Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оперантная модель
Как и Уотсон, Скиннер был строгим бихевиористом. Он считал, что психология должна отказаться от каких-либо ссылок на неосязаемые психические состояния (такие, как цели, желания или задачи); вместо этого ей следует ограничиться исследованием доступного для наблюдения поведения. Кроме того, Скиннер,.как и Уотсон, сосредоточивал свое внимание на окружающей среде; хотя он признавал, что живые существа приходят в мир с определенной генетической структурой, он интересовался в первую очередь тем, как окружающая среда контролирует поведение. Однако, в отличие от Уотсона, основная модель обусловливания у Скиннера была не павловской. Реакции, которые изучал Павлов, говорил Скиннер, лучше всего можно определить, как респондент -ные или ответные (respondents). Это реакции, автоматически вызываемые известными стимулами. Например, пища во рту автоматически вызывает слюноотделение, а, услышав громкий звук, человек автоматически вздрагивает. Большинство респондентных реакций, скорее всего, являются простыми рефлексами. Другой тип поведения, который более всего интересовал Скиннера, называется оперантным (operant). Для наблюдения оперантного поведения животное не связывают ремнями, как собак Павлова, а позволяют ему свободно передвигаться и «оперировать» в окружающей среде. Например, в более ранних экспериментах Торндайка (Thorn-dike, 1905) кошки могли обнюхивать свою клетку, царапать когтями и прыгать до тех пор, пока они случайно не наталкивались на правильную реакцию — отодвинуть щеколду, — что позволяло им добраться до пищи. Успешная реакция становится затем более вероятной. В подобных случаях мы часто не можем указать на какой-то первоначальный стимул, автоматически вызывающий данную реакцию. Вместо этого животные вырабатывают реакции, и некоторые из них становятся в дальнейшем более вероятными, так как приводят к благоприятным последствиям. Поведение, по терминологии Скиннера, регулируется подкрепляющими стимулами, которые следуют за данным вариантом поведения (Skinner, 1938, р. 20-21; 1953, р. 65-66). Для исследования оперантного обусловливания Скиннер сконструировал аппарат, обычно именуемый «ящикам Скиннера» (Skinner box). Это довольно маленький ящик, в котором животное может свободно двигаться и перемещаться, как ему угодно (см. рис. 8.2). На одной из стенок расположена планка-рычаг, и, когда на нее нажимают, автоматически выдается немного пищи или воды. Животное, например крыса, сперва беспорядочно тычется туда и сюда, пока, наконец, не нажимает случайно на планку и не получает награду. Проходит время, и животное начинает все чаще нажимать на планку. Важнейшей мерой научения, по Скиннеру, является уровень реагирования (the rate of responding), т. е. частота, с которой повторяются данные действия; когда реакция подкрепляется, эта частота возрастает. В аппарате Скиннера нажатия на планку автоматически регистрируются на диаграмме, так что экспериментатору не приходится все время наблюдать за подопытным животным. Данные представляются в виде кривой научения, изображенной на рис. 8.3. Скиннер полагал, что оперантное поведение играет много большую, по сравнению с респондентным, роль в жизни людей. Когда мы чистим зубы, ведем машину или читаем книгу, наши действия не вызываются автоматически заранее определенными стимулами. Один лишь вид книги, например, не вызывает реакцию чтения, подобно тому, как яркий свет вызывает реакцию моргания. Мы можем читать, а можем и не читать книгу, в зависимости от того, какие результаты следовали за этим в прошлом. Если чтение книг прежде приносило нам вознаграждения, такие как хорошие оценки, то мы с большей вероятностью станем реализовывать такое поведение. Поведение определяется его последствиями (Munn, Fernald & Fernald, 1974, p. 208). Date: 2015-09-02; view: 576; Нарушение авторских прав |