Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Расцвет испанского искусстваXVIIвека
Расцвет испанской культуры: литературы и театра (освященных именами Сервантеса и Лопе де Вега), а затем живописи - не совпал с периодом наивысшего экономического и политического могущества Испании (XV) и наступил несколько позднее. «Золотым веком» испанской живописи является XVIIвек, а точнее - 80-е годы XVI - 80-е годы XV11 столетия. Для испанского искусства было характерно преобладание традиций не классических, а средневековых, готических. Огромная роль мавританского искусства в связи с многовековым господством арабов в Испании. У испанских художников было два основных заказчика: первый - это двор, богатые испанские гранды, аристократия, и второй - церковь. Роль католической церкви в испанской школе живописи была очень велика. Под ее влиянием формировались вкусы заказчиков. Религиозные идеи воспринимаются очень конкретно в образах реальной действительности, чувственный мир удивительно уживается с религиозным идеализмом, а в мистический сюжет с народным. В испанском искусстве идеал национального героя выражен прежде всего в образах святых. Блестящий расцвет живописи начинается с появлением в Испании в 1576 г. живописца Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко (он был греческого происхождения). До Испании Эль Греко учился в Италии у Тициана (именно в Венеции он впервые узнал масляную технику), изучал в Риме произведения Микеланджело. Он основатель и глава толедской школы, пишет преимущественно по заказу монастырей и церквей Толедо. Как художник он сложился рано. Истоками творчества была византийская монументальная и станковая живопись (иконы и мозаики); из итальянского искусства – Тициан, а в Испании - Луис Моралес. Тематика - религиозны сюжеты («Взятие под стражу», «Моление о чаше», «Святое семейство»), чаще всего - алтарные образа. Значительно реже он обращается античным мифам («Лаокоон»). Он пишет много портретов и пейзажей, в основном виды Толедо. Его картины на сюжеты, использованные уже многими художниками до Эль Греко, производят неожиданное впечатление. Герои Эль Греко «вкушают радость страдании», находятся в состоянии крайней взволнованности, эмоционального напряжения. Это возбуждение, беспокойство, напряжение передается цветом. Дневной свет ему мешал, пишет при искусственном освещении. Лица героев Эль Греко всегда удлиненные, аскетические, глаза посажены асимметрично и широко открыты. Его портреты высшей кастильской знати все чем-то похожи друг на друга, они полны напряжения сложной духовной жизни. В пейзажах, изображающих обычно Толедо в грозу, во вспышках молнии. Эль Греко подчеркивает ничтожность человека перед силами природы. В своеобразном и выразительном искусстве Эль Греко много мистики, даже ложной патетики, что позволяет многим исследователям относить его к художникам маньеристам. Лучшее - это большое влияние на формирование живописи Испании в XVII в.
«Золотой век» испанской живописи - Франсиско Рибальт, Хусепе Рибера и Франсиско Сурбаран. Монументальные образы святых Рибальты (1551-1628) всегда строятся на знании конкретной модели, несут определенные черты портретности. Пастозное письмо, интенсивные цвета - много общего с письмом Караваджо («Апостол Петр», «Евангелист Лука»). Испанских художников первой половины XVII в. роднит с Караваджо и интерес к жанровом живописи (трактир, харчевня, лавка). На ранних этапах в творчестве Хусепе Риберы отчетлив интерес к ярко индивидуальному, конкретному, пусть даже уродливому. Он предпочитает темный фон, насыщенные густые тона, красноватые в тенях. сложные ракурсы фигур («Св. Себастьян»). Его библейские и евангельские персонажи - простолюдины, но всегда полные достоинства, мужественные и гордые. Предпочитает изображать сцены мученичеств; в них ярче предстает нравственная сила героев. Драматические сюжеты толкуются без внешних эффектов. Это характерно даже для тех персонажей, в которых мастер подчеркивает уродливые черты. Например, в известной картине «Хромоножка» жалкий маленький калека изображен художником с большой теплотой, в нем подчеркнуты его веселость, лукавство, озорство, а ракурс несколько снизу делает его изображение монументальным, придает ему величественность. Расцвет творчества Риберы относится к 30-40-м годам. Меняется манера. Живопись становится светлее, колорит - тоньше, тени - прозрачнее, исчезают резкие светотеневые контрасты, все как бы наполняется воздухом. Образы становятся более выразительными (чистый и красивый образ «Св. Инессы» - юной христианки, отданной на поругание толпе, но спасенной Богом, явившим одно из своих чудес). Севильской школе принадлежит творчество Франсиско Сурбарана (1598-1664). Заказчиком Сурбарана была церковь, главными персонажами - монахи. Спокойные, важные, благочестивые, они представлены обычно в рост, в белых одеждах на темном фоне, в застылой, статичной позе, что сообщало им оттенок вечного, незыблемого («Св. Лаврентий» с символом мученичества -жаровней в руках). Приблизительно до 30-х годов в почерке Сурбарана сказывается влияние караваджизма: в плотности и темном цвете красок, в светотеневых контрастах. Живопись зрелого Сурбарана совершенно самостоятельна и свободна от каких-либо влияний. Образы полны одухотворенности, величия, ясности и простоты. Лаконизм и выразительность пластических средств особенно прослеживаются в его натюрмортах. Сурбаран создает поистине монументальный образ «мертвой природы» в своих чистых по краскам и строгих по формам натюрмортах.
Самый замечательный художник «золотого испанского века» - Диего Веласкес (1599-1660). Первые самостоятельные работы мастера показывают его интерес к жанру бодегонес («Завтрак», «Водонос»). В этих работах Веласкес передано глубокое уважение к людям из народа. Интересно, что у Веласкеса почти отсутствуют произведения на религиозные сюжеты, а те, которые он избирает, трактуются им как жанровые сцены («Христос в гостях у Марии и Марфы»). В 1623 г. Веласкес - в Мадриде - придворный художник короля Филиппа IV (40 лет). В конце 20-х годов Веласкес пишет картину на мифологический сюжет «Вакх в гостях у крестьян», или, как ее чаще называют, «Пьяницы», ибо Вакха окружают подвыпившие испанские бродяги. Мифологическую сцену Веласкес трактует как бодегонес. Возвышенное и низменное перемешалось. Широкая моделировка формы, контрасты света и тени, золотистый тон - все это черты караваджизма, однако в картине есть уже нечто такое, что будет характерно только для Веласкеса (влияние Рубенса, дружил с Веласкесом). В середине 30-х годов Веласкес пишет картину «Сдача Бреды» (или «Копья»), посвященную единственному победному событию в бесславной для испанцев борьбе с голландцами, - произведение уже вполне сложившегося и большого мастера. Новаторство в самой композиции батальной сцены - без аллегорических фигур и античных божеств, побежденные голландцы представлены с чувством достоинства, что и победители – испанцы Утверждение достоинства личности - основная черта портретной живописи Веласкеса (портреты Филиппа IV, его детей, графа Оливареса и мн. др. придворных). Веласкес по праву считается одним из создателей парадного, репрезентативного портрета. Изображения его монументальны, лаконичны и глубоко выразительны по средствам. Свойственны благородство и мера. Эти качества сказались и в портретах шутов (карлик «Дон Антонио», «Идиот из Корин»). Все эти несчастные, развлекающие двор, переданы художником с большим тактом, достойными уважения и сочувствия. В последнее десятилетие жизни Веласкес создал три самых известных своих произведения. «Венера с зеркалом» - первое в испанском искусстве того времени изображение обнаженного женского тела. Венера написана со спины, в зеркале отражается ее простое милое лицо. Множество оттенков розового и золотистого лепят объем прекрасного обнаженного тела, растворяющегося в как будто насыщенной воздухом среде. Предметы как бы купаются в солнечном свете в другой знаменитой картине Веласкеса - «Менины» (фрейлины). «Менины» - это, по сути, групповой портрет. Композиция усложнена тем, что в ней объединены черты жанровой картины и группового портрета. Третье из последних произведений Веласкеса - «Пряхи». Это также жанровая картина, поданная монументально. На полотне изображена шпалерная мастерская, в которую пришли придворные дамы, чтобы полюбоваться на искусство прях. Веласкес воссоздает атмосферу труда, творящего искусство, и вся картина, в которой реальность каждодневного переплетения с вечностью мифа, вдруг оказывается прославлением самого искусства. Веласкес умер неожиданно. Его влияние на все последующее искусство огромно. Самым крупным художником второй половины XVII столетия был младший современник Веласкеса - Бартоломео Эстебан Мурильо (1618-1682), один из основателей, а затем президент Севильской Академии художеств. Его изображения «Мадонны с младенцем», «Вознесения мадонны», «Непорочного зачатия», «Снятого семейства», в которых поэтичность нередко переходите в слащавость, снискали ему европейскую славу, равно как и изображения детей улицы, мальчишек в поэтических лохмотьях («Мальчике собакой»). В архитектуре Испании XVII в исконно национальные черты переплелись с элементами мавританского зодчества и с традициями народного ремесла. Если построенный во второй половине XVI в. Эскориал - дворец, полу-крепость – полу-монастырь, тяжеловесный памятник испанского абсолютизма, верен еще традициям итальянского Ренессанса, то произведения XVII в. полны уже духа барочной эпохи. От стиля «платереско» (ювелирный, филигранный), вкотором декоративизм форм, идущий от мавританского искусства, сочетайся с конструктивными элементами Возрождения, архитектура XVII в. переходит к большей праздничности, нарядности, пышной орнаментике стиля «чурригереск» (по имени архитектора Чурригер). Скульптура пышным ковром украшает фасады и особенно порталы испанских архитектурных сооружений. Но в целом испанская пластика значительно раньше архитектуры вступает на путь самостоятельного развития. Это прежде всего деревянные культовые произведения, статуи святых, раскрашенные в естественные тона. Иногда руки и ноги таких статуй делались на шарнирах, волосы были естественными, в глаза вставлялись стекла. В статуях много от готической скульптуры не только в технике и приемах изображения, но в общем выражении, в религиозной экзальтации. Лучшие из мастеров умели, однако, избегнуть и ложной патетики, и откровенного натурализма, как, например, севильский скульптор Хуан Мартинес Монтаньес. С конца XVII в. изобразительное искусство Испании переживает упадок. В XVIII в. Испания не дает ни одного сколько-нибудь значительного художника, вплоть до конца века, когда появляется Гойя и испанское искусство с его именем вновь обретает общеевропейскую известность.
|