Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рассуждения о прерывности процесса развития. Более существенным является вопрос беспрерывности и прерывности процесса развития
Более существенным является вопрос беспрерывности и прерывности процесса развития. Когда мы говорим, что изменение постоянно, мы предполагаем, что его можно измерить только количественно. Так же как мы можем измерить рост ребенка сантиметром, можно измерить по шкале количества словарь ребенка, объем внимания, возможности памяти и множество других психологических переменных. Во многих исследованиях по психологии развития допускается мысль о том, что изменение можно измерять количественным методом. Для многих исследователей концепция беспрерывного, количественного измерения является основой науки. Например, биологи долго считали, что многие изменения прерывны и включают в себя качественные трансформации. Ранние формы появляются в новых формах, которые отличаются по качеству; они представляют различные типы и способы функционирования. Особенно поразительными примерами количественных изменений являются метаморфозы, такие как превращение гусеницы в бабочку. В таких случаях количественные сравнения становятся бессмысленными. Нет смысла в том, чтобы измерять скорость, с какой могут летать гусеницы. У них свой способ передвижения. Начиная с Руссо, представители психологии развития даже больше, чем биологи, обращают внимание на качественные изменения. Переход от детства к юности может быть не столь поразительным, как метаморфозы, но, как утверждал Руссо: «Детство по-своему видит, думает и чувствует» (1762b, p. 54). Если это положение правильно, то нельзя оценивать детей по взрослым меркам, не упустив того, что присуще только ребенку. Вернер, имея в виду самую широкую научную перспективу, отмечал, что происходят и количественные и качественные изменения. Но, подобно Руссо, Вернер был убежден в том, что наиболее важными являются качественные изменения. Абстрактное мышление взрослых отличается по качеству от детского перцептивно-моторно-аффективного мышления. Во многих отношениях сравнение ребенка со взрослым похоже на сравнение художника с ученым. Ребенок, подобно художнику, постигает мир физиогномически, межсенсорно, в живых образах. Это особенно характерно для детей от 2 до 7 лет, когда дети любят рисовать, исполнять роли и петь; и в своей деятельности они выражают много жизни, энергии и воображения. Например, их рисунки достигают совершенства особого типа. Дети начинают рисовать примерно с 4 лет, они рисуют фигуры людей-головастиков, и хотя в этих фигурах отсутствуют многие детали, основа человеческой фигуры схвачена несколькими простыми линиями (см. изображение человека на рис. 5.3 вместе с улыбающимся солнцем). В течение 2-3 следующих лет детские рисунки обычно бывают свежими, живыми и прекрасно сбалансированными, они отражают веселье, игривость и полное ощущение жизни. Многие известные художники говорят, что хотели бы вернуть те художественные возможности, которыми обладали в детстве (Gardner, 1973, р. 20). Затем, примерно к 8 годам детские рисунки претерпевают значительные изменения; они становятся более точными и геометрическими (Gardner, 1980, chap. 6). Геометрически-техническое мышление берет верх. Исчезает живая веселость ребенка (см. рис. 5.6 и 5.7). Дети, конечно, проявляют не только художественную избыточность, они показывают также и начало научного умения. В дальнейших ориентациях проявляется непрерывность. Преобладающая картина, складывающаяся от восприятия детей, оказывается более естественно-художественной, что не дает основания для их оценки по меркам логического, рационального умения взрослых, хотя именно так обычно поступают исследователи. Представители психологии развития указывают на то, что развитие часто оказывается прерывающимся процессом, т. е. оно включает качественное изменение. Подобные изменения не обязательно должны быть внезапными. Например, абстрактное мышление по качеству отличается от первоначального мышления, но возникает постепенно. Прерывность заключается в том, что в изменении содержится качественная перемена; внезапность изменения — это уже другой вопрос (Werner, 1957). Date: 2015-09-02; view: 324; Нарушение авторских прав |