Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Генотип и среда: данные, полученные на близнецах





Каковы же основные результаты в большинстве случаев объективно проведенных близнецовых исследований? Каково соотношение роли наслед­ственности и среды в уровне различнейших способностей и в особенностях нормальной психики?

Предельно кратко они резюмируются следующим образом. Изучая объективными количественными тестами множество психиче­ских особенностей одного из однояйцевых близнецов, можно с почти полной точностью предсказать психические свойства его партнера, совместно с ним воспитывавшегося – они почти совпадают. Если же изучается один из парт­неров двуяйцовой пары, мальчиков или девочек, то психические особенности другого партнера оказываются, как правило, достаточно отличными, и разни­ца между двуяйцовыми партнерами, воспитанными в одинаковых условиях, оказывается примерно такой же, как и между однояйцовыми близнецами, рано разлученными и воспитанными в разных условиях, иногда даже контра­стных.

Так, по суммарному коэффициенту интеллекта (IQ) корреляция между родителями и детьми, братьями и сестрами составляет около 0,50; между двуяйцовыми близнецами около 0,60 (отражая и значительное сходство среды, и большое сходство наследственное), тогда как у однояйцовых близнецов, вы­росших раздельно, средняя корреляция около 0,70, выросших вместе – около 0,90. Любой наблюдатель заметит не только физическую идентичность близ­нецов, но также сходство их темперамента, мимики, вкусов, уровня энергии или пассивности.

У ОБ, воспитывавшихся врозь, корреляция по IQ составляет в сред­нем не 0,90-0,95, а лишь около 0,75, причем значительная доля снижения корреляции обусловлена теми немногими парами, которые воспитывались не только врозь, но и в прямо контрастных общеобразовательных условиях. Со­всем неродственные дети, воспитывавшиеся вместе, коррелируют друг с дру­гом на уровне 0,25 – гораздо больше, чем неродственные дети, воспитывав­шиеся врозь. Таким образом, при самой примитивной оценке, в современных культурных условиях школьного воспитания не более 25% различий в IQ вы­звано средой, а 75% – наследственностью

Но если при данном, «нормальном» уровне изменчивости средовых условий (а для нас пока более важна именно нормальная рамка, а не резко констрастные экстремальные различия) генотип играет такую роль, то, следо­вательно, те глубочайшие психические различия, которые обнаруживаются не только между людьми одной социальной прослойки, одного класса, одной нации, но и между братьями и сестрами, между двуяцевыми близнецами, имеют не только внешнесредовую природу (которую можно вывести за скоб­ки), но и глубокую внутреннюю, эндогенную, врожденную, унаследованную и наследственно детерминированную.

Существует одна характерная ошибка: совершенно очевидно, что и характер информации, воспринимаемой извне, и ее переработка, и реагиро­вание на нее с годами меняется. Нередко думают, что наследственно лишь врожденное, а с годами это врожденное размывается и снимается социаль­ным окружением, которое и определяет смену программ восприятия, перера­ботки и реагирования. На самом же деле врожденное очень часто вовсе не наследственное, тогда как смена программ и характер программ восприятия, переработки и реагирования в высокой мере наследственно детерминировано. Так, в ходе эмбрионального и постэмбрионального развития одни гемоглобины сменяются другими. Но и строение этих сменяемых гемоглобинов, и программа их смены генетически детерминированы. И если в ходе развития младенца, ребенка, подростка происходит перераспределение роли осязательного, слухового, зрительного восприятия, – то это означает лишь разверты­вание генетически заложенных потенций. Это не голословное утверждение, оно базируется на том, что однояйцовые близнецы, резко меняясь психиче­ски с возрастом, продолжают сохранять психическое сходство друг с другом.

Конечно, с общенаучной точки зрения представляет большой интерес вопрос о том, насколько расходятся психически однояйцовые близнецы, по­павшие с детства в совершенно разные, контрастные условия (например, в условия, стимулирующие или, напротив, гасящие развитие интеллекта). От­вет четок: расходятся очень сильно. Близнец, воспитывавшийся в неблаго­приятных условиях, по коэффициенту интеллекта резко отстает от партнера. Но с практической точки зрения важнее вопрос, насколько велики средние интеллектуальные различия между раздельно воспитывавшимися как однояйцовыми партнерами, так и между двуяйцовыми партнерами, если и в том, и в другом случае развитие шло в рамках, так сказать, «нормальных», обычных условий. Оказывается, что росшие врозь однояйцовые близнецы были почти тождественны как в школьном, так и в студенческом и, наконец, в зрелом возрасте, тогда как между двуяйцовыми близнецами-партнерами, выросшими врозь, обнаруживаются обычно большие различия.







Date: 2015-09-02; view: 282; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию