Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сикачи-Алян, петроглифы Сикачи-АлянаИздали виден скалистый красного цвета утёс Гася, сложенный базальтами вулканического происхождения. Именно здесь, на амурском берегу, находятся валуны, на которых древними художниками выбиты разнообразные рисунки — петроглифы. В основном это антропоморфные личины. Этот сакральный комплекс именуется «петроглифы Сикачи-Аляна», по названию нанайского села Сикачи-Алян, расположенного рядом. Петроглифы Сикачи-Аляна, имеющие уникальное географическое положение, в древности были частью единого мировоззренческого пространства, связывающего континентальную Азию и Тихоокеанское побережье. Уже в неолите здесь сформировалась своеобразная и яркая культура рыболовов и охотников. Созданные на базальтовых валунах наскальные изображения широко стали известны в 1895 году после публикации в газете «Приамурские ведомости» заметки П. И. Ветлицина. В 1899 году американский востоковед Бертольд Лауфер в Нью-Йорке опубликовал первую научную статью об амурской галерее каменного века. С того времени памятник приобрёл мировую известность. В 1958 году, а затем в 1963 и 1969 академиком А. П. Окладниковым были сделаны зарисовки значительной части камней. Рисунки датируются XII тыс. до н. э. – I тыс. н.э. Легенда о трёх солнцах В начале XIX века этнографом И. А. Лопатиным был записан такой нанайский миф: «Вначале на земле жило двое людей: Брат Ходай и сестра Мяменди. Откуда они появились – неизвестно. Однажды сестра Мяменди укусила палец. Побежала кровь. Но только капля крови упала на землю, из неё сейчас же образовалось три человека: один мужчина и две женщины. У женщины стали рождаться дети, и таким образом произошли все люди, которые до сих пор живут на земле. Но солнц было не одно, а три. Было слишком светло и жарко. Камни были мягкими, «все равно глина», и тогда-то пальцем выдавливали на них рисунки. Говорит сестра Мяменди брату Ходаю: «Что ты не возмёшь лук и не прострелишь лишние солнца; разве не видишь, людям трудно жить?» Послушался Ходай своей сестры Мяменди, взял лук и выстрелил в одно солнце. Попала стрела в солнце, и оно потухло. Выстрелил Ходай в другое, и оно потухло. На земле стало холодно, и камни отвердели. После этого людям стало жить легче, и они стали плодитья ещё больше. Наконец, их стало так много, что жить стало тесно. «Что же ты старик не откроешь дверь на тот свет?» – сказала сестра Мяменди. Пошел старый Ходай искать дверь на тот свет. Долго ходил и наконец нашёл и отпер…». Выше утеса Гася, в устье Малышевской протоки, расположен культовый памятник Дёлома мама – Каменная старуха. Окаменевшая старуха шаманка, семь (девять) её спутниц – девушек, котёл, гроб – всё это отождествлялось нанайцами со скальными выступами и камнями в основании живописной террасы. Главный женский образ этой скальной композиции ассоциировался, видимо, с хранительницей рода, хозяйкой нижнего мира.
|