Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обзор теории





Хотя направленность исследований Пиаже менялась с течением вре­мени, каждая их часть вносила вклад в единую, объединенную тео­рию стадий. Наиболее общие стадии, или периоды, перечислены в табл. 6.1.

Прежде чем мы рассмотрим эти стадии в деталях, важно отме­тить два теоретических момента. Во-первых, Пиаже признавал, что дети проходят через его стадии разными темпами, и поэтому прида­вал мало значения возрастным рамкам, связанным с ними. Однако он утверждал, что дети переходят от одной стадии к другой в неиз­менной последовательности — в одном и том же порядке.

Во-вторых, когда мы будем обсуждать стадии, важно помнить об об­щем взгляде Пиаже на природу изменений в ходе развития. Поскольку он постулировал неизменную последовательность стадий, некоторые ученые (например, Bandura & McDonald, 1963) предположили, что он был сторонником теории созревания. Он им не был. Сторонники этой теории полагают, что последовательность стадий заложена в генах и что стадии раскрываются согласно определенному внутреннему графику. Но Пиаже не считал, что его стадии генетически обусловлены. Они лишь отражают все более универсальные способы мышления. Дети постоян­но исследуют среду, манипулируют ей и пытаются ее осмыслить, и в про­цессе этого они активно конструируют новые и более сложные структу­ры, позволяющие контактировать со средой (Kohlberg, 1968).

Таблица 6.1. Общие периоды развития

Период I Сенсомоторный интеллект (рождение — 2 года). Малыши выстраивают собственные схемы физических действий, таких как сосание, хватание и нанесение ударов, чтобы установить контакт с окружающим миром.

Период II Дооперациональное мышление (2 года —7 лет).

Дети научаются мыслить — использовать символы и внутренние образы, — но их мышление не систематично и не логично. Оно сильно отличается от мышления взрослых.

Период III Конкретные операции (7-11 лет). Дети

овладевают способностью мыслить систематически, но только в том случае, когда могут привязаться к конкретным объектам и действиям.

Период IV Формальные операции (11 лет — зрелость).

Молодые люди овладевают способностью мыслить систематически в чисто абстрактном и гипотетическом ключе.

 

Пиаже все же пользовался биологическими понятиями, но только в ограниченных предачах. Он отмечал, что младенцы наследуют рефлек­сы, например сосательный. Рефлексы важны на первом месяце жизни, но после этого оказывают на развитие значительно меньшее влияние.

Кроме того, Пиаже иногда характеризовал активность детей с точки зрения биологических тенденций, которые обнаруживают у всех организмов. Этими тенденциями являются ассимиляция, ак­комодация и организация. Ассимиляция означает усвоение, подоб­ное тому, которое имеет место во время еды или переваривания пищи. В интеллектуальной сфере мы должны ассимилировать объекты или информацию в свои когнитивные структуры. Напри­мер, взрослые ассимилируют информацию, читая книги. Задолго до этого малыш может попытаться ассимилировать объект, хватая его и стараясь включить его в свою схему хватания.

Некоторые объекты не соответствуют в полной мере существую­щим структурам, поэтому мы должны произвести в наших структу­рах аккомодации, или изменения. Например, маленькая девочка может обнаружить, что способна взять в руки кубик, только предва­рительно убрав какое-то препятствие. Путем подобных аккомода­ций младенцы начинают конструировать все более эффективные и сложные средства для осуществления контакта с миром.

Третья тенденция — организация. К примеру, 4-месячный маль­чик может обладать способностью смотреть на объекты и хватать их. Вскоре он попытается объединить эти два действия, хватая те объекты, на которые смотрит. На более ментальном уровне мы вы­страиваем теории. По-видимому, мы постоянно пытаемся организо­вать свои идеи в связные системы.

Тем самым, хотя Пиаже и считал, что стадии обусловлены не ге­нетическим кодом, а конструируются самими детьми, он все-таки рассматривал процесс конструирования с точки зрения биологиче­ских тенденций (Ginsburg & Оррег, 1988, р. 16-19).

Пиаже не был сторонником теории созревания, но в еще меньшей 'степени он был теоретиком научения. Он не считал, что мышление Детей формируется посредством обучения, проводимого взрослыми, Или других влияний со стороны среды. Дети должны взаимодейство­вать со средой, чтобы развиваться, но выстраивают новые когнитив­ные структуры именно они, а не внешняя среда.

Таким образом, развитием управляют не внутренние процессы созревания и не внешнее обучение. Это процесс активного конструирования, в котором дети, посредством собственной деятельности, выстраивают все более дифференцированные и всеобъемлющие ког­нитивные структуры.

Период I. Сенсомоторный интеллект (рождение — 2 года)

Первый период развития у Пиаже состоит из шести стадий.







Date: 2015-09-02; view: 347; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию