Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чукотское дело





1. в данном Постановлении КС РФ рассматривается право совместного ведения вопросов РФ и ее субъектов, распределение полномочий между субъектами РФ.

2. Поводом к рассмотрению дела явились ходатайство народного депутата РФ С.С. Петрищева и ходатайство малого Совета Магаданского областного Совета народных депутатов с требованием признать Закон от 17 июня 1992 года N 3056-1 "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав РФ" полностью не соответствующим Конституции РФ..

3. Основание: соответствует ли названный Закон Конституции РФ по содержанию норм и порядку его принятия.

4. Вывод: Признать Закон РФ от 17 июня 1992 года "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав РФ" соответствующим Конституции РФ.

5. Мотивы принятого Судом решения:

 

a) Федеративный договор и соответствующие статьи Конституции РФ закрепили конституционно-правовой статус автономного округа в качестве субъекта РФ, независимо от его нахождения в крае или области. Таким образом, нахождение автономного округа в крае или области, равно как и выход, не влияет на его конституционно - правой статус..

b) Закон от 17 июня 1992 года "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав РФ" лишь подтвердил статус Чукотского автономного округа в качестве самостоятельного субъекта РФ.

c) разделение и объединение субъектов Федерации, в том числе автономных округов, могут быть осуществлены только на основе волеизъявления большинства избирателей, проживающих в них, с последующим утверждением Съездом народных депутатов РФ. Таким образом, понятия "вхождение" автономного округа в край или область либо "выход" его из края или области не совпадают с понятиями "разделение" и "объединение". Следовательно, указанное положение части третьей статьи 70 Конституции не распространяется на разрешение рассматриваемого конституционного спора. Т.Е. не наш случай!

d) нахождение автономного округа в крае или области не означает по действующему законодательству поглощения его территории, являющейся составной частью территории РФ.

e) Президиум Верховного Совета РФ своим Постановлением от 10 февраля 1992 г. N 2327-1 "О Чукотском автономном округе" поручил малым Советам Магаданского областного и Чукотского окружного Советов народных депутатов рассмотреть вопрос о поэтапном выходе округа из области. Приняв Закон "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав РФ", Верховный Совет определил необходимые переходные положения.

25) «Дело о республиканском суверенитете»: Постановление КС РФ от 07.06.00г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"

  Тема и правовые кате­гории Основы конституционного строя РФ.
  • суверенитет РФ;
  • суверенитет субъектов РФ;
  • понятие "республика (государство)";
  • государственные символы субъектов РФ (флаг, герб, гимн);
  • полнота государственной власти субъектов РФ;
  Субъект обращения в Суд Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай
  Основание Обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соот­ветствует ли Конституции РФ оспариваемые в запросе положения.
  Предмет рассмотрения Конституционность положений, содержащихся в статье 4, части второй статьи 10, части первой статьи 16, части первой статьи 59, пункте 9 статьи 118, статьях 123, 123.1, 126, 154 и 162 Конституции Республики Алтай, а также в подпункте "и" пункта 1 статьи 19 и пункте 1 статьи 24 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".
  Позиция субъекта об­ращения Содержащиеся в этих статьях положения о суверенитете Республики Алтай противоречат положениям Конституции РФ о распространении суверенитета РФ на всю ее территорию (статья 4, часть 1) и о равноправии субъектов РФ (статья 5, часть 1).
  Позиция противопо­ложной стороны Согласно Конституции Республики Алтай Республика Алтай во внутренней жизни основывается на суверенитете как естественном, необходимом и законном условии существования своей государственности, истории, культуры, традиций, призванных обеспечить мирную жизнь народов республики (статья 4); Республика Алтай имеет свои государственные символы: герб, флаг, гимн, выражающие суверенитет Республики Алтай, самобытность и традиции многонационального народа республики (статья 162).
  Итоговый вывод Суда, содержащийся в резо­лютивной части реше­ния 1. Признать содержащиеся в статьях 4 и 162 Конституции Республики Алтай положения о суверенитете Республики Алтай, взаимосвязанные с положениями части первой статьи 1, части первой статьи 6, части первой статьи 20, статей 77 и 114 Конституции Республики Алтай, не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 3 (часть 1), 4 (части 1 и 2), 5, 66 (части 1 и 5), 67 (часть 1) и 71 (пункт "б"). Этим не затрагивается принадлежность Республике Алтай всей полноты государственной власти, которой она - в силу статьи 73 Конституции РФ - обладает вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. 10. В соответствии с частью второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" все положения нормативных актов Республики Алтай, которые основаны на признанных настоящим Постановлением не соответствующими Конституции РФ положениях Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", а также положения всех других нормативных актов в РФ, воспроизводящие или содержащие такие же положения, какие настоящим Постановлением признаны не соответствующими Конституции РФ, не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами и подлежат отмене. 11. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. 12. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства РФ" и официальных изданиях органов государственной власти Республики Алтай. Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике КС РФ".  
  Мотивы принятого Судом решения 1. Суверенитет, предполагающий, по смыслу статей 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции РФ, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак РФ как государства, характеризующий ее конституционно - правовой статус. 2. Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета РФ. Суверенитет РФ исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ. 3. Конституция РФ связывает суверенитет РФ с волеизъявлением многонационального российского народа - носителя и единственного источника власти в РФ. 4. Субъекты РФ не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит РФ в целом. Республики как субъекты РФ не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе в своих конституциях они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства, - даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным. 5. Понятие "республика (государство)" (ч.2, ст.5) не означает - в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 года - признание государственного суверенитета этих субъектов РФ, а лишь отражает определенные особенности их конституционно - правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера 6. Отсутствие у субъектов РФ, в том числе у республик, суверенитета подтверждается и положениями статей 15 (часть 4) и 79 Конституции РФ, из которых вытекает, что только Российская Федерация вправе заключать международные договоры 7. В силу своего конституционного статуса (статьи 65 и 66 Конституции РФ) республика, как и другие субъекты РФ, вправе самостоятельно устанавливать свои символы. Флаг, герб и гимн наряду с наименованием республики призваны самоидентифицировать ее внутри РФ и по своему предназначению не могут служить иным целям. 8. Признанием содержащихся в Конституции Республики Алтай положений о суверенитете Республики Алтай не соответствующими Конституции РФ не затрагивается вся полнота государственной власти, которой Республика Алтай как субъект РФ - в силу статей 5 (часть 3), 73 и 76 (часть 4) Конституции РФ – обладает вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. 9. Вся полнота государственной власти республики как субъекта РФ в указанных пределах не означает, что такую власть она осуществляет в качестве суверенного государства (по смыслу ст. 73 К-и РФ во взаимосвязи с ее ст. 3, 4, 5, 11, 71, 72 и 76).
  Особое мнение  

 



26) ПКС от 14 июля 1997 г. N 12-П ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ СОДЕРЖАЩЕГОСЯ В ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 66 КОНСТИТУЦИИ РФ ПОЛОЖЕНИЯ О ВХОЖДЕНИИ АВТОНОМНОГО ОКРУГА В СОСТАВ КРАЯ, ОБЛАСТИ

Тема и правовые категории Тема – федеративное устройство РФ, органы государственной власти субъектов РФ. - положение о вхождении автономного округа в состав края, области, содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции РФ; - принцип равноправия субъектов РФ; - особенности в конституционно-правовом статусе отдельных субъектов РФ; - край, область, в состав которых входит автономный округ; - понятие территории в правовом смысле; - включение территории автономного округа в состав территории края, области; - включение населения автономного округа в состав населения края, области; - условия и порядок формирования органов государственной власти края, области; -формы регулирование отношений между краем, областью и автономным округом.  
Субъект обращения Поводом к рассмотрению дела явились запросы Тюменской областной Думы, Думы Ханты - Мансийского и Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономных округов.
Основание к рассмотрению дела Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании положения о вхождении автономного округа в состав края, области.
Позиция субъекта обращения Тюменская областная Дума считает, что вхождение автономного округа в состав края, области означает включение территории и населения автономного округа в состав территории и населения края, области, поэтому население АО должно участвовать в выборах законодательной и исполнительной власти края, области. Так же вхождение автономного округа в состав края, области предполагает частичное распространение на него юрисдикции органов государственной власти края, области, определяемой на основе взаимного согласия и федерального закона.
Позиция противоположной стороны Законодательные органы автономных округов полагают, что вхождение автономного округа в состав края, области является формой взаимодействия двух субъектов РФ, объединенных общими региональными интересами, и не изменяет конституционно - правовой статус автономного округа как равноправного субъекта РФ, имеющего свою территорию и свое население. Это не означает создание совмещенных органов власти.
Предмет рассмотрения Условия вхождения автономного округа в состав края, области.
Итоговый вывод Суда Вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно - правовое состояние, при котором автономный округ, будучи равноправным субъектом РФ, одновременно составляет часть другого субъекта РФ - края или области. Это состояние определяет особенности статуса как автономного округа, так и края, области, в состав которых он входит. Их взаимоотношения отличаются от их отношений с другими субъектами РФ: "вхождение" предопределяет обязанность органов государственной власти обоих равноправных субъектов РФ обеспечивать сохранение территориальной целостности и единства в интересах населения края, области. Вхождение автономного округа в состав края, области не изменяет их конституционно - правовой природы как субъектов РФ и не означает, что автономный округ утрачивает элементы своего статуса - территорию, население, систему государственных органов, устав, законодательство и т.п. Вхождение автономного округа в состав края, области означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа.
Мотивы принятого Судом решения Положения Конституции РФ о вхождении автономного округа в состав края, области носит констатирующий характер. Употребление термина "входящий" означает признание Конституцией РФ существовавшего до ее вступления в силу положения, согласно которому автономные округа, не оформившие изменение своего статуса, по-прежнему входят в состав соответствующего края или области. До 1990 года конституционное положение о вхождении автономного округа в состав края или области носило императивный характер. Позднее конституционная норма стала носить диспозитивный характер. Это означало возможность для автономного округа входить или выходить из состава края или области. Наряду с преемственностью Конституция РФ предусматривает ряд существенных изменений в регулировании федеративных отношений. Она провозглашает в качестве одной из основ конституционного строя равноправие всех субъектов РФ, в том числе края, области и автономного округа. Принцип равноправия субъектов РФ не исключает вхождения автономного округа в состав края, области. Толкование рассматриваемого положения исходит из признания юридического и фактического вхождения автономного округа в соответствующие край или область как особенности их статуса наряду с построением их взаимоотношений на основе провозглашенного Конституцией РФ равноправия субъектов РФ, при этом должны учитываться и другие составляющие основы конституционного строя. Они не допускают каких-либо произвольных изменений в статусе субъектов РФ. Вхождение одного субъекта РФ в состав другого является реальным лишь в том случае, если происходит включение его территории и населения в состав территории и населения другого субъекта. Именно включение территории и населения автономного округа в состав края, области отличает их взаимоотношения от отношений с другими субъектами РФ. Включение территории автономного округа в состав территории края, области не означает, что автономный округ утрачивает свою территорию и она поглощается краем, областью. На одной и той же территории функционируют федеральная власть, власть субъектов РФ, власть местного самоуправления нескольких уровней, что, соответственно, обусловливает разграничение их полномочий. Вхождение автономного округа в край, область означает также признание населения округа составной частью населения края, области. В связи с этим население автономного округа вправе наравне с населением других районов края, области участвовать в выборах органов законодательной и исполнительной власти края, области. При этом на основе Конституции РФ и в рамках действующего законодательства автономный округ, край, область могут конкретизировать с помощью договора условия и порядок формирования органов государственной власти.. Край, область вправе формировать свои представительные и исполнительные органы государственной власти путем их избрания всем населением края, области, включая население автономных округов, что создает правовые предпосылки для перераспределения полномочий по согласованию между органами власти края, области и автономного округа. Тем самым исключается создание параллельной власти. Вхождение автономного округа в состав края, области не препятствует его участию в законодательном и договором процессах в отношениях, как с Российской Федерацией, так и с другими ее субъектами. Более того, вхождение автономного округа в край, область порождает обязанность обеих сторон строить свои отношения с учетом интересов друг друга, не предпринимать односторонних действий, если они затрагивают общие интересы края, области и автономного округа, нарушают принцип равноправия, не основаны на федеральном законе и не вытекают из договора. Автономный округ, входящий в состав края, области, не является административно - территориальной единицей и остается равноправным субъектом РФ.  

 


27) ПКС от 21 июня 1996 г. N 15-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ

ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 20 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН" В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Тема и правовые категории Тема – правовой статус личности, федеративное устройство РФ, избирательное право. - право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти; - максимальное количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты; - инициатива выдвижения кандидата в депутаты; - равенство прав и свобод человека и гражданина независимо, в том числе, и от места жительства; - отмена, умаление и ограничение прав и свобод человека и гражданина; - опережающее правовое регулирование субъектов РФ по предметам совместного ведения.
Субъект обращения Поводом к рассмотрению дела явился запрос Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан.
Основание к рассмотрению дела Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ, оспариваемые заявителем нормы.  
Позиция субъекта обращения Установленные Законом Республики Башкортостан «О выборах депутатов Государственного Собрания республики Башкортостан», условия для регистрации кандидата в депутаты противоречат Федеральному закону и ущемляют избирательные права граждан, предусмотренные Конституцией.
Позиция противоположной стороны Эти нормы соответствуют ФЗ и Конституции РФ.
Предмет рассмотрения Избирательные права граждан и условия регистрации кандидата в депутаты.
Итоговый вывод Суда Суд постановил признать не соответствующими Конституции РФ положения Закона республики Башкортостан по которому для регистрации в избирательном округе кандидата в депутаты требуется собрать в его поддержку подписи не менее 5 процентов от общего числа избирателей округа; для регистрации в избирательном округе кандидата в депутаты в окружную избирательную комиссию представляются протокол (выписка из протокола) общего собрания избирателей и заверенный список не менее 100 человек, проголосовавших за выдвижение кандидата в депутаты, с указанием фамилии, имени, отчества, адреса, номера и серии паспорта или иного заменяющего его удостоверения личности.  
Мотивы принятого Судом решения Право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти принадлежит к основным правам и свободам и в качестве такового признается и гарантируется в РФ. Регулирование прав и свобод человека и гражданина Конституцией РФ отнесено к ведению РФ, а их защита - к совместному ведению РФ и ее субъектов. Правовой акт субъекта РФ, регулирующий вопросы осуществления избирательных прав граждан, не должен противоречить Федеральному закону и Конституции. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" определяет, что количество подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты и порядок их сбора устанавливаются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Федеральный законодатель предусматривает общее правило, по которому максимальное число подписей не должно превышать 2 процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа. Следовательно, положение Закона республики Башкортостан, требующее подписи не менее 5 процентов избирателей, противоречит Федеральному закону. Федеральный закон так же устанавливает, что кандидаты регистрируются избирательной комиссией по представлению избирательных объединений или избирателей, при наличии согласия кандидата баллотироваться. Закон Республики Башкортостан помимо этого требует для регистрации кандидата в депутаты обязательного представления в окружную избирательную комиссию группой избирателей протокола общего собрания избирателей по месту жительства, работы или учебы и заверенного в установленном порядке списка не менее 100 человек, проголосовавших за выдвижение кандидата в депутаты, с указанием фамилии, имени, отчества, адреса, номера и серии паспорта или иного заменяющего его удостоверения личности. Таким образом, Закон устанавливает иные, дополнительные требования, которые ограничивают избирательные права граждан. Эти требования не согласуются с положениями Конституции. Данный закон был принят до принятия соответствующего федерального закона. Отсутствие федерального закона не препятствовало Республике Башкортостан урегулировать порядок выборов депутатов Государственного Собрания собственным законом, что вытекает из природы совместной компетенции РФ и ее субъектов. Однако, после принятия федерального закона Закон республики Башкортостан должен быть приведен с ним в соответствие, чего не было сделано.

 







Date: 2015-08-24; view: 1639; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию