Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение о слове Потебни





Потебня отрицает полисемию (негативно оценивал многозначность ® слово должно употребляться только в одном значении). Язык – система тесно связанных и взаимообусловленных элементов. Слово приобретает смысл лишь в предложении и поэтому имеет только одно значение. Любые синтаксические изменения функции слова в предложении и связанные с этим морфологические изменения означают возникновение нового значения, т.е. нового слова. Т.о., слово проявляет свои свойства только в отношении к другим словам.

Указывал на связь звучания и значения.

Всякое слово состоит из 3 элементов:

1. членораздельного звука, без которого слова быть не может;

2. представления содержание мысли, или способ изображения данного значения (щит);

3. значения слова (защита)

Значение и представление не совпадают. В значении заключено больше чем в представлении. Значение объединяет чувственный образ: обобщает, абстрагирует конкретный образ. Например, относительно широкое значение слова (защита) стремится оторваться от сравнительно узкого представления (щит), т.е. «растет несоответствие между представлением и значением». Это причина забвения представления. Развитие языка состоит в утрате первоначального представления и возникновении в силу этого новых слов. Всякое слово вместе с новым значением создает и новое представление.

Внутренняя форма слова – это ближайшее этимологическое значение слова, свидетельствующее о преемственной связи его прежнего, объективного значения с нынешним, актуальным. Выделял так же и дальнейшее значение слова – индивидуальный концепт говорящего, основанный на энциклопедических знаниях, личном опыте. Дальнейшее значение индивидуально у каждого человека, тогда как ближайшее совпадает для всех говорящих:

окно (ближ.зн. – «око» (т.е.чел подбирает ассоциации); дальн.зн. – состоит из рамы, стекол и т.д.)

Ближайшее значение слова (внутренняя форма) есть у каждого слова, но может быть утеряна из-за разных морфологических изменений:

сумрак (су- «похоже» + мрак = «похоже на мрак»; су- уже не является приставкой)

Слова с внутренней формой слова интереснее, чем слова без нее. Это как бы художественное произведение в миниатюре. Языки с такими словами более поэтичны. Языки без нее – прозаичны (французский).

 

31. Русское языкознание конца 19 – начала 20 веков: Ф.Фортунатов.

Филипп Федорович Фортунатов (18481914) компаративист. Представитель Московской лингвистической школы. Препод в Московском университете. Ученики–Шахматов, Пешковский. "Сравнительное языкознание", "Сравнит морфология", "Сравнит фонетика индоевроп языков". Занимался типологией языков – предложил новый тип: языки флективно-агглютинативные (языки семито-хамитской группы).

Одно из основных положений - признание связи истории языка с историей его носителя - народа, рассмотрение языка как общественного явления. Особое внимание - славянск и балт яз. Интерес к соц, истор стороне развития индоевроп яз; вопрос о дифференциации (разделении) и интеграции (слиянии) языков; указывал на зависимость этих процессов от судьбы соответствующих народов, образования племенных союзов.

Исследования в области славяно-балтийской акцентологии: открытый им закон передвижения ударенияот начала к концуслова, отражающийся в славянск, балтийск яз, некогда обусловленный фонетической позицией (напр, русское: И.п. рука, В.п. руку; В.п. сохраняет старое место ударения, а в И.п. ударение передвинулось с начального слога на конечный). Закон известен под именем «закона Фортунатова — де Соссюра».

Ввёл термин «морфология» вместо прежнего «этимология», превратил ее в самостоятельную дисциплину.

Разработал учение о форме слова. Считал, что слово имеет форму, если можно выделить основу, с которой связано его главное значение (реальное), и аффикс, выражающий формальное значение (видоизменяет или уточняет реальное). Это соотнесение слова с другими словами. Как определить, есть ли форма? Нужно сравнить слова с однокоренными и со словами с одинаковыми окончаниями: берегу - беречь, несу - лечу – значит, форма есть. А вот у какаду – нет.

Был против чрезмерного увлечения лингвистов психологизмом, проблемой варьирования семантики у Потебни. Считал, что лингвистические исследования должны опираться не на значения и процессы в психике, а на внешне выраженную форму.

Разработал также учение о грамматических классах слов (преимущество по сравнению с выделением частей речи). Хотел обойтись формальными признаками:

1) слова с формами словоизменения (полные): спрягаемые и склоняемые: с согласованием в роде (прилаг., причастие, прит. мест., порядк. числит.) и без согласования в роде (сущ и личные местоим)

2) слова без формы словоизменения: слова, имеющие формы словообразования (большинство наречий), и слова, не имеющие форм (некоторые наречия и отдельные числительные).

По классификации Фортунатова, местоимения и числительные не являются отдельными частями речи.

 

Date: 2015-08-15; view: 3802; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию