Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассуждения о прерывности процесса развития. Более существенным является вопрос беспрерывности и прерыв­ности процесса развития





Более существенным является вопрос беспрерывности и прерыв­ности процесса развития. Когда мы говорим, что изменение постоян­но, мы предполагаем, что его можно измерить только количественно. Так же как мы можем измерить рост ребенка сантиметром, можно измерить по шкале количества словарь ребенка, объем внимания, воз­можности памяти и множество других психологических переменных.

Во многих исследованиях по психологии развития допускается мысль о том, что изменение можно измерять количественным мето­дом. Для многих исследователей концепция беспрерывного, коли­чественного измерения является основой науки.

Например, биологи долго считали, что многие изменения прерыв­ны и включают в себя качественные трансформации. Ранние фор­мы появляются в новых формах, которые отличаются по качеству; они представляют различные типы и способы функционирования. Особенно поразительными примерами количественных изменений являются метаморфозы, такие как превращение гусеницы в бабоч­ку. В таких случаях количественные сравнения становятся бессмыс­ленными. Нет смысла в том, чтобы измерять скорость, с какой мо­гут летать гусеницы. У них свой способ передвижения.

Начиная с Руссо, представители психологии развития даже боль­ше, чем биологи, обращают внимание на качественные изменения. Переход от детства к юности может быть не столь поразительным, как метаморфозы, но, как утверждал Руссо: «Детство по-своему ви­дит, думает и чувствует» (1762b, p. 54). Если это положение правиль­но, то нельзя оценивать детей по взрослым меркам, не упустив того, что присуще только ребенку.

Вернер, имея в виду самую широкую научную перспективу, от­мечал, что происходят и количественные и качественные измене­ния. Но, подобно Руссо, Вернер был убежден в том, что наиболее важными являются качественные изменения.

Абстрактное мышление взрослых отличается по качеству от дет­ского перцептивно-моторно-аффективного мышления.

Во многих отношениях сравнение ребенка со взрослым похоже на сравнение художника с ученым. Ребенок, подобно художнику, постигает мир физиогномически, межсенсорно, в живых образах. Это особенно характерно для детей от 2 до 7 лет, когда дети любят рисовать, исполнять роли и петь; и в своей деятельности они выра­жают много жизни, энергии и воображения. Например, их рисун­ки достигают совершенства особого типа. Дети начинают рисовать примерно с 4 лет, они рисуют фигуры людей-головастиков, и хотя в этих фигурах отсутствуют многие детали, основа человеческой фигуры схвачена несколькими простыми линиями (см. изображе­ние человека на рис. 5.3 вместе с улыбающимся солнцем). В тече­ние 2-3 следующих лет детские рисунки обычно бывают свежими, живыми и прекрасно сбалансированными, они отражают веселье, игривость и полное ощущение жизни. Многие известные худож­ники говорят, что хотели бы вернуть те художественные возмож­ности, которыми обладали в детстве (Gardner, 1973, р. 20).

Затем, примерно к 8 годам детские рисунки претерпевают значи­тельные изменения; они становятся более точными и геометриче­скими (Gardner, 1980, chap. 6). Геометрически-техническое мышле­ние берет верх. Исчезает живая веселость ребенка (см. рис. 5.6 и 5.7).

Дети, конечно, проявляют не только художественную избыточ­ность, они показывают также и начало научного умения. В дальней­ших ориентациях проявляется непрерывность. Преобладающая кар­тина, складывающаяся от восприятия детей, оказывается более ес­тественно-художественной, что не дает основания для их оценки по меркам логического, рационального умения взрослых, хотя именно так обычно поступают исследователи.

Представители психологии развития указывают на то, что разви­тие часто оказывается прерывающимся процессом, т. е. оно включа­ет качественное изменение. Подобные изменения не обязательно должны быть внезапными. Например, абстрактное мышление по качеству отличается от первоначального мышления, но возникает постепенно. Прерывность заключается в том, что в изменении со­держится качественная перемена; внезапность изменения — это уже другой вопрос (Werner, 1957).







Date: 2015-09-02; view: 324; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию