Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Феноменология
Феноменология — это философская школа, с которой Вернер был близко знаком. Представители этой школы считали, что при изучении детей (как, впрочем, при изучении кого-либо вообще) важно отказаться от своих прежних представлений о них. Мы не должны предполагать, что дети думают так же, как мы; мы должны посмотреть свежим взглядом на самих детей. Прежде всего нам следует узнать о субъективном опыте ребенка в предметном окружении. Нужно исследовать их феноменальный мир — каким он оказывается для них. Большинство представителей психологии развития принимают феноменологию только до определенных пределов (см. главу 18). Они считают, что следует отказаться от представлений о том, что ребенок думает так же, как мы, но они обычно анализируют мышление ребенка со стороны, вместо того чтобы посмотреть на вещи глазами ребенка. Вернер тоже рассматривал мышление с внешней точки зрения (например, как дифференцированное). Но у Вернера были тонкие наблюдения субъективного опыта детей, подсказывающие мысль о том, что дети склонны воспринимать предметы физиогномически. Вернер восторженно писал о своих коллегах Якобе фон Юкскюл-ле (Jacob von Uexkuell) и Марте Мухов (Martha Muchow). Фон Юкскюлль был этологом и пытался показать, как различная окружающая обстановка выглядит для разных видов. Например, анализируя реакцию мухи, он указывал, что комната должна выглядеть для мухи совершенно иначе, чем для нас. Мухов, следуя за фон Юкскюллем, считала, что повседневные жизненные события должны выглядеть для детей по-другому, чем для взрослых. Она наблюдала детей и взрослых в какой-нибудь повседневной обстановке, например на пристани канала в Гамбурге, и делала выводы о том, как дети могут воспринимать подобную обстановку (Wohlwill, 1984). Пристань находилась внизу крутого склона, и, чтобы попасть на нее, нужно было спускаться по узкой огороженной тропинке. Так добирались взрослые. Но дети игнорировали тропинку. Они взбирались на изгородь и качались на ней, скатывались и скользили по травянистому склону за изгородью. Из-за того, что дети значительно подвижнее взрослых, они воспринимали ту же обстановку совершенно иначе, чем взрослые. Для детей изгородь и склон — то, что было элементами фона для взрослых, — оказались главными привлекательными деталями обстановки. Второй изучаемой обстановкой был новый большой универмаг. Дети (6-9 лет) не воспринимали магазин так, как это делаем мы. Они не обращали внимания на товары, а бросились в те места, где можно было порезвиться и поиграть. Особенно их привлекали лестницы, лифты и эскалаторы, где им нравилось бегать вверх и вниз против движения. И снова Мухов приходит к выводу, что дети осваивают новую обстановку совершенно иначе, чем взрослые. К сожалению, Мухов умерла слишком рано и не довела своего исследования до конца. Она делала заключение о детских восприятиях только на основании поведения; нам бы хотелось и других доказательств, таких как рисунки, которые могли показать, какой дети видят окружающую обстановку. И все же она сделала первую попытку изобразить феноменальный мир ребенка. Date: 2015-09-02; view: 301; Нарушение авторских прав |