Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Президентское дело»: Определение КС РФ по делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ от 05.11.98г
| Тема и правовые категории в решении КС РФ
| Конституция РФ.
Президент РФ.
- одно и то же лицо не может занимать
должность Президента РФ более двух сроков
подряд;
- действие заключительных и переходных
положений Конституции РФ.
|
| Субъект обращения в Суд
| представители Государственной Думы - депутаты А.К. Захарова и Е.Б. Мизулина, а также постоянный представитель Государственной Думы в Конституционном Суде РФ В.В. Лазарев
|
| Основание рассмотрения дела Судом
| Обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ
|
| Предмет рассмотрения (оспариваемое или толкуемое положение нормативного правового акта)
| Запрос о толковании находящихся во взаимосвязи предписаний статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции РФ.
|
| Позиция субъекта обращения
| Согласно этим конституционным положениям одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд (статья 81, часть 3); Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) РФ - России, со дня вступления в силу действующей Конституции РФ осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран (пункт 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения").
Государственная Дума просит разъяснить, является ли срок осуществления полномочий Президента РФ, избранного до вступления в силу ныне действующей Конституции РФ и осуществлявшего установленные Конституцией РФ полномочия со дня ее вступления в силу, сроком, предусмотренным статьей 81 (часть 3) Конституции РФ, т.е. является ли срок осуществления полномочий Президента РФ, указанный в пункте 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции РФ, первым из двух сроков, предусмотренных ее статьей 81 (часть 3). Государственная Дума полагает, что на следующих выборах на должность Президента РФ может быть избрано лишь лицо, не занимавшее ранее эту должность.
|
| Позиция противоположной стороны
|
|
| Итоговый вывод Суда, содержащийся в резолютивной части решения
| КС РФ определил:
1. Производство по делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции РФ прекратить в связи с отсутствием неопределенности в их понимании, поскольку в соответствии с ними Президент РФ до выборов в июне - июле 1996 года осуществлял свои полномочия первый срок и был в 1996 году избран на второй срок подряд.
|
| Мотивы принятого Судом решения
| Конституция РФ не содержит специальной оговорки о том, что указанный в пункте 3 ее раздела второго "Заключительные и переходные положения" срок полномочий Президента РФ не включается в сроки, предусмотренные статьей 81 (часть 3) Конституции РФ.
Свободные выборы, согласно статье 3 (часть 3) Конституции РФ, являются высшим непосредственным выражением власти народа. В этой связи доводы о том, что предусмотренное статьей 81 (часть 3) Конституции РФ ограничение продолжительности полномочий одного и того же Президента двумя сроками подряд относится якобы только к случаю, когда оба срока полностью имели место в период действия нынешней Конституции РФ, и что указанный в пункте 3 ее раздела второго "Заключительные и переходные положения" срок не является первым сроком в смысле статьи 81 (часть 3), вступают в противоречие с выраженной на выборах волей народа.
КС РФ, проведя слушание дела и исследовав представленные документы, констатирует отсутствие неопределенности в понимании конституционных положений, наличие которой, согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ", служит необходимым основанием к рассмотрению дела и вынесению по нему итогового решения в форме постановления. Отсутствует неясность в понимании того, что в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством действующий Президент РФ занимает свою должность второй срок подряд. Два срока полномочий подряд, о чем идет речь в статье 81 (часть 3) Конституции РФ, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция РФ, включая пункт 3 ее раздела второго "Заключительные и переходные положения", не допускает. Имеющий переходный характер пункт 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции РФ в июне - июле 1996 года был исчерпан и в дальнейшем регулятором общественных отношений служить не может.
|
| Особое мнение (мнения) судей по решению (основное содержание)
|
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Т.Г. МОРЩАКОВОЙ
1. Обратившись в КС с запросом о толковании названных положений Конституции РФ, Государственная Дума исходила из того, что кандидатом на следующих выборах Президента РФ может быть выдвинуто лишь лицо, не занимавшее ранее этой должности.
Эта позиция обосновывалась тем, что согласно статье 81 (часть 3) Конституции РФ одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд
Между тем из характера переходного положения, содержащегося в п. 3 раздела второго Конституции, в том аспекте, как его просит истолковать Государственная Дума, следует, что данный пункт имеет специфическую правовую природу: при любом истолковании он мог бы быть применен в будущем только один раз - если бы встал вопрос о регистрации кандидатом в ходе следующей избирательной кампании действующего Президента РФ.
Однако принятие индивидуальных правовых актов относится к компетенции правоприменительных органов.В данном случае это относится к компетенции Центральной избирательной комиссии, решения которой могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ.
Рассмотрение КСпоставленного Государственной Думой вопроса до и вместо правоприменителей, которым надлежало бы разрешить указанную гипотетическую ситуацию, если бы она вообще возникла, является вмешательством в такой правоприменительный процесс и противоречит идее прямого действия Конституции РФ. Это не согласуется и с положением части 3 статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ", по смыслу которого КС во всех случаях должен воздерживаться от оценки обстоятельств, которые устанавливаются другими судами и иными органами.
В силу изложенного запрос Государственной Думы о толковании названных положений Конституции РФ не отвечает критериям допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ", и КС не должен был принимать его к рассмотрению.
2. В определении КС констатируется (п. 3 мотивировочной части), что на всех стадиях избирательного процесса в ходе президентских выборов 1996 года, а также после их завершения у их участников не возникали какие-либо разногласия и споры по поводу правовой оценки результатов выборов, включая их оценку как выборов Президента РФ на второй срок.
При таких условиях принятие КСк рассмотрению запроса Государственной Думы является изначально необоснованным.
В то же время возникновение в ходе избирательной кампании какого-либо конкретного спора по поводу вопросов, поставленных Государственной Думой в данном деле, при условии, что компетентные правоприменительные органы, а именно ЦИК и Верховный Суд РФ, не выработали бы в конкретном деле определенной позиции либо другие участники избирательного процесса возражали бы против нее, было бы достаточным основанием для толкования соответствующих конституционных предписаний Конституционным Судом.
В данном же определении, напротив, КС подтвердил отсутствие какой-либо неопределенности в вопросе о том, что Президент РФ, осуществляя до 1996 года предусмотренные действующей Конституцией полномочия, был избран на выборах в 1996 году на второй срок подряд.
Такая формулировка является выражением мнения КС по существу вопроса.
3.КС, рассмотрев запрос Государственной Думы в судебном заседании, прекратил производство по делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции РФ в связи с отсутствием неопределенности в их понимании.
Однако конституционно - правовая обоснованность такого однозначного утверждения именно в ходе судебного заседания была подвергнута не только сомнениям, но и серьезной научно - теоретической критике.
в настоящих условиях, когда реальная потребность толкования указанных положений, которая могла бы проявиться только в ходе избирательной кампании по проведению следующих президентских выборов, ничем не подтверждена, у КС не было достаточных оснований ни для внесения запроса Государственной Думы на рассмотрение в судебное заседание, ни для углубления оценки этих правовых вопросов в процедуре конституционного судопроизводства, ни тем более для их решения по существу в определении о прекращении производства по делу. КС не должен подобным образом вмешиваться в текущий политический процесс.
|
Date: 2015-08-24; view: 733; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|