Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Династия Бернулли





Родословная Бернулли, заслуживающая специального монографиче­ского труда, выглядит очень своеобразно, иллюстрируя значение общего на­следственного интеллекта, реализации специальных талантов, социальной преемственности и подагрического механизма стимуляции умственной ак­тивности.

Прославившийся в фландрских войнах конца XV – начала XVI века род «Бернуллай», принял протестантство и впоследствии должен был бежать из Антверпена от преследований герцога Альбы.

Якоб Бернулли, в качестве главы большой группы эмигрировавших протестантов, поселился во Франкфурте-на-Майне. Он вел крупную оптовую торговлю пряностями и колониальными товарами, что доставило ему боль­шие богатства. Известно, что он умер в 1583 г.

Один из его внуков, тоже Якоб (1598–1634), поселился в Базеле и ус­пешно продолжал торговлю пряностями. Его сын, Николай, очень состоя­тельный коммерсант, имел четырех сыновей, с которых, собственно, и начи­нается величие рода.

Штелин сказал в Базельской юбилейной речи о семье Бернулли:

«Она давала нашему городу в течение поколений высокоодаренных естествоиспытателей, теологов, юристов, филологов, фармацевтов, художников, музыкантов, поэтов, архитекторов, инженеров, искусствоведов, но в особенно­сти, ту массу превосходных, даже гениальных математиков, которая ставит интересные проблемы не только перед генеологами. То, что наш университет радостно перенимал долю блеска, излучаемого этой семьей, менее удивитель­но, чем то, что Бернулли, призываемые в Петербург, Берлин, Венецию, Падую и другие большие города, постоянно хранили верность Базелю, хотя наш город часто не скоро и не достаточно широко открывал им дороги для пол­ного развертывания своих талантов».

Старший сын, Якоб I (1655–1705), изучавший по настоянию отца тео­логию, стал однако профессором математики Базельского университета, ве­ликим математиком, как и его брат Иоганн I (1667–1748). Якоб стал осново­положником вариационного исчисления, и вместе с Иоганном ввел диффе­ренциальное исчисление в математику, решив вместе с ним множество важ­нейших задач с помощью дифференциалов и интегралов (само слово «интеграл» принадлежит именно Якобу Бернулли).

Второй сын, Николай (1687–1759), стал профессором математики Падуанского университета, профессором логики и права в Базельском универ­ситете.

Упомянутый третий сын Иоганн, медик и ученик Якоба I, автор ог­ромного количества выдающихся трудов-открытий в математике, был, между прочим, автором первого учебника по дифференциальному исчислению.

Среди гор трудов Якоба и Иоганна Бернулли, среди посвященных им историко-математических исследований только случайно обнаружилась фраза по поводу занятия Якобом кафедры математики: «Последовало 15 лет плодовитейшей деятельности в качестве преподавателя и исследователя, последние годы из которых, правда, были омрачены возрастающей болезненностью и тяжелыми приступами подагры, которая временами его почти парализовыва­ла» (SpiessО., 1948). Также затеряно среди массы материалов такое упомина­ние: «Иоганн Бернулли сам должен был перенести некоторые болезни, а иногда его мучила подагра»…

Если Якоб I Бернулли был учителем и вдохновителем Иоганна I, то именно Иоганн открыл и поощрил гений своего базельского согражданина Леонарда Эйлера (1707–1783).

Эйлер, автор учебников по дифференциальному и интегральному ис­числению, автор основоположных исследований по теории чисел и диффе­ренциальной геометрии, один из основоположников современного математи­ческого анализа, опубликовал так много исследований, что они вместе со­ставляют не менее шестидесяти солидньк томов «ин кварто». Благодаря не­обычайной памяти и дарованиям, он продолжал работать слепым, диктуя свои труды и расчеты. Это уже относится к области развития врожденной ге­ниальности под воздействием социальной преемственности, но, все же, веро­ятно, не без притяжения одного гения к конгениальному другому, если доз­волительно троекратное повторение однокоренных слов в одном предложе­нии.

Вернувшись из Парижа, получив там признание и найдя талантливого и щедрого ученика, маркиза Гийома Лопиталя, Иоганн I Бернулли в свои 27 лет стал уважаемым в Европе ученым. В дальнейшем начались настоящие конкурентные состязания на решение математических задач. В этих состяза­ниях участвовали основоположники принципов дифференциального и инте­грального исчисления Ньютон и Лейбниц, оба Бернулли, и тот же маркиз Лопиталь, немало от Бернулли позаимствовавший и, видимо, единственный неподагрик среди пяти математических лидеров этой эпохи.


Четвертый брат, Иероним (1669–1760), стал аптекарем, как и его внук, тоже Иероним (1748–1852). Кстати, даты рождения и смерти неплохо характеризуют родовую и социально-преемственную витальность Бернулли.

Старший сын Иоганна I, Николай (1695–1726), профессор права в Берне, профессор математики в Петербурге, погиб совсем молодым.

Второй сын, врач Даниил Бернулли (1706–1782), отклонив в возрасте 25 лет лестное предложение стать президентом только что утвержденной Ге­нуэзской Академии наук, стал профессором математики в Петербурге, авто­ром фундаментальной работы по гидродинамике. Затем он занял кафедру фи­зики и анатомии в Базеле.

Третий сын Иоганна I, Иоганн II (1710-1790), базельский профессор «элоквенции» (риторики) и математики, имел трех сыновей: Иоганна III (1744–1807), доктора права и директора Берлинской обсерватории, Даниила (1751–1834), доктора медицины и профессора риторики, и Якова (1759– 1788), петербургского академика.

Бернулли проявляли многосторонность в XIX и XX веке, однако мы должны предоставить будущему историографу составление генеалогического древа и выяснение роли подагры у потомства в первую очередь у Даниила Бернулли, сына и племянника обоих великих подагриков.

Николай I Бернулли (1687–1759), сын живописца и племянник Якоба и Иоганна, был, последовательно, профессором математики, логики и юрис­пруденции; он известен рядом открытий по теории вероятности и интеграль­ному исчислению.

Племянник Даниила, Иоганн III Бернулли, с двадцати двух лет – ко­ролевский астроном в Берлине, автор трехтомного астрономического руково­дства, предпринял большие поездки во Францию, Италию, Петербург и на­писал пятнадцатитомное сочинение о своих путешествиях.

Третий сын Иоганна II, Яков, став известным математиком, был вы­бран членом Петербургской Академии наук, женился на внучке Эйлера, но в тридцать лет утонул в Неве.

Сын Даниила, Кристоф Бернулли (1782–1863), профессор технологии в Базеле, написал большой труд против цеховой организации промышленно­сти, опубликовал также руководства по технологии, паровым машинам, по промышленной физике (инженерии), механике, а также энциклопедию по технологии, выдержавшую десятки изданий и переработанную его сыном Иоганном Густавом (1811-1877). Последний был также автором справочника для механиков, инженеров, технологов, и этот справочник также выдержал десятки изданий.

Иоганн Якоб Бернулли, профессор истории Базельского университета, написал ряд книг по античному искусству (о Лаокооне, о древнегреческих и римских статуях, и, главный свой труд – «Афродита»). Его брат Карл Густав (1834–1878) был врачом, естествоиспытателем, географом и ботаником.

Чтобы продемонстрировать неувядаемость талантов в семье Бернулли, мы предлагаем вниманию читателей только несколько выписок из каталога Ленинской библиотеки:

Жан Бернулли в 1694 г. опубликовал 8 томов путевых записок.

Кри­стоф Бернулли – труды по геологии.

Этот же или другой Кристоф – труды по экономической статистике.

Еще один Кристоф в 1910 г. – книга о паровых машинах системы Бернулли.

К.А-Бернулли в 1908 г. – двухтомник о Ф.Овербеке и Ф.Ницше.

Рудольф Бернулли в первой половине XX века издает фундаменталь­ные труды по искусствоведению.


А.Л.Бернулли – «Физико-химический практикум» (1930).

Г. Бернулли (архитектор и градостроитель) – в 1949 г. выпускает большой труд по архитектуре.

Даниил Бернулли – монография по геологии Монте Дженерозо (1964).

В том же году еще один Кристоф Бернулли выпустил труд о художест­венных сокровищах Швейцарии.

И это все далеко не исчерпывает продукцию прямого мужского по­томства базельских Бернулли, а лишь, пожалуй, документирует слова Штелина о многогранной талантливости рода.

Любопытно замечание Ю.Ф.Виппера (1875): «Из одиннадцати членов этого семейства, занимавших ученые кафедры, восемь приобрели себе из­вестность математическими трудами, и между ними трое считались перво­классными математиками своего времени. Кафедра математики в родном их городе Базеле в течение 105 лет была занята постоянно одним из Бернулли, и вообще с 1686 г. по наше время, следовательно, в течение почти двух веков, мы видим одного из Бернулли профессором в Базельском университете… Преобразованная в 1699 году Парижская Академия наук избрала в числе восьми иностранных членов двух из семейства Бернулли (остальные шесть – Лейбниц, Ньютон, Гирнгауз, Ремер, Гульельмини, Гартсекер), и с тех пор без перерыва в течение столетия один из Бернулли занимал место в Парижской Академии…»

Далее Виппер пишет: «… семейство Бернулли нам не чуждо: пять лиц – Иоганн I, Николай II, Даниил I, Иоганн III и Якоб II – были почетными членами Санкт-Петербургской Академии наук, а трое из них – Николай, Даниил и Якоб – состояли в ней на действительной службе.

Один из членов франкфуртской ветви семейства, Лев Бернулли, со­провождал Адама Олеария в его посольстве в Московское государство и в Персию…»

Последнее упоминание Ю.Ф.Виппера о Льве Бернулли чрезвычайно важно, так как доказывает предприимчивость и энергию представителей и другой, не Базельской, ветви Бернулли.







Date: 2015-09-02; view: 845; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию