Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности Византийской культуры. Синтез восточных и греко-римских традиций





Одним из важнейших центров средневекового ис-ва была Византия – государство, образованное в 395 г. на основе Восточной римской империи и просуществовавшее до 1453 г. На месте старой греческой колонии был основал г-д Константинополь в 330 г.. Провозглашен новой столицей рим. имп., новым Римом. Впоследствии имп-рия. разделилась на 2 части: Западную и Восточную. С падением в 476г. северной Римской империи признана власть Византии. В Византии сохранились античные формы быта и хоз-го уклада. От Рим. империи была унаследована форма централизованного гос-ва. В Конс-поль было привезено множество античных статуй. В 425 г. был основан университет, стекались знаменитые ученые всех стран. Виз. переписчики сохранили миру произведения Гомера, Эсхила, Софокла; вплоть до 7 в. существовал нар. античный театр. Греческий язык оставался разговорным. Античная традиция и в искусстве – в сохранении привязанности к идеальному образу чел-ка. В центре внимания визан. худ-ка, как и античного – человек, воплощенного в образе христианского бога и святых. В его изображении сохранились правильные пропорции фигуры, тонкая пластика форм, точный рисунок. Господство новой религии – христианства. Бедные и бесправные – сторонники новой религии. Основной принцип – равенство всех перед Богом. Перед христианами вставал вопрос об изображении священных лиц и сюжетов. Пожизненные портреты персонажей христианского пантеона встречались редко. Верующие представляли себе их лик по-разному. Поэтому – стали изображать иносказательно, символически – образ юноши-пастуха – Доброго Пастыря. Еще более важным был? о назначении изображений. Римляне создавали изваяние своих богов, чтобы поклоняться им; они считали что бог может вселиться в собственную статую. Христиане уничтожали такие статуи, называя их идолами, поскольку считали, что бога нельзя представить человекоподобным. Христианство отказалось от скульптуры. Чтили внутренную, душевную красоту, оставляя в стороне красоту телесную. Но они все-таки не могли отказаться от изображения человеческой фигуры. Надо было найти такой способ изображения, который стал бы окончательной победой духа над плотью. Обращаются к надгробному портрету – фаюмский портрет. Лица лишены выражения, плоскость и схематизм форм, отрешенность персонажей. Искусство не могло расцвести в период гонения. В нач. 4 в появился эдикт (имп. указ), запрещавший исповедание христианства.

Константин не стал провозглашать христианство единственной госуд-ной религией, но явно отдавал ему предпочтение, видя в христианстве не только орудие политической борьбы, но и возможность укрепление императорской власти.

Первый подъем Витан. Искусства – 6 в., император Юстиниан1. был одержим утопической мечтой о сохранении рабовладельческой империи, где сочеталось бы высокая античная культура с христианс-кими идеалами. Огромное строительство в Константинополе. Он не похож на другие рим. города. Его основа – прямоугольная сетка (от планировки военных лагерей). Сердце города - большой императорс-кий дворец, размещён в наименее доступной части города. Вблизи – ипподром, центр общественной жизни города. Строились триумфальные арки, термы, аквидуки, дворцы. От врагов город защищён мощными стенами из 3 рядов, и ров с водой. Имелись главные въездные ворота - Золотые. Город расстраивается. Появляются новые общественные здания, театры, пекарни, бани, фонтаны, подземные водохранилища.

 

Храмы. От античности христианство унаследовало 2 типа построек: центрические и базиликальные. Центрические - восходят к античным мавзолеям, были небольшими и служили для обряда крещения, или для поминания мучеников. В плане представляли квадрат, круг, греческий крест равноконечный – г. Равенна – Мавзолей Галлы Плацидии. Внешний вид храма-церкви мог быть аскетичным, но богато внутреннее убранство - использование мозаики, изображение образа Христа в роли Доброго пастыря. Внешняя красота челов. тела мало что значила, важна красота духовная. Поэтому все усилия визан. мастера сосредотачивали на оформление интерьера. Равенская церковь Сан-Витале (сер 6 в.)– восьмигранник с граненным выступом алтаря. Основа конструкции – 8 высоких опор, несущих купол. Опоры соединяются полукруглыми 2-х этажными арками. Помимо центрических зданий строили базилики (2-ой тип зданий). Базилики служили общественными постройками и представляли собой прямоугольные в плане здания. Потребность в здании, вмещающем массы людей, породила в 5-6 вв. новый тип храма – купольной базилики, наиболее приспособленной к сложному ритуалу богослужения. Архитектура, живопись (мозаика, росписи, иконы), прикладное искусство (драгоценная утварь, облачение священников), зрелищность церковного церемониала – весь этот единый грандиозный худ-ный ансамбль должен был служить целям церкви.Наиболее удачным типом храма для Византийского богослужения оказалась укороченная базилика, ориентированная алтарём на восток и увенчанная куполом. Этот тип распространён в Сирии и Владениях Византии Малой Азии. Главный Собор Кон-ля – Софийский (мастера -Анфимий и Исидор). В основе 3-х нефная базилика. Главное, что поражает в храме – цельное, легкое, свободное внутреннее пространство, образуемое от слияния отдельных объемов. Купольные перекрытия. Средняя часть цент. нефа перекрыта грандиозным куполом (длина храма – 77 м, диаметр купола – 31,5 м). С запада и востока купол поддерживают 2 полукупола, которые опираются на своды. Купол - символизирует небо и подчёркивал центрическую часть. Строгость, великолепие форм. Купол имел 40 продольных окон. Убранство - мозаика. Очевидно убранство имело декоративный характер. В куполе парил гигантский крест. В декорации сводов и куполов – мозаика и символическими изображениями креста. Для украшения были привезены малахитовые и порфировые колонны.


 

Живопись. Стенные и плафонные росписи. Постепенно складывалась иконография Священного писания – сюжеты, композиции, типы фигур, лиц, атрибуты христианских святых. В дальнейшем все это превратилось в церковные каноны. Излюбленная техника – мозаика. Представление о ранневизантийских росписях – в памятниках Равенны. Там встречаются сюжеты их христ. катакомб.(«Христос –Добрый пастырь», Усыпальница Галлы Плацидии). Появляются черты, которые будут развираться в средне-вековом искусстве – фронтальные композиции, четкий контур, золотой фон. Редкий образец светской живописи – 2 большие мозаики в церкви Сан-Витале в Равенне – император Юстиниан со свитой, императрица Феодора со свитой. В мозаике преобладают плоскостное локальное цветовое пятно, экспрессивная графика, торжественный ритм.

Византия (нач. 9- нач.13вв.)

Становления раннего феодализма в Византии (кон. 7 - нач. 9 вв.) сопровождалось глубокими социальными конфликтами, движениях крестьянско-плебейских слоев общества – икопоборчестве - которые охватили прежде всего византийский Восток. (их традиции вообще не допускали изображения человека). Период иконоборчества длился с 726 до 843 г. Борьбу иконоборцев поддерживали и им­ператоры, заинтересо-ванные в укреплении воен­но-земледельческой знати. В иконоборчестве воз­родились светская традиция античного искусст­ва, мотивы эллинистических декоративных росписей, народного искусства Востока, абст­рактной символики. С движением иконоборче­ства связан расцвет книжного орнамента. После разгрома феодальной реакцией народного дви­же-

ния вновь было восстановлено иконопочитание, народное влияние в искусстве оттеснено. С конца 9 но начало 13 в. длился период зрелого средневековья - феодальные отношения господствовали. В эпоху Македонской династии (867-1056) и династии Комнинов (1081-1185) византийская художественная культура пережила новый расцвет. В 9-12 вв. завершилось сложение зрелого средневекового искусства и класси­ческого средневекового синтеза. В искусстве усилились спиритуалистические тенденции, оно подчинялось строгим догматическим правилам.


 

Архитектура. В церковной архитектуре с 12 в. самостоятельное место заняли монасты­ри, представлявшие комплексы утилитарных построек, обнесенных крепостными башнями. В середине монас­тырского двора располагался храм (Католикон) - с конца 8-10 вв. господствующим его типом стал крестово-купольный. Храм имел 3-хнефный пли 5-нефный план, в центре здания - небольшой полусфе­рический купол. В крестово-купольных храмах исчезает драматический пафос, характерный для гигантских универсальных по замыслу сооружений империи Юстиниана. Своейi целесообразностью, прочностью и устой­чивостью новый храм отвечал массовым потреб­ностям средневекового общества. Типичные памятники крестово-купольного храма - Католикон в Фокиде, церковь св. Феодоров в Афинах (1049), церковь Успения божьей матери в мо­настыре Дафни (1060—1070). Они отличались уравновешенными пропорциями и гармоничным соотношением материальной формы и простран­ства. Широкое рас­пространение крестово-купольных храмов за пределами Византии. Небольшие по размерам, они строились в провинциях империи монастыр­скими общинами, епископатами, приходами и отдельными семьями, украшали городские и сельские кварталы. Начали украшать наружные стены храмов. В дальнейшем в византийской арх-ре не произошло существенных изменений. Воплощенное в архитектуре средне­вековое представление о мироздании не изме­нялось.

 

Живопись. После завершения конфликта между иконоборцами и иконопочитателями в 9-10 вв. стала возрождаться сюжетная изобра­зительная церковная живопись. Складывалась законченная канониче­ская система со строгой иерархией святых. Месторасположе­ние мозаик и росписей определялось новой архитектурной конструкцией храмов. Живопись целиком теперь заполняет стены, своды, опоры, купола, она создает с архитектурой единую эмоцио­нальную среду. В куполе, олицетворяющем небо, изображался Христос Вседержитель (Пантократор), по четырем сторонам от него - ангелы - хранители четырех стран света, еван­гелисты - в четырех парусах купола, Богома­терь - в апсиде, апостолы, мученики - на сво­дах и столбах и т. д. Усложняется и обогащается характер обра­зов. Пассивная созерцательность образов вы­тесняются активной моральной проповедью. Во второй половине 11-12 вв. при Комнинах утверждается классический торжественный византийский стиль. Фронтально стоящие, не свя­занные друг с другом фигуры утрачивают материальность, помещаются вне реальной среды на золотом фоне, лица приобретают аскетический характер. В живописи нарастает линейное на­чало. Цвет, положеный ровным слоем, становится плотным, условным. Мозаики уклады-ваются правильными рядами кубиков с постепенным переходом близких тонов. Главное внимание сосредоточивается на тонкой разработке духов­ной содержательности образа, то драматичного, то сурового, то возвышенно-ясного и т. д.. К луч­шим памятникам поздней поры (12 в.) относят­ся одухотворенные образы Христа, Марии и Иоанна Крестителя в южной галерее св. Софии Констан-тинопольской, в которых сохраняются еще правильные пропорции и пластическая трактовка форм.


Классическое произведение византийской жи­вописи конца 11 в. - мозаики храма Успения монастыря Дафни (близ Афин). Он сосредоточил вни­мание на внутренней характеристике образов. Особое место в этом ансамбле, посвященном Христу и Богоматери, занимает монументальное изображение Пантократора, наделенного огром­ной эмоциональностью и нравственной силой. Он суров, строг, широко раскрытые глаза приковывают зрителя, в них укор и гнев, мудрость и следы трагических переживаний.

Основной формой станковой живописи в Ви­зантии была иконопись, значение ее возросло в после иконоборческий период; исполнявшиеся в технике энкаустики и яичной темперы иконы, восходят к ритуальным фаюмским портретам. Однако в иконном образе человек изображался как бы в потустороннем, утратив­шем земную оболочку священном образе. Инди­видуальные черты заменялись канонизирован­ным ликом святого. Вопреки кано­ничности изобразительных приемов в лучших иконных образах проявлялось живое человече­ское чувство.

Шедевр византийской живописи 11- нач. 12 в. - икона столичной школы Владимирская богоматерь, иконографическо­го типа «Умиление» (младенец прижимается щекой к щеке матери).

Крестовые походы и взятие Константинополя крестоносцами о 1204 г. сыграли трагическую роль и судьбе империи. Крестоносцы разгра­били город, греческие художники переселились в страны Западной и Восточной Европы. Вме­сте с тем крестовые походы способствовали взаимопроникновению элементов культуры разных пародов.

 

ВИЗАНТИЯ (2-ая половина 13- нач. 15 в.)

В 12-14 вв., в период правления династии Палеологов, византийское искусство переживает последний расцвет. Патриотический подъем после победы над крестоносцами и антифеодальное движение спо­собствовали появлению новых тенденции в ис­кусство. Церковные догмы подвергались рацио­налистической критике, возродился интерес к точным паукам, к угасающей античной тради­ции, в которой писатели и художники видели оспину национальной культуры.

 

Живопись. Наиболее ярко жизненное направ­ление позднего византийского искусства проявилось в живописи, в мозаиках и фресках мо­настыря Хора (Кахрие-Джами) в Константино­поле (1312-1320). Повествовательный стиль циклов, посвященных Христу и Богоматери, продолжил традицию столичной школы живописи, но богословская догматика уступила мес­то драматическому переживанию евангельской легенды, линейный стиль - живописному, колористически более усиленному, богатому, с пере­ливами красок. Фигуры легкие и изящные изображены во взаимодействии, в порывистых движениях. Они расположены в нескольких пла­нах и связаны со средой и обстановкой. Выразительные лица, точные жесты и позы раскрывают чувства героев. Введены жизненные детали, динамичный архитектурный пейзаж, горки, деревья. В жи­вописной манере проявляется подражание пись­му иконы.

Поиски выразительности, наметившиеся в ис­кусстве палеологического временя, не получили дальнейшего развития. Византия осталась верна религиозным идеалам. В живописи реставрируется строгий плоскостной стиль.

В истории мировой культуры многовековое искусство Византии сыграло большую роль. Здесь были созданы новые типы монументаль­ных общественных культовых зданий с декоративными эмоционально-повествовательными жи­вописными циклами, с углубленными характе­ристиками образов. Историческая миссия Византии заключалась в том, что она развила и передала последующим векам античную традицию и завоевания культуры эллинизированного Переднего Востока, обогатив их новыми открытиями.


Индийская цивилизация - одна из самых древних культур мира, ее традиции уходят корнями к III-му тыс. до н.э. До 1XIX в. страна не имела общего названия. Название происходит от реки Инд, греки называли ее Индос, людей наз. Индами. Особенность культуры Индии в том, что на протяжении тысячелетий не меняла своих традиций. На востоке Индия омывается Бенгальским заливом, на западе - Аравийским морем. На севере страны, горная система Гималаи, там обитают божества. Поэтому с Гималаями связаны любимые темы в монументальном ис-ве Индии. Много мифов связано с реками Ганг и Инд. Ганг – это небесная река, спустившаяся на землю, чтобы напоить все живое. Инд воспет в священных текстах – ведах. В Индии сущ. различные религии: индуизм, буддизм, христианство, мусульманства. Большая часть населения исповедует индуизм. Он включает в себя не только веру в богов, но и культурные традиции и народные обычаи. Индуизм – это образ жизни. Индия – одно из самых густонаселенных мест в мире. Население многонационально полторы сотни народов, они находятся на различных ступенях общественного развития. В Индии нет ведущего народа, там существует несколько равноправных крупных народов. Каждый народ имеет свой собственной литературный язык, свою культурную традицию. Национальным языком является хинди. В ис-ве отражаются религиозные взгляды на мир. Древнейшие представления о происхождении Вселенной, о богах. В ск-ре и арх-ре образцом была природа. Мастера уподобляли элементы арх-ры и ск-ры формам растений и животных.

Произведения ис-васливались с природой в единый ансамбль. Эти особенности проявлялись уже с ранних этапах индийского ис-ва. Индия была заселена еще в 7 тыс. до н.э. Цивилизация возникла в бассейне Инда в Ш в.до н.э. Раскопки древних городов Мохенджо-Даро и Хараппа указывают, что жилые здания из кирпича, были 2-3-х этажные, то говорит о плотности населения. Дома оборудованы канализацией, водопроводом. Правильная планировка улиц, разделенная на кварталы и гл. магистрали, закругленные углы. Разделение на «верхний» (культовый, административный центр) и «нижний» (жилые постройки) город. Поселение занималось земледелием, умело обрабатывать металл. Изобразительное ис-во известно по находкам – печати-амулеты с изобр. свящ. Животных (бык, единорог, горный козел, слон, тигр, кобра, рыба, крокодил), статуэтки из меди, камня, обожженной глины. Бронзовая статуэтка танцовщицы. Владели ис-вом письма в виде рисунчатого, часто повторялись знаки, колеса со спицами, трилистники. Найдены игры напоминающие шахматы. Росписи гончарных сосудов. Нет монументальных изделий, жители поклонялись богине-матери (плодородие). В сер. II т. до н.э. эта цивилизация исчезла. Возможно были войны или землетрясение. Но традиции Хараппы легли в основу культуры индоариев.

Арийская цивилизация. Это арийские кочевые племена пришли из манджурских степей, стали жить в деревнях, дома из кирпичей, глины. Совершали обряды под открытым небом, жертвоприношения – на каменных алтарях. Использовали металл в земледелии, удобрения. У них были средства транспорта - колесо и повозки. В культуре Ариев видна религиозно-мифологическая основа. Они придали индийской культуре духовный, философский хар-р. О религии и мифологии арийских племен мы узнаем из текстов Ригведы – это собрание гимнов арийским богам, написанные на санскрите (V в. древнеиндийский язык). ВIв.д.н.э. возникло первое объединенное гос-во – империя Маурьев в долине Ганга. Столица была обнесена мощной стеной с дозорными башнями и окружена рвом. Арх-ные сооружения были из дерева. Камень стали применять с правления царя Ашока. Это связано с утверждением буддизма, как государственной религии. Монументальное ис-во этого времени наз. ис-вом Ашоки. Строили мемориальные колонны (стамбха), на них высекали указы правителя. Это хорошо отполированный каменный столб, высотой более 10 м. завершается капителью со скульптурным изображением животных. Самая знаменитая Львиная капитель из Сарнатха. Строили буддийские мемориальные и погребальные памятники – ступы. Полусферической формы (символ неба), имеет шест (символ оси Вселенной). Самая древняя, сохранившаяся до сих пор – ступа в Санчи. Ее окружает ограда, по четырем сторонам света в ней сделаны ворота – тораны, украшен. рельефом (древнейшие божества в облике человека). При Ашоке в арх-ре были буддийские пещерные храмы. Храмы вырубались в скалах. Строители расширяли естественные углубления в пещерах, стены выравнивали. Из монолитов высекали колонны с капителями. Вход украшали вырезанными в камне арками, барельефами, ск-рами. Пещера Ломас Риши в Бодх-Гаи – овальное святилище и прямоугольный зал. Стены храма отполированы. Широко распространена монументальная ск-ра. В ск-ре раннего буддизма изображение Будды в облике человека не встречались. Будду изображали в образе священного дерева Бо, трона Буды и колеса Закона, ступы или отпечатка стопы. Эти изображения показывали жизненный путь Учителя: рождение, распространение учения, достижение нирваны. Изображения напоминают резьбу по дереву или слоновой кости. Создавались монументальные статуи, их формы совершенны. Богиня в образе женщины. В I в.н.э. империя Маурьев пришла в упадок и утвердилась Кушанская империя (1-Ш вв.н.э.). Это огромная держава – Северная Индия, совр. Пакистан, Афганистан, Ср.Азия. Расцвело ис-во ремесленников, высокая технология обработки металла, оружия. В Дели была установлена колонна из метеоритного железа, который до сих пор не ржавеет. Высота 7,2м., вес 6,5 тон, держится собственным весом. Научились делать шелк. Расцвела наука, филос., лит-ра. Строятся пещерные храмы – чайтьи. Чатья в Карли - перед пещерой строили колонны, с капителями. Источником света явл. огромное окно в фасаде. В пещере три входа, в центральном коридоре ряд колонн со скульптурными капителями. В храме помещена ступа. Здесь есть эффект игры света и тени. Наружный фасад украшают скульптурные рельефы женских и мужских фигур (парами). В религии буддизма и индуизма огромное значение придается царству животных (люди, животные, растения неразрывно связаны). Архитектурно-пластический ансамбль в Санчи. В I-V вв.н.э. в худ. культуре произошли перемены. Теперь Будду представляют в облике человека, а не в виде символа (дерева, колеса). Возникают 3 знаменитые школы: Гандхара (сереро-запад), Матхура (север), амаравати (юг). Своеобразие школ сказалось в изображениях Будды. Гандхара: стоящий Б. приобрел эллинистические черты. На грани между инд. и эллион. Традициями статуя сидящего Будды из Такт-и-Бахи. Учитель ясен, полон умиротворения и сосредоточенности. Поза «лотоса» с скрещенными, поджатыми ногами, вывернутыми подошвами – стала канонической для всех школ. Др. цент – Матхура: образ чисто индийской трактовки (легкая улыбка, позы очень динамичны). В Амаравати образ Буды впервые появился в скульптурном рельефе. Изображение достаточно условно

 

Следующий период - Империя Гуптов. Расцвет науки, философии, литературы. ВIV-VIвв. буддизм превращается в мировую религию. Создается учение об аде и рае. В целях пропаганды учения используют ис-во, роскошно оформляются церемонии и процессии. Приносятся жертвоприношения: цветы, фрукты, орехи, молоко. Создана медная статуя Будды. Возводятся многочисленные буддийские и индуистские храмы, дворцы. Пещерные храмы стали небольшие по размерам. Они гармоничны и изящны по форме. Знаменитые скальные ансамбли Аджанты. Он создавался на протяжении нескольких веков. Славились своей живописью. Здесь расписаны потолки, стены и колонны. Росписи сложны по содержанию, много персонажей, нет перспективы, объемы фигур чуть намечены. Основу живописного ансамбля составляют линия, цвет. Разнообразие красок не велико, но контрасты и сочетания вызывают эмоциональное чувство. Краски как будто светятся в темноте. Живопись в Индии сущ. в нач. I тыс. до н.э., но из-за влажного климата не сохранилась. Монументальная живопись покрывала десятки пещерных храмов. В основе композиций лежали реалистические народные традиции, сюжетами были сцены из жизни Будды, изображения природы и бытовые сцены. Для ск-ры Гуптской эпохи характерно стремление создать идеальный образ Будды, в достижении нирваны. Статуя из Сарнахта в позе «лотоса». Эпоха Гуптов – последний расцвет буддийского ис-ва. Позднее создавали изображения богов индуизма.

Средневековая Индия (VI-Xвв). После заката династии Гуптов, страна вновь распалась на небольшие гос-ва. Политики опирались на религию индуизма. Им возводились храмы – Шиве, Вишну, Брахме. Пещерные храмы вырезали из каменных монолитов. Напр., комплекс шиваистских храмов о. Элефанта в Бомбее. Это 2-3-х этажные залы, в глубину 40 м. Стены покрыты горельефами, скульптурными изображениями богов и героев, в динамичных позах. Храмовый комплекс Махабалипурама. Храмы высечены из цельных каменных монолитов. Они имеют формы колесницы божества, сельской хижины, шатра свода. Центральным панно храмового комплекса является многофигурный скальный рельеф (показан миф о нисхождении р.Ганг на землю). В середине композиции есть трещина, по ней в сезон дождей стекает вода.

Храм Кайласанатха в Эллоре целиком вырублен в скальном массиве. С ребристым куполом. По цоколю шли горельефы изображающие львов и слонов 3-х метровой высоты. Гл. композиция – фигуры Шивы и Парвати (его жена), они возлежат на вершине горы, снизу скалу пытается сокрушить демон. На юге Индии храмы возводили в форме пирамид из мрамора, гранита, песчаника. На севере храмы строили из известняка. Форма храма напоминает гору. Ядро индуистского храма составляла квадратная комната, в ней стоит статуя божества. Особенностью храмов того времени – обилие ск-ры. В центральной части Индии построен храм божествам плодородия Кхаджурахо. Его стены снаружи и изнутри покрыты барельефными композициями, посвященным любви. Интерьеры заканчиваются остроконечными сводами. Храмы Конарака в форме пирамиды, храм Бхубанешвара его стены покрыты плитами с тонким и сложным орнаментом. Каждый камень – произведение камнетесного ис-ва. Индийские храмы явл. характерной чертой пейзажа страны. Они придают неповторимый колорит. Большинство храмов посвящены индуистским богам. Такие храмы составляют целые города: Хардвар, Матхура, Дварка. Стены богато украшены барельефом, горельефом и росписью. В Южной Индии храмы имеют форму усеченной пирамиды. Сердцем храмового комплекса служит темная комната, где стоит статуя божества. Эта комната может соединяться с другими помещениями коридором. Храмы снаружи и внутри украшены от основания до купола. Каждый из них представляет собой единую скульптуру. В храмах Северной Индии Х-ХШ вв. гл. темой был бог Шива. Рельефы рассказывают о жизни Шивы. Здесь больше, чем на юге изображений людей, женских фигур.

Живопись. С V-VIII вв. в Индии развивается жанр монументальной фресковой живописи. Центром этого вида ис-ва является Аджанта – комплекс пещерных храмов. Роспись покрывает стены и потолки залов. Стены покрывали слоем грунтовки их смеси глины, навоза, камня, шелухи. Поверх наносили слой алебастра, затем поверхность полировали. Роспись наносили по сухой штукатурке темперой. Фрески были 2-х типов - сюжетные и декоративные. Композиции сложные, фигуры рисовались в натуральную величину. Центральные персонажи выделялись размерами. Расчет на впечатление, произведенное на зрителя. Монументальная фреска известна по комплексам Эллора с изображением Вишну и богини Лакшми. После пещерного храмового строительства росписи внутри культовых сооружений уже не встречались. В XI-ХII вв. возникают непальская школа и гуджаратская школа они создавали иллюстрированные рукописи. Листы рукописей были заполнены текстом и иллюстрациями. Техника живописи была близка к живописи Аджанты и Эллора. Особый вид живописного ис-ва были храмовые занавески. Это рисованные панно, где изображены события мифа, предания о богах, сцены из жизни правителей. Такие панно служили как наглядное пособие для неграмотных людей. ВXVI-XVII вв. возникает раджпутская миниатюра. Излюбленный сюжет - историко-героический и портретный жанр. В портретном жанре изображали женщин (сцены купания). Работы напоминают вышивку или инкрустацию по дереву.

 

Могольский период.В XVIII в. мусульмане вторглись на территорию индии. Через 500 лет они покорили всю страну. Это время можно поделить на два периода: раннеисламский (XI-XVIвв) и могольский. Раннеисламский период начался с XI в. Были разрушены города, индуитские и буддийские храмы. Постепенно произошло проникновение идей, обычаев, образа жизни индусов и мусульман. Сформировалась общность индийских религиозных систем, которая получила название хинду. Индийский ислам обрел форму мистического учения – суфизма (грубая ткань). Они практиковали аскетизм. ХIII-ХIVвв. появляются самостоятельные исламские государства, они враждовали друг с другом. Могольский период XVI в. Влиян. ислама отразилось в арх-ре. На Сев. Индии с XIII в строительство новых сооружений: минаретов, мечетей, мавзолеи, медресе (школы). Раньше была техника сухой кладки, то теперь использовали мокрая кладка на раствор, это позволило строить здания с арками, и с куполами. Ислам вел борьбу против идолопоклонства, нет изображений образа человека и животного. Есть орнамент. Минарет Кутаб-Минар в Дели. Это высокая ребристая башня, облицованная красным и золотистым песчаником, украшенная резной арабской вязью. В это период строили крепости, города-резиденции правителей–Амристар. Белый мрамор был инкрустирован полудрагоценными камнями. Мавзолей Тадж-Махал. Белоснежный мрамор, просторный купол, 4 минарета – стройность и невесомость. Памятники XVI-XVIIIвв. обретают монументальность и величие. Дворцы правителей возводились из песчаника ярких тонов, излюбленный был красный песчаник, он контрастировал с белым мрамором. Сооружения обносились стенами, дворцы утопали в садах.

 

Ис-во книжной миниатюры. Могольский правитель Бабур изложил историю Ср.Азии, Афганистана и Индии с XV-XVIвв. Его книга украшена миниатюрами по географии, истории, обычаях, нравах. От иранского стиля миниатюры в могольскую традицию книжной миниатюры вошли обратная перспектива и условное (поэтажное) расположение планов, любовь к пейзажу, прорисовка тел животных. Могольская живопись отражала жизнь конкретно и прагматично. Рукописи могольского периода были прекрасно иллюстрированы, в технике полихромной живописи. Варны и касты. В процессе разложения первобытно общинного строя возникали группы людей, которые различались между собой общественным положением, правами и обязанностями. Эти группы получили название варны (качество, цвет). Знать разделялась на брахманов (жрецов) и кшатриев (воинов, царей). Многочисленная группа – вайшии - люди сельского хозяйства, ремесленники, торговцы. Самая низкая варна шудры -это потомки покоренных племен, обслуга, могильщики, мясники, уборщики. Каждой варне соответствовал свой цвет. Перейти из одной варны в другую нельзя. Это воля богов. В эпоху Гуптов сформировались касты. Это занятия по наследству. Наличие внутренней администрации, взаимопомощи, религиозный культ. Религия. Ведизм. Первые священные книги веды (знание) – это сборник религиозных текстов. Произведение было написано на санскрите в I в.д.н.э. Есть информация о войнах, борьбе за власть, труде земледельцев, скотоводов. Веды состоят из четырех книг: Ригведа - книга гимнов, Самоведа – книга песен, Яджурведа – книга жертв, Атхарваведа - книга заклинаний. Священные тексты в ведах назывались - сутры. Знания тексов вед было нормой. Мифология вед обширна. Нет четкой иерархии божеств. Они олицетворяют силы природы и качеств души. В ведической мифологии 33 небесных и земных божества. Царем богов считался Индра. У богов были слуги, противники. В ведах рассказ о сотворении мира (две версии: мир возник по воле божественного провидения из пустоты; создателем мира был тысячеликий и тысячеголовый первочеловек великан Пуруша).

Брахманизм. В нач. I в. до н.э. в Индии возникли многочисленные княжества. Усложняется культ вед. Усилилась роль жрецов-брахманов. Изменился и пантеон богов. Брахманы - Комментарии к ведам для жрецов. Были приведены в порядок тексты Упанишад – религиозно-философских трактатов. Так возникло новое религиозное течение – брахманизм. Творцом Вселенной стал Брахма. Он рожден из золотого яйца, которое плавало в безбрежном океане. Из верхней половины яйца возникло небо, из нижней – земля и т.д. Бог Шива воплощение природы, Вишну – божество всего сущего. Культу предков отводили большую роль. Страдания людей брахманы называли незначительными, т.к. бытие – это иллюзия. Мировой дух – это реально. Брахмаиты верили в перерождение души. Все зависит от кармы, судьбы человека. Буддизм - древняя мировая религия. С V в.д.н.э. в Индии. Много последователей. Основатель Гаутама. Связь с реальным человеком, родом из племени Шахи. Каждый человек проходит свой путь. Он ушел в скитания. Идеи буддизма: жизнь есть страдания; причина страдания – стремление к наслаждению; прекращение страданий - отказ от наслаждений; отказ от наслаждений – соблюдение норм поведения, пресечение зла. Джайнизм. возник в I тыс.до н.э. Отвергал брахманистский пантеон богов, жертвоприношение, кастовую систему. Он открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Нирвана (высшее состояние духа) – центральное понятие джайнизма как и буддизма. Основатель джайнизма – Махавира. Вел жизнь аскета. Его последователи строили храмы и монастыри, вели аскетический образ жизни. Индуизм. В IV-V вв. Триада богов: Брахма (создатель Вселенной), Вишну (хранитель мирового порядка), Шива (воплощение космической энергии). Остается кастовый строй.

Культура Древнего Китая (Срединное царство) формировалась на территории Восточной и Центральной Азии. Здесь зародилась около 6 тыс. лет назад одна из древнейших цивилизаций, которая оказала влияние на развитие всех народов, населявших страны дальнего Востока. Китай расположен в Восточной и Центральной Азии. Китай пережил первобыт­нообщинную, рабовладельческую и феодальную эпохи, - от 4тыс. до н.э. вплоть до середи­ны 19 в. н.э. За это время китайский народ создал множество отличающихся яркой самобытностью памятников архитектуры, скульпту­ры, живописи и прикладного искусства. Китайская письменность стала основой письменности корейцев, китайцев, вьетнамцев. Изобретения шелка, пороха, компаса – это достояние всего человечества. В Китае впервые появились фарфор, бумага, кисти, тушь, книгопечатанье.

Культура Китая отличалась не только многообразием, но и большой жизнестойкостью. Она сохраняла преемственность традиций, впитала и преобразовала все внешние культурные влияния

(взаимодействие с Индией, странами Юго-Восточной Азии, Ираном и целым рядом других государств).

Символика Китая, как страны древней земледельческой культуры, тесно связана с об­разами природы. Если в Древней Гре­ции мерой всего прекрасного был человек и через него передавались ощущения жизни и представления о ней, то в Китае таким эталоном явилась природа, силы которой обожествлялись и получали религиозно-философское толкова­ние. Именно через природу китайцы пытались осмыслить главные законы бытия. Поэтому в Китае уже в первых веках нашей эры, значи­тельно раньше, чем в других странах, появилась пейзажная живопись. Тем же возвышенным чувством природы были наделены и зодчие (умении зодчего найти для соору­жения естественное и красивое место, связать его с широким окружающим пространством).

На протяжении средневековья китайскими архитекторами были созданы торжественные и пышные городские ансамбли. Все виды китайского искус­ства в пору расцвета средневековой культуры гармонично дополняли друг друга.







Date: 2015-08-24; view: 1201; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию