Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учение о слове Потебни
Потебня отрицает полисемию (негативно оценивал многозначность ® слово должно употребляться только в одном значении). Язык – система тесно связанных и взаимообусловленных элементов. Слово приобретает смысл лишь в предложении и поэтому имеет только одно значение. Любые синтаксические изменения функции слова в предложении и связанные с этим морфологические изменения означают возникновение нового значения, т.е. нового слова. Т.о., слово проявляет свои свойства только в отношении к другим словам. Указывал на связь звучания и значения. Всякое слово состоит из 3 элементов: 1. членораздельного звука, без которого слова быть не может; 2. представления содержание мысли, или способ изображения данного значения (щит); 3. значения слова (защита) Значение и представление не совпадают. В значении заключено больше чем в представлении. Значение объединяет чувственный образ: обобщает, абстрагирует конкретный образ. Например, относительно широкое значение слова (защита) стремится оторваться от сравнительно узкого представления (щит), т.е. «растет несоответствие между представлением и значением». Это причина забвения представления. Развитие языка состоит в утрате первоначального представления и возникновении в силу этого новых слов. Всякое слово вместе с новым значением создает и новое представление. Внутренняя форма слова – это ближайшее этимологическое значение слова, свидетельствующее о преемственной связи его прежнего, объективного значения с нынешним, актуальным. Выделял так же и дальнейшее значение слова – индивидуальный концепт говорящего, основанный на энциклопедических знаниях, личном опыте. Дальнейшее значение индивидуально у каждого человека, тогда как ближайшее совпадает для всех говорящих: окно (ближ.зн. – «око» (т.е.чел подбирает ассоциации); дальн.зн. – состоит из рамы, стекол и т.д.) Ближайшее значение слова (внутренняя форма) есть у каждого слова, но может быть утеряна из-за разных морфологических изменений: сумрак (су- «похоже» + мрак = «похоже на мрак»; су- уже не является приставкой) Слова с внутренней формой слова интереснее, чем слова без нее. Это как бы художественное произведение в миниатюре. Языки с такими словами более поэтичны. Языки без нее – прозаичны (французский).
31. Русское языкознание конца 19 – начала 20 веков: Ф.Фортунатов. Филипп Федорович Фортунатов (1848 – 1914) компаративист. Представитель Московской лингвистической школы. Препод в Московском университете. Ученики–Шахматов, Пешковский. "Сравнительное языкознание", "Сравнит морфология", "Сравнит фонетика индоевроп языков". Занимался типологией языков – предложил новый тип: языки флективно-агглютинативные (языки семито-хамитской группы). Одно из основных положений - признание связи истории языка с историей его носителя - народа, рассмотрение языка как общественного явления. Особое внимание - славянск и балт яз. Интерес к соц, истор стороне развития индоевроп яз; вопрос о дифференциации (разделении) и интеграции (слиянии) языков; указывал на зависимость этих процессов от судьбы соответствующих народов, образования племенных союзов. Исследования в области славяно-балтийской акцентологии: открытый им закон передвижения ударенияот начала к концуслова, отражающийся в славянск, балтийск яз, некогда обусловленный фонетической позицией (напр, русское: И.п. рука, В.п. руку; В.п. сохраняет старое место ударения, а в И.п. ударение передвинулось с начального слога на конечный). Закон известен под именем «закона Фортунатова — де Соссюра». Ввёл термин «морфология» вместо прежнего «этимология», превратил ее в самостоятельную дисциплину. Разработал учение о форме слова. Считал, что слово имеет форму, если можно выделить основу, с которой связано его главное значение (реальное), и аффикс, выражающий формальное значение (видоизменяет или уточняет реальное). Это соотнесение слова с другими словами. Как определить, есть ли форма? Нужно сравнить слова с однокоренными и со словами с одинаковыми окончаниями: берегу - беречь, несу - лечу – значит, форма есть. А вот у какаду – нет. Был против чрезмерного увлечения лингвистов психологизмом, проблемой варьирования семантики у Потебни. Считал, что лингвистические исследования должны опираться не на значения и процессы в психике, а на внешне выраженную форму. Разработал также учение о грамматических классах слов (преимущество по сравнению с выделением частей речи). Хотел обойтись формальными признаками: 1) слова с формами словоизменения (полные): спрягаемые и склоняемые: с согласованием в роде (прилаг., причастие, прит. мест., порядк. числит.) и без согласования в роде (сущ и личные местоим) 2) слова без формы словоизменения: слова, имеющие формы словообразования (большинство наречий), и слова, не имеющие форм (некоторые наречия и отдельные числительные). По классификации Фортунатова, местоимения и числительные не являются отдельными частями речи.
Date: 2015-08-15; view: 3878; Нарушение авторских прав |