Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Династия Толстых-Пушкиных
Петр Андреевич Толстой сначала был ярым противником Петра I, но вовремя перешел на его сторону. Петр I говаривал примерно так: «Имея дело с П.А.Толстым, надо ухо держать востро, а камень за пазухой, чтобы череп ему разбить, а то укусит». В 1697 г. Петр I отправил П.А.Толстого в числе тридцати семи дворян за границу для изучения морского дела. И Петр Андреевич поехал, хотя ему было уже 52 года. Он пробыл в Италии два года и, помимо морского дела, овладел итальянским языком. Петр сделал его дипломатом. Толстой поехал в Константинополь, получив 200 000 червонцев на подкуп чиновников Порты. Часть денег он утаил, а секретаря, который посмел об этой утайке донести, отравил. С 1710 по 1714 г., когда отношения между Россией и Турцией испортились, Толстой просидел в подземелье Семибашенного замка в Константинополе. Вернувшись, поднес Меньшикову 20 000 рублей, за что попал в Сенат. Затем выманил по поручению Петра бежавшего царевича Алексея – выманил, поклявшись тому на кресте и Евангелии, что Петр его простит. По легенде, Алексей под пыткой проклял и самого П.А.Толстого, и все его потомство на 25 поколений вперед. Подпись Петра Андреевича стоит девятой на смертном приговоре Алексею. От Петра Толстой получил высший орден «Андрея Первозванного» и поместья с шестью тысячами крестьянских дворов. Однако Петр все же говорил Толстому: «Голова, голова, как бы не так умна ты была, давно бы отрубить тебя велел». 7 мая 1724 года, при короновании императрицы Екатерины I, П.А.Толстой был произведен в графы Российской империи. Ему было далеко за 80 лет, но сохраняя юношескую голову и живость, он принял участие в заговоре против Меньшикова. За это его и его сына Ивана лишили всех чинов и званий, всех поместий и сослали в Соловки, где оба и умерли в течение пяти лет. Графское достоинство было возвращено потомкам Петра Андреевича Толстого только в 1780 г. царицей Елизаветой Петровной. Ум, энергию, витальность П.А.Толстого следует признать совершенно исключительными. Но в каждом поколении его потомства был хотя бы один психически больной, что неизменно приписывали проклятию царевича Алексея. П.А.Толстой являлся дальним предком не только Толстых – Льва Николаевича, Алексея Константиновтича, по одной из линий даже Алексея Николаевича Толстого. Он – предок К.Н.Леонтьева, Одоевских, Чаадаева, а по отцу – и Тютчева (см. родословную, опубликованную Н.К.Кольцовым в 1926 г.). Одна из замечательных особенностей П.А.Толстого и многих его потомков – поразительное долголетие, жизненная сила, а у некоторых и огромная физическая сила.
М.М.Щербатов (1733-1790) Род Щербатовых, Рюриковичей, идет от Святого Владимира, князей Черниговских и Оболенских. Они на протяжении всей русской истории были стольниками, стряпчими, сокольничими и приближенными к царям боярами. Князь Меркурий Щербатов отличился в войнах Ивана Грозного. Константин Щербатов – в войне против Стеньки Разина. Юрий Щербатов, дядя историка, был ранен под Нарвой в 1776 г., и ушел в отставку в чине бригадира. М.Ю.Щербатов получил в Великой Северной войне не менее шести ран, стал генерал-майором и губернатором Москвы (1731 г.), а затем губернатором Архангельска. М.М.Щербатов с детства хорошо знал французский язык и литературу, перевел на русский язык значительную часть семитомной Всеобщей истории, а также ряд других крупных французских трудов. Он принадлежал к Санкт-Петербургской масонской ложе и чрезвычайно много читал. Он был и остался сторонником правления родовой аристократии, стал яростным противником нового служилого дворянства, прав купечества, и тем более – крестьянства. Он был блестящим, глубоко эмоциональным оратором и едва не одержал победу в законодательной комиссии 1767 г. благодаря своему красноречию и широте знаний. Однако его подвели чрезмерный догматизм и высокомерие. Потерпев поражение в законодательной комиссии, он стал яростным критиком Екатерины II, которая после его смерти приказала конфисковать рукописи М.М.Щербатова и доставить лично ей. Князь М.М.Щербатов был, кроме всего, автором незаконченного социального романа («Путешествие в страну Офирску»). Но главное дело его жизни – огромный, многотомный труд по истории России. Из прочих произведений Щербатова заслуживает особого внимания труд «О повреждении нравов в России», выдержавший восемь изданий на русском языке в промежутке между 1858 и 1908 г., переведенный на немецкий и английский языки. М.М.Щербатов был сторонником не только доекатерининской, но даже допетровской Руси, и вместе с тем он был необычайно умным, многосторонним и исключительно работоспособным человеком. П.Я.Чаадаеву, внуку М.М.Щербатова по материнской линии, привелось, следовательно, не только познакомиться с его пятнадцатитысячной библиотекой, но, вероятно, также и унаследовать многие дедовские таланты. Петр Яковлевич Чаадаев (1793-1856) Петр Васильевич Чаадаев, генерал-майор, умер в душевной болезни, именуя себя персидским шахом. Предположение, что Петр Васильевич симулировал, чтобы уйти от суда за взятки, косвенно опровергается тем, что его сын Яков Петрович застрелился в 37 лет, а внук, Михаил Яковлевич Чаадаев, страдал меланхолией. Следовательно, приступы меланхолии у второго внука, Петра Яковлевича Чаадаева, предшествовавшие и следовавшие за его первым «Философическим письмом», могут быть поняты как проявление циклотимии с подъемами в период дружбы с Пушкиным, составления этих самых знаменитых «Писем», и очень тяжелыми, длительными депрессиями. В судьбе П.Я.Чаадаева можно видеть сочетание оптимального импрессинга и прекрасного образования с блестящими дарованиями, не реализовавшимися из-за длительных инактивирующих депрессий. Чаадаев воспитывался очень любившей его самоотверженной тетушкой. Петр Яковлевич поступил в Московский университет, где тогда преподавала блестящая профессура. Петр Яковлевич быстро составил себе прекрасную библиотеку. Оба брата Чаадаевы – Михаил и Петр – вступили в гвардию, участвовали в сражениях под Бородино, Тарутине, Малом Ярославце, Бауцене, Пирне, Кульме и Лейпциге. В 1816 г. в Царском селе Чаадаев познакомился с Грибоедовым и лицеистом Пушкиным. О двадцатидвухлетнем Чаадаеве написано: «Этот красавец гусар резко отличался от своих товарищей… Его бледное, словно выточенное из мрамора лицо с необыкновенно высоким прекрасным лбом было малоподвижно и носило отпечаток постоянных и глубоких размышлений. Широта его эрудиции удивляла». Он сделал своим ближайшим другом шестнадцатилетнего Пушкина, и тот написал «К портрету Чаадаева»… Он вышней волею небес Рожден в оковах службы царской; Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес, А здесь он – офицер гусарский. Получив в наследство 450 душ «мужеского пола» и 4000 десятин земли, что означало достаточную обеспеченность, Чаадаев вышел в отставку и отправился путешествовать в Европу. Перед отъездом он чувствовал себя очень больным и был мрачен. Уехал в Англию, путешествовал по ней, в конце года был в Париже, где прожил три сезона, затем – Швейцария и Италия, потом Дрезден, где он оставался до середины 1826 г., и возвращение в Россию. Все это время его не оставляет состояние угнетенности. В его биографии (М.Гершензон, 1908) написано: «Он все время лечится, и все без успеха. Галль вылечивает его от ипохондрии, но к концу путешествия его состояние ужасно… Его гнетут какие-то мучительные настроения… Попав, наконец, в Англию после опасного морского путешествия, он три недели не может принудить себя написать домой первое письмо – вещь совершенно непостижимая, потому что он в это время ничем не был развлечен и при этом хорошо знал, как тревожатся о нем тетка и брат, прочитав в газетах о бурях, свирепствовавших на Балтике… Его слова: «Сознаюсь, что я изверг»… В 1826–1830 гг. «Чаадаев поддался мрачному настроению духа, сделался одиноким, угрюмым, нелюдимым, ему грозили помешательство и маразм. Едва ли это могло быть вызвано обыском, сделанным у него в Брест-Литовске и задержанием на полтора месяца, что, впрочем, не имело последствий». После возвращения из-за границы он практически бездействует, становясь между тем, в силу своего ума и остроумия, светилом и красой «Английского клуба». Нас здесь интересует переход от блестящего, пылкого, необычайно активного офицера, проделавшего с блеском кампании 1812–1813 гг., к человеку, многие десятилетия бездеятельному; превращение героического офицера в человека, который дал надеть на себя намордник (имеется в виду письмо Орлову, о чем см. ниже). Впрочем, это можно было бы объяснить внешними обстоятельствами. Но то, что он и за границей, и по возвращении целиком уходит в уныние, уже патогномонично и вынуждает нас к постановке диагноза – циклотимия. Бывало ли у Чаадаева гипоманиакальное состояние с огромным подъемом? Вот одно замечание, характеризующее его «Письма»: «… откуда бы он взял это могучее волнение, чисто личное, неповторимое, которое проникает всю его доктрину и сообщает такую неотразимую убедительность его слову? … В железной и вместе свободной последовательности его умозаключений столько сдержанной страсти, такая чудесная экономия сил, что и помимо множества блестящих характеристик и художественных эпитетов, за один этот строгий пафос мысли, его «Философические письма» должны быть отнесены к области словесного творчества наравне с Пушкинской элегией или повестью Толстого… Во всемирной литературе немного найдется произведений, где так ясно чувствовалась бы стихийность и вместе гармоничность человеческой логики». Нет нужды излагать «Философические письма». У них есть автор, комментаторы, критики, наконец, есть история, которая лежит между современностью и тем временем, когда писал Чаадаев. Но он для нас важен втройне – как прообраз Чацкого («Горе от ума»), как одна из самых выдающихся личностей своего времени и, главное, как пусть и не близкий, но все же родич Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина и плеяды гениев и талантов российского XIX века. И если М.О.Гершензона можно было бы, допустим, упрекнуть в свойственной биографам увлеченности, то не забудем, что Герцен отвел Чаадаеву одно из первых мест в истории русской революционной мысли. Чаадаев вполне допускал, что искомым вариантом объединения человечества будет нечто вроде «той политической религии, что Сен-Симон теперь проповедует в Париже…» Для того, чтобы написать «Философические письма», нужен был огромный духовный подъем. Достаточно документировав депрессию Чаадаева во время заграничного путешествия, мы документируем его последующую депрессию бесконечными жалобами на несуществующие болезни – нечто очень характерное для депрессивных больных. М.Гершензон: «По словам Жихарева, Чаадаев донельзя надоел лечившему его профессору Альфонскому и так как он, в сущности, был совершенно здоров, то Альфонский кончил тем, что однажды чуть не насильно свез его в Английский клуб… С этого дня Чаадаев сделался посетителем клуба… и был возвращен обществу». После вькода «Писем», последовавшего в 1836 г., Чаадаев до самой смерти в 1856 г. жил по стереотипу, по трафарету, который установился раз и навсегда, устраивая у себя по понедельникам приемы, на которых была «вся мыслящая Москва». Были ли у Чаадаева другие признаки депрессивньк фаз, страхи? Несомненно. Такова его реакция на пограничный обыск и последовавшую за ним задержку возвращения в Москву. Таково и его «верноподданническое» письмо. История этого письма такова. Герцен-эмигрант в 1851 г. выпустил за границей брошюру «О развитии революционных идей в России», где о Чаадаеве говорилось, как о виднейшем революционном мыслителе. Чаадаев написал ему благодарное письмо «за известные слова», и, намекая на свою близкую смерть, добавил: «Может быть, придется Вам скоро сказать еще несколько слов о том же человеке». Позднее, узнав от влиятельного в жандармских кругах графа А. Орлова, что тому известны слова Герцена, Чаадаев написал Орлову письмо, в котором возмущался Герценом: «Каждый русский, каждый верноподданный царя, в котором весь мир видит Богом избранного спасителя общественного порядка в Европе, должен гордиться быть орудием, хотя и ничтожным, его великого священного призвания; как же остаться равнодушным, когда наглый беглец, гнусным образом искажая истину, приписывает нам собственные свои чувства и кидает на имя наше собственный свой позор». Когда племянник Чаадаева, прочитав копию этого письма, удивился, Чаадаев объяснил, что дорожит своей шкурой. Такое двоедушие или малодушие в условиях николаевской России было бы не удивительным, если бы речь шла не о великом мыслителе и, притом, человеке, который воевал, многократно проявляя величайшую храбрость. Это письмо Орлову – характерное проявление тех страхов, которые владеют личностью в депрессивной фазе. Но чеканны его слова, оставшиеся в памяти поколений: «Во Франции на что нужна мысль? Чтобы ее высказать. В Англии? Чтобы привести ее в исполнение. В Германии? Чтобы ее обдумать. У нас? Ни на что!» Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) В свете бесспорных данных о существовании у А.С.Пушкина сезонных циклических подъемов и спадов настроения и работоспособности, мало связанных с внешними обстоятельствами (см. главу о А.С.Пушкине в разделе «Двойной механизм стимуляции – гиперурикемия-гипоманиакальная депрессия»), особый интерес приобретает психиатрический анализ пушкинского рода (родословной), проведенный Е.Н.Каменевой (1924). Прадед А.С.Пушкина по отцу, А.П.Пушкин, задушил в припадке сумасшествия свою жену, когда она рожала. Эта жена, урожденная Головина, была сестрой жены прапрадеда Л.Н.Толстого по матери, таким образом, оба гения русской литературы имеют некоторую долю общих генов. Напомним, что дед Пушкина, Лев Александрович, обнаружив (или заподозрив), что жена изменяет ему с учителем детей, повесил учителя-француза на своем дворе, а жену уморил в заточении. Он вступил во второй брак, от которого и происходит Пушкин. Его вторая жена, урожденная Чичерина, является родственницей очень известного в свое время юриста и философа Г.Н.Чичерина, а также его племянника Г.В.Чичерина, поразительно образованного, многогранного, ставшего со студенческих лет деятельным революционером, политэмигранта, и вместе с тем – талантливого пианиста, автора книги о Моцарте, а после революции 1917 г. – первого наркома иностранных дел Советской России. От брака Льва Александровича с Чичериной происходят отец поэта – Сергей Львович, и дядя – Василий Львович Пушкин, о котором Е.Н.Каменева совсем мимоходом упоминает как о страдавшем подагрой. Каменева относит Льва Александровича к шизоидам, а отец его, А.П.Пушкин, проводится ею как «душевно больной», но судя по возвратам к нормальной психике, они оба, вероятно, страдали либо маниакально-депрессивным психозом, либо циклотимией. Общей картины это не изменит, так как выраженная циклотимия явно наследовалась в ветви Ганнибала. Прадед A.C.Пушкина по матери, знаменитый «арап Петра Великого», Абрам Ганнибал, которому Александр Сергеевич посвятил свою незаконченную повесть, по-видимому, был очень талантлив, работоспособен, восприимчив, но страдал сменами настроения, был необычайно вспыльчив и жесток. Бабушка Пушкина по матери, Мария Александровна Пушкина, происходила из другой ветви пушкинского рода. У нее был племянник Пушкин же, профессор математики, который страдал душевным заболеванием с галлюцинациями и гневливостью. Эта бабка вышла замуж за сына Абрама Ганнибала – Осипа Абрамовича Ганнибала, который был «сорвиголова и ужас семьи», «беспутный, несдержанный, вспыльчивый». Он, его брат Иван Абрамович, три сына Ивана Абрамовича и их племянник, по Е.Н.Каменевой, – циклоиды. О матери Пушкина, Надежде Осиповне, сообщается, что она выделялась «порывистым, необузданным, страстным нравом», была деспотичной, капризной женщиной и плохой хозяйкой. «Будучи живой и общительной, отличалась переходами от гнева и взыскательности к полной апатии и равнодушию к окружающим. Любила общество, которое очаровывала умом и остроумием». В родословной она обозначена наполовину нормальной, наполовину циклоидной. Циклоидом обозначен и сам Пушкин, и один из четверых его детей (Александр Александрович), и один из внуков, «покончивший жизнь самоубийством из-за измены невесты». Циклоидность отмечена у брата Пушкина – Льва Сергеевича, у одной из его дочерей и единственного сына, Андрея Львовича. Е.Н.Каменева отмечает, что в роду Пушкиных очень часты несчастные браки, в четырех случаях закончившиеся смертельным исходом. Резюмируя, Е.Н.Каменева демонстрирует комбинаторность дарований А.С.Пушкина и подчеркивает его близость к циклотимной, гипоманиакальной конституции, прослеживаемой у его предков: «По обеим линиям нам бросаются в глаза элементы, входящие в состав маниакально-депрессивного расположения». Ко времени появления статьи Е.Н.Каменевой проблема гипоманиакального механизма стимуляции умственной активности и не ставилась. Следовательно, автора никак нельзя заподозрить в каких-либо натяжках, подводящих А.С.Пушкина под заранее выстроенную схему. Тем существеннее ее вывод и родословная, свидетельствующая о мономерно-доминантном неполнопенетрантном наследовании гипертимно-депрессивного или гипоманиакально-депрессивного состояния. Не менее важно мимоходом упоминаемое наследование «артритизма» с прямым указанием на подагричность отца и племянника великого поэта. Поскольку об этом упоминается лишь мельком, нельзя и помыслить о какой-то предвзятости Е.Н.Каменевой. Но, если понимать под «артритизмом» ревматизм или полиартрит, то ни та, ни другая болезнь почти не связаны с наследственным предрасположением, они слабо наследуются, а из всех возможных видов «артритизма» наследственна только подагра (наличие которой у дяди и племянника Пушкина почти не оставляет сомнений), поэтому неизбежен вывод, что наследовалась именно подагра, и несомненным передатчиком подагрического предрасположения (гиперурикемия) оказывается сам А.С.Пушкин. Тем более, что у Пушкина были периодические «ревматизмы», на которые он жаловался и от которых ездил лечиться на воды. Александр Иванович Одоевский (1802–1839) Князь А.И.Одоевский, принадлежавший к одной из знатнейших семей России, очень тщательно воспитывался матерью, до самой ее смерти в 1820 г. Он получил блестящее образование. Унаследовав тысячу душ крепостных, служил в Конногвардейском полку с 1820 г., через три года был произведен в корнеты. Одоевский дружил в Грибоедовым и во время наводнения 1824 г. рисковал жизнью, спасая его. А.И.Одоевский очень рано стал писать стихи, но не сдавал их в печать, и если бы его друзья их не записывали, то из созданного им ничего бы не сохранилось. За участие в декабрьском восстании он был приговорен к двенадцати годам каторжных работ и отправлен в Сибирь. Впрочем, каторжные работы, если можно верить описаниям, были далеко не страшны и, в сущности, занимали мало времени. «Место работы превращается в клуб: кто читает газеты, кто играет в шахматы». Заключенные занимались взаимным обучением. «В долгие зимние вечера, – пишет барон Розен, – для развлечения и поучения несколько товарищей согласились читать лекции: Никита Муравьев – о стратегии и тактике, Ф.Б.Фольф – по химии и физике, П.С.Бобрищев-Пушкин – по прикладной и высшей математике… А.И.Одоевский – по русской словесности». Как выяснилось, А.И.Одоевский весь курс читал по памяти. Гораздо хуже сложилась жизнь Одоевского, когда декабристам, в том числе и ему, убавили несколько лет каторги, двенадцать свели к семи, и он в 1833 г. перешел на положение ссыльного. Он прожил три года в селе Елинском Иркутской губернии. Располагая суммой в 1000 рублей ежегодно, он не нуждался, но очень скучал. В 1836 г. ему разрешили переехать в Ишим, в 1837 г. вступить рядовым в Кавказскую армию. Он встретился в Казани с отцом и поразил всех: «Александр Одоевский в 35 лет был красивейшим мужчиной, каких я когда-либо знал» (воспоминания Н.И.Лорера). В Ставрополе ему удалось встретиться со старыми друзьями. Из действующей армии он попал в Тифлис, где ходил на могилу Грибоедова (Грибоедов присьшал ему в крепость письмо). В Пятигорске с ним встретился Н.П.Огарев, ставший как бы его учеником. Веселый и общительный, Одоевский резко изменился, получив в июле 1839 года известие о смерти своего отца, и вскоре умер от лихорадки в Лазаревском форту, на берегу Черного моря. Кавказ недаром называли «жаркой Сибирью». Можно с полным правом сказать, что А.И.Одоевский был выдающейся личностью, со значительными, но так и не развернувшимися поэтическими дарованиями. Владимир Федорович Одоевский (1803-1869) В.Ф.Одоевский кончил университетский пансион в 1821 г. и оказался в кругу самых выдающихся умов своего времени. Получив прекрасное образование, Одоевский вместе с Грибоедовым и Кюхельбекером в 1824-25 гг. издавал альманах «Мнемозина», затем редактировал ряд других журналов, много писал («Русские ночи», фантастические повести, сатирические рассказы о светской жизни, детские сказки). Очень много сил В.Ф.Одоевский посвятил русской музыке, сблизился с Глинкой. Много занимался он организационно-благотворительной деятельностью (детские приюты и больницы). Он стал одним из учредителей Археологического и Геологического обществ. Круг знакомых В.Ф.Одоевского – А.С.Пушкин, китаист О.Иоакинф, Глинка, Лермонтов, Даргомыжский, Серов. К созданному В.Ф.Одоевским возвращаются и по сей день. Дмитрий Владимирович Веневитинов (1805-1827) Д.В.Веневитинов умер очень молодым, видимо, отчасти из-за тяжелого нервного потрясения. Нам не удалось собрать каких-либо данных ни о патографии самого поэта, ни о его ближайших родственниках, и эту задачу, может быть и неблагодарную, мы вынуждены переадресовать последующим исследователям. Известно только, что у него были оптимальнейшие условия развития в детско-подростковом возрасте. Друзья Веневитинова часто собирались в доме его матери, где, в частности, А.С.Пушкин читал «Бориса Годунова». Уже в студенческие годы Веневитинов, князь В.Одоевский, И.Киреевский организовали кружок по изучению немецкой философии. Часть членов кружка стали «архивными юношами», очень образованными. Кроме того, сочувствуя декабристам, они готовились к предстоящим схваткам, ездили в манеж и фехтовальный зал, чтобы быть готовыми к борьбе в случае прихода Южной армии. После восстания декабристов они решили прекратить сборы своего «общества» у Одоевского, сожгли устав и протоколы. Но в дальнейшем произошла роковая случайность: Д.В.Веневитинов поехал в Петербург вместе с французом Воше, который часть пути в Сибирь провожал одну из жен декабристов (урожденную графиню Лаваль). Воше был арестован, а заодно с ним и его попутчик Веневитинов, который пробыл в Третьем отделении всего двое-трое суток, но так и не смог освободиться от тяжелого впечатления, которое на него произвел допрос. В марте 1827 г. он заболел «тифозной горячкой» и 15 марта скончался. Можно констатировать, что у него на всем протяжении короткой жизни, с раннего детства, были наиблагоприятнейшие условия для развития литературно-поэтических и иных интеллектуальных способностей, что он с раннего детства попал в общество умнейших и образованнейших людей своего времени, что в юности он уже принадлежал к цвету тогдашней гуманистической интеллигенции и жил в мире поэзии, подобно тому, как дети в музыкальных семьях живут в мире музыки. Федор Иванович Тютчев (1803-1873) Пытаясь расчленить гений и удивительный талант на их компоненты у блистательных родственников Л.Н.Толстого и А.С.Пушкина, установив четкую гипоманиакально-депрессивную компоненту у обоих, мы не можем обойти Ф.И.Тютчева. Тютчев получил с детства блестящее образование. Не менее важно, что у него был и совершенно замечательный «дядька», влиянию которого можно приписать значение раннего «импрессинга». И.С.Аксаков пишет об этом «дядьке»: «Николай Афанасьевич вполне напоминает знаменитую няню Пушкина, воспетую самим поэтом, и Дельвигом, и Языковым». Этот дядька сопровождал поэта в заграничных поездках и многолетних службах. «К чести родителей Тютчева надобно сказать, что они ничего не щадили для образования своего сына, и по десятому году, немедленно после французов пригласили к нему воспитателем Семена Егоровича Раича. Выбор был самым удачным», – продолжает Аксаков. Он описывает и самого С.Е.Раича, и его последующую большую литературную и литературно-организационную деятельность, и то, как Раич прививал своему ученику вкус к поэзии и литературе, и то, как созревала у Тютчева под влиянием Раича потребность в поэтическом творчестве и в общении с поэзией. И несомненно, все это с лихвой компенсировало то, что «дом Тютчевых… был совершенно чужд интересам литературы, в особенности русской литературы». И.Аксаков (1886) пишет о Тютчеве, что он «обладал способностью читать с поразительной быстротой, удерживая прочитанное в памяти до малейших подробностей, а потому и начитанность его была изумительная.Тем более изумительная, что времени для чтения, по-видимому, оставалось у него немного». Что касается механизмов стимуляции умственной активности, то тут можно вспомнить замечание Аксакова о том, что «Федор Иванович чрезвычайно походил на свою мать, Екатерину Львовну, женщину замечательного ума, сухощавого нервного сложения, с наклонностью к ипохондрии, с фантазией, развитой до болезненности». Мать Тютчева – урожденная Толстая. Была ли у нее циклоидность? Унаследовал ли ее поэт? Жизнь Тютчева, большей частью проведенная за границей, заслуживает специального изучения с этой точки зрения. Но несомненно, что до старости у него были частые и рано начавшиеся приступы подагры: «Обычные осенние припадки подагры сменились головными болями, – пишет Аксаков о здоровье Тютчева в 1872 г. Тютчев был материально независим, на него никакого давления не оказывал «спрос», и, по свидетельству Аксакова, «если стихи его увидели свет, так только благодаря случайному, постороннему вмешательству. В появлении их в печати бывали пропуски и в пять, и в четырнадцать лет, хотя в поэтическом его творчестве и не было перерыва. Самая известность его, как поэта, начинается, собственно, с 1854 года, то есть когда ему пошел уже шестой десяток лет…» У Ф.И.Тютчева была и очень странная родословная, и очень странная судьба. А.Горелов (1976) пишет: «Дед поэта, секунд-майор Николай Андреевич Тютчев, человек нрава бурного, пребывал любовником знаменитой Салтычихи,… за зверскую жестокость к своим крепостным приговоренной к пожизненному заключению». Сам Ф.И.Тютчев полвека пробыл в чиновниках, из них двадцать лет пробыл за границей, дважды был женат и оба раза на иностранках, затем у него был четырнадцатилетний роман с Е.А.Денисьевой, от которой осталось трое признанных им детей. В 1844 г. он выпустил брошюру о необходимости объединения всех славян под скипетром русского царя. Николай I, прочитав ее, сказал, что «нашел в ней все свои мысли». Вместе с тем, среди его изречений, впоследствии собранных в «Тютчевиане», читаем: «Русская история до Петра Великого – сплошная панихида, а после Петра – одно уголовное дело». Алексей Константинович Толстой (1817-1875) Поскольку оба механизма гениальности, подагрический и гипоманиакально-депрессивный, нередко наследуются мономерно-доминантно, представляются необходимыми поиски этих механизмов у всех представителей той плеяды первоклассных талантов, которые, по родословной, окружает Л.Н.Толстого и А.С.Пушкина. Естественна поэтому наша попытка отыскать какой-либо из этих механизмов у А.К.Толстого, тем более, что версия об его инцестном происхождении от А.А.Перовского оказалась совершенно ложной. Основываясь на данных Г.И.Стафеева (1973), можно утверждать, что с младенчества жизнь А.К.Толстого проходила в самых оптимальных условиях. Его с раннего детства обучали немецкому и французскому языкам, несколько позднее он изучил английский и итальянский языки, с шести лет зачитывался книгами, причем обладал почти фотографической памятью. А.К.Толстой был физически необычайно силен (гнул подковы, связывал узлом кочерги и т.д.). Он рано стал другом будущего императора Александра II, так что впоследствии его почти освободили от цензуры. Брат его матери, А.А.Перовский (писавший под псевдонимом «Погорельский») чрезвычайно много сделал для его умственного и эстетического развития. Завещав ему свое огромное состояние, на десятки лет освободил от материальных забот. Еще до окончания университета Алексей Константинович стал одним из тех «архивных юношей», которым не полагалось особенно трудиться, но зато обязательно надо было знать как можно больше обо всем… Над этим не раз подтрунивал Пушкин. То, что А.К.Толстой естественным образом оказался в высокообразованных аристократических кругах, способных воспринять и оценить его творчество, что конечно, создало почти уникальные возможности для реализации его таланта. А.К.Толстой стал писать стихи в шесть лет. Он обладал фотографической памятью и мог, прочтя страницу прозы, слово в слово ее повторить. Это означало, что словарный запас Толстого был невероятно огромен, – способность, необычайно важная для поэта. Маяковский, например, на вопрос о том, читает ли он Пушкина, ответил: «Нет, потому что я всего Пушкина знаю наизусть». Феноменальная память, исключительная физическая сила и редкостно-оптимальные условия развития, почти идеальные возможности для реализации своей творческой энергии, немедленная и высокая оценка созданного, – все это, казалось бы, достаточно объясняет необычайный расцвет его таланта. На стихи А.К.Толстого писали музыку самые крупные русские композиторы – Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Кюи, Танеев. Но хотелось бы обратить внимание на генетику А.К.Толстого. Его мать, красавица Анна, была дочерью графа А.К.Разумовского, наследника Кирилла и Алексея Разумовских, двух богатырей, простых казаков, очень полюбившихся «веселой царице Елисавете». Кирилл Григорьевич – гетман Украины, получивший в приданое от Нарышкиной около 40 тысяч крепостных. Граф Алексей Кириллович Разумовский, расставшись с женой, влюбился в красавицу и умницу М.М.Соболевскую, родившую ему девятерых детей, которым Алексей Кириллович всякими правдами и неправдами добился дворянского звания «Перовских». Перовские, внуки фаворита царицы Елизаветы, были очень деятельны и талантливы. Мать А.К.Толстого, урожденная Перовская (Разумовская), несомненно отличалась патологическими странностями, в частности, она необычайно быстро развелась с мужем, К.П.Толстым, – чуть ли не месяц спустя после свадьбы. Она была необычайно жестока по отношению к крепостным, даже по критериям отнюдь не кротких нравов того времени. Она проявляла необычайную властность по отношению к сыну, например, десятилетиями мешала ему жениться на любимой женщине. Мать безумно (сверх всяких границ) тратила деньги, а в своих туалетах намеренно и дерзко копировала императрицу и подражала ей. Все это заслуживает проверки на наличие у нее маниакально-депрессивного комплекса. Ее брат, А.А.Перовский, который чрезвычайно тщательно и заботливо воспитывал племянника, был другом Пушкина и Жуковского. Другой брат матери – Василий Алексеевич, стал оренбургским губернатором, начал продвижение России в Среднюю Азию и получил графское достоинство. Трое двоюродных братьев А.К.Толстого, Жемчужниковы, вместе с Алексеем Константиновичем сотворили Козьму Пруткова. Следовательно, помимо состояния и связей, ими были унаследованы и таланты. Что касается самого А.К.Толстого, то объем и необычайно высокий уровень созданного им, человеком материально независимым, позволяет предполагать наличие какого-то могучего внутреннего стимула. Постоянные боли в ногах и почти ежегодные поездки на лечение в Карлсбад позволяют заподозрить не исключенную нами подагричность. Дядя А.К.Толстого по отцу, Федор Петрович Толстой, выдающийся художник, стал академиком, не достигнув еще 24 лет. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) Анализ биологических факторов могучего творчества Л.Н.Толстого приходится начать с опровержения легенды о его эпилепсии. Хотя и относительно мало распространенная, она была в свое время принята за чистую монету даже таким авторитетным знатоком, как А.В.Луначарский. Так, в предисловии к книге А.М.Евлахова (1930) А.В.Луначарский писал, что в эпилепсии Л.Н.Толстого ни на минуту нельзя сомневаться (как и в эпилепсии Ф.М.Достоевского). Между тем, версия об эпилепсии Толстого, развитая доктором Сегалиным (1930) и А.М.Евлаховым в эти годы, базировалась целиком на натяжках, на объединении редких, но сильных вспышек бешенства у Л.Н.Толстого (например, эпизод, произошедший в 1867 г., с яростью, злобой и битьем посуды, подробно описан в письме С.А.Толстой – Т.А. Кузьминской) с потерей сознания и судорогами в последние годы его жизни (1908-1910 гг.). Между тем известно, что в глубокой старости почти неизбежно наступают атеросклеротические изменения сосудов мозга, а также спазмы сосудов, приводящие к обморокам, потере сознания, а иногда и судорогам. Очевидно, однако, что эти явления, если они имеют место действительно в глубокой старости, никак не могут свидетельствовать об эпилептической природе и могут возникать почти у каждого человека, дожившего до восьмидесяти лет. Не могут рассматриваться как эпилептические и изолированные вспышки бешенства. Насколько натянута версия А.М.Евлахова, видно из того, что он в качестве доказательства этой версии привлекает такие факты, как семикратное переписывание Л.Н.Толстым двух тысяч страниц рукописи «Войны и мира» или многократный объезд всего поля Бородинской битвы с картой генерального штаба в руках, а также поездки на очень большие расстояния для того, чтобы узнать мелкую деталь у одного из участников Отечественной войны 1812 г. Очевидно, что все это – лишь свидетельство чрезвычайной ответственности художника и сознания им того, что он творит не для удовлетворения сиюминутных потребностей читателя, а отдает свое произведение на суд времени и взыскательнейшей критики. Л.Н.Толстому пришлось брать на себя обязанности историка еще и потому, что иначе он оказался бы на поводу у официальных историков – русских «квасных» патриотов, французских бонапартистов и антибонапартистов. Профессор Евлахов видит доказательство эпилептичности Л.Н.Толстого и в том, что писатель слишком подробно все изучал. Но разберем лишь один пример такой обстоятельности. Общеизвестны споры о том, погубили ли армию Наполеона морозы или морозов в Европейской части России в том году вовсе не было, а Наполеона погубила народная война. О том и другом написано множество книг, горы статей. А вчитывание в несколько строк «Войны и мира» способно дать понимание истинной причины гибели армии Наполеона во время отступления. «Мороз, зима иль русский Бог…» Точный во всем, Л.Н.Толстой описывает, как из леса выходят к костру, у которого греются русские солдаты, французский офицер Рамбаль и его денщик Морель. Денщик затягивает песню… И в этой-то детали мы можем найти ключ к загадке гибели наполеоновской армии: когда ей пришлось уходить по разоренной ранее Смоленской дороге, холода загоняли и солдат, и офицеров, всех вповалку, вплотную, на ночь в немногие еще уцелевшие дома и хаты. Армия во время похода на Москву, в самой Москве, особенно горящей, не могла не набраться вшей, притом вшей тифозных, потому что тиф был эндемичен. На обратном пути, когда армия ночевала в такой тесноте, вши от горячего тела заболевших обязательно переползали на здоровых (вошь не выносит горячечной температуры). Мелкая и точная деталь: денщик в бреду поет… При воспалении легких, при любой другой простуде с высокой температурой не запоешь. А денщик поет – он болен сыпным тифом! Тем именно «сыпняком», который унес столько жертв во время Гражданской войны и во время голода. Сыпной тиф не мог не разгуляться среди французской армии во время ее осенне-зимнего бегства по Смоленской дороге, с которой нельзя было сойти из-за «конвоя» партизан и казаков. Маленькая, но точная деталь: денщик, поющий песню о короле Генрихе, – и раскрывается загадка гибели великой армии. Историки знают, что действительно, наполеоновские солдаты массами гибли во время отступления. Строками ниже «перемигиваются звезды» о другой великой тайне и загадке – загадке человеческой доброты. Но до нас уже донесена одна правда, которую поймут инфекционисты и эпидемиологи, знающие, что такое сыпной тиф. Трудно предполагать, что Л.Н.Толстой мог догадаться о значении пения французского солдата. Ему нужна была только реальная правда, имевшая место деталь, пусть и незначительная на первый взгляд. Но более чем через 150 лет эта правда, эта, такая незаметная деталь раскрывает великую историческую истину.
Но если представления об эпилепсии Л.Н.Толстого совершенно ошибочны, то имеются веские доказательства того, что жизнь и творчество Толстого характеризовалось чередованием неудержимой гипоманиакальной активности с периодами творческих спадов. Г.В.Сегалин (1930) показывает наличие в творчестве Толстого отчетливейших подъемов и спадов, не всегда равных по временным промежуткам.
Первый подъем приходится на возраст от 23 до 29 лет, когда написаны «Дневники», «Севастопольские рассказы», «Детство», «Отрочество», «Юность». Затем в возрасте 30–35 лет – снижение творческой активности. В это время написаны «Семейное счастье», «Альберт», «Люцерн», при всем их значении уступающие предшествовавшему и последующему, потому что в между 36 и 41 годами создана «Война и мир», в следующий период подъема (возраст 45–48 лет) – «Анна Каренина». Новый пятилетний спад, и появляются «Смерть Ивана Ильича», «Холстомер», «Власть тьмы» (возраст 56–59 лет). Трехлетний спад, и на новом подъеме начато «Воскресение», написаны «Плоды просвещения», «Крейцерова соната». Потом опять спады, двух-трехлетние, и подъемы, во время которых завершено «Воскресение». Но может быть, периоды относительно сниженной продуктивности в действительности – лишь передышки и время подготовки, продумывания нового титанического труда? Нет. В письме С.А.Толстой к Т.А.Кузьминской описывается один из таких приступов депрессии: «Завтра месяц как мы тут, и я никому ни слова не писала. Первые две недели я ежедневно плакала, потому что Левочка впал не только в уныние, но и в какую-то отчаянную апатию. Он не спал, не ел, сам a la lettre плакал иногда…» Потом Толстой поехал в Тверскую губернию, виделся там со старыми знакомыми Бакуниными (дом либерально-художественно-литературный), «потом ездил также в деревню к какому-то раскольнику-христианину, и когда вернулся, тоска его стала меньше». Л.Н.Толстой несомненно отличался огромной физической силой. У Т.Л.Сухотиной-Толстой (1976) имеется следующее упоминание о башкирцах: «Способ борьбы их следующий: двое садятся один против другого и упираются подошвами друг в друга. Потом они берут в руки прочную палку и тянутся за нее – кто кого перетянет. В этой борьбе нужно столько же сноровки, сколько и силы. Как только ноги вытянутся, так противник становится стоймя перед победителем. Папа принимал тоже участие в борьбе и, к моему большому торжеству, не оказывалось ни одного башкирца, который перетянул бы его. Как только он возьмется за палку, так сразу поднимает на ноги сидящего против него башкирца». Навряд ли Л.Н.Толстой мог проявить особую сноровку в новом для него виде борьбы. Победа этого уже не столь молодого человека явно достигалась за счет большого превосходства в физической силе. У него самого есть свидетельство (в «Люцерне») о «том злобном подъеме силы», который он так любил в себе: «Я совсем озлился той кипящей злобой негодования, которую я люблю в себе, возбуждаю даже, когда на меня находит, потому что она успокоительно действует на меня и дает мне, хоть на короткое время, какую-то необыкновенную гибкость, энергию и силу всех физических и моральных способностей»… Это (прокомментируем мы) – способность к выбросу большого количества адреналина, один из компонентов, необходимых для преодоления больших трудностей. Кроме того, Л.Н.Толстой обладал неимоверной сексуальной энергией. Разумеется, огромная сексуальная и физическая сила – это только факторы, способствующие реализации таланта, так же как и ранне-детский импрессинг, породивший неудержимое стремление к справедливости, к пониманию людей. Из несовместимости этих стремлений с действительностью рождается конфликт и… творчество. Но почему у миллионов это решается посредственно, а у Толстого – гениально, это загадка и тайна личности. Говорят, что Бальзак создал 2000 персонажей. Л.Н.Толстой создал меньшее число их, но зато каждого – «со своей вселенной». Подводя итоги рассмотрения всех выдающихся лиц, перечисленных в родословной Толстых-Пушкиных, можно отметить следующее. Все без исключения выдающиеся люди этой родословной так или иначе получили в детстве и юности блестящее индивидуальное образование, оптимальные импрессинги, оптимальную установку на творческую литературную деятельность, и несомненно настрой на очень высокие идеалы. Помимо очень большого ассортимента дарований литературно-поэтического характера, несомненно, что у двух величайших (А.С.Пушкин и Л.Н.Толстой) имели место гипоманиакально-циклотимические колебания творческой активности. У Пушкина, кроме того, была гиперурикемия. Было бы худшим видом лицемерия «не заметить», что у них обоих была резко повышена сексуальная потенция, и это, вероятно, также неслучайно (андрогены). Следовательно, и в этой замечательной родословной, развертывающейся на фоне оптимального импрессинга, в условиях, многим из них обеспечивающих оптимальные возможности реализации, при очень высокой общей одаренности, удается у ряда деятелей (Тютчев, Чаадаев, Л.Н.Толстой, А.С.Пушкин) найти специфические механизмы огромного повышения интеллектуальной активности. Мы не можем не привести здесь цитату из замечательной работы «Родословная наших выдвиженцев», написанной крупнейшим отечественным ученым, основателем московской генетической школы Николаем Константиновичем Кольцовым (1926). Речь идет о только что рассмотренной нами родословной Толстых-Пушкиных. «Благоприятная внешняя среда, позволявшая генотипам полностью проявляться в фенотипах, обеспечивала этим высокое качество браков, заключавшихся по большей части в собственной среде, нередко с близкими родственниками, благодаря чему мы и находим в этой генеалогии замечательный отбор особенно ценных генов – настоящий пантеон русской поэзии. Но конечно, совсем иная картина обнаружилась бы, если бы эта исключительная по своей ценности семья развивалась в иной среде, например, если бы родоначальники ее были крепостными и вели тяжелую борьбу за материальное существование. При таких условиях поэтический талант ценился мало, для борьбы за жизнь требовались бы совсем иные способности – физическая сила, здоровье, приспособляемость. Большинство талантливых поэтов оказалось бы плохими земледельцами; они не могли бы развить в полной мере своего поэтического таланта, может быть, остались бы неграмотными и, вероятно, не оставили бы имени потомству. Некоторые оказались бы типичными жизненными неудачниками, не приспособленными к окружающей их среде. Гении, как А.С.Пушкин и Л.Н.Толстой, конечно, выдвинулись бы и при таких условиях и проявили бы огромную мощь своего генотипа, но характер их деятельности и содержание их произведении были бы, конечно, совсем иными. И мы с удивлением спрашивали бы себя, откуда взялись эти гениальные выдвиженцы-самородки». Date: 2015-09-02; view: 800; Нарушение авторских прав |