Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характерные черты и основные направления развития искусства дороманского периода
Особенности средневекового искусства Западной и Центральной Европы определялись своеобразием процесса формирования феодального общества на территории бывшей Западной Римской империи. Он протекал иным путем, чем на Востоке. Гибель рабовладельческого строя была ускорена нашествием в конце 4 в. варварских племен (вестготов, гуннов и др.). Попытки создания «варварских королевств» в 5-10 вв. (государство франков, империя Каролингов, Оттоновская империя) не привели к образованию централизованных государств, как в Византии. В эпоху переселения народов и образования варварских государств (франков, вестготов, остготов, кельтов и др.) в Западной и Центральной Европе совершался сложный процесс взаимопроникновения культур античной и варварских народов, находившихся в стадии разложения первобытнообщинного строя. Мир варваров отличался от античного. Варвары поклонялись силам природы, огромную роль в их жизни играли магические обряды. Отношение этих завоевателей к античной культуре было противоречивым. Некоторые их них принимали римские обычаи, другие относились к ним враждебно. Но так или иначе, варвары испытывали восхищение перед величием и роскошью Римской империи. Средневековое искусство Западной и Центральной Европы в своем 10-вековом развитии прошло три этапа: дороманский (сер. 5-10 вв.), романский (11-12 вв.) и готический (конец 12-14 вв.). В некоторых государствах готическое искусство в 15-16 вв. («пламенеющая готика») сосуществовало с искусством Ренессанса. В дороманский период начинали выкристаллизовываться основные принципы средневекового искусства. В искусстве Каролингского Возрождения (8-9 вв.) наметилась национальная стилевая общность, возродился интерес к античности, и вместе с тем отмечалось тяготение к одухотворенности образов. В искусстве Оттоновской империи (10 в.) утверждались торжественная застылость форм, замкнутость композиции, плоскостность и жесткая графичность решений, увлечение варварским великолепием - черты, подготовившие романский стиль. В V—VIII вв. на территории бывшей Западной Римской империи возникли государства германских племён: остготов - в Италии, вестготов - в Испании, франков - в Галлии (современных Германии и Франции), англо-саксов - в Британии. Тогда же произошло обращение варварских племён в христианство. Всё это нашло отражение в искусстве. Стали возводить каменные христианские храмы, в которых появились изображения святых и христианская символика.
Храмы складывали из массивных камней, для перекрытий использовали дерево. Церкви строили по образцу римских базилик. Колонны в большинстве случаев заимствовали из античных храмов: их руины служили своеобразными карьерами для добычи строительного материала.Светская архитектура - строили, как правило, из дерева, и поэтому они быстро разрушались. Варварские государства постоянно враждовали между собой. В условиях постоянной опасности главным достоинством жилых зданий считалась их защищённость; комфорту и уюту не придавали особого значения. В результате появились хорошо укреплённые замки. Их возводили у слияния рек, на крутых берегах и окружали высокими насыпями и глубокими рвами. Король остготов Теодорих (493-526 гг.), завоевавший Италию, был осторожным и умным политиком, покровительствовал римской знати и Церкви, привлекал к своему двору римских писателей и философов. Ему хотелось прослыть почитателем и наследником античной культуры, поэтому в его столице Равенне (на побережье Адриатического моря) и её окрестностях прокладывали дороги, возводили мосты, водопроводы, военные укрепления, дворцы и храмы, восстанавливали разрушенные здания. Внешне постройки римлян напоминали гробницы короля Теодориха в Равенне. Это центрическое двухэтажное здание, в нижнем ярусе десятиугольное, во втором – круглое, тяжелое и приземистое. Перекрытие – выдолбленный наподобие купола камень, толщина 1 метр, вес 300 тонн. Римская конструкция куполов для варваров оказалась недоступной. Из архитектурных памятников, созданных франками, сохранились в основном церковный постройки. Одна из самых древних – баптистерий (крещальня) во фр. городе Пуатье. Это квадратное здание, сложенное из кирпича и мелкого камня (подражали рим. образцам – карниз напоминает антаблемент – балочное перекрытие). На франкских рельефах 7-8 вв. изображены и христианские мучен7икм, и причудливые фантастические животные (мировоззрение варваров). Многие франкские монастыри имели скриптории (книгописные мастерские), в которых монахи переписывали церк. книги. В оформлении книг помимо сложного орнамента часто использовались мотивы раннехристианского искусства – венки, кресты, фигуры ангелов и птиц вокруг райского дерева. Также присутствовал «варварский» орнамент – бесконечное кружево линий. По мнению варваров эти кружева обладали магическими свойствами, охраняли от нечистой силы.
Каролингское возрождение. Территории соврем. Франции, Бельгии, Голландии, Люксембурга,Германии, Испании. Могущества империя достигла при императоре Карле Великом. Карл обращался к античному наследию, хотел образованных подданных, строил школы. Культурные реформы проводил в тесном союзе с католической церковью. Центром культуры была столица Ахен. Приглашались образованные люди Европы. Строители в своих сооружениях подражали античной архитектуре, порой просто заимствовали колоны и др. детали из древних зданий. Архитектурных сооружений того времени сохранилось немного. До наших дней сохранилась Ахенская капелла (часовня) – величественной 2-хэтажное сооружение (32 м). Нижний этаж – в плане 16-угольник олицетворял землю, предназначен для придворных и простых людей. Верхний – меньший, 8-уголик – небо, для императора. В куполе – мозаичное изображение Христа, 24 старца, 4 символа евангелистов – ангел, лев, телец, орел. Др. памятник – ворота монастыря в Лорше (около 800 г.) – также своеобразное переплетение античных и варварских мотивов. Напоминали римские триумфальные арки. Над аркой помещался надвратный зал (назначение неизвестно). Стены облицованы разноцветными плитками – нарядный, праздничный вид. Но это нетрадиционные постройки раннего средневековья. Типичные: монастырские храмы, которые напоминали крепости.
Монументальная живопись. Снаружи Каролинские храмы украшались очень скромно, внутри – очень разнообразно, в основном фрески. Цер. Свят. Иоанна Крестителя – на стенах цикл росписей на сюжеты Ветхого и нового заветов. Впервые здесь появляется сцена Страшного суда. Церковные росписи превращаются в «Библию для неграмотных». В росписях следуют античным традициям и канонам: строго выдержанные пропорции фигур. Не было передачи индивидуальных черт, не передавался пейзаж, отсутствует трехмерное пространство: оно плоскостно. Но есть и новое – на фресках нет спокойных, уравновешенных композиций. Памятники светской живописи – не дошли.
Ис-во книги и миниатюр. В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство миниатюры – книж. иллюстрации. В христианском искусстве книгам придавалось большое значение. Она – символ Божественного завета. Поэтому все религиозные рукописи очень богато украшались. Впервые в средневековой Западной Европе в книгах появилось изображение человека. В рукописях средневековья плетение орнаментов, стилизованные изображения животных, растений, птиц окружали текст и буквы, вклиниваясь между строчками. Буквы с завитками, строка походила на орнамент. Большое внимание уделяли инициалу – заглавной букве, это декоративный элемент, занимает половину, иногда всю страницу (в виде стилизованной фигуры птицы, рыбы, животного). Рукопись являлась драгоценностью, т.к. расцвечена яркими красками, причудливыми узорами, роскошный оклад из слоновой кости или металла с вставками из эмали и драгоценных камней. Местом хранения были церковные библиотеки, т.к. переписка книг дело трудоемкое, а грамотность была среди духовенства. Знаменита «Утрехстская псалтырь». В ней 165 рисунков, каждый из которых соответствует определенному псалму. Трудность для художника состояла в том, что тексты символичны и аллегоричны. Каролингская культура заложила фундамент европейского худ-го творчества (античные традиции) После смерти Карла каролингское Возрождение пришло в упадок. В 842 году окончательно распалось на три гос-ва: Францию, Германии. Италию.
Искусство Оттоновский империи. В 936 г. Оттон 1, герцог Саксонский, короновался в Ахене. В 962 г. – был провозглашен в Риме императором. Культурными центрами этой эпохи – монастыри и церкви. В церк. архитектуре воплощалась христианская религиозная идея. Храм, в плане форма креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий и искуплений. Со временем богослужения становились все более пышными и торжественными. Тип церкви – величественный и массивный. Высокое мастерство скульпторов и литейщиков (двери церкви святого Михаила в Гильдесгейме). Рубеж 10-11 вв. – золотой век средневековой немецкой живописи. Сочетались раннехристианские, византийские черты с традициями германской культуры. Главное место в росписях – образ Христа и его деяния. Образ Христа занимает всегда центральное положение. Развивается искусство книжной миниатюры. Создавались в основном богослужебные книги. В период правления Оттонов появились первые произведения средневековой скульптуры: изображения распятия Христа, Богоматери, святых. Искусство империи Оттонов сыграло огромную роль в становлении романского стиля.
Date: 2015-08-24; view: 3650; Нарушение авторских прав |