Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Некоторые гениальные или высокоталантливые семьи с нерасшифрованными механизмами могучего творческого стимула или дарования
После того, как у столь значительной доли великих деятелей истории и культуры были расшифрованы генетические, биохимические, гормональные и структурные механизмы их потенциальной гениальности, может создаться впечатление, что очень многое в этой области стало ясно. Чтобы развеять это совершенно ложное мнение, мы считаем необходимым рассмотреть хоть несколько из множества семей, где наряду с благоприятнейшей биосоциальной преемственностью и социобиологической возможностью реализации каким-то неведомым образом наследовалась биологически чрезвычайно высокая одаренность, о механизмах которой мы до сих пор не имеем представления. Необходимо, однако, чтобы читатель мысленно помножил такие семьи с нерасшифрованным механизмом гениальности и замечательного таланта на какой-нибудь двузначный коэффициент для того, чтобы истинное соотношение, с одной стороны, частично разгаданного в проблеме интенсификации умственной активности и, с другой стороны, совершенно загадочного предстало в правильной перспективе. Переходя к разбору ряда высокоодаренных семей и лиц с неопределенными механизмами огромной продуктивности, исключительной талантливости и гениальности, мы должны предупредить читателя о том, что в этой части, в отличие от предшествующих, мы уходим из области фактов в область очень приблизительных догадок и малообоснованных предположений. Этот раздел следовало бы вовсе опустить, если бы не опасение, что автора либо заподозрят в умышленном сокрытии существования множества гениев с неизвестными механизмами активации напряженнейшей интеллектуальной деятельности, либо, что еще хуже, за «деревьями» раскрытых механизмов не заметят «леса» нераскрытых. Мы заранее самым решительным образом подчеркиваем чрезвычайную гипотетичность идущих далее объяснений, чтобы не напоминать об этом при рассмотрении каждого случая, каждой семьи, каждого индивида. Как часто в поисках механизма гениальности нас постигала неудача. Мы предпринимали попытки изучить ряд разнороднейших гениальных или высокоталантливых семей, но раскрыть механизмы необычайной стимуляции интеллекта или причины сверхактивности нам не удалось. Сколько мало кому ведомых, чрезвычайно индивидуальных страстей, увлечений, влечений, сколько неизученных воздействий окружения, усиленных тысячекратно индивидуальной восприимчивостью или критичностью фазы развития, на которую пало воздействие, определяет мировоззрение, мощь творчества, жизненную направленность, социальную, асоциальную или антисоциальную? Так, нами была изучена семья B.A.Моцарта (1756–1791) с его гениальной сестрой и замечательно талантливым скрипачом отцом. Выход довольно скуден: огромная роль социальной преемственности, поразительно благоприятные условия для развития и реализации таланта, ранние жесточайшие почечно-каменные приступы у Моцарта, неразгаданные приступы сильнейшей боли в ногах, невероятное, бешеное увлечение работой и гигантская продуктивность как результат почти непрерывного творческого состояния. И, конечно, гигантский врожденный, наследственный музыкальный талант. Изучение биографии Л.Эйлера (1706–1783) показало сильнейшую социальную преемственность, идущую от его отца и трех математиков Бернулли, раннюю стимуляцию математических способностей и интересов, прекрасные возможности их реализации, наличие поразительной памяти на числа, а также вычислительных способностей. Но тот внутренний стимул, который подвиг его на создание 60 томов математических произведений, остался нераскрытым. А.В.Суворов (1729–1800), внук генерального войскового писаря, сподвижника и любимца Петра, сын выдающегося организатора, исключительно работоспособного и осведомленного, ставшего в Семилетнюю войну генерал-губернатором завоеванных русских провинций. С детства мальчику привили необычайную страсть к военному делу, усугубленную чтением книг по военной истории из огромной отцовской библиотеки. Мы не смогли проверить, являются ли его слова «о семидесяти подаграх», имеющиеся в одном из писем, просто отпиской, или он и впрямь болел подагрой. У Франсиско Гойи (1746–1828), помимо необычайной гиперсексуальности можно только подозревать наличие гипоманиакальных приступов творческой активности и депрессивных спадов, так как и «экзогенных» причин для депрессий было более чем достаточно (смерть 19 из двадцати рожденных детей, смерть герцогини Альба). Что до его подагры, то она могла иметь своим источником хроническое отравление свинцовыми белилами, и наступила относительно поздно. Герцог А.-У.Веллинггон (1769-1852) имел в юности и в зрелые годы оптимальные возможности развития в силу близости к Питту Младшему, леди Эстер Стенхоп и Непирам. Возможности реализации были блестящими как в Индии, где его брат был всемогущим генерал-губернатором, так и в Португалии и Испании, где французские армии, благодаря постоянным грабежам и насилиям, оказались в истребительном пожаре партизанской войны, в то время как английская армия прекрасно снабжалась и могла выжидать, покуда противник не сделает какую-либо ошибку, использование которой было уже для главнокомандующего делом приложения прекрасно разработанных приемов. Никаких оснований предполагать у Веллингтона подагру или гипоманиакальную депрессию нет. Несомненны непоколебимое мужество и гиперсексуальность. Гемфри Дэви (1778–1829) с детства развивался исключительно быстро, рано овладел даром молниеносного чтения и реферирования, обладал молниеносной интеллектуальной реакцией, очень рано начал экспериментировать и читать увлекательные лекции. Он был поразительно сообразителен. Помимо химических исследований и трудов, опубликовал книгу о рыбной ловле, а также книгу по истории человечества. Источник его фантастической интеллектуальной активности ждет своего открытия. Альфред де Мюссе (1810-1857), оставивший после себя 11 томов сочинений, один из крупнейших поэтов Франции, был резко гиперсексуален, легко переходил от сумасшедшего веселья к глубочайшему отчаянию Возможности развития и реализации у Мюссе были исключительно благоприятными: он очень рано научился читать, был безотрывным книгочеем, необычайно рано кончил школу и попал в среду поэтов-романтиков. Он очень много пьянствовал и в этом состоянии часто творил свои стихотворения, которые прекрасно запоминал. У Мюссе некоторые авторы предполагают циклотимию. Венгерский математик Януш Больяй (1802-1860), самостоятельно пришедший к идее неэвклидовой геометрии, с раннего детства демонстрировал замечательные математические способности. Сын, тоже одареннейший математик, стал бретером и психопатом. Предполагают семейную психопатологию шизоидного типа. Эварист Галуа (1811-1832) считал себя в гораздо большей мере революционером, нежели математиком Он был чрезвычайно отважен. Свое гениальное математическое произведение он написал ночью, накануне дуэли, на которой был убит. Поскольку его отец, мэр города, любимый населением, покончил с собой из-за травли клерикалами, можно только предполагать наличие в семье чрезвычайной сверхвозбудимости. Для Т.А.Эдисона (1847-1931), выходца из чрезвычайно предприимчивой семьи, необычайно смышленого с раннего детства, может быть самым решающим бьыо то, что школьный учитель, выведенный из себя его вопросами, назвал его тупицей. Эдисон, расплакавшись, рассказал об этом матери, и та, зная необычайный интеллект сына, забрала его из школы. Будучи профессиональной преподавательницей, она стала учить его дома и Эдисон получил возможность пожирать дома самые серьезные книги. Для своих химических опытов он стал зарабатывать деньги самыми оригинальными способами. После нескольких крупных изобретений он поставил изобретательство на конвейер, увлекая сотрудников своим трудолюбием и силой мысли. Давид Гильберт (1862-1943), сын тайного советника, кенигсбергского судьи, рано подружился в гимназии с будущим крупным математиком Минковским. В Гетгингенском университете они оба присоединились к А.Гурвицу. Высокая интеллектуальность семьи, раннее увлечение математикой, раннее создание особой системы ценностей, наличие исключительных способностей – все это, разумеется, не может объяснить появления величайшего математического гения конца XIX – начала XX века. Несколько яснее появление Норберта Винера (1894-1964), потомка длинного раввинского рода – его дед, Соломон Винер, издавал в Белостоке газету на немецком языке, отец Винера стал профессором филологии, владел десятками языков, и, может быть, главное, – наглядно показал своему сыну, что такое настоящая работа, за два года переведя с русского на английский язык 24 тома полного собрания сочинений Л Н Толстого. Отец даже в большей мере, чем это традиционно принято в еврейских семьях, уделял внимание интеллектуальному развитию Норберта. Создатель кибернетики помнил себя с двух с половиной лет, в шесть с половиной развлекался, играючи в подаренные ему наборы обучающих игрушек. Уже в детстве, во время путешествия в Европу, побывал в обществе Н.Зангвиля и князя П Кропоткина. Необычайно раннее умственное развитие Н. Винера, быстрое прохождение средней школы, сверхраннее окончание университета позволили ему очень быстро научиться «вынюхивать главное», что очень ценил в себе и Эйнштейн. Загадочным остается источник гениальности Ф.Д.Рузвельта (1882-1945), который имеет с Т. Рузвельтом общего предка в 9-10 поколении. Однофамильность скорее мешала, нежели помогала Ф.Рузвельту, тем более, что клан Т.Рузвельта на него ополчился. Еще юношей Ф.Рузвельт проявил свою фантастическую работоспособность, энергию и блестящий ораторский талант. Ему принадлежит идея создания очень мощного военно-морского американского флота, полностью оправдавшая себя в Первой мировой войне. Многозначителен тот факт, что когда США никак не могли выбраться из экономической депрессии, именно Ф.Рузвельт (к тому времени уже калека – перенесенный полиомиелит приковал его к креслу) был избран президентом США. Он организовал свой «мозговой трест», собрав в нем самые крупные умы Америки Он ввел в обычай частое непосредственное обращение к народу по радио, и в этих обращениях объяснял и трудности, которые переживала страна, и свои решения. Его роль во Второй мировой войне общеизвестна. Однако раскрыть механизм его фантастической интеллектуальной мощи нам не удалось. Не удалось раскрыть механизм исключительной умственной активности Джона Д.Рокфеллера, основателя династии. Известно лишь, что он, и его сыновья, и его отец, умерший в возрасте 98 лет, отличались редкостным долгожительством. Известно, что еще школьником Рокфеллер заявил, что будет стоить 100 000 долларов. Известно, что в юности за три года службы, получая 600 долларов в год, он отложил 800 долларов. Но внутренний механизм его гигантской инициативности и целеустремленности нам выяснить не удалось. Поразительное сочетание таланта, социальной преемственности, брачного подбора, стимулирующей среды дает династия Серовых, начинающаяся с Н.И.Серова (1790-1856), дослужившегося в министерстве финансов до действительного статского советника. Этот генеральский чин не столь существенен, как то, что пишет о нем В.В.Стасов: «Это был один из самых замечательных по уму и образованию людей, с которым мне приходилось встречаться». А Стасову было с кем сравнивать. Сын действительного статского советника А.Н.Серов (1820-1871), рано получивший прекрасное образование, дослужившийся в министерстве юстиции тоже до чина статского генерала, стал к тому же «двойным генералом от музыки» – и в качестве композитора, и в качестве музыкального критика. Кроме того, он обладал замечательным даром рисовальщика. А.Н.Серов женился на молодой консерваторке Валентине Бергман, происходившей из семьи крещеных евреев – семьи, несомненно даровитой и редкостно интеллигентной. В.Н.Серова стала первой русской женщиной-композитором, превратила их с мужем дом в место встречи самых выдающихся людей Петербурга. Это она, после смерти мужа показав работы сына скульптору Антокольскому и удостоверившись в даровитости ребенка, занялась развитием его живописного таланта Это она ввела его в «Мекку» русского искусства – в Абрамцево к Мамонтовым, где помимо лучших художников России бывали и такие люди, как Станиславский, Шаляпин и многие другие. В.С.Серова была моделью для И.Е.Репина, когда тот писал царевну Софью Впоследствии, когда она «работала на голоде» 1891 г, местная полиция жаловалась: « женщина умная, хитрая и осторожная, действует так тонко, что пока нельзя уличить ее в чем-то предосудительном» В.А.Серов (1865-1911), таким образом, имел за собой не только три поколения одареннейших людей по отцовской и материнской линии, но и с детства оптимальнейшие условия для развития своего таланта. Внутренние механизмы необычайной творческой активности Серовых нам раскрыть не удалось. Чрезвычайный интерес представляет для будущих исследователей нераскрытые нами механизмы огромной творческой активности четырех поколений семьи Келдышей. Дед президента АН СССР М.В.Келдыша, М.Ф.Келдыш, был выдающимся врачом, организатором, ученым. Он организовал медико-санитарное обеспечение знаменитого похода генерала Скобелева на Ахал-Теке (1871), описанное им в 1881 г., опубликовал книгу по бактериологии (1886), затем «Медицинские беседы» (1890), в 1893 г. описал одно из наследственных заболеваний нервно-мышечной системы (болезнь Томсона). Его сын, крупнейший фортификатор и специалист по железобетону, автор ряда книг, заслуженный деятель науки, генерал-полковник Всеволод Михайлович Келдыш стал отцом математического гения Мстислава Всеволодовича Келдыша, который входит в число трех создателей ракетно-ядерного щита СССР (Келдыш, Курчатов, Королев). Математические способности М.В. Келдыш передал своим одареннейшим дочерям. Одна из них, Людмила Всеволодовна, вышла замуж за выдающегося математика академика П.Новикова и стала матерью пятерых высоко одаренных детей. Братья Мстислава Келдыша стали учеными один – крупный историк музыки, а второй – талантливый историк, правда, рано погибший. Если не сводить все к окружению, определявшему династическую целеустремленность к творчеству, то приходится признать наследование в данной семье какого-то фактора «общего интеллекта». Рассматривая этих гениев и выдающихся по талантливости людей, мы должны заметить, что почти все они развивались с самого раннего детства или в юности с очень явной направленностью на достижение интеллектуальных успехов, почти все они имели хорошие возможности для реализации Направленность деятельности, также как и общественный «спрос» были чрезвычайно различны. Но при всем том совершенно очевидно, что десятки или сотни тысяч людей имели столь же благоприятные стартовые возможности, столь же благоприятные плацдармы, тот же спрос, и все же реализовались в гораздо меньшей степени, либо направили свою деятельность в области, менее социально значимые. Может быть, у них не хватало исключительной одаренности, всесокрушающей, всепреодолевающей целеустремленной воли? Надо отметить, что почти все рассмотренные нами личности отличаются «пассионарностью» (в смысле определения, данного Л.Н Гумилевым). «Пассионарность – это характерологическая доминанта, это неподавимое внутреннее устремление (сознательное или, более часто, бессознательное) к достижению цели, чаще всего иллюзорной, но более важной, чем своя собственная жизнь. Пассионарность индивида может сочетаться со всеми видами дарования, большим, умеренным или малым талантом, она не зависит от внешних влияний, она записана в конституциональных особенностях индивида. Она ничего общего не имеет с этическими нормами, может быть источником как героических действий, так и преступлений, созидания и разрушения, добра и зла. Она не исключает ничего, кроме безразличия». Оговорив наше несогласие с фатальностью и независимостью пассионарности от внешних условий, мы полагаем, что Л.Н Гумилевым схвачено основное, и наши работы, проводимые независимо от него, представляют попытку понять биологические источники пассионарности. Мы считаем необходимым отмечать громадное значение «импрессингов» и других социальных факторов в формировании «пассионарных» личностей. По нашему мнению, пассионарность обычно все же требует для своего формирования каких-то талантов, ибо без них пассионарность (страстное стремление достичь желаемого идеала) либо угаснет, либо не проявится в социально-значимых действиях. Date: 2015-09-02; view: 325; Нарушение авторских прав |