Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Русское языкознание 19 века: Потебня
С начала 19 века в России выходит несколько работ по философскому рассмотрению яз проблем. Самая известная работа – «Введение в круг словесности» - формулирует логико-грамматический взгляд на природу языка (И.С. Рижский): «Слова = знаки наших мыслей» Самые распространенные грамматики русского до 60-х годов – грамматики Николая Ивановича Греча. Опирался на язык и стиль Н.М.Карамзина, которые уже стали архаичными. Происходит становление русского литературного языка (родоначальник - Пушкин): сближение простонародного наречия и книжного стиля, но «метафизического языка» (языка науки, философии, политики) как такового еще не существует. Вопросами языкознания занимались: Востоков (с его именем связано возникновение в России сравнительно – исторического ЯЗ ), « Рассуждение о славянском языке, служащее введением к грамматике сего языка, составляемой по древнейшим оного письменным памятникам » ® работа о церковнославянском языке в древнейшем виде и перемены, которым он подвергся; мысль о возможности восстановления системы праславянского языка; в истории славянского и русского языков – три этапа: древний, средний, новый. Ъ, Ь Белинский В.Г.: связь грамматической и логической категорий (грамматика должна быть основана на логике). Чернышевский Н.Г.: изучение проблем взаимосвязи языка и общества, языка и мышления, происхождения и исторического развития языка, морфологической классификации языков. Язык способен выразить любую мысль, и любая мысль способна к языковому выражению. Критика отождествления языковых и расовых признаков людей: любой язык имеет возможность творческого развития и обогащения. Добролюбов Н.А.: исследование взаимоотношений народного и литературного языков, рассматривая их как взаимосвязь личного начала и творчества коллектива; изучение народного творчества, выступает за учет этнографических моментов при изучении языка. Даль В.И.: огромный вклад в русскую лексикографию и изучение языка русского народа («Толковый словарь живого великорусского языка») Развитие славянской филологии (Бодянский, Прейс, Срезневский, Григорович), изучение памятников старославянск языка. Вторая половина 19 века – появление лингвистических школ – Казанской (И.А.Бодуэн де Куртенэ) и Московской (Ф.Ф.Фортунатов), логико-грамматическое направление (Ф.И.Буслаев); сочетание сравнительного и исторического рассмотрения языковых явлений с логическими началами, психологическое направление (А.А.Потебня). Алексей Афанасьевич Потебня (1835-1891) Харьков, «Институт мовознавства им.Потебни». Хотя Потебня не считал украинский отдельным языком, считал наречием. Сторонник Штейнталя и Гумбольдта. Интересовался морфологией, фонетикой, синтаксисом, семантикой преимущественно славянских языков не только в описательном, но и историческом плане. Интересовался исторической грамматикой, фольклором, диалектологией. Работы по теории словесности и поэтике. Разработал типологию текста, выдвинул семиотические идеи про знак. Широко известен за рубежом. Труды: 1862 г. – «Мысль и язык» - общелингвистическая работа, переносит идеи Штейнталя и Гумбольдта. «Из записок по русской грамматике», «Из записок по русской словесности». Общие идеи: язык – не застывшая, а постоянно обновляющаяся деятельность (идея Гумбольдта и Штейнталя). Важно психологическое начало в речевой деятельности. Анализировал, что происходит в сознании человека. В центре внимания – индивидуальный речевой акт = акт языкового творчества. Это творчество как со стороны говорящего, так и со стороны слушающего. Любое понимание – понимание по-своему, невозможно передать готовую мысль: собеседник лишь получает импульс для собственного развития мысли = Его мысль отличается от мысли говорящего. Полное понимание невозможно. Активная роль языка в мышлении: слова навязывают говорящему определенные образы и влекут мысль в определенном направлении. Отрицает многозначность, учение о внутренней форме слова.
Date: 2015-08-15; view: 4120; Нарушение авторских прав |