Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учение о форме в трудах Фортунатова
ФОРТУНАТОВ – представитель Московской лингвистической школы, влиятельный лингвист 19 века. Его теория о форме слова явилась одной из первых формализованных теорий в языкознании. Центральное понятие – грамматическая форма вообще и слова в частности. Деление слова на основу и аффиксы. Он считал, что лингвистические исследования должны опираться не на значения и процессы в психике человека, а на внешне выраженную форму, хотел добиться объективности в описании языка. Считал, что слово имеет форму, если можно выделить основу, с которой связано его главное значение (реальное), и аффикс, выражающий формальное значение (видоизменяет или уточняет реальное). Это соотнесение слова с другими словами. Как определить, есть ли форма? Нужно сравнить слова с однокоренными и со словами с одинаковыми окончаниями: берегу - беречь, несу - лечу – значит, форма есть. А вот у какаду – нет. Форма может быть: - положительная (аффикс, имеющий звуковое выражение) - отрицательная (нулевой аффикс). Про такие слова можно сказать, что они имеют нулевую формальную принадлежность. Получило развитие учение о формах словосочетаний. Предложение было отнесено к числу словосочетаний.
33. Русское языкознание конца 19 – начала 20 веков: Бодуэн де Куртене. Поляк по происхождению всю жизнь прожил в России. Ученый с мировым именем. Глава Казанского лингвистического кружка. Бодуэн Де Куртене в течение многих лет изучал разные индоевропейские языки, которыми владел настолько, что писал свои работы не только на русском и польском, но и на немецком, французском, чешском, итальянском, литовском и других языках. Он проводил по нескольку месяцев в экспедициях, изучая славянские языки и наречия, и при этом тщательно записывает все фонетические их особенности. Совершил переворот в науке о языке, доказав необходимость изучения живых языков и диалектов (до этого в лингвистике господствовало историческое направление – языки исследовали только по письменным памятникам). Создал теорию фонем и фонетических чередований, а также теорию письма. Таким образом, выступил основоположникомфонологи. Впервые начал применять в лингвистике математические модели. Доказал, что на развитие языков можно воздействовать, а не только пассивно фиксировать все происходящие в них изменения. На основе его работ возникло новое направление – экспериментальная фонетика. В XX веке в этой области учёные добились выдающихся результатов. В 1874-1883 гг. основал Казанскую лингвистическую школу Интересовался психологической стороной языка – вопросы, интересные для современной психолингвистики. Впервые в мировой науке разделил фонетику на две дисциплины: антропофонику, изучающую акустику и физиологию звуков, и психофонетику, изучающую представления о звуках в человеческой психике, т.е. фонемы; впоследствии эти дисциплины стали называть соответственно фонетикой и фонологией. Ввел в науку о языке термины "фонема " и " морфема " в их современном понимании, объединив в общем понятии морфемы как минимальной значимой единицы языка понятия корня и аффикса. Куртене впервые выделил главную единицу фонологии - фонему. Этот термин существовал и раньше, но Бодуэн Де Куртене придал ему новый смысл: фонема в отличие от звуков существует вполне объективно, одинаковым образом для всех. Как мельчайшая единица языка, она принадлежит сознанию человека, а не потоку звуковой речи. В фонему объединяются звуки, которые для носителя языка не различаются между собой. Бодуэн Де Куртене при выделении фонемы прямо опирался на «языковое чуть» носителей языка. Безусловно, психологическое восприятие фонемы отражается в буквенных письменностях. Исследовал вопрос о причинах языковых изменений, занимался социолингвистикой, теорией письма, участвовал в разработке реформы русской орфографии, осуществленной в 1917-1918. Отредактировал и дополнил словарь В.И.Даля (вульгарно-бранная лексика).
Его относят к младограмматикам, но отличался от лейпцигских: учение о статике, динамике. Младограм.делали акцент на историческом подходе, Куртенэ же пишет о двух подходах: и динамике, и статике, т.е. изучать древние и современные языки. Интересовался вопросами индивидуальной психологии: центр речевой деятельности - речевой акт, но признавал общественный характер языка, чего не было у младограмматиков. Обращал внимание на социальную дифференциацию языка (жаргоны), что получило дальнейшее развитие в социолингвистике. Дал развернутое учение о фонеме, на котор.опираются многие школы: Пражская, Московская. Учение о морфеме: ввел понятие морфемы, учение о морфологических процессах. Фонология: учение об альтернациях (чередование: беГу - беЖишь). В ранних работах пытался увязать определение фонемы с морфемой. Фонема - элементы, котор в морфеме занимают одно и то же место: вода - воды. Одна и та же фонема. На этом основывается Московская фонологическая школа. Луга - луг.к к- вариант гиперфонемы, тк в других позициях мы слышим г: луга. В поздних работах усилил психологич сторону: общее представление о звуке в сознании человека: ленинградская школа. Date: 2015-08-15; view: 1283; Нарушение авторских прав |