Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция интеграционных процессов на постсоветском пространстве: взгляд в будущее 1 page





АРМЕН ОГАНЕСЯН

Главный редактор журнала "Международная жизнь"

Уважаемые коллеги, сегодня мы собрались здесь, в Ялте, в пятый раз на ежегодной конференции, которую проводит журнал "Международная жизнь" при поддержке Министерства иностранных дел России. На наших встречах мы обсуждаем понятие "евразийство" и как концепцию, и как воплощение идеи в практическом плане. Каждый год наша дискуссия привносит нечто новое в понимание и оценку интеграционных процессов на постсоветском пространстве, имея в виду широкий спектр направлений в политике, экономике, гуманитарных связях. Каждый год и численно, и географически обновляется, увеличивается состав наших участников. Каждый год мы прощаемся, чтобы опять осенью следующего года встретиться здесь, на крымской земле.

стр. 72

Но, конечно же, эта конференция для нас - особенная, поскольку проходит в совершенно новых геополитических условиях. Мы опять собрались в Ялте, в Крыму, но уже на русской земле.

Надеюсь на активную и плодотворную дискуссию. И на новые открытия для каждого из нас.

Давайте начнем работу. Хотел бы предоставить слово Дмитрию Алексеевичу Полянскому.

ДМИТРИЙ ПОЛЯНСКИЙ

Заместитель директора Первого департамента стран СНГ МИД РФ

Честно говоря, я многого жду от сегодняшней конференции; она проходит в пятый раз, но в совершенно новых условиях. Мы находимся сейчас на таком этапе евразийской интеграции, которым можно гордиться. С первого января начинается работа Евразийского экономического союза. Однако всем понятен существующий тяжелый геополитический подтекст. Думается, что исходя из этого данная конференция могла бы стать отправной точкой для дальнейших дискуссий уже в новых условиях, достаточно сложных, которые останутся таковыми в течение ближайших нескольких лет. Рассчитываем на интеллектуальную подпитку экспертного сообщества, ожидаем ярких, смелых мыслей, предложений, из которых рождаются, как правило, весомые, проработанные внутри государства инициативы. Желаю всем успешной работы и с большим интересом жду выступлений.

стр. 73

СЕРГЕЙ БАЗДНИКИН

заместитель директора Департамента внешнеполитического планирования МИД РФ

Уважаемые коллеги, прежде всего еще раз искренне рад приветствовать всех участников нашей международной конференции с достаточно длинным, но, как мне кажется, точно отражающим повестку дня названием. В МИД России поддерживают предпринимаемые редакцией журнала "Международная жизнь" усилия по организации экспертного диалога по широкому кругу вопросов. Мы рассматриваем их как важную часть необходимого политологического дискурса по ключевым моментам международной повестки дня. Исходим из того, что тесное взаимодействие российского внешнеполитического ведомства с гражданским обществом, научными, экспертными кругами - залог успеха в достижении поставленных перед нами руководством страны масштабных целей по обеспечению благоприятных внешнеполитических условий для динамичного развития страны, модернизации ее экономики, повышения качества и уровня жизни наших граждан.

Тема конференции весьма актуальна, и неслучайно ей уделяется большое внимание и вами, и вашими коллегами. Когда вчера летел на конференцию, пролистав газеты, обнаружил несколько публикаций, которые в той или иной мере затрагивают тему евразийской интеграции, не говоря уже про вопросы Крыма, это отдельная часть. И хотел бы подчеркнуть, что уважаемый всеми нами Федор Лукьянов опубликовал в "Российской газете" статью "Евразия как пространство развития", что свидетельствует о том интересе, который проявляют к этой теме политологи.

Мы рассчитываем здесь на открытый, взаимоуважительный, действительно экспертный диалог, который позволил бы "нащупать" возможные векторы развития интеграционных процессов на евразийском

стр. 74

пространстве, определить перспективы и пути их сопряжения с интеграцией в рамках Евросоюза.

Как неоднократно отмечало руководство страны, Евразийский экономический союз - это открытый, развивающийся и, по нашему мнению, очень перспективный с точки зрения интересов бизнеса проект. Не буду много говорить о нем, отмечу лишь, что значение евразийской интеграции в жизни государств-участников и потенциальных участников объективно возрастает. Возрастает для решения задач модернизации экономики наших стран, повышения их конкурентоспособности, а самое главное - повышения благосостояния людей.

Крым - это вообще особая тема. Вячеслав Леонидович, думаю, будет иметь возможность более детально выступить по этому вопросу, но тем не менее скажу, что сочетание этих двух направлений дискуссии, как мне кажется, может уже сегодня привести к интересным результатам, которые, конечно же, будут востребованы в нашей практической работе. Еще раз всем нам успешной и плодотворной работы, с интересом ожидаем ваших выступлений и, конечно, дискуссий.

Разрешите поприветствовать участников ялтинской встречи, которую мы совместно с редакцией журнала "Международная жизнь" не первый раз проводим здесь, в Ялте.

Прежде всего хотел бы сказать несколько слов о нашем представительстве, которое формируется на базе Генерального консульства Российской Федерации в Симферополе. Всего несколько месяцев мы работаем

стр. 75

в новом качестве и сейчас осмысливаем те события, которые произошли в последнее время. Трудно, конечно, было предполагать год назад, когда в этом зале мы обсуждали отношения между Украиной и Россией в преддверии подписания Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, какими бы смелыми и решительными не были прогнозы участников той встречи, что через полгода Крым будет российским, а Украина превратится в националистическое государство, которое будет вести полномасштабную войну с применением тяжелых видов вооружения, танков и артиллерии, войну против своих граждан на Юго-Востоке.

Представительство Министерства иностранных дел решает задачи, которые ставит жизнь. Во внешнеполитическом плане мы пытаемся минимизировать последствия той информационной и политической блокады, в которой оказался Крым. Во внутриполитическом плане стараемся делать все для того, чтобы ни один крымчанин не пожалел о тех событиях, которые произошли, и чтобы ничего в его жизни не изменилось в худшую сторону.

Что касается первой задачи, то много зарубежных делегаций посещает наш полуостров и каждый, кто говорит о необходимости устранить санкционную политику, объявляется на Западе пророссийским. К примеру, не успела делегация итальянской парламентской партии "Лига Севера" доехать до Крыма, встретиться здесь с его руководством, как ее тут же заклеймили пророссийской политической силой, агентами ФСБ и т. д. Забавно, но, видите, ничего в этой жизни не меняется, рефлексы и инстинкты Запада остаются прежними. Но мы работаем и полагаем, что многочисленные европейские делегации, которые посещают Крым, не позволят говорить о том, что Крым находится в политической блокаде и что нет людей, которые поддерживали бы нас, в том числе в Европе.

Что касается внутриполитических задач, то с ними приходится справляться в очень сложной обстановке. Все проблемы, которые имеются в Крыму в области электроэнергетики, водоснабжения и поставки продуктов питания, решаются и в ближайшее время будут решены, потому что они носят переходный, временный характер.

Следует отметить, что Крым - это в уменьшенном виде модель России. Здесь проживают представители более 120 народностей. Это единственная республика в составе Российской Федерации, где нет титульной нации. На территории Крыма признаны три языка в качестве государственных. На всех языках ведется делопроизводство, обучение и т. д.

Данные проблемы требуют внимания практически всех государственных институтов власти на всех уровнях - от республиканского до муниципального. Рассчитываем, что в течение зимы-весны

стр. 76

все первоочередные проблемы решатся и Крым будет рассматриваться как модель дальнейшего строительства общегражданского российского общества, как публичный институт демократии ХХI века. От всех нас зависит, чтобы эта модель стала образцовой. Сегодня в эпоху Интернета за каждым шагом властей следят в режиме онлайн. Поэтому команда, которая сформировалась после выборов 14 сентября 2014 года, - сплоченная, молодая, нацеленная на успех, на результат. Реальная поддержка Москвы, поддержка президента, воодушевляет и руководителей, и жителей нашего полуострова, и есть все основания полагать, что со всеми проблемами мы справимся.

Надеемся, что совместно в ходе этой конференции удастся выработать такие рекомендации, которые, безусловно, будут помогать и подпитывать нашу практическую ежедневную работу. Спасибо.

ДМИТРИЙ ПОЛЯНСКИЙ

заместитель директора Первого департамента стран СНГ МИД РФ

Евразийская интеграция сегодня

Полагаю, что столь уважаемой и прекрасно экспертно-подготовленной аудитории нет смысла вновь обращать внимание на какие-то базовые стороны евразийской интеграции. Тем не менее хотел бы остановиться на основных, наиболее важных моментах и сюжетах, которыми отличается евразийская интеграция сегодня. У всех, наверное, в памяти подписание нашими лидерами Договора о Евразийском экономическом союзе в Астане 29 мая. В Минске на очередном заседании Высшего евразийского экономического совета было констатировано, что три государства

стр. 77

завершили процесс ратификации этого договора и что данный договор вступает в силу с 1 января 2015 года. Вот две ключевые, реперные точки 2014 года, которые, вне всякого сомнения, войдут во все учебники истории. За последние 20 с лишнем лет нам, наверное, мало чем можно похвастаться в вопросах евразийской интеграции, но важно то, что мы сумели после катастрофического распада Советского Союза, когда все делалось без оглядки на какие-то общечеловеческие нормы и даже здравый смысл, сохранить формат для сотрудничества наших народов, диалога и для того, чтобы нам оценить, насколько мы готовы и на какой основе двигаться дальше.

Прежде всего имею в виду Содружество независимых государств. К данной организации можно относиться по-разному. Одни называли ее формой цивилизованного развода, другие, наоборот, - платформой для сотрудничества. Я отношу себя к сторонникам второй точки зрения. На мой взгляд, СНГ сыграло и продолжает играть очень существенную роль в нашем взаимодействии. Без него Евразийского экономического союза не было бы. Тем не менее СНГ - это действительно площадка, платформа для диалога, обмена мнениями. Для нас очень ценна эта площадка в вопросах гуманитарного сотрудничества. У данной организации фактически нет никаких конкурентов.

Но по мере развития интеграции, естественно, возникло стремление, желание государств использовать в должной мере те преимущества, которые дает более тесная интеграция, тем более перед глазами у всех достаточно успешный пример наших соседей в Европе - Европейский союз. Хотя сегодня эта концепция несколько изменилась, восприятие Европейского союза стало более критическим. Но тем не менее европейцы сделали очень существенные шаги и достигли, наверное, беспрецедентных интеграционных результатов в сегодняшнем мире.

Ряд государств, расположенных на постсоветском пространстве, тоже решили пойти по этому пути, и в 2000 году образовалось Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Данная организация сыграла очень важную роль - именно в ее основных документах была поставлена задача построения Таможенного союза и Единого экономического пространства. Задача, с которой мы успешно справились в 2011 году.

Россия, Белоруссия и Казахстан, развивая интеграцию, принялись энергично реализовывать идею, выдвинутую Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым 20 лет назад, - построение Евразийского экономического союза. Не очень простой был этот путь. Киргизия и Таджикистан, два других члена ЕврАзЭС, несколько отставали, но в конечном счете в Бишкеке тоже поняли, что необходимо присоединиться к этой ведущей "тройке".

стр. 78

Киргизия сейчас является страной-кандидатом на присоединение к Евразийскому экономическому союзу. Параллельно с этим мы договорились об упразднении Евразийского экономического сообщества как организации, которая свою роль выполнила и мы в ней более не нуждаемся. Евразийский союз не является правопреемником ЕврАзЭС, но тем не менее основные евразэсовские наработки, соглашения будут продолжать действовать уже в новой форме, необходимой для дальнейшей интеграции.

Каковы особенности Евразийского экономического союза? Я бы назвал его самую главную особенность - равноправие. Это, в общем-то, консенсус при принятии решений. Есть наднациональный орган. В свое время им была Комиссия Таможенного союза, которая в рамках своей компетенции принимала обязательные для государств решения. Затем была создана Евразийская экономическая комиссия и подписано соглашение о Едином экономическом пространстве. За последние полтора-два года компетенция комиссии возросла. Это уже огромная структура, которая состоит из девяти членов коллегии, международных чиновников, работающих над своими темами. Штатное расписание включает более 1 тыс. сотрудников в 23 департаментах. Это действительно большая, солидная структура, которая профессионально помогает двигать вперед наше интеграционное сообщество. До этого ни одна инициатива, ни одно интеграционное начинание не могли похвастаться именно наднациональным компонентом.

В коллегии комиссии ряд решений принимается квалифицированным большинством. Однако существует возможность, в случае если такое решение не отвечает интересам государства, добиться его пересмотра или обсуждения вновь на какой-то иной основе. Это тоже принципиальный момент. Ни Белоруссия, ни Казахстан, ни Россия не могут в одиночку продвигать решения, и роль, вес государств не имеют особого значения. Ни одна страна - член Евразийского союза ничего не сможет сделать в рамках интеграционного строительства, если не убедит в своей правоте партнеров. Это базовая, отправная точка, от которой мы отталкиваемся в нашей работе, совершенно новый для нас опыт. Скажу честно, он очень нелегко пускает корни, но тем не менее к нему уже начинают привыкать и наши чиновники, и наш государственный аппарат.

Весьма скоро к нам присоединится Армения. Договор о ее присоединении был подписан не так давно в Минске вместе с объявлением о завершении процесса ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе.

Очень серьезный был опыт подготовки Договора о Евразийском экономическом союзе. Участвовали многие ведомства, Министерство

стр. 79

иностранных дел также здесь сыграло заметную роль. Многочисленные раунды переговоров, поиски компромиссов привели к тому, что нам удалось разработать этот весьма объемный документ. Может быть, с чьей-то точки зрения, он не идеален, но тем не менее он отражает готовность идти навстречу друг другу, которая сейчас у нас есть. Именно в рамках этой работы мы научились лучше понимать и уважать интересы друг друга, интересы партнеров, что не менее важно. Равноправие и то, что Союз является союзом суверенных государств, подчеркивалось неоднократно.

То, что повестка дня нашей работы ограничивается, пока во всяком случае, экономическими направлениями, существенно отличает наше объединение, скажем, от Советского Союза. До сих пор имеются желающие поставить знак равенства между этими проектами: дескать, ЕАЭС - это начало Советского Союза. Но думаю, что те, кто разбирается в процессе и может оценить то, что мы делаем, не согласятся с такими утверждениями. Наоборот, повторюсь, мы скорее склоняемся к модели европейской интеграции, хотя, надо признать, она не является идеалом, поскольку, особенно в последнее время, ЕС столкнулся с рядом очень серьезных проблем, которые не совсем понятно, как будут преодолены.

Одной из таких проблем было расширение ЕС в 2004 году, когда ряд новых государств, в первую очередь из политических соображений, были включены в состав Европейского союза. На мой взгляд, до сих пор эта организация не может отойти от шока. Союз изменился - появилась политическая составляющая, которая стала доминировать над экономической. К тому же кризис усугубил незрелый проект единой валюты, который был реализован. В итоге европейские проблемы негативно влияют на международную экономику. Мы хотели бы избежать этих проблем, поэтому единая валюта у нас на повестке дня не значится. Экономика, безусловно, - приоритет.

Нам не нужно искать альтернативу устраивающей всех схеме работы на русском языке, известно, что в ЕС достаточно проблем возникает из-за необходимости перевода документов на различные языки. В соответствии с договором, на национальные языки переводятся базовые соглашения, подлежащие ратификации, но это совсем не та степень переводов, которая обеспечивается в Евросоюзе.

Мы работаем не только над созданием новых связей, но и над восстановлением старых, в первую очередь производственных цепочек, которые существовали во времена СССР. И в этом тоже отличие евразийской интеграции от европейской.

Наше объединение интересует очень многих. Некоторые относятся к нему с недоверием, подозрительностью и стремлением помешать

стр. 80

нашему движению вперед. Это чувствуется в основном со стороны ряда западных государств. Известна эмоциональная реакция Хиллари Клинтон на проект создания Евразийского союза. Можно ожидать, что и дальше наш проект будет сталкиваться с недоброжелательным отношением, с нашей точки зрения, абсолютно безосновательным. Думается, что негативная позиция со стороны европейцев будет преодолена, когда придет осознание того, что на нашем общем континенте появился перспективный и интересный партнер.

Вместе с тем активно развиваются связи с нашими восточными партнерами. Запущены переговоры о создании зоны свободной торговли между странами Таможенного союза, сейчас уже Евразийского союза, и Вьетнамом. Есть интерес со стороны других государств, однако наши экспертные возможности не безграничны, иначе можно было бы начинать переговоры приблизительно с 40 государствами и объединениями, которые желают установить зону свободной торговли с нашим объединением.

Есть еще два проекта, которые ранее начала Россия, - с Европейской ассоциацией свободной торговли и Новой Зеландией. Они по политическим причинам сейчас находятся в подвешенном состоянии, но это не значит, что они не материализуются в форме соглашений, потому что эти соглашения, особенно с новозеландцами, находятся в очень высокой степени готовности. И, естественно, есть интерес со стороны наших соседей, в первую очередь по СНГ, которые действительно после подписания договора стали активно интересоваться, что им дает евразийская интеграция: какие плюсы, минусы от участия в нашем объединении.

В завершение хотел бы поставить несколько вопросов, на которые экспертное сообщество могло бы попытаться ответить уже сейчас. В первую очередь, конечно, всех интересуют перспективы взаимодействия на большом евразийском континенте, то есть возможности сотрудничества Евразийского и Европейского союзов. Это действительно очень большая проблема. Она, с одной стороны, зависит от субъективного желания или нежелания европейских политиков признать Евразийский союз как свершившийся факт и рассматривать перспективные и позитивные моменты от развития сотрудничества с ним, но, с другой стороны, она еще и упирается в необходимость более тщательной экспертной проработки большого пространства сотрудничества от Лиссабона до Владивостока.

Также очень интересно было бы ваше мнение по поводу перспектив трансатлантического партнерства ЕС - США и роли этого процесса для выстраивания отношений между Евразийским и Европейским союзами.

И поскольку у нас в первую очередь экономическое объединение, будущая система ВТО, ее трансформация, ее сильные и слабые стороны

стр. 81

в условиях регионализации торговых переговоров, также является тем фактором, который мы должны анализировать в своей работе.

Это основные моменты, которые мне хотелось бы прояснить. Если в ваших выступлениях они будут отражены, было бы очень здорово. Желаю вам успешной работы и с удовольствием подключусь к дискуссии, которая будет, надеюсь, очень интересной, оживленной, уже по конкретным аспектам евразийско-экономической интеграции.

ВЛАДИМИР ЖАРИХИН

заместитель директора Института стран СНГ

Политические проблемы экономической интеграции на постсоветском пространстве

Экономическая интеграция на постсоветском пространстве перешла из стадии благих пожеланий и незаконченных проектов в стадию формирования реальных интеграционных экономических объединений. Этому способствуют как формирование рационально ориентированных национальных элит, так и общая ситуация в мире, которая не оставляет других разумных выходов, кроме интенсификации процессов экономической интеграции.

Хваленая всемирная глобализация неожиданно пошла по пути формирования достаточно замкнутых экономических кластеров, таких как Европейский союз, НАФТА, МЕРКОСУР. Тем странам, которые не вошли в такого рода объединения, остается только со временем превратиться в источники природных ресурсов и дешевой рабочей силы.

Страны СНГ не имеют реальных перспектив для вхождения в эти экономические объединения. Та модель ассоциации, которую предлагает

стр. 82

ЕС европейским странам СНГ, на самом деле предполагает откровенное использование рынка этих стран без взятия на себя каких-либо встречных обязательств. Поэтому формирование собственного интеграционного объединения для наиболее экономически развитых постсоветских стран, таких как Россия, Казахстан и Белоруссия, стало для них жизненно необходимым решением.

Ясное понимание всеми лидерами стран безальтернативности этого интеграционного процесса позволило эффективно разрешить достаточно серьезные экономические противоречия на этапе формирования Таможенного союза и перейти к созданию Евразийского союза с более высокой степенью экономической интеграции между странами. Эффективная деятельность объединения привлекла и другие страны СНГ, такие как Армения, Киргизия, которые выразили стремление присоединиться к проекту.

Но уже в самом начале процесса формирования Евразийского союза возникли определенные сложности и непонимание между участниками проекта. Речь идет о необходимости в дальнейшем при достижении уже достаточно высоких уровней экономической интеграции начать процесс политической интеграции между странами.

Весь опыт формирования объединений с высоким уровнем экономической интеграции говорит о том, что сугубо экономическая интеграция имеет свои достаточно скромные пределы и объединительные процессы без введения элементов политической интеграции останавливаются, а то и поворачивают вспять.

Ярким примером таких процессов является судьба Союзного государства России и Белоруссии. После того как были отброшены ранее предусмотренные в Союзном договоре такие элементы политической интеграции, как избрание союзного парламента и формирование высшего суда Союзного государства, экономические интеграционные процессы резко замедлились, а идея введения единой валюты провалилась.

В то же время даже самые осторожные высказывания спикера Госдумы С. Нарышкина о необходимости в отдаленном будущем перейти в Евразийском союзе к элементам политической интеграции вызвали очень резкую, можно сказать, неадекватную реакцию и в Казахстане, и Белоруссии.

Лидеров Казахстана и Белоруссии в чем-то можно понять. Они опасаются, что введение элементов политической интеграции приведет к унификации политических моделей этих стран с российской, которая отличается значительно большей демократичностью.

Кроме того, в условиях все возрастающего противостояния России и западного сообщества вокруг Украины лидеры Казахстана и Белоруссии стремятся сохранить многополярность своей политики, а если говорить

стр. 83

откровенно - хотят дистанцироваться от позиции России в наиболее острых проблемах взаимоотношений по линии Восток - Запад.

Такая позиция наших партнеров в существенной степени загоняет в тупик будущее развитие Евразийского союза, заставляет многих представителей российской общественности сомневаться в искренности их намерений создать реальные партнерские и союзнические отношения с Россией.

АНДРЕЙ ФУРСОВ

директор Института системно-стратегического анализа

Сердцевинные земли Евразии: исторические основания пространственного единства

После разрушения СССР на постсоветском пространстве в течение, как минимум, десятилетия доминировали дезинтеграционные процессы. Ситуация изменилась в XXI веке: на разных уровнях развернулись процессы интеграции, промежуточным итогом которых стало образование Евразийского союза. Как и следовало ожидать, этот процесс и этот результат вызвали нервозно-негативную реакцию со стороны определенной части североатлантических правящих элит, прежде всего англо-американских. Их идеологи заговорили о стремлении России к восстановлению СССР, к возрождению империи. При этом одним из главных аргументов был тот, что подобная интеграция носит якобы искусственный характер, у нее якобы нет исторических оснований, а только имперская воля самодержцев и большевиков. Посмотрим, так ли это, взглянув на текущую реальность сквозь призму долгосрочной истории.

Тенденция к интеграции значительной части Евразии прослеживается как минимум, с XIII-XII веков до н.э., с первого переселения народов,

стр. 84

то есть с появления в Северном Причерноморье индоевропейцев на их колесницах. Это переселение, дальним источником которого была Центральная Азия, не только стало причиной кризиса XII века, но и положило начало 800-летним Большим циклам Евразии, или Маятнику Старого Света. Каждый цикл, начинавшийся с перемещения огромных людских масс с востока на запад или с запада на восток, приводил ко все большей интеграции Евразии, точнее, ее Сердцевинных земель (в англосаксонской геополитической традиции - хартленд, Heartland) и их противостоянию с Прибрежным поясом (Rimland) - 200-километровой лентой, протянувшейся от побережья Желтого моря до побережья Балтийского.

Сердцевинные земли (Центральная, или, в другой традиции, Северная - но не крайне северная - Евразия) - это неправильный с извилистыми очертаниями эллипс; его северная граница проходит примерно по 60о СШ, "ныряя" от Урала на юго-запад в сторону Москвы и на юго-восток по Хингану до Цинхай Нур; южная идет примерно по 35о СШ (широта Кабула) от Цинхай Нур до Каспия, а затем вверх на северо-запад, к Москве. И хотя западной границей Центральной Евразии (ЦЕ) можно считать линию январской изотермы - 6о, крайняя западная точка этого "пространного массива" - Москва (а крайняя восточная - Улан-Батор/Каракорум).

С конца I тысячелетия до н.э. (второй цикл) Евразию прочно связали три "коридора". Самый северный, левантийский: Эгейское море - Черное море - "хазарские пути" - Средняя Азия (Шелковый путь); средний: Сирия - Месопотамия - Персидский залив. Отсюда можно было плыть по морю до Китая, а можно было по "багдадской ветке" Шелкового пути через Хамадан, Нишапур, Мерв попасть в Центральную Азию - Бухару, Фергану, Кашгар - и двигаться в Китай посуху. Наконец, южный коридор: Нил - Красное море.

Тот, кто владел "коридором" или тем более "коридорами", контролировал поток товаров и людей и почти автоматически получал власть над макрорегионом. И наоборот, любой претендент на власть прежде всего стремился захватить контроль над "коридорами".

Таким образом, относительно небольшая территория ("квадрат", углы которого образовали Южное побережье Черного моря и северные побережья Персидского залива и Каспийского и Красного морей) оказывалась золотой в прямом смысле слова, "золотым квадратом", а иногда - "золотым ромбом". И не случайно эта зона "коридоров" была постоянным местом и возникновения систем имперского типа, и борьбы между ними. Причем борьба шла за то, чтобы захватить все три "коридора", стать властелином "коридоров" или, по крайней мере, среднего и южного. Осью "войны миров" на стыке Европы и Азии, у "горла Азии", была

стр. 85

борьба за "коридоры". И если мы взглянем на XIX-XXI века, то увидим, что даже в капиталистическую эпоху - от египетского похода Наполеона и восточного вопроса с Крымской войной до Суэцкого кризиса, войны в Заливе и американской агрессии против Ирака - очень важная ось мировой политики проходит там, где ее увидели персы два с половиной тысячелетия назад. Ясно, однако, что контроль над "коридорами", "квадратами" и "ромбами" зависел от контроля над Центральной Евразией, а это, в свою очередь, - от степени ее интегрированности.

Особое место в этом плане занимает четвертый цикл (XIII - конец ХХ в.), начавшийся созданием Великой монгольской империи и завершившийся разрушением СССР. В середине этого цикла ("длинный XVI век" - 1453 - 1648 гг.)в Евразии не только повсеместно возникли крупные империи, но появились два принципиально новых исторических субъекта: самодержавие - уникальная форма организации властесобственности - в России, в хартленде, и связка "капитал - государство (state)", конституирующая капитализм, в западной морской оконечности континента.

Самодержавие, явившееся наследником древнерусской новгородско-киевской политии, Великой монгольской империи и Византии, стало успешно интегрировать Центральную Евразию, благо исторические скрепы нарабатывались в течение, минимум, полутора тысячелетий. Однако начиная с XVI века к историческим императивам интеграции центральноевразийского пространства добавился геополитический оборонительного типа. Обороняться пришлось от агрессивного североатлантического субъекта. Возникнув, он - в виде государства Англия (с 1707 г. - Великобритания) в лице своих правящих национальных классов, а с середины XVIII века - и закрытых наднациональных структур мирового согласования и управления - начал мировую экспансию. После сокрушения Наполеона главным континентальным противником Великобритании/североатлантического исторического субъекта/закрытых наднациональных структур стала Россия. Так противостояние Прибрежного пояса и Сердцевинных земель приобрело имперско-геополитический характер, а с возникновением СССР еще и системно-исторический: капитализм против системного антикапитализма.

Date: 2015-08-24; view: 445; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию