стенок расположена планка-рычаг, и, когда на нее нажимают, автоматически выдается немного пищи или воды. Животное, напри­мер крыса, сперва беспорядочно тычется туда и сюда, пока, наконец, не нажимает случайно на планку и не получает награду. Проходит время, и животное начинает все чаще нажимать на планку.

Важнейшей мерой научения, по Скиннеру, является уровень реа­гирования (the rate of responding), т. е. частота, с которой повторяются данные действия; когда реакция подкрепляется, эта частота возрастает. В аппарате Скиннера нажатия на планку автоматически регистри­руются на диаграмме, так что экспериментатору не приходится все время наблюдать за подопытным животным. Данные представляют­ся в виде кривой научения, изображенной на рис. 8.3.

Скиннер полагал, что оперантное поведение играет много боль­шую, по сравнению с респондентным, роль в жизни людей. Когда мы чистим зубы, ведем машину или читаем книгу, наши действия не вы­зываются автоматически заранее определенными стимулами. Один лишь вид книги, например, не вызывает реакцию чтения, подобно тому, как яркий свет вызывает реакцию моргания. Мы можем читать, а можем и не читать книгу, в зависимости от того, какие результаты следовали за этим в прошлом. Если чтение книг прежде приносило нам вознаграждения, такие как хорошие оценки, то мы с большей ве­роятностью станем реализовывать такое поведение. Поведение опре­деляется его последствиями (Munn, Fernald & Fernald, 1974, p. 208).

Date: 2015-09-02; view: 538; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию