Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соссюр и системно-структурное языкознание





Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Структурализм первоначально сложился в языкозн и литературовед в 30-е XX в. Основы изложены в "Курс общей лингвистики" (1916)швейцарский филолог Ф. де Соссюр. его уч: Антуан Мейе, Жозеф Вандриес, Морис Граммон.

В отличие от прежних представлений о языке (рассматривался в единстве и зависимости от мышления и внешнего мира, а внутренняя организация игнорировалась), соссюровская концепция ограничивается изучением именно внутреннего, формального строения языка, отделяя от внешнего мира и подчиняя ему мышление. С: "Язык есть форма, а не субстанция... система, кот подчиняется лишь своему собственному порядку".

Проводит различие "внутренней" и "внешней" лингвистик: плохо, что вместо изучения "языка как такового" к нему обычно подходят с внешней точки зрения – социологической, психологической. Выдвигает основные категории и дихотомии структурной лингвистики: знак, система, язык/речь, означающее/означаемое, синхрония/диахрония, синтагма/парадигма. Делает акцент на синхронии и статике языка, подчеркивает его устойчивость.

О дихотомии язык/речь, противопоставляет язык речи: настоящая наука возможна только о языке. Творческое начало в языке оставляет за речью, ограничивая возможности научного объяснения словесного творчества, лит-ры как искусства.

В отличие от других знаковых систем – язык- открытая знаковая система. Она подвержена постоянным изменениям и всегда находится в движении. Другие же знаковые системы представляют собой постоянный набор знаков. Кроме того, лингвистический знак обладает двусторонностью: звуковая оболочка/акустический образ – обозначающее и обозначаемое. Язык подвержен изменениям. Меняется либо означаемое, либо означающее, либо оба. Появляются новые понятия, явления. Происходит сужение или расширение значения слова, его ухудшение или улучшение.

Дальнейшее развитие концепций Соссюра: влияние:

глоссематика (Л. Ельмслев), дистрибутивизм (американский структурализм (Л. Блумфилд, 3. Харрис), порождающая грамматика (генеративная лингвистика (Н. Хомский).

Генеративизм Хомского: опирается на концепцию врожденных идей Декарта: язык - изначально врожденное свойство человека и не обусловлен культурой. Разрыв языка с социальным контекстом. Вместо соссюровской дихотомии язык/речь вводит оппозицию компетенция/перформанс:

Компетенция - врожденное знание языка, способность к языковой деятельности (сосредоточен именно на ней)

Перформанс - сама деятельность.







Date: 2015-08-15; view: 746; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2022 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию