Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение о языковом знаке Соссюра





Главная заслуга Ф. де Соссюра перед лингвистикой заключается в том, что в начале 20 в. он обратил внимание на необходимость изучения языка как системы, на необходимость анализа того внутреннего языка, что определяет его сущность как средства общения.

«Язык – система знаков, в которой происходит соединение смысла и акустического образа, причем оба эти компонента знака в равной мере психичны».

«Знак – соединение понятия и акустического образа». Языковой знак – психическая сущность.

Акустический образ – не материальный звук. но психический отпечаток звука, представление, получаемое человеком посредством органов чувств.

Де Соссюр считает, что лингвистика – часть семиотики (науки о знаках вообще), а т.к. семиотика – часть психологии, то и лингвистика – часть психологии.

понятие = означаемое, акустический образ = означающее.

Язык для большинства людей — это по существу номенклатура — перечень названий, каждое из которых для большинства людей соответствует одной определенной вещи. Например: «дерево» — arbor, «лошадь» — equos (лат.)

Соссюр: «Такое мнение ошибочно, так как оно предполагает наличие уже готовых понятий, предшествующих словам. Такое представление ничего не говорит о том, какова природа названия (звуковая или психическая), и позволяет думать, что связь, соединяющая названия и вещи, есть нечто простое.

Языковой знак связывает не вещь и ее название, а понятие и акустический образ.

В номенклатуре вещь и название связаны напрямую, в языке же существуют промежуточные звенья: знак связан с вещью через понятие и с материальной оболочкой через акустический образ. При этом акустический образ — означающее, а понятие — означаемое.

свойства лингвистического знака:

1. знак произволен, связь означающего с означаемым произвольна. Немотивирован – логической связи нет. Понятия могли бы быть выражены любой звуковой оболочкой: сестра, sister, abla

Принцип произвольности выступает у него как отсутствие связи между означающим и означаемым, что Ф. де Соссюр иначе называет немотивированностью связи означающего и означаемого в отношении акустического облика знака: дом (house).

(но: Абсолютно произвольных знаков не существует; произвольность всегда частична, некоторые слова мотивированы (мотивированность – это рациональная связь между означающим и означаемым: жужжать (to buzz)),

язык с минимальной мотивированность называется лексическим, пр. китайский;

язык с максимальной мотивированность называется грамматическим, пр. санскрит)

2. изменчивость – неизменчивость знака.

неизменчивость знака определяется тем, что люди употребляют знаки языка по традиции (принцип непрерывности)

изменчивость знака в процессе исторического развития проявляется в изменении отношений между означаемым и означающим (т.е. может меняться значение слова или звуковой состав, или и звучание и значение: pipe – муз.инстр., труба (расш.знач.); пиво –раньше любой напиток (суж.); девка (ухудш.)

3. принцип линейности знака. акустические образы не могут возникать одновременно, следуют друг за другом последовательно, воспринимается ведь на слух, образуя линейную цепь. Характерно для означающего!

 







Date: 2015-08-15; view: 1548; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию