Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Династия Фейербахов
Т.Шперри (Spoerri Т.,1952) пишет: «В семье Фейербахов был ряд гениальных личностей, решающим образом повлиявших в течение трех поколений на культурную жизнь XIX века. В настоящее время больше, чем когда-либо ощущается идейное влияние, которое оказали на последнее столетие криминолог Ансельм Фейербах и его сын, философ Людвиг, как и внук, художник Ансельм. Так, книги по уголовному праву большинства европейских стран восходят к основоположным работам криминолога. Художник считается одним из величайших представителей романтическо-классического искусства, а теории философа, значение которых вновь подчеркивается в последнее время, составляют не только философский исходный пункт учения Энгельса и Маркса, но и основу развития всей современной атеистической философии. Большая отягченность семьи Фейербахов душевными болезнями привлекает внимание психиатров». Ансельм Фейербах (1775–1833) так сформулировал свою основную идею в учении об уголовном праве: нужно убрать понятия морального отмщения и исправления. Наказывается совершенное деяние, независимо от привычек и обычаев. Должен действовать предупреждающий закон, по которому «каждое юридическое наказание является правовым следствием, обоснованным необходимостью сохранения права; нарушение права карается законом». Закон, по Ансельму Фейербаху, оказывает психологическое давление, отпугивая от его нарушения грозящим за это наказанием. Закон становится самоцелью. Ансельм Фейербах говорил о себе, что он может существовать только с головой, опирающейся на руку, или с пером в руке – то есть либо размышляя, либо записывая продуманное. Помимо быстрых смен настроения в молодости, он в 23–24 года пережил ипохондрический приступ, в 26 лет – гипоманиакальный подъем, затем спад, а в 1806 году в 30 лет у него был новый приступ гипоманиакальности, сменившийся в 1807 году ипохондрией. Затем – вновь подъем, и на высоте гипоманиакального состояния ему удается в ходе аудиенции завоевать доверие и поддержку баварского короля. Но в начале 1811 г. наступает период двухлетней депрессии, доходящей до публичной попытки заколоться ножницами. В конце 1813 г. его охватывает гипоманиакальное возбуждение, и он вдохновляет германскую молодежь на борьбу против Наполеона, к большому неудовольствию баварского короля. Затем наступает период депрессии, в ноябре 1815 г. – переход в гипоманиакальное состояние, он совершает множество нелепостей. С января 1818 г. отдается на три года необычайно энергичной борьбе по поводу конкордата. В 1819 г. он доходит до зрительных галлюцинаций. Осенью 1820 г. начинается депрессия с идеями преследования, затем снова наступает гипоманиакальность, длящаяся до конца 1823 г., после чего с начала 1824 г.– депрессия с заторможенностью, страхами и меланхолией. Депрессия в 1825 г. подтверждается июньскими письмами. Она длится до весны 1828 г., и только летом 1828 г. наступает временный подъем. В марте 1829 г. Ансельм Фейербах вспыхивает энергией и начинает в самом приподнятом настроении почти маниакально бессмысленное путешествие во Франкфурт, Висбаден, Кельн, Роттердам, Лейден, Амстердам, Бонн, Майнц, Шпейер, обратно в Ансбах… После этого последнего взрыва энергии в 53-летнем возрасте наступает спад с глубокой меланхолией, длящейся до самой смерти в 1833 году. В период гипоманиакальности Ансельм Фейербах проявляет стеничность, уверенное превосходство, энергичную властность и размах. В периоды депрессий он подозрителен, раздражителен, нервозен, депрессия сочетается с идеями преследования и чувством неполноценности. В состоянии возбуждения он однажды бросился на своих детей с обнаженной шпагой, так что им пришлось удирать через окно. В двадцать лет он публикует свою первую юридическую работу «Против существования естественного права», через год – «Критику естественного права», через год еще – «Анти-Гоббс», и затем выпускает так же ежегодно по новой книге, в том числе «О государственной измене». В 1799– 1800 г. выходят два эпохальных для криминологии тома по истории уголовного права. Хотя его литературная деятельность прерывается не только в периоды депрессий, но иногда и в периоды мании, но всегда творчество идет циклично. Его литературная деятельность, хотя и волнообразно, но продолжается почти до самой смерти и завершается в последние годы книгами о человеческих страстях, о преступных типах и об истории Каспара Гаузера. От тихо и терпеливо сносившей все его выходки жены у него было три дочери и пятеро сыновей: Ансельм – археолог, Карл – математик, Эдуард – юрист, Людвиг – философ, Фридрих – индолог. Ансельм Фейербах (1798-1857) написал книгу «Ватиканский Аполлон», которую специалисты долгое время считали «одной из важных вех в развитии археологии, наподобие «Лаокоона» Лессинга». У Ансельма также наблюдались гипоманиакально-депрессивные приступы. В 1820–1823 гг. в состоянии гипоманиакальности он пишет многочисленные стихи, шутки, комедии и сатиры. Но проделав несколько спадов (1823–1825) и подъемов, в 32 года он впадает в двадцатилетнюю малопродуктивную депрессию. По-видимому, его подавила непомерная агрессивность отца. Карл Фейербах (1800-1834) известен в математике открытием «тетраэдрных координат в пространстве» и так называемого «фейербаховского круга». Он отличался неудержимой импульсивностью. Например, своему другу, усомнившемуся в его меткости, он выстрелом прогнал между ногами заряд дроби. Карл наделал немыслимые долги, впал временно в алкоголизм, и врачами считался шизофреником (три рецидивирующих приступа). Однажды он вошел в класс с мечом и объявил, что отрубит голову каждому, кто не решит задачу. Но уже в 22 года он опубликовал ценную работу по геометрии, а во время первой шизофоренической вспышки создал другую ценную работу (по координатам тетраэдра), а затем впал в многолетнее безотрадное уныние. Впрочем, умер он в полном и ясном сознании. Ретроспективно трудно пересматривать диагноз, хотя появление больного шизофренией в окружении маниакально-депрессивных родственников – явление необычайно редкое. Эдуард Фейербах (1893–1843), единственный из сыновей Ансельма, тоже избравший своей специальностью право, уже в 25 лет стал профессором юриспруденции в университете в Эрлангере. Он был раздражительным тираном, и вместе с тем страдал манией преследования. Ретроспективно можно предполагать у него после вспышки творческой продуктивности глубокую депрессию, не помешавшую, однако, его успешной профессиональной деятельности. Людвиг Фейербах (1804-1872) – философ, которому принадлежат слова: «Моя первая мысль была – Бог, вторая – Разум, третья и последняя – Человек». Значение и деятельность Л.Фейербаха настолько общеизвестны, что для нас здесь существенны лишь патографические данные: смены периодов полного отвращения к творчеству периодами необычайно интенсивной литературно-философской деятельности. Он бунтует против отца, сменив теологию на философию. Из преданного гегельянца превращается в яростного антигегельянца, ставя учение Гегеля «с головы на ноги». Он бунтует против религии, лишая себя шансов на получение профессуры. Существенно, что основные труды, в том числе и «Сущность христианства» (1840), Л. Фейербах опубликовал до сорокалетнего возраста, а также и то, что с 26 лет у него начинает понижаться настроение, появляется нерешительность, хотя продуктивность достигает максимума в 36 лет и дает крупные подъемы в 53 и 64 года. Временами у него появлялась мания величия. Фридрих Фейербах (1808–1880), индолог, робко-депрессивный человек, живет на пенсию в 30 гульденов, положенную в Баварии детям тайного государственного советника. Он сохраняет полвека ровное настроение, является последователем и популяризатором своего брата Людвига. Шестой ребенок криминолога Ансельма Фейербаха, Елена, в замужестве Добенек, по свидетельству Шперри, «никоим образом не уступает своим гениальным братьям». Рано выйдя замуж за ничем не замечательного человека, она влюбляется в Паганини (сохранились ее любовные письма к нему), и он думает жениться на ней, но она заболевает каким-то «шизофреноподобным» заболеванием. Выздоровев и разойдясь с мужем, становится воспитательницей и путешественницей. В тридцать лет переживает второй приступ «шизофрении» с госпитализацией, а затем уходит в монастырь. Обе младшие дочери Ансельма Фейербаха – Леонора (1809-1885) и Элиза (1813-1883) – живут тихо, для семьи, оставаясь старыми девами. Таким образом, возможно с некоторой неточностью сказать, что из восьми детей гипоманиакального криминолога Ансельма Фейербаха, Карл, Эдуард, Людвиг и Елена унаследовали циклотимию. Эмилия Фейербах (1827–1897), дочь археолога, веселая фантазерка, обожавшая танцы и остроумные игры, хорошая художница, сочиняет сказки, которые выдерживают много изданий, впадает в 43 года в прогрессирующую меланхолию. Ее циклотимический склад несомненен. Ансельм Фейербах (1829-1880), сын археолога, художник. Оранжерейные условия родительского дома рано развивают его талант, в семь лет он знакомится с «Илиадой» и «Одиссеей». В основе его характера лежит непостоянство настроения, но все же в этих сменах можно видеть шесть основных гипоманиакальных подъемов со спадами вплоть до легкой меланхолии. Продуктивность его особенно велика в периоды подъемов настроения. Несмотря на заболевание сифилисом (1855 г.), Ансельм-художник сохраняет спокойствие, проделывает длительное лечение, весной 1859 г. переживает депрессивный сдвиг настроения, но к концу года снова настроен гипоманиакально. В 1862–63 гг. спад настроения до нормы, а весной 1867 г. новый гипоманиакальный подъем. 1880 год – инфаркт, предположительно, сифилитического происхождения. Шперри пишет о его семилетних циклах между подъемами, аналогичных семилетним циклам у Гете. Таким образом, циклотимия наряду с поразительной продуктивностью и экстравагантностью, подъемами и спадами, прослеживается у Фейербахов в трех поколениях, насчитывающих 6–7 выдающихся людей, в том числе двух истинных гениев. Date: 2015-09-02; view: 457; Нарушение авторских прав |