Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гигантолобые и высоколобые гении. Историческая портретная галерея
Изучение биографий ряда выдающихся людей, каждого по большому числу источников, позволяет почти достоверно исключить у них наличие какого-либо из перечисленных нами выше механизмов стимуляции интеллекта (например, у Яна Гуса, Бабура, Акбара, Баха, Веллингтона, Шиллера, Пастера, Резерфорда, Шопена, Альфреда де Мюссе, Достоевского), что заставляет предполагать у них какие-то иные механизмы. Не исключено, что в некоторых случаях высокая сверхэнергия гения проявляется большими, сверкающими глазами, которые, по некоторым, отнюдь не поэтическим, а чисто клиническим данным, являются «окнами», позволяющими заглянуть в мозг (гипертиреодия, в известных пределах ускоряющая умственные процессы). Одним из механизмов может оказаться гормональная стимуляция (высокая сексуальная потенция – Пушкин, Лермонтов, Мюссе, Есенин, Маяковский, Толстой – мы умышленно ограничиваемся немногими гиперсексуалами). Другим может оказаться огромный объем мозга (Кювье, Кант, Тургенев, Чехов). Последнему моменту мы хотим уделить особое внимание, заранее оговорившись, что пока это – лишь констатации и нащупывание каких-то закономерностей. По Тобиас (Tobias Ph V., 1971) объем мозга Australopithecus africanus – 435-540 куб. см., Homo habilis – 633-684, Homo erectus – 750-975, Homo erectus pekiniensis – 915-1225, Homo sapiens – 1000–2000. Количество нейронов возрастало приблизительно следующим образом (коэффициент – 10 в девятой степени): австралопитек – 4,0–4,5; Homo habilis – 5,5; Homo erectus – 8,5; современный человек – 9,0. Направленность эволюции несомненна. Создавший человечество естественный отбор направлялся на увеличение головы и особенно лобных долей, прикрываемых лбом, и это одно позволяет предполагать наличие некоторой, отнюдь не полной корреляции между размером головы и относительной высотой лба с высоким интеллектом. К счастью, мы располагаем древним «усредненным» каноном: высота головы равна одной седьмой высоты человека, высота лба, также в среднем, составляет треть высоты лица. Эволюционно человек отличается от своих предков сильным развитием лобных долей. Очень высокая голова и высокий лоб издавна считались признаками большого ума и при бесконечном количестве примеров противоположного, таковой все же оставалась народная мудрость и обычная интуиция, опирающаяся, в конечном счете, на какую-то не абсолютную, но статистическую закономерность. Самая мысль о том, что уровень интеллекта может быть как-то связан, пусть косвенно, пусть слабой положительной корреляцией с объемом головы или относительной высотой лба, может показаться тошнотворно-нелепой, упрощенческой, рецидивом учения Галля и худшей формой биологизаторства. Но вопрос начинает выглядеть иначе, если принять во внимание некоторые данные биохимии и молекулярной биологии. Издавна физиологов поражало то обстоятельство, что основной обмен, то есть обмен, идущий у человека в состоянии полного физического покоя, составляет более двух третей обмена, идущего при нормальной физической работе. Парадокс получил объяснение, когда выяснилось, что мозг, весящий всего 2–3% веса тела, поглощает почти половину энергии покоя и поступающего кислорода. Даже в состоянии покоя нейроны обладают, как этот установлено электрофизиологически, высокой ритмической и спонтанной активностью. Непрерывный, активный процесс представляет собой «синтез и перенос белков структурных компонентов и других молекул через аксон нейрона» (Omen G.S., Motulsky A.,1972). Не только в сознательном, но и в бессознательном состоянии мозг человека ведет непрерывную работу, несколько уподобляясь в этом отношении сердцу. Мозг человека, углубившегося в какую-либо проблему, нередко продолжает работать над этой проблемой и во сне, как бы бессознательно. При большой напряженности искомое решение приходит подсознательно, но для этого необходим именно такой глубочайший уход в проблему, при котором она незримо присутствует в подсознании, приводя к «озарению». Немало примеров такого озарения знает наука и искусство. Для того, чтобы отдать себе ясный отчет в том, насколько сильно мобилизован энергетически мозг человека, следует учитывать данные, по которым в большинстве тканей транскрибируется только 3–6% уникальной ДНК, тогда как, например, в тканях мозга мыши транскрибируется 10–13% этой ДНК, а в мозге человека – 20%. Иными словами, именно в мозге человека имеет место активация максимального количества генов и, если позволить себе некоторые упрощения, то можно утверждать, что в тканях мозга, как в никаких других тканях, максимально мобилизуется и используется генотип человека. К этому надо добавить, что та часть мозга человека, деятельность которого управляет физиологической функцией его центральной и периферической нервной системы, составляет около четверти его объема, тогда как приблизительно две трети или три четверти (конечно, очень приблизительно) выполняет функцию мышления. Именно опираясь на эти данные, постановка вопроса о значении объема мозга и высоты лба теряет свою примитивность и приобретает законность. Теперь, когда становится несомненной биосоциологичность проблемы развития и социобиологичность реализации гениев, а главное, когда обнаружено множество независимых внемозговых аппаратов стимуляции умственной активности, вопрос о связи, подмеченной чисто эмпирически на основании житейских наблюдений, между большелобием и умом, нужно поставить заново, заранее отвергая возможность четкой, тем более линейной корреляции. Объем мозга коррелирует положительно с весом мозга, а последний часто коррелирует с большим умом. Мы, естественно, отвергаем возможность прямой корреляции из-за наличия множества переменных, но самый факт необычайного роста относительных размеров и веса мозга в ходе эволюции предков человека непосредственно свидетельствует о законности поисков связи между размерами человеческого лба и интеллектом индивидуума. Обратимся к фактам. Изолированные случаи решительно ничего не доказывают, убедительность приобретает только применение хотя бы примитивного подсчета частоты гигантолобых, очень высоколобых, высоколобых, «нормальнолобых», низколобых в крупных выборках, в репрезентативных сериях портретов и фотографий подлинно выдающихся людей. Не прибегая к циркулю, как оказалось, можно легко классифицировать выдающихся людей по выделенным нами пяти классам, причем для тех лиц, у которых в данной серии портретов лоб закрыт, можно пользоваться портретами другого происхождения. Нужно отметить, что приводимые в литературе данные о весе мозга выдающихся людей крайне неточны, потому что в ряде случаев взвешивался мозг обезвоженный или ссохшийся; часто нарушение пропорций возникает оттого, что взвешивался мозг, например, очень старый, с явлениями распада. Но нелишне упомянуть, что мозг И.С.Тургенева и О.Бисмарка весил по 1900 г, мозг О.Кромвеля и Дж.Байрона по 2200 г. Мы можем и даже должны очень скептически относиться к гигантолобости Перикла, Паскаля, Кювье, Канта, Тургенева, Листа, Бернса, Чехова, Юлия Цезаря, Шекспира, Эйлера, Вольтера, Пуркинье, Наполеона, Гете, Бетховена, Дарвина, Гауптмана, Ибсена, Шоу и множества других гениев. Мы можем скептически относиться к тому, что выдающихся интеллектуалов в Англии и США насмешливо называют высоколобыми. Но мы обязаны внимательно отнестись к портретам выдающихся людей всех эпох и народов. В частности, мы вправе и обязаны были использовать приложенные к книге Э.Кречмера (Kretschmer E., 1958) фотографии 80 гениев и убедиться в том, что средней характеристикой всей группы является превышение высоты лба над канонической третью. Наша проверка показала, что отклонение от «канона» в сторону высоколобия статистически реально, несмотря на существование очень низколобых гениев. Подчеркивая, что гениями бывают и люди низколобые, и среднелобые, мы все же должны подчеркнуть, что почти половина гениев из книги Кречмера оказались высоколобыми или гигантолобыми. Девятерых персонажей Кречмера мы вовсе исключили из рассмотрения, так как по приведенным портретам из-за прически или головного убора составить представление об относительных размерах лба не представлялось возможным. Просмотр многих других серий портретов и фотографий подлинно выдающихся людей показывает, что высота лба ниже канонической трети имеет место, но редко. Средние размеры лба встречаются несколько чаще или столь же часто, как высоколобие, но кроме того, очень часто встречается сильное высоколобие и нередко броское гигантолобие. Известно, что афинские комедиографы насмешливо называли Перикла «цефалогеритом» (многоголовым) из-за огромной величины его головы. Для сокрытия этой диспропорции его изображали обязательно в шлеме. В те времена считали, что органом мышления является сердце, и насмешники не подозревали, что их прозвище через тысячелетия раскроет истинный источник и причину его поразительного ума, убедительности и многосторонности. В Луврском портрете Микеланджело с повязкой на голове без труда просматривается могучий, необычайно широкий и высокий лоб. Высок лоб Леонардо да Винчи. На портрете Рубенса виден широкий и высокий лоб. Можно объявлять все попытки установления связи между лицом человека и его внутреннего свойствами «биологизаторством», но это обвинение легко опровергнуть, призвав в свидетели М.В.Нестерова. Он не только подагрик, он гигантолоб, непреклонен и целеустремлен, что видно не только в его автопортрете, но и на портрете П.Корина. Нестеров писал гигантолобых В.М.Васнецова, А.Н.Северцова (зоолога-академика), гигантолобого И.П.Павлова. Фанатично целеустремленны и напряжены братья П.Д. и А.Д.Корины, скульптор И.Д.Шадр, необычайно интеллектуальна высоколобая художница Е.С.Кругликова, необычайна воля, интеллектуальная сила и мужественность у скульптора В.Мухиной, громаден лоб у Л.Н.Толстого. В книге «Давние дни» Нестеров описывает, как он в поезде обратил внимание на пассажира с огромным, прекрасно сформированным лбом, и только приглядевшись, узнал в нем художника В.В.Верещагина. На портретах П.Корина гигантолобы выдающиеся советские полководцы, ученые, артисты. Не исключено, что в некоторых случаях художники для большей выразительности преувеличивают, утрируют высоту лба. Но если так, то, следовательно, связь между высотой лба и умом незаметно впиталась в плоть и кровь нашего подсознательного мышления. Среди декабристов самым умным, талантливым, последовательным, дальновидным оказался Павел Пестель, гигантолобый, несколько напоминавший лицом Наполеона и знавший об этом. Гигантолоб был один из двух гениев Отечественной войны 1812 года Барклай де Толли, сын небогатого пастора, (или офицера), внук рижского бургомистра, выдвинувшийся умом, трудолюбием, энергией, упорством. Он участвовал во взятии Очакова (1788 г.), в войне с Финляндией, в польской кампании (1794 г.) и в войне с Наполеоном. Его огромная работоспособность, предусмотрительность, решимость проявлялась во время отступления 1812 года. По-видимому, он действительно искал смерти в Бородинском сражении (под ним было убито пять лошадей). Приняв после смерти Кутузова вновь главнокомандование, он одержал во многих боях победы. Монумент ему воздвигнут рядом с монументом Кутузову около Казанского собора в Ленинграде, а память его увековечена в стихотворении Пушкина («высоко лоснится»). Высоколоб не только вождь немецких спартаковцев Карл Либкнехт, но и его отец, Вильгельм Либкнехт, о котором Айснер в 1906 году писал: «Партизан бурных лет, которому грозил эшафот, изменник в 1870 году, который почти в одиночку противостоял миру взбесившихся, убийца и преступник в 1878 году, подстрекатель и бунтовщик, глупый фантаст и состарившийся доктринер, проведший 60 месяцев своей жизни в стенах тюрьмы, все время пребывавший на грани нищеты, этот сначала осмеянный, а затем ненавистный газетный писака и агитатор умер как счастливейший и самый любимый вождь пролетариата всего культурного мира, одержавший непреходящие успехи». Перебирая, например, фотографии самых крупных географов России, нетрудно убедиться в гигантолобии или высоколобии П.П.Семенова-Тян-Шанского, Н.Н.Миклухо-Маклая, Ю.М.Шокальского, С.П.Крашенинникова, И.И.Лепехина, А.П.Карпинского, Ф.П.Литке, Л.С.Берга, Н.И.Вавилова. Такие случайные выборки малоубедительны, ели они взяты в отдельности. Они лишь свидетельствуют о целесообразности систематических исследований. Высоколобость не обязательна, но статистически достоверно учащена среди даровитых деятелей в любой сфере. Полной корреляции нет и быть не может. Но если обратиться к математикам, то среднелобьм гениям Резерфорду, Эйнштейну, Нильсу Бору и ряду других противостоят гигантолобые или высоколобые гении – Ньютон, Эйлер, Лейбниц, Гаусс, Максвелл, Лобачевский, Чебышев, А.М.Ляпунов, Д.Гильберт При этом отсутствие каких-либо выявленных биологических особенностей у Нильса Бора только иллюстрирует неполноту наших знаний, потому что брат Н.Бора считается величайшим математиком Дании, и следовательно генетический механизм гениальности здесь присутствует, но остается пока нераспознанным. Эти выводы, а также в некоторой мере соображения о роли «общего интеллекта» даже в самых специализированных видах творчества, например композиторском, можно подкрепить рассмотрением лиц выдающихся композиторов, чья средняя характеристика – высоколобие. В четырехтомнике В.Зайдлица «Портреты знаменитостей всех народов и званий с 1330 г.» (Seidlitz W., 1884–1888) приведено 600 портретов. Выключив вслепую, по оглавлению, коронованных особ и прочих, ничем кроме знатности не замечательных, бракуя затем, уже по портретам, тех, у кого лоб закрыт головным убором, париком или прической, мы смогли выделить 204 портрета выдающихся деятелей, портреты которых доступны классификации. Результаты мы свели в таблицу. В число 18 гигантолобых попали Мориц Оранский, Карл XII, Амалия Гессен-Кассельская (об уме которой восторженно отзывался Шиллер в «Истории Тридцатилетней войны»), вождь гугенотов Г.Колиньи, повелитель Нидерландов Гранвелла, Гарденберг, Гнейзенау, эрцгерцог Карл Австрийский (достойный противник Наполеона), Меттерних («кучер Европы»), Л.Гольберг (датские саги), В.Альфиери, Сервантес, Кальдерон, Монтень, Вольтер, Дидро, Гюго, Бетховен. Вместе с 152 очень высоколобыми и просто высоколобыми они составляют 171 из 204 портретов. Разумеется, Зайдлиц почти все внимание уделил Западной Европе и в ней преимущественно Германии, что, однако, не компрометирует материал в отношении изучавшегося нами признака. Повторим: высота лба ни в коем случае не может быть обязательным свидетельством ума и таланта. Только просмотр очень большого числа фотографий и портретов выявляет основную тенденцию: крайнюю редкость низколобости (Пуанкаре), большую частоту средне– и высоколобых, нередкость гигантолобых со относительной средней величиной приблизительно выше нижней грани высоколобия. Мы использовали еще несколько источников – «Историческую портретную галерею» (100 портретов), работу Каттеля (1000 портретов), книгу У.Раквица «Помогшие изменить мир» (26 портретов), и по всем работам – та же картина: преобладает высоколобие. Таблица 4. Распределение по относительной высоте лба 204 подлинно выдающихся личностей (по Seidlitz W.,1884–1888) Группа гениев (по роду занятий) Гигантолобые Очень высоколобые Высоколобые Среднелобые Низколобые Венценосцы и папы Государственные деятели и полководцы Поэты и писатели Художники Композиторы Итого Было бы верхом наивности думать, что низкий лоб не может скрывать за собой могучий ум, или что за гигантским лбом не может скрываться ум весьма посредственный («высоколобие не избавляет от пустоголовости»). Наконец, всем предыдущим анализом достаточно ясно показано, что решающую роль (в условиях благоприятствующих развитию и реализации) играют не «размерные характеристики» головы (мозга), а способность заставлять голову (мозг) постоянно активно работать. Для нас существенно, что полученная антропометрически и психометрически некоторая корреляция между размерами лба и уровнем мышления (коэффициент корреляции достоверно 0,3) подтверждается изучением портретов крупных деятелей. Существенно, что высоколобость, равно как и подагричность, и гипоманиакальность среди выдающихся талантов и гениев совсем не знает «профессиональных ограничений». В чем проявится имеющий место «генератор ума и энергии», и проявится ли он, зависит от способностей индивида и средовых условий. В заключение все же следует еще раз повторить: мы лишь констатируем возможные корреляции и ни в коей мере не претендуем на абсолютную статистическую достоверность нашего вывода. Для окончательного суждения прежде всего надо провести анализ частоты встречаемости высоколобия в нормальной выровненной популяции. Заключение.ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Многочисленность целеустремленных, несокрушимо упорных гениев подагрического типа раскрывает нам значение непрерывной мобилизации и напряженности мышления. Единичные случаи синдрома Марфана (Линкольн, Андерсен) и синдрома Морриса (Жанна д'Арк) заставляют искать случаи и механизмы гормонально обусловленной гениальности. Обнаружение гипоманиакально-депрессивного типа гениальности заставляет искать многочисленные случаи необычайно мощной продуктивности, коренящиеся в настроении – приподнятом, эйфорическом и даже экзальтированном. Подагрические гении – мрачные, невеселые, нежизнерадостные. Их достижения являются результатом жертвенного посвящения себя цели. Но подагричность, разумеется, не обязательное свойство мрачных гениев. Гипоманиакально-депрессивный механизм – вовсе не обязательная особенность радостно творящих гениев и талантов. Но существование этого механизма и его невероятной эффективности в фазе подъема ясно демонстрирует огромное стимулирующее значение подъема духа, состояния окрыляющей радости, счастья, возбуждения. Прежде всего важно констатировать наличие «клавишей», которые позволяют внешними воздействиями повысить продуктивность человеческого интеллекта – оптимизирующих воздействий. Среди многочисленных факторов оптимизирующего воздействия мы несколько произвольно рассмотрим только три – творческую свободу, признание и раннее развитие. Если писатель, художник, скульптор, композитор, ученый, изобретатель знает, что успех его произведения зависит только от качества этого произведения – объективной величины, определяемой примерно перемножением напряженности его усилий на уровень таланта – и ничем иным, он «ляжет костьми», но сделает. Точно так же, как это сделает и добрая половина людей, работающих в так называемых нетворческих профессиях, если им дадут возможность в рамках небольшого коллектива полностью распоряжаться рабочим циклом. Очевидно, что ни один из упомянутых нами наследственных генетотипически обусловленных механизмов и их «фенокопии» не являются достаточным условием творчества. Нелегко будет выяснить окончательно, умер ли Моцарт от неизвестной причины, либо у него был гиперурикемический стимул напряженнейшего творчества. Но совершенно несомненно его необычайная, почти сверхчеловеческая музыкальная одаренность, ее сверхраннее распознание и наиоптимальнейшее развитие. Необходимость необычайной наследственной одаренности, ее раннего распознания и развития для композиторов и виртуозов едва ли требует доказательства. Это почти бесспорно для математиков и шахматистов, вероятно и для множества других специальных видов дарования. Недостаточность одной только наследственной одаренности и ее раннего распознания демонстрируется последующей посредственностью бесчисленных вундеркиндов, которых не поддерживала беспрерывно неудержимая внутренняя творческая воля. Мы, разумеется, далеки от мысли, что историю, культуру, науку делают только подагрические гении и гении, обладающие другими отмеченными нами механизмами, а не социальные факторы. Мы ограничиваемся лишь приведением данных. Повторим еще раз: хотя подагрики составляют лишь 0,6-1-2% среди пожилого мужского населения и притом физически они не вполне полноценны, среди гениальных или близких к гениальности людей они составляют 15–20–25%, а среди гениев-титанов почти 50%. Само собой разумеется, что кроме высокого уровня мочевой кислоты для гениальности необходимы какие-то комбинации дарований, будь то различные виды памяти, комбинаторных, математических, художественных, лингвистических, литературных способностей, о генетике которых все еще собираются сведения. Для того, чтобы увидеть, какими гигантскими потенциальными возможностями обладает человеческий мозг, каковы его резервы, нужно обратить внимание на то, что он может дать при наличии воздействующих на него стимулов – гиперурикемических, гормональных, гипоманиакальных. Наша задача – показать, что если подагрический стимул при редкости подагры дает столь поразительный эффект, то только потому, что у не-подагриков эти же способности, столь широко распространенные, не реализуются из-за отсутствия рефлекса цели или из-за гасящего влияния общества. С другой стороны, то обстоятельство, что решительно все известные нам в истории человечества гении так или иначе имели или нашли в детстве и юности очень благоприятные условия для развития своего таланта, а затем и для реализации его, ясно показывает, что социальные факторы, формируя личность, осуществляют свое действие, преломляясь через детско-юношеские импрессинги. Беспомощность многих педагогов и родителей при попытках направить в желаемое русло развитие личности ребенка и подростка, в немалой степени обусловлена тем, что каждый ребенок – индивид, чрезвычайно избирательно, хоть и подсознательно, извлекающий из массы внешних воздействий те, которые для него окажутся импрессингами. Мы полагаем, что далеко не все выдающиеся лица, обладающие тем или иным эндогенным фактором стимуляции умственной активности, нами описаны. Так, мы упустили ряд подагриков, безусловно талантливых, но не считающихся гениями, в отличие от почти всех перечисленных нами великих подагриков. Когда речь идет о синдроме Марфана, мы опустили ряд лиц, у которых его можно с некоторой вероятностью предполагать (Татлин, Тесла). Когда речь шла о синдроме Морриса, мы опустили ряд высокоодаренных, энергичных и бездетных женщин, у которых он мог быть обнаружен (или исключен?) дальнейшими розысками (Христина Шведская, шевалье д'Эон). Что касается циклоидности или гипоманиакальной депрессии, то почти бесчисленны переходы от истинной патологии к вариантам нормы. Далее, мы уверены, что охватили далеко не все эндогенные механизмы, способные стимулировать интеллектуальную деятельность. Могучая воля аскетов и полуаскетов, творческий стимул, возникающий при влюбленности, иллюстрируемый хотя бы творческой биографией Гете, указывает на стимулирующую роль половых гормонов (андрогенов). Однако многочисленность переменных (в частности, огромная межиндивидуальная изменчивость гормональной активности, возможность сублимации и т.д.) пока не дают возможности высказаться более определенно. Намечающаяся корреляция между интеллектом и близорукостью еще очень зыбка и может иметь сложные причинные связи. Хотя мы и концентрировали все свое внимание на гениях или бесспорно выдающихся талантах (в противном случае рамки исследуемого материала стали бы чрезмерно расплывчатыми), многое из сказанного относится к проблеме талантов в целом, их развития и реализации. Мы подчеркивали принципиальную разницу между гением и талантом – совершенно безграничную увлеченность гения, его рабство перед возникшей сверхзадачей и проистекающее отсюда волевое напряжение. Замечательный отечественный историк М.И.Ильин пишет о Тамерлане: «Недолго Тамерлан оставался в своей столице: едва прибыв в нее, 70-летний завоеватель уже начал готовиться к войне с Китаем, и его не остановили ни преклонность лет, ни три тысячи верст трудного степного похода, ни опасность предприятия». Откуда берется эта неукротимость, эта энергия? Давление окружающих обстоятельств? Но Тамерлан и ядро его войска, его приближенные уже успели ограбить половину тогдашнего мира. Им, конечно, хотелось покоя, как и солдатам Александра Македонского, когда они уже перешли Инд. Каковы были «окружающие обстоятельства» в походе Наполеона на Россию? Ведь задолго до похода на Москву и старая наполеоновская гвардия, и все его сподвижники были измучены непрерывными войнами. Франция нуждалась в отдыхе! И когда Наполеон перед очередным выступлением упрекнул одного из своих приближенных в том, что ему, дескать, вместо похода хочется гулять по парижским бульварам, тот с горечью ответил: «Да, сир, я ведь так мало гулял по ним». Но не среда, не требование времени, а внутренний зов властелина неумолимо требовал действий. В отличие от гениев, у талантливых людей на первое место, наряду с волей и увлеченностью, выступает наличие набора специальных способностей, на наследовании, развитии и реализации которых мы не имели возможности остановиться, так как это тоже привело бы к выходу нашего труда за намеченные рамки. Мы вынуждены отослать читателя к прекрасному критическому обзору Б.Бракена (Bracken В., 1969), ограничиваясь здесь указанием на ту жажду самопроявления, которая неумолимо гонит гения ко новым поискам и попыткам. Отметим только, что исследования по дифференциации роли наследственности и среды в развитии отдельных способностей еще далеки от завершения. Даже в исследованиях Б.М.Теплова (1947, 1961) критические положения сильнee конструктивных. Можно видеть, что даже максимально суживая рассмотрение до круга биологических механизмов гениальности, мы постоянно сталкивамся с явлением их значимости, но недостаточности. Вероятность гениальности существенно повышается при подагричности, синдроме Марфана, Морриса, при гипоманиакальности, но ни один из них, взятый в отдельности или в каком угодно сочетании, ничуть не гарантирует ни наличия высокой одаренности, ни твердой установки на ее реализацию. Рассмотрение любого вида одаренности показывает, что каждая из них состоит из целого ряда независимых друг от друга первичных «элементарных» способностей, вероятно, независимо наследующихся, весьма возможно независимо друг от друга развивающихся. Очевидно, что только на основе какой-либо благоприятной комбинации этих дарований может дать благоприятный результат акцентированная гиперурикемией целеустремленность, гипоманиакальный подъем работоспособности, обострение памяти, ассоциативных возможностей и т.д. Но волевой импульс играет необычайно важную роль. Он заставляет личность все вновь и вновь браться за все новые и новые дела, испытывать себя вновь и вновь, покуда не нащупается оптимальное поле деятельности. Приведем несколько примеров. А.П.Чехов начал свой литературный труд с неудачнейшей «Драмы на охоте», Бальзак и Мольер – с неизменно проваливающихся драм. Врубель, в детстве и юности много рисовавший и писавший красками, не устоял против настояний своего отца, крупного военного юриста, и вынужден был окончить юридический факультет Петербургского университета, и лишь после этого поступил в Академию художеств. Вересаев и Булгаков стали сначала врачами. Однако сила внутреннего стимула была так велика, что они и им подобные не оставляли попыток прорыва в какую-то область, где они могли бы себя проявить. А сколько талантов такой области не нашли? Вероятно, бесчисленны дарования, не проявившиеся из-за отсутствия достаточно мощного внутреннего стимула. Бесчисленны и обладатели мощного внутреннего стимула, не имевшие никаких талантов. Бесчисленны обладавшие и стимулом и талантом, но лишенные возможности развития дарования. И уж совершенно бесчисленны те, кто имея и стимул и талант, развив его и даже найдя область применения, не смогли реализоваться в силу социальных тормозов. Не исключено, что величайшей заслугой Перикла перед всем человечеством окажется вовсе не появление поименованных в начале нашей книге гениев «перикловых Афин», а нагляднейшее доказательство того, как много гениев может выделить даже малочисленная популяция, группа населения, которой даны возможности развития и реализации гениальности. Приведем слова Рудольфа Дизеля. «Совершенно ложно утверждать, что гений всегда пробьется сам. Из ста гениев девяносто девять гибнут безвестными. Только преодолев несказанные трудности, каждый сотый достигает признания. Исходя из того, что один преодолел все барьеры, общество пришло к выводу, что гениальное дарование всегда сочетается с такой же способностью преодолевать трудности. В действительности же между гениальностью и жизненной цепкостью нет ни малейшей связи. Наоборот, подлинная гениальность в своей сфере не оставляет места всем ухищрениям, нужным для успешной борьбы за свое существование. Если гению удается себя проявить, то логически следует, что ему при этом для одного лишь самосохранения пришлось бороться с несравненно большими трудностями, чем любому другому человеку. Следовательно, если наряду с гениальным дарованием не имеется в порядке исключения и поразительного дара жизненной борьбы или отсутствует мощная поддержка, то шансы на победу ничтожны». Рассмотренным нами выдающимся деятелям с подагрическим, марфановским, моррисовским и гипоманиакально-депрессивным источником, который привел их к великим свершениям, легко можно противопоставить массу больных подагрой, синдромом Марфана, синдромом Морисса и маниакально-депрессивных или циклоидных личностей, ничего особенного не сделавших и даже не особенно что-то вообще сделавших. Совершенно очевидно, что подагра и синдром Марфана нередко инвалидизируют не только физически, но и умственно. Маниакально-депрессивный психоз – тяжелейшее заболевание, обычно почти начисто исключающее творчество. Но тем резче на этом фоне выделяются великие деятели, обремененные этими заболеваниями, но вместе с тем психическая и интеллектуальная деятельность которых поднимается до необычайной высоты действием биохимического, гормонального или структурного фактора. Список факторов – социальных, социобиологических, биологических, генетических, способных подавить стимул, потенцию, помешать развитию и реализации, почти бесконечен, и можно только удивляться мощи тех стимуляторов, тех потенций, которые создали определенную «помехоустойчивость», позволяющую, вопреки всему выявить изначальные механизмы. Мы полагаем, что почти всех читателей книги должно было неприятно поразить непропорционально большое место, уделяемое нами различным представителям правящих фамилий и лицам, происходящим из творческой суперэлиты. Это не случайно, а совершенно закономерно. Причина – вовсе не та, что лица знатного происхождения генетически превосходят «простонародье». Что это не так, почти полвека назад убедительно показали крупнейшие генетики мира, самой своей наукой обязанные к демократическому мировоззрению. В дальнейшем нам придется опуститься до уровня трафаретного объяснения и воспроизведения соображений, показывающих, почему именно это не так. Условившись с самого начала, что мы будем рассматривать только деятелей, реализовавших себя, мы тем самым невольно вынуждены были ограничиться преимущественно теми лицами, которым их прирожденное социальное положение давало в руки возможность реализации. Впрочем, в разделе «Несколько замечаний о генетике одаренности, бездарности и болезней монархов Европы» мы уже выяснили, что огромное большинство этих привилегированных лиц вовсе не реализовало возможности, доставшиеся им в силу социальной принадлежности. Напомним, что даже по самой мягкой оценке, из 3300 членов знатнейших правящих династий Европы на подлинной умственной высоте оказалось лишь 16. Мало того: лишь верхушка аристократии с детства могла получать наилучшее образование при наличии очень рано предъявляемого социального заказа и внушаемых с детства правил достойного (по установкам эпохи) поведения. То, что среди «делавших историю» (или «наследивших в истории») оказалось так много знати, лишь доказывает, как много значила в эпохи каст, сословий, классов привилегия средового происхождения и какое огромное количество «простонародья», да и просто недостаточно знатных, не могло из-за отсутствия прежде всего образования и, конечно, из-за отсутствия повышенного социального спроса реализовать свои потенциальные способности. Мы не совсем случайно применили слово «спрос». Нам оно нужно, причем в его двояком значении: во-первых, осознанной социальной, «рыночной» потребности и, во-вторых, в смысле требований к индивиду, наложения на него определенной задачи. Происхождение во все социальные исторические эпохи определяло не только будущие возможности, но и сферу детских интересов, стремлений. Происхождение диктовало импрессинги, спрос, установки, доминанты (в смысле Ухтомского). Придавая огромное значение в реализации дарований таким личным качествам как воля, целеустремленность, дарование, возбужденность ума, любознательность, указывая на те биологические (эндокринные, психические) и социально-генетические механизмы, которые играют во всем этом важную роль, мы вынуждены более подробно остановиться на причинах того, почему естественный и социальный отбор (понимая под социальным отбором подъем вверх по социальной лестнице) не смог расчленить человечество на более наследственно даровитые нации, а нации на более одаренные классы или прослойки. Социальный отбор, как указали крупнейшие генетики нашего столетия Г.Дж.Меллер, Дж.Б.С.Холден, Р.Фишер, зачастую обусловлен вовсе не более высоким интеллектом и дарованием, а прежде всего хищническими установками, интенсивным стремлением к господству, отсутствием сдерживающей этики, коварством, готовностью ради денег пойти на все. Мы ограничимся в качестве иллюстрации напоминанием о том, что большинство знатных родов Италии – потомки кондотьеров, что в период первоначального накопления капитала морская торговля была почти неотделима от морского разбоя, что существовали государства, целиком жившие разбоем, существовали нации, которые поставляли наемников кому угодно (шотландцы, швейцарцы, туркмены и т.д.). Но, пожалуй, в советской литературе недостаточно отражен еще один, зачастую важнейший путь социального подъема – браки на наследницах, ограничение деторождения и заключение браков в рамках своего экономического круга. Так, чуть ли не половина браков Ротшильдов заключалась последние три четверти века в пределах лишь самого клана Ротшильдов. Именно династическими браками достигались деньги, влияние, поддержка. Династические интересы бесспорно господствовали не только в королевско-императорских семьях, но и среди дворянства, и среди купечества. Более того, и среди сельского населения нашло место четкое внутридеревенское брачное расслоение по имущественному признаку, и именно приданое, а также то, на какое количество детей придется делить наследство, в первую очередь определяло место на социальной лестнице. По мере роста потребности в образовании и повышения его социального значения, социальный подъем и место в социальной пирамиде в эксплуататорском обществе стали все больше зависеть от того, была ли плодовитость ограничена настолько, чтобы суметь всем детям или большинству их дать высшее образование. Едва ли можно отрицать, что во многих случаях к социальному подъему вели положительные качества – смелость, ум, воля, трудолюбие и упорство. Но примечательно, что те, у кого эти качества были выражены в чрезвычайной мере – гении – почти не оставляли потомства. Таким образом, те великие свершения, которые выпадали на долю потомства знати, притом некоторой, очень малой ее доли, как показано выше, обусловливалось прежде всего огромными возможностями и благоприятным импрессингом. Что касается интеллектуальной элиты, то ее потомство с самого детства получало множество преимуществ, не только в виде знания иностранных языков и литературы или хорошего владения правильной речью. Оно часто с детства воспринимало высокое напряжение мысли и постоянный интеллектуальный труд как нечто само собой разумеющееся, обязательное, а отсутствие творческих влечений воспринималось как некая деградация, недопустимая и нарушающая традиции. Все эти установки, оценочные параметры, творческие и этические, падают на потомство интеллектуальной элиты с самого раннего возраста, создавая очень сильную социальную преемственность, порождая концентрацию крупных достижений в относительно немногих избранных родах и семьях, в то время как потенциальные творческие возможности в действительности были во много тысяч раз более распространенными. Длительная относительная редкость талантов среди национальных меньшинств при кажущемся равноправии, при возможности получения высшего образования и открытия путей к творческой реализации, в известной мере объясняется и тем, что эти национальные меньшинства «скопом» отвергают все те приоткрываемые им двери, пройдя через которые они могли бы приобщиться к современной цивилизации и культуре. Слишком прочно эти скудные возможности ассоциируются реально или психологически с духовным рабством, с потерей самоидентичности, с ассимиляцией и присоединением к «угнетателям». Точно так же, как нам пришлось непропорционально много места уделять венценосцам и знати, прослойке, узурпировавшей возможности реализации своих дарований, то есть той прослойке, принадлежа к которой, таланты и гении (правда, далеко не всех профессий) могли полностью проявить свои потенции, нам по техническим или, правильнее говоря, методическим причинам пришлось концентрировать свое внимание именно на гениях реализовавшихся. Только по признанным гениям имеется достаточное число и разнообразие источников, чтобы шансы на обнаружение патографии хоть в каком-либо из них были бы достаточно значительными. По той же причине значительно труднее заниматься талантами – количество первоисточников по каждому из них много меньше, чем по общепризнанным гениям, и ни патографии, ни отсутствие болезней не будут достаточно убедительными. Ясно также, что в отношении талантов гораздо труднее провести объективную черту, отделяющую их от «обычной нормы», но развившейся в исключительно благоприятных условиях. Только невозможность объять необъятное заставила нас воздержаться от рассмотрения генетики частных способностей (математических музыкальных, лингвистических, литературных, художественных, поэтических) – число их хоть и не легион, но около 120. Полагаем все же, что для развития и реализации их, наряду с социальной преемственностью и социальным заказом, спросом, необычайно важным оказывается наличие очень мощного внутреннего волевого стимула или духовного подъема. Мы ставили своей основной задачей прорыв существующего в СССР заговора молчания вокруг проблем социобиологии. Мы ставили своей задачей показать реальное существование конкретных внутренних механизмов могучего, преимущественно наследственного стимула, ведущего к неудержимой творческой деятельности, в чем бы она не выражалась – в прогрессивной или реакционной активности военных или политических деятелей, в гуманистической или человеконенавистнической установке, притом в любой сфере деятельности, лишь при соблюдении единственного условия – при наличии таланта и полной самоотдаче. Если за нашим трудом последуют гораздо более полные, широкие и многогранные исследования факторов повышенной творческой активности, существенно дополняющие и выправляющие наши данные, уточняющие и даже опровергающие их, автор будет считать свою задачу выполненной. Проведенный анализ механизмов гениальности легко демагогически свести к пессимистическому, фаталистическому выводу: только при наличии хоть одного из перечисленных и документированных механизмов человек может стать гением. «Рожденный ползать – летать не может». Не спасает от такого вывода и то постоянно подчеркиваемое обстоятельство, что примерно у трети гениев мировой истории и культуры никаких «биологических механизмов гениальности» нам раскрыть не удалось. Пессимистический вывод можно сделать, только умышленно игнорируя фундаментальный факт: по сути, и подагрический, и гипоманиакальный, и оба эндокринных механизма действуют через посредство усиления установки, целеустремленности, воли. Отсюда становится ясным, что любой из этих биологических механизмов должен иметь свои, так сказать, «псевдофенокопии». Другими словами, прибегая к иной терминологии, можно сказать: должны существовать внешние, средовые, прежде всего образовательно-воспитательные механизмы, способные скомпенсировать нехватку биохимической или эндокринной стимуляции интеллекта. Эти механизмы могут заключаться в ранней прививке увлеченности, в воспитании рефлекса цели (с целями, совершенно различными для различных индивидуумов), в поддержании детско-подростковой любознательности, в максимально раннем развитии какого-то специфического таланта. Но в настоящее время вСССР сложилась любопытная ситуация: из страха, что постановка и деловой анализ проблемы гениальности послужит поводом к обвинению в противопоставлении «гения и толпы», к обвинению в том или ином «уклоне», загибе, перегибе, – сама проблема снята фактически с обсуждения, как если бы гениев, как таковых, не существовало. Между тем, гении реально существуют, и они очень нужны, какие бы определения понятия «гений» ни давались, как бы ни разграничивалось понятие «гений» от понятия «талант». Интересно, что само слово «гений» выходит из употребления в ту эпоху, когда переплетение проблем социальных, научных и художественных становится столь сложным, что именно и в первую очередь гениям доступно их целостное понимание. Парадоксально, что понятие «гений», да и гении как таковые, считаются чуть ли не ненужными, тогда как любая наука задыхается под грудами необобщенных фактов, медицина уперлась в невозможность продлить осмысленное существование подавляющего большинства людей сверх потолка 70–75 лет, литература и поэзия блекнут под напором сложности социальных проблем, техника не в состоянии освоить малой доли существующих изобретений, и человечество в целом не нашло иного выхода из тупика, как только одним путем: «от каждого по способности». Но что такое гений? Гений – это личность, решающая огромную социально значимую задачу в результате запредельной пожизненной концентрации своих сил. Гений – это личность, создающая свои особые ценностные координаты и неумолимо следующая мм. Конечно, это определение пригодно только при условии, что будет признано существование и злых гениев. Что гений и злодейство совместимы, показано в нашем веке очень ясно, как и то, что самое крупномасштабное злодейство никакой гениальности не требует. Именно в силу всего выше изложенного, описанные нами факты, как нам кажется, в первую очередь должны быть интересны именно для тех, кто вовсе не обладает ни одним из названных «механизмов гениальности» – ни на экстремальном уровне, ни на уровне повышенного варианта нормы. Дело в том, что все эти механизмы (и даже тот, который можно назвать лишь воспитательным, социобиологическим) реализуют свое действие через один общий механизм: целеустремленную мобилизацию мышления. Это, по сути, включает прежде всего волевой фактор. Следовательно, те, кто могут целеустремленно мобилизовать свою волю, могут стать гениями или приблизиться к ним. Те, кто следует неуклонно завету поэта: Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег. Тогда – весь мир ты примешь во владенье. Тогда, мой сын, ты будешь – человек. Такая мобилизация требует больших сил, и она должна быть длительной. Напомним, что психопатические персонажи Достоевского стремятся ли они стать наполеонами, миллионерами, великими карьеристами – в действительности очень скоро сворачивают совсем в другую сторону от намеченной цели. Беззаветность, нужная для создания величественных дел, должна быть пожизненной. Это почти всегда означало личное несчастье для общепризнанных гениев, тяжелейшую трагедию для признанных. Было бы нечестно утаивать, что гении, даже добившиеся признания, как правило, несчастны. Это нужно осознавать тем, кто истинно хочет (а следовательно, может) стать гением. Вот слова замечательного писателя Германа Гессе. Почти тридцать лет назад, отвечая на вопрос, что непонятно обычному человеку в гениальности, Гессе сказал: «Боготворя своих любимцев из числа бессмертных, например Моцарта, он (обычный человек. – В.Э.), в общем-то, смотрит на него все еще мещанскими глазами и, совсем как школьный наставник, склонен объяснять совершенство Моцарта лишь его высокой одаренностью специалиста, а не величием его самоотдачи, не его готовностью к страданиям, не его равнодушием к идеалам мещан; не его способностью к тому предельному одиночеству, которое он рождает, превращая в ледяной эфир космоса всякую мещанскую атмосферу вокруг того, кто страдает и становится человеком, – к одиночеству Гефсиманского сада». Разложение гениальности на факторы исходных потенциальных возможностей, факторы направления развития, снятие с гениальности покровов непостижимости, мистики, тайны, освобождение гениальности от обреченности на психоз, «бионегативность», раскрытие важных, но не обязательных и недостаточных механизмов гениальности – все это отныне не только позволяет, но и требует естественнонаучного подхода. Вместе с тем, только показав наличие и значение биологических механизмов гениальности, можно проложить дорогу новым направлениям исследований – «историогении» и «гениелогии», которые обнаружат новые, нераскрытые нами механизмы гениальности и детско-подростковых импрессингов, внесут необходимые коррективы в наши построения, а вместе с тем дадут толчок к изучению механизмов талантливости и одаренности во всей их неисчерпаемой широте. Мы рассматриваем свое исследование как развернутое обоснование для последующей разработки двух междисциплинарных областей, одну из которых можно предварительно назвать «гениелогией» или «таланте ведением», наукой о генетических аспектах потенциальной гениальности или таланта, включающую в себя биосоциологическую проблему формирования и развития гениев и талантов и социобиологическую проблему их реализации. Другую междисциплинарную область можно назвать «историогенией». Эта дисциплина должна на первое время поставить перед собой две задачи: одну – в значительной мере теоретическую, а вторую – прикладную (см. ниже). Что касается «гениелогии», то это наука, которая может опереться прежде всего на огромный материал, собранный с начала века Л.М.Терманом и его учениками (Terman L.М.), его последователями и противниками (впрочем, в этих исследованиях внимание было сосредоточено преимущественно на тестировании способностей), материал, полученный при использовании близнецового метода для получения данных о наследовании способностей и личностных свойств. Не менее важное значение для «гениелогии» представляют биографические данные о гениях и выдающихся талантах, как бы скупо в них не было представлено то, что приобретает чрезвычайный интерес – патография. Становится ясным, что «гениелогия», даже в своих генетических аспектах, не может уже удовлетвориться изучением того, какие именно патологии или личностные особенности имелись у того или иного признанного гения. Исследования должны охватить по меньшей мере круг его ближайших родственников и заняться изучением не только самых выдающихся из них, но и «неудачников». Необходимо уделить внимание тем подлинным гениям, титанические усилия которых не увенчались успехом, не реализовались адекватными научными или культурными достижениями. Основная задача этого направления – не столько обнаружение у них уже описанных выше механизмов гениальности (что, впрочем, тоже необычайно ценно), сколько обнаружение «новых», то есть еще пока не описанных нами механизмов стимуляции интеллекта и источников его «сверхнормальной» мощи. Исходя из того, что социальный подъем, расширение и захват власти очень часто имеет в своей основе негативные особенности, чрезвычайно важно сосредоточить внимание на гениях науки, техники, искусства, культуры, то есть тех областей, для успеха в которых хищнические особенности не имеют столь решающего значения. Как бы внимание исследователей не концентрировалось на изначальной, раннедетской по преимуществу активации наследственной потенции, исследования этого типа обязательно дадут немало ценного для понимания механизмов развития и реализации гениальности. На многих примерах нам неоднократно приходилось убеждаться, что в детстве гения присутствовал какой-либо «добрый ангел», заботившийся о том, чтобы развитие одаренного ребенка постоянно стимулировалось, притом именно в наиболее перспективном, отдаточном направлении. В силу этого «гениелогия» неизбежно станет непрогнозируемым по своему главенствующему содержанию полигибридом истории, психологии и педагогики, потому что для гениальности требуется не только огромная наследственная одаренность, но и воспитание в среде, исключительно благоприятной для развития именно данных индивидуальных дарований, и социальный заказ или «спрос» на дарования данного типа, и отсутствие барьеров для их реализации. Ребенок – это уже индивид, способный извлекать из разнообразия окружающей среды именно то, что стимулировало бы его таланты. Юноша уже способен активно избирать свой путь, способен рано создавать свои особые, индивидуальные ценностные критерии. Способность неуклонно следовать этим критериям, одержимость, способность к абсолютной самоотдаче, к предельному и запредельному напряжению – вот то принципиальное отличие гения от таланта, которое мы считаем нужным еще раз подчеркнуть. Это вовсе не значит, что потенциальный гений всегда может быть распознан очень рано. Это вовсе не значит, что подающему надежды ребенку надо создавать направленно-оранжерейные условия развития. Это значит лишь, что необходимо радикально, решительно пересмотреть в сторону резкого улучшения те условия, в которых проводит ребенок тот самый возраст, который определяет его будущий потолок интеллекта. Не исключено, что многие «выдающиеся таланты» – это потенциальные гении, недоразвившиеся или недореализовавшиеся из-за средовых препятствий или из-за отсутствия внутреннего порыва. Одна из задач, стоящих перед «историогенией» – теоретический пересмотр с позиции «роли личности в истории» всей человеческой истории и культуры с целью выявления в ней значимых, оказавших решающее влияние на нее действий множества индивидуальных гениальных деятелей, успешных и неуспешных. Этот пересмотр ни в коей мере не должен затрагивать существующие историко-социологические концепции. Он не посягает на то, чтобы свести всю историю лишь к субъективным результатам деятельности той или иной личности. Наоборот, в какой-то мере очень существенна судьба именно тех титанических личностей, которые безуспешно пытались остановить ход истории или, наоборот, ускорить ее ход, и терпели при этом трагические неудачи, слишком обогнав свое время или отстав от него, чтобы иметь возможность влиять на него. Углубление в биографии и патографии великих, пусть неудачливых личностей мировой истории и культуры, «безыдейных психопатов и параноиков», поможет открыть все новые, еще неизвестные механизмы гениальности. Такие трагические фигуры как Ганнибал, братья Маккавеи, Квинт Серторий, Септимий Север, Юлиан Отступник, Теодорих Остготский, Джироламо Савонарола, Джон Виклиф, Ян Гус, Ян Жижка, Джордано Бруно, патриарх Никон, протопоп Аввакум, генерал Самсонов, генерал Брусилов – вот очень немногие из тех обладателей неразрушимого внутреннего волевого стержня, природа которого подлежит разгадке. «Пище богов» Герберта Уэлса суждено остаться сказкой, тогда как раскрытие огромных резервных механизмов таланта и гениальности – совершенная реальность, в той мере, в какой она не будет «снята» социально-политическими неурядицами. Перед «историогенией» стоит грандиозная задача введения в разумные рамки изначально правильных, но доведенных до абсурда представлений о детерминированности хода истории социальными факторами и «производственными отношениями». Небезынтересным парадоксом является то, что представление о социальной детерминированности исторических событий сильнее всего развивается в СССР, стране, жизнь которой в огромной мере была определена именно личностными свойствами ее вождей – Ленина, Сталина, Хрущева, а внутренняя и внешняя политика – не столько внутренней экономической мощью, сколько установкой на идейную борьбу с капиталистическим миром. Это, вероятно, можно объяснить тем, что если мера детерминированности и предсказуемости действительно столь велика, то едва ли имеет смысл особенно вникать в механизмы гениальности, в барьеры, стоящие на пути ее развития и реализации, едва ли стоит придавать особое значение проблеме активного продвижения гениальных и талантливых людей на руководящие посты в тех видах деятельности, в которых они особенно одарены. «Все нужное сделает социум». Было бы, кстати, целесообразно проследить, в какой мере, на основании заданных экономических ситуаций удавалось долговременное прогнозирование создателям марксизма-ленинизма. В «блистательно оправдавшемся» научном предвидении Маркса-Энгельса-Ленина о неизбежном абсолютном обнищании пролетариата и о «загнивании» и гибели капитализма все же не была учтена чрезвычайная гибкость этого самого капитализма, позволившая ему сквозь все кризисы проходить со все возрастающим повышением производительности труда и ростом уровня жизни, в частности, и уровня жизни пролетариата. В столь же «блестящем» научном предвидении Ленина о слиянии национально-освободительной борьбы с борьбой против мирового капитала не было. предусмотрено то, что решительно все освободившиеся колониальные страны немедленно начнут войны гражданские, которые поглотят огромную долю накопленных национальных богатств и сотни миллионов жизней людей, а также войны «освободившихся от ига» молодых государств друг с другом. Не было предусмотрено, что большинство этих стран окажется под властью различных диктатур, «горилл» или олигархий, под властью продажного чиновничества, и что конфискация иностранных капиталовложений приведет к тому, что вместо развития собственной промышленности практически всем государствам «третьего мира» придется ввозить готовую продукцию из промышленных стран. «Историогения» должна показать, насколько широки возможности личности; что конкретные гениальные личности делали; как они решали, определяли в различные эпохи главные вопросы; почему, под давлением каких обстоятельств, каких внутренних факторов, преодолевая сопротивление среды или, наоборот, используя ее, они делали именно то, что делали. Как на судьбе, роли, деятельности личности отражались различные случайности. Лишь частной задачей явится исторический показ того, как общество обязано ценить гениев и устранять препятствия с их пути, и как остра нужда в гениях – нужда, продиктованная кризисами современности. Историю любого народа, да и человечества в целом, можно рассматривать как цепь непрерывно сменяющихся кризисов. Так называемые «тихие» эпохи, или эпохи отсутствия видимого прогресса, в действительности были эпохами жесточайших, разнообразнейших кризисов. Это становится несомненным, если в обычные хронологические таблицы вписать годы неурожаев, доводящих сотни тысяч людей до голодной смерти, годы «моровых язв» и прочих массовых, опустошительных эпидемий, годы восстаний и гражданских войн. Но каждый кризис может иметь не один, а много исходов, будь то укрепление центральной власти или гражданских свобод, подчинение чужеземцам, проигрыш или выигрыш войны. И во многих кризисах, как мы уже пытались показать на примере истории Европы, тот или иной исход нередко зависит от двух-трех гениев. Точно так же, как в технике известно много случаев изобретений, решающим образом подоспевших вовремя (как, например, подоспело вовремя создание низкостебельных сортов злаков для спасения населения многих стран от голода), или запоздавших (пулемет «Максим» для царской армии в Первую мировую войну). Но если в недавнем прошлом и выход из очередного кризиса и возникновение нового кризиса отражались на судьбе одной-двух стран, то множество современных кризисов носит глобальный характер, поиски оптимальных выходов из них требуют гениально-прозорливых умов, необычайно сильных, вооруженных гигантским аппаратом знаний, поскольку сегодня от того или иного решения и поворота событий зависит судьба уже не миллионов, а десятков, сотен миллионов, даже миллиардов людей. Не следует думать, что речь идет только о гениях науки и техники. Современное человечество больше всего нуждается в сплочении. А сплочение человечества способен дать прежде всего универсальный язык науки, искусства, и та общность идеалов, которые могут дать только этика, философия, гуманитарные науки, науки о человеке. Окажется ли утопией мысль, например, о том, что прохождение радиопередач через все границы и невозможность их глушения приведет к тому, что тоталитарные правительства потеряют возможность разъединять народы, обманывать их и натравливать их друг на друга? Но в любом случае выход из современного кризиса даже в отдельно взятой стране, ее лидерство или отставание, расцвет или прозябание будут в большой мере зависеть от того, в какой мере удастся на службу своему отечеству поставить достижения потенциальных гениев и необычайных талантов, которым должна быть предоставлена возможность развития и реализации. Но если это так, то нет ничего зазорного в наших попытках отыскать некоторые биологические истоки духовной личности любого творческого деятеля. Сотни или десятки тысячелетий, вплоть до изобретения письменности, весь накапливаемый опыт приходилось запоминать, сравнивать, сопоставлять в уме, и тот род, племя, которое что-то важное в ходе социальной преемственности теряло, уступало место племенам, достаточно памятливым и психически гибким для сохранения своего и обогащения чужим опытом («Только сумасшедшие учатся на своих ошибках, я всегда учился на чужих», – говаривал Бисмарк). Нашему современнику, получающему в готовом виде от родителей, учителей, из книг готовые знания, такие, которые и не снились величайшим гениям прошлых веков, нашему современнику, вступающему на заранее проторенные дорожки с минимальными, трафаретными требованиями, которые нужно выполнить, чтобы выжить и оставить потомство, очень трудно представить себе многообразие того опыта и умений, которые нужно было держать в молниеносной готовности к использованию нашим «диким» предкам – погрешность каралась увечьем, смертью, бездетностью. Но как бы не ослабевал и не извращался естественный отбор за последние тысячелетия, дела сотен великих людей, гениев и одареннейших личностей, обладавших различными внутренними стимулами, внутренними «допингами», активизировавшими их интеллектуальную активность, не оставляют сомнения в том, что мозг человека хранит огромные резервы неиспользованных возможностей, реализуемых иногда лишь под воздействием того или иного стимула. Наблюдения над оптимально развиваемыми детьми показывают, что стимулом не обязательно и не фатально должен быть лишь биологический «допинг» – гиперурикемия, циклотимия, гиперадреналинемия, гиперандрогения. Этим стимулом могут и должны стать, во-первых, раннее интеллектуальное развитие, а во-вторых, закладывание таких ценностных критериев, которые заставят мышление работать целенаправленно и с полной отдачей. Мы верим в большие возможности человека и в устранимость нынешних ограничений и жалких фрустраций нашей жизни. Мы верим в то, что человеческая жизнь, знакомая нам по истории – это жалкий суррогат, коренящийся в невежестве. Мы верим в то, что знание и понимание может возвысить жизнь настолько же, насколько наше нынешнее управление природой превосходит беспомощность наших предков. Для того, чтобы истинно возвысить жизнь человека, нужно создавать более благоприятную социальную среду. Нужно начать с новых предпосылок, например, с того, что красота – радостная и гордая – необходима, что радость познания истины может являться самоцелью, что наиболее полное удовлетворение человека своей жизнью, его счастье коренится в глубине и цельности внутренней жизни личности. Существуют две наивысшие взаимодополняющие части нашего космического долга. Долг по отношению к самому себе, который каждый из нас может исполнить, реализуя свои способности. И долг по отношению к другим, исполняемый служением обществу на благо человечества, на благо всего нашего вида в целом. Мы заканчиваем книгу словами Джулиано Хаксли (1887–1975), замечательного английского биолога и философа: «Огромный Новый Свет неоткрытых возможностей ожидает своего Колумба. Великие люди прошлого мимолетно раскрыли нам, чем может быть личность, интеллектуальное понимание, духовное достижение, художественное творчество. Но это не более чем мимолетные вспышки. Нам нужно исследовать и нанести на карту весь мир человеческих возможностей подобно тому, как была изучена и нанесена на карту вся область физической географии. Как создать новые возможности для обычного существования?.. Развивать природный талант и интеллект у подрастающего ребенка, вместо того, чтобы их разрушать или уродовать. Мы уже знаем, что живопись и мышление, музыка и математика, артистизм и наука могут стать чем-то очень значимым для совсем обыкновенных мальчиков и девочек – при одном лишь условии: применении правильных методов развития детских возможностей. Мы начинаем понимать, что даже самые счастливые люди живут много ниже своих возможностей, и что большинство людей развивают не более ничтожной доли своей потенциальной умственной и духовной мощи. Человечество в действительности окружено обширной областью нереализованных возможностей, требующих изучения Человек, как вид, может превзойти себя – не просто спорадически, один индивид каким-то образом здесь, другой индивид другим путем, но именно как целое человечество в целом. Если нужно назвать новую цель, то может быть, подойдет слово «трансгуманизм», человек останется человеком, но возвысится над собой, реализуя новые возможности своей человеческой природы, ради самой этой природы. Я верю в трансгуманизм: если однажды появится достаточно много людей, способных устремиться к нему, человеческий вид окажется на пороге нового образа жизни, столь же отличного от нашего, как наш – от образа жизни синантропа. Человек наконец станет сознательно осуществлять свое истинное назначение». Педагогическая генетика Научно-техническая революция и биосоциальные проблемы формирования и развития личности СОДЕРЖАНИЕ note 1 I. Введение………………………………………………………………………………………………. 291 II. Принцип неисчерпаемой наследственной гетерогенности человечества.. 298 III. Элементы генетики интеллекта ………………………………………………………….. 307 1. Результаты исследований роли генотипа и среды, проведенных на близнецах……………………………………………………………………….. 307 1.1. Близнецовый метод……………………………………………………………………………. 307 1.2. Генотип и среда: данные, полученные на близнецах…………………………… 308 1.3. К генетике частных способностей ……………………………………………………… 310 1.4. Задачи и перспективы близнецовых исследований…………………………….. 311 2. Принципы тестирования и коэффициент интеллекта (IQ)……………………… 314 2.1. Общие принципы………………………………………………………………………………. 314 2.2. Некоторые задачи тестирования…………………………………………………………. 316 2.3. Проблемы выявления общих и частных способностей………………………… 319 3. Программа "Merit"…………………………………………………………………………………. 324 4. Основные субпсихопатические характеристики…………………………………….. 326 5. К подростковой преступности………………………………………………………………. 329 IV. Талант. Одаренность. Гениальность……………………………………………………. 334 1. Гениальность как социобиологический феномен…………………………………… 334 2. Раннее проявление одаренности и гениальности…………………………………… 338 3. Витальность…………………………………………………………………………………………. 341 V. Некоторые наследственные механизмы, стимулирующие интеллектуальную активность………………………………………………………………….. 343 1. Гиперурикемическая (подагрическая) «одержимость» и потенциальное могущество мозга человека……………………………………………….. 343 2. Синдром Марфана………………………………………………………………………………… 352 3. Синдром Морриса………………………………………………………………………………… 354 VI. Связь между гениальностью и психопатией ……………………………………….. 356 VII. Развитие одаренности……………………………………………………………………….. 365 VIII. Импрессинг………………………………………………………………………………………. 373 1. Общие принципы…………………………………………………………………………………. 373 2. Определение импрессинга………… Date: 2015-09-02; view: 474; Нарушение авторских прав |