Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расцвет испанского искусстваXVIIвека





 

Расцвет испанской культуры: литературы и театра (освященных именами Сервантеса и Лопе де Вега), а затем живописи - не совпал с периодом наивысшего экономического и политического могущества Испании (XV) и наступил несколько позднее. «Золотым веком» испанской живописи является XVIIвек, а точнее - 80-е годы XVI - 80-е годы XV11 столетия.

Для испанского искусства было характерно преобладание тра­диций не классических, а средневековых, готических. Огромная роль маври­танского искусства в связи с многовековым господством арабов в Испании.

У испанских художников было два основных заказчика: первый - это двор, богатые испанские гранды, аристократия, и вто­рой - церковь. Роль католической церкви в испанской школе живописи была очень велика. Под ее влиянием формиро­вались вкусы заказчиков. Религиозные идеи воспринимаются очень конкрет­но в образах реальной действительности, чувственный мир удиви­тельно уживается с религиозным идеализмом, а в мистический сюжет с народным. В испанском искусстве идеал национального героя выражен прежде всего в образах святых.

Блестящий расцвет живописи начинается с появлением в Ис­пании в 1576 г. живописца Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко (он был греческого происхождения). До Испании Эль Греко учился в Италии у Тициана (именно в Венеции он впервые узнал масляную технику), изучал в Риме произведения Микеланджело. Он основатель и глава толедской школы, пишет пре­имущественно по заказу монастырей и церквей Толедо. Как художник он сложился рано. Истоками творчества была византийская монументальная и станковая живопись (иконы и мозаики); из итальянского искусства – Тициан, а в Испании - Луис Моралес. Тематика - религиозны сюжеты («Взятие под стражу», «Моление о чаше», «Святое семей­ство»), чаще всего - алтарные образа. Значительно реже он обращается античным мифам («Лаокоон»). Он пишет много портретов и пейзажей, в основном виды Толедо. Его картины на сюжеты, исполь­зованные уже многими художниками до Эль Греко, производят неожиданное впечатление. Герои Эль Греко «вкушают радость страдании», находятся в состоянии крайней взволнованности, эмоционального напряжения. Это возбуждение, беспокойство, напря­жение передается цветом. Дневной свет ему мешал, пишет при искусственном освеще­нии.

Лица героев Эль Греко всегда удлиненные, аскетические, глаза посажены асимметрично и широко открыты. Его портреты высшей кастильской знати все чем-то похожи друг на друга, они полны напряжения сложной духовной жизни. В пейзажах, изображающих обычно Толедо в грозу, во вспышках молнии. Эль Греко подчеркивает ничтожность человека перед силами природы. В своеобразном и выразительном искусстве Эль Греко много мистики, даже ложной патетики, что позволяет многим исследователям относить его к художникам маньеристам. Лучшее - это большое влияние на формирование живописи Испании в XVII в.

 

«Золотой век» испанской живописи - Франсиско Рибальт, Хусепе Рибера и Франсиско Сурбаран.

Монументальные образы святых Рибальты (1551-1628) всегда строятся на знании конкретной модели, несут определенные черты портретности. Пастозное письмо, интенсивные цвета - много общего с письмом Караваджо («Апостол Петр», «Евангелист Лука»). Испанских художников первой половины XVII в. роднит с Караваджо и интерес к жанровом живописи (трактир, харчевня, лавка).

На ранних этапах в творчестве Хусепе Риберы отчетлив интерес к ярко индивидуальному, конкретному, пусть даже уродливому. Он предпочитает темный фон, насыщенные густые тона, красноватые в тенях. сложные ракурсы фигур («Св. Себастьян»). Его библейские и еван­гельские персонажи - простолюдины, но всегда полные достоин­ства, мужественные и гордые. Предпочитает изображать сцены мученичеств; в них ярче предстает нравственная сила героев. Драматиче­ские сюжеты толкуются без внешних эффектов. Это характерно даже для тех персонажей, в которых мастер подчеркивает уродливые черты. Например, в известной картине «Хромоножка» жалкий маленький калека изображен художником с большой теплотой, в нем подчеркнуты его веселость, лукавство, озорство, а ракурс несколько снизу делает его изображение монументальным, придает ему величественность.

Расцвет творчества Риберы относится к 30-40-м годам. Меняется манера. Живопись становится светлее, колорит - тоньше, тени - прозрачнее, исчезают резкие светотеневые контрасты, все как бы наполняется воздухом. Образы становятся более выразительными (чистый и красивый образ «Св. Инессы» - юной христианки, отданной на поругание толпе, но спасенной Богом, явившим одно из своих чудес).

Севильской школе принадлежит творчество Франсиско Сурбарана (1598-1664). Заказчиком Сурбарана была церковь, главными персона­жами - монахи. Спокойные, важные, благочестивые, они пред­ставлены обычно в рост, в белых одеждах на темном фоне, в застылой, статичной позе, что сообщало им оттенок вечного, незыблемого («Св. Лаврентий» с сим­волом мученичества -жаров­ней в руках). Приблизительно до 30-х годов в почерке Сурбарана сказывается влияние караваджизма: в плотности и темном цвете красок, в светотеневых контрастах. Живопись зрелого Сурбарана совершенно самосто­ятельна и свободна от каких-либо влияний. Образы полны одухотворенности, вели­чия, ясности и простоты. Лако­низм и выразительность пласти­ческих средств осо­бенно прослеживаются в его на­тюрмортах. Сурбаран создает по­истине монументальный образ «мертвой природы» в своих чистых по краскам и строгих по формам натюрмортах.

 

Самый замечательный художник «золотого испанского века» - Диего Веласкес (1599-1660). Первые самостоятельные работы мастера показывают его интерес к жанру бодегонес («За­втрак», «Водонос»). В этих работах Веласкес передано глубокое уважение к людям из народа. Интересно, что у Веласкеса почти отсут­ствуют произведения на религиозные сюжеты, а те, которые он избирает, трактуются им как жанровые сцены («Христос в гостях у Марии и Марфы»). В 1623 г. Веласкес - в Мадриде - придвор­ный художник короля Филиппа IV (40 лет).

В конце 20-х годов Веласкес пишет картину на мифологический сюжет «Вакх в гостях у крестьян», или, как ее чаще называют, «Пьяницы», ибо Вакха окружают подвыпившие испанские бродяги. Мифологическую сцену Веласкес трактует как бодегонес. Возвышен­ное и низменное перемешалось. Широкая моделировка формы, контрасты света и тени, золотистый тон - все это черты караваджизма, однако в картине есть уже нечто такое, что будет характерно только для Веласкеса (влияние Рубенса, дружил с Веласкесом).

В середине 30-х годов Веласкес пишет картину «Сдача Бреды» (или «Копья»), посвященную един­ственному победному событию в бесславной для испанцев борьбе с голландцами, - произведение уже вполне сложившегося и боль­шого мастера. Новаторство в самой композиции батальной сцены - без аллегорических фигур и античных божеств, побежденные голландцы представлены с чувст­вом достоинства, что и победители – испанцы

Утверждение достоинства личности - основная черта портрет­ной живописи Веласкеса (портреты Филиппа IV, его детей, графа Оливареса и мн. др. придворных). Веласкес по праву считается одним из создателей парадного, репрезентативного портрета. Изображения его монументальны, ла­коничны и глубоко выразительны по средствам. Свойственны благородство и мера. Эти качества сказались и в портретах шутов (карлик «Дон Антонио», «Идиот из Корин»). Все эти несчастные, развле­кающие двор, переданы художником с большим тактом, достойны­ми уважения и сочувствия.

В последнее десятилетие жизни Веласкес создал три самых известных своих произведения. «Венера с зеркалом» - первое в испанском искусстве того времени изображение обнажен­ного женского тела. Венера написана со спины, в зеркале отражается ее простое милое лицо. Множество оттенков розового и золотистого лепят объем прекрасного обнаженного тела, растворяющегося в как будто насыщенной воз­духом среде.

Предметы как бы купаются в солнечном свете в другой знаме­нитой картине Веласкеса - «Менины» (фрейлины). «Менины» - это, по сути, групповой портрет. Композиция усложнена тем, что в ней объединены черты жанровой картины и группового портрета.

Третье из последних произведений Веласкеса - «Пряхи». Это также жанровая картина, поданная монументально. На полотне изображена шпалерная мастерская, в которую пришли придворные дамы, чтобы полюбоваться на искусство прях. Веласкес воссоздает атмосферу труда, творящего искусство, и вся картина, в которой реальность каждодневного переплетения с вечностью мифа, вдруг оказывается прославлением самого искусства.

Веласкес умер неожиданно. Его влияние на все последующее искусство огромно.

Самым крупным художником второй половины XVII столетия был младший современник Веласкеса - Бартоломео Эстебан Мурильо (1618-1682), один из основателей, а затем президент Севильской Академии художеств. Его изображения «Мадонны с мла­денцем», «Вознесения мадонны», «Непорочного зачатия», «Снятого семейства», в которых поэтичность нередко переходите в слащавость, снискали ему европейскую славу, равно как и изображения детей улицы, мальчишек в поэтических лохмотьях («Мальчике собакой»).

В архитектуре Испании XVII в исконно национальные черты переплелись с элементами мавританского зодчества и с традициями народного ремесла. Если построенный во второй половине XVI в. Эскориал - дворец, полу-крепость – полу-монастырь, тяжеловесный памятник испанского абсолютизма, верен еще традициям итальян­ского Ренессанса, то произведения XVII в. полны уже духа барочной эпохи.

От стиля «платереско» (ювелирный, филигранный), вкотором декоративизм форм, идущий от мавританского искусства, сочета­йся с конструктивными элементами Возрождения, архитектура XVII в. переходит к большей праздничности, нарядности, пышной орнаментике стиля «чурригереск» (по имени архитектора Чурригер).

Скульптура пышным ковром украшает фасады и особенно порталы испанских архитектурных сооружений. Но в целом испан­ская пластика значительно раньше архитектуры вступает на путь самостоятельного развития. Это прежде всего деревянные культо­вые произведения, статуи святых, раскрашенные в естественные тона. Иногда руки и ноги таких статуй делались на шарнирах, волосы были естественными, в глаза вставлялись стекла. В статуях много от готической скульптуры не только в технике и приемах изображения, но в общем выражении, в религиозной экзальтации. Лучшие из мастеров умели, однако, избегнуть и ложной патетики, и откровенного натурализма, как, например, севильский скульптор Хуан Мартинес Монтаньес.

С конца XVII в. изобразительное искусство Испании переживает упадок. В XVIII в. Испания не дает ни одного сколько-нибудь значительного художника, вплоть до конца века, когда появляется Гойя и испанское искусство с его именем вновь обретает общеев­ропейскую известность.

 

Date: 2015-08-24; view: 459; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию