Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство Древней Японии в его главных достижениях





 

Истоки японского искусства восходят к 4 тыс. до н. э. Но наиболее значительный вклад Япо­ния внесла в мировую культуру в эпоху сред­невековья (с 6-8 вв. н. э. до се­редины 19 в).

Вступление Японии в эпоху феодализма было обусловлено пробуждением экономической и духовной жизни страны и ее активными взаи­мосвязями с соседними государствами - Китаем и Кореей. Культура средневековой Японии име­ет много общего с культурой этих стран, а гос­подствующая в Китае и Корее буддийская ре­лигия с 6 в. стала государственной религией Японии, слившись с древним культом поклоне­ния природе (синтоизмом). По представлению др. японцев, божества не имели зримого облика, а воплощались в саму природу – не только в Солнце и Луну, но и в горы и скалы, реки и водопады, деревья и травы. Иноземные воздей­ствия, в соединении с местными народными традициями, изменяясь, способство­вали созданию оригинального и высокого по своему уровню искусства. Декоративная яркость сочеталась со строгим ла­конизмом. Недаром именно в Японии возникла формула: «Все из­лишнее безобразно».

Истоки яп. культуры – в глубокой древности. Самые ранние произведения – к 4-2 тыс. до н.э.. Наиболее плодотворный период – Средневековье (6-19 вв.)

 

Архитектура. Своеобразие архитектуры Япо­нии обусловлено особенностями длительного периода феодализма и специфическими природ­ными условиями страны. Она отличается устойчивостью основных конструктивных прин­ципов и традиционных приемов.

В Японии, где исстари ощущался недостаток пригодной для жизни земли, где природа одновременно щедра и вероломна, люди научились использовать про­странство с максимальной экономичностью и целесообразностью. В отличие от других стран Востока японская архитектура прошлого лише­на тяги к грандиозности, соразмерна человеку, проста и графична по своим линиям. Главным строительным материалом издревле служило дерево. Из дерева возводились легкие построй­ки, основой которых служит каркас. Между домом и землей - пространство для изоляции от влажности. Столбы, на которые опиралось здание, помогали ему выдерживать подземные толчки. Стены, не имеющие опор­ного значения, могли быть легко раздвинуты, заменены более прочными на холодное время или сняты. Вместо окон на решетки стен натягивалась белая бума­га, пропускающая в помещение ровный мягкий свет. Широкий карниз крыши предохранял сте­ны от сырости и от палящих солнечных лучей. Внутреннее помещение имело скользящие стены - перегородки, благодаря которым можно было создавать то одну, то несколько изолированных комнат.

На основе древнейшей традиции народного зодчества был сооружен храмовый ансамбль в Исэ (основан в 1-е века нашей эры, пере­страивается каждые двадцать лет, точно повто­ряя ранее созданный образец). Он состоит из двух отдален­ных друг от друга, но одинаковых комплексов, посвященных — один богине солнца, другой богине плодородия. Конструкции предельно просты и функциональны. Недаром ансамбль в Исэ пользуется славой храма архитектуры.

С 6-7 вв. в Японии начали сооружать буд­дийские храмы. Тип этих построек, сформиро­вавшихся в Китае и Корее, имеет и свои особен­ности. Они ясно видны в буддийском ансамбле Хорюдзи (нач. 7 в.) близ Нара. Окраска колона красным лаком, изогнутые края черепичных крыш, каменная платформа, на которой возве­дены постройки явились новшеством в японском зодче­стве. Внутри двора помещаются Кондо (Золотой зал) и 5-тиярусная пагода (32 м). Он значительно миниатюрнее, чем пышные храмы Танского Китая.

Создание самых мощных буддийских ансамб­лей восходит к 8 в. (утверждение феодального государства) и появления первой японской столицы – Нара. Ансамбль Тодайдзи.

В 794 г. – столица Хэйан-кё (ныне Киото). В это время наряду с буддий­ским достигло большого расцвета и светское дворцовое зодчество. Павильон Феникс (1053).

Вступление Японии в этап зрелого феодализ­ма в конце 12 в. и образование феодальной иерархии с военной властью во главе ознамено­вались новыми тенденциями в зодчестве. На протяжении 13-16 вв. парадный стиль синдэн сменился более простым и интимным стилем сёин, отличительным признаком которого стала большая утилитарность. Здания разбивались на небольшие помещения. В комнатах появились ниши, где помещался живописный свиток, в сте­ны встраивались книжные полки. Пол устилал­ся циновками. Началось строительство загород­ных резиденций, полудворцов-полухрамов, по­добных небольшому трехэтажному Золотому храму (Кинкакудзи, 14 в.), названному так из-за золотого цвета крыши и стен. Еще более приближен к природе так называемый Серебряный павильон (Гинкакудзи, 15 в.) с легкими скользящими перегородками, заменившими стены, что способствовало полно­му слиянию интерьера с садом.


Своеобразный вид японского искусства - оформление многообразных по стилю декора­тивных садов - тесно связан с задачами зодче­ства 14-15 вв. Он возник под влиянием пан­теистического учения буддийской секты Дзэн, отождествлявшего Будду со всем мирозданием.

«Сухие сады», состоящие только из гальки и камней, примером которых может служить сад монастыря Рёандзи в Киото, воспроизводили на маленьком клочке земли картину большого ми­ра.

На небольшом участке земли художник искусно располагал деревья, кустарники, камни, что у человека, смотрящего на них, создавалось впечатление далекого пространства. Главные элементы – камни и вода (настоящая или символическая в виде песка или гальки).

Другая разновидность яп. садов – тянива («чайные сады»), связанные с культом чая и чайной церемонией. Для церемонии стали строить небольшие павильоны напоминающие сельский домик или хижину. К павильону обычно вел специально разбитый сад. Стремились создать атмосферу покоя, отрешенности от повседневной суеты.

16-17 вв. ознаменовались строительством крупных садово-парковых дворцовых ансамб­лей, отличавшихся свободной асимметрией плана. Наиболее выдающийся из них загородный ансамбль Кацура близ Киото. 17 в. - за­ключительный этап расцвета феодального зодчества - отмечен также и строительством пыш­ных, затейливо-орнаментированных храмовых сооружений, а также мощных крепостных замков феодалов, имевших оборони­тельное значение (Замок Белой цапли).

 

Скульптура. Первые образцы японской пла­стики восходят к 3-5 вв. н. э. Это полные жи­вой непосредственности разнообразные глиня­ные фигурки воинов, жрецов, слуг, животных, составлявшие неотъемлемую часть царских курганов.

Буддийская скульптура 6-7 вв., привнесен­ная с континента, предназначалась для храмов. В главном здании Харюдзи - Кондо помещалась бронзовая скульптурная группа. Это изображение Будды на ло­тосовом троне, с нимбом, олицетворяет идею милосердия. Простота и строгость геометрических линий, фронтальность и симметрия, вытянутость про­порций, отсутствие интереса к чувственной кра­соте напоминает произведения ки­тайской пластики периода Вэй.

В 8 в. с укрупнением храмов, расширением их интерьеров изменился и облик буддийской пластики, умножилось количество статуй. В ка­честве материалов употребляются бронза, лак, дерево и глина. В 743 г. начали сооружать колоссальную статую Будды, предназначенную для храмового ансамбля Тодайдзи. Статуя 16 метров.

В 9-10 вв. существенно изменились образы буддийской скульптуры. Появились многоголовые и многорукие статуи, а также божества с устрашающими лицами, вздыбленными волосами и сверкающими глазами. Излюбленными материалами этого времени ста­ли дерево и лак. Все статуи раскрашивались. Гротескные маски со­провождали пышные ритуальные храмовые ми­стерии и танцы.

Последней и завершающей эпохой расцвета яп. скульптуры были 12-13 вв. – время, когда к власти пришло самурайское сословие с его идеалами силы и мощь. Мастера – Ункэй и Кайкэй – авторы колоссальных 8-иетровых статуй божеств-охранителей (ансамбль Тодайдзи).


Интерес к реальному человеку проявился в портретном жанре. Распространение получили портреты дзэнских монахов и крупных политических дея­телей, входивших в ранг святых или особо почи­тавшихся. Созерцательность, отрешенность от мира вместе с острой индивидуализацией лиц характеризуют суровые образы этого времени.

 

Живопись. Японская живопись очень разнообразна не только по содержанию, но и по формам: это настенные росписи, картины-ширмы, вертикальные и горизонтальные свитки на шелке и бумаге, альбомные листы и веера.

Собственно японская школа жи­вописи Ямато-э складывается лишь в 11-12 вв. Живописцы Ямато-э расписывали ширмы, со­здавали на горизонтальных свитках иллюстра­ции к литературным произведениям. Живлпись того времени передавала не действие, а состояние души.

Интерес к изображению действия, битв, быто­вых сцен и индивидуальных характеров прояв­ляется в 13-14 вв. в многометровых свитках живописи эмаки. Одновременно развивается портретная живопись. В 14-15 вв. (воздействие учения секты Дзэн с особым вниманием к природе) развивается пейзажная живопись.15-17 вв. - время интенсивного развития мо­нохромной (черной) пейзажной живописи тушью «суйбо-ку» (на вертикальных и горизонтальных свит­ках) и сложения разных художественных школ. Помимо монохромных свитков, в 16-17 вв. возникли и яркие декоративные росписи на раз­движных ширмах, веерах, панно, украшающих стены дворцов и храмов.

 

Ксилография. Замечательным завоеванием японского искусства была ксилография, возник­шая в 18 в. - 1-ой половине 19 в.. В это время традиционная живопись по­степенно приходит в упадок, зарождается более демократическая, доступная на дереве - кси­лография.

Нарядная и яркая, напечатанная большим тиражом, гравюра служила и театральной афи­шей, и книжной иллюстрацией, и поздравитель­ной картинкой, и украшением быта. Впервые актеры и гейши, прачки за стиркой белья, ре­месленники за работой стали героями японско­го искусства. Гравюра выполнялась нескольки­ми людьми. Художник подготавливал рисунок, резчик резал доски для каждого цвета, печат­ник печатал. Сначала гравюра была однотонной, и ее раскрашивал от руки сам художник. Постепенно усложняется техника и об­разное содержание гравюр. Они становятся лиричней. Изобрели печать в 2 цвета, а в 1765 г.художник Судзуки Харунобу впервые применил многоцветную печать.

Все гравюры делились на 2 группы: театральные, на которых изображали актеров японского классического театра Кабуки в различных ролях, и бытописательные, посвященные изображению красавиц и сцен из их жизни. Самый знаменитый мастер театральной гравюры - ТесюсайСяраку, очень ярко передавал характерные черты. Женские портреты - Китагава Утамаро. Он создатель женских образов, воплощавших национальный идеал красоты. В его картинах нет действия, его героини как бы застыли на мгновение.


Самым известным мастером гравюры конца 18 в. – 1-ой половины 19 в. был гениальный художник - Кацусика Хокусая. Чрезвычайно разнообразный по творческому диапазону, Хокусай оставил грандиозное количество произведений: поздра­вительных картинок, гравюр на темы древних легенд и, главное, великолепных пейзажей своей страны. Мастер черпает из прошлого принципы изображения природы. Будучи уже 70-лнетным стариком, он создал одно из самых замечательных произведений – серию «36 видов Фудзи». Показывая гору Фудзи – национальный символ Японии – из разных мест, Хокусай впервые раскрывает образ родины и образ народа а их единстве. Достигнувсвоей вершины в творчестве Хо­кусая, гравюра во второй половине 1Я в. клони­лась к упадку и возродилась лишь уже на но­вом этапе.

 

Прикладное искусство. Взаимодействие при­кладного искусства Японии с другими видами искусства были необычайно тесным. Одни и то же мастера изготовляли расписные и инкрустированные лаковые шкатулки, создавая станко­вые живописные произведения, иллюстрирова­ли книги, расписывали керамические сосуды, веера и кимоно, раздвижные ширмы и стены дворцов, занимались икэбаной.

Миниатюрная скульптура – нэцкэ получила широкое распространение в 18-перв. пол 19вв. как один из видов ДПИ. Фигурки (брелки) из слоновой кости и дерева, метал, лака. Нэцкэ - искусство городского сословия, массовое и демократичное. Сюжеты: фигурки «7 богов счастья», 2 уточки—символ семейного счастья растрескавшийся баклажан со множеством семян - больш. муж. потомство, темы быта (бродячие актеры и фокусники, уличные торговцы, женщины, странствующие монахи, борцы).

Важнейшими особенностями восточного менталитета являются стремление человека к гармонии с природой. Соединение двух начал - мира природы и мира человека - стало доминантой японской культуры на всем протяжении ее развити

 







Date: 2015-08-24; view: 4146; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию