Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Казанский лингвистический кружок
Казанская лингвистическая школа (КЛШ). Основана в Казанском университете в 70ые годы XIX в. Бодуэном де Куртене. Еще: Н.В.Крушевский, В.А.Богородицкий, В.В.Радлов, А.И.Александров, А.И.Анастасиев, А.С.Архангельский, С.К.Булич, А.М.Селищев и др. Cформировалась в рамках младограмматического течения. (теор. установки во многом совпадают – напр. психологизм) НО! У КЛШ. Психологизм имеет соц. хар-р. Одновременно они признавали, что язык – психическое явл. Крушевский: Задача лингвистики: исследовать естественный процесс развития языка. Основные законы яз. эволюции: 1) Язык изменяется благодаря сложности и неопределенности своих элементов. 2) Беспредельность этой изменяемости объясняется символическим характером слова. 3) Яз. элементы исчезают. Поэтому язык вечно создает новый. 4) Законы ассоциации одинаково важны для понимания как психических так и языковых явлений. 5) Развиваясь, язык вечно стремится к полному общему и частному соответствию мира лов миру понятий. Здесь уже – знаковый хар-р языка и идея системности яз-ка. Всё это Кр. демонстрирует на материале морфологии (он устанавливает в мор. сис-мы более низшего и более высокого порядка). В основе сис-м у него законы ассоциации. Богородицкий: Его метод изучении языка – синхронно-диахронический ( подчеркивал важность наряду с ист. статического исследования яз-ка). Так он строит свой «Общий курс русской грамматика» (хар-ка совр. стояния яз-ка, экскурс в прошлое, привлечение близкородств. яз-ов для сравнения) Изучал тер. диалекты. => положение о смешанных языках. Делит на 3 класса. 1) смешанные наречия при столкновении 2ух яз-ов, родственных или нет (рус. и чувашский). 2) смешанные наречия при ст. 2ух близкородст. языков (рус. и польский) 3) см. наречия при ст. наречий одного и того же языка (переходные говоры от малорусского к великорусскому)
Богородицкий занимался фактически типологическими исследованиями, но называл их «аналогическим» изучением языков. По Б., при аналогическом сравнении сопоставляют однородные явления и в неродственных яз-х. У него этого «систематическое и углубленное сравнение морфолого-синтаксических структур языков». Общие черты в яз-ах: или результат столкновения яз-ов или за счет свойств чел. мышления. Еще разработка проблем звукового строя яз-ка. (КШЛ вообще этим известна) В частности – экспериментальная фонетика (описание сравнительной физиологии звуков древнеиндийского, греческого, латинского и церковносл. яз-ов) Еще учение о морфологических процессах. (об изменении морфолог. строя яз-ка в процессе его развития). Тезис – изменения в зв. сис-ме яз-ка и в морфологии переплетаются друг с другом. (ведь слово имеет 2 стороны – значение и звучание). Значение фонетического фактора для морфологии: морфемы в результате фон. изменений расщепляются на 2 или более(при сохранении значения) единицы. Возникают чередования типа пек-у/ печ-ешь. Однако, по Б., осн. фактор обуслав. морфолог. развитие яз-ка – психологический. Еще психологическая концепция. Развитие ассоциативной психологии Гребарта, согласно кот. различные яз. ед-цы и их объединения выводятся из различного типа психологических ассоциаций. 4 морф. процесса на психолог. основе - аналогия. Выравнивание по др. формам (не фонет. путь). Бывает материальной (изменения в корне или основе слова) и формальной (во флексиях). махать-махает-машет
- дифференциация. Возникают новые разновидности морфем и новые оттенки значения, новый оттенок закрепляется за новой разновидностью морфемы. Имеет место при разграничении или обособлении как грамматических так и лексических ед-ц. (снег-а,снег-у, один и тот же падеж., о –а служит общим осн. окончанием род. падеж ед. числа м. рода, -у употребляется преимущественно в именах вещественных и вообще измеряемых) - опрощение слове говорящий выделяет меньше морфем, чем раньше Сумерки/посуда/вкус - переразложение. переразложение – в слове прежнее количество морфем, но границы смещаются
в древнем языке: женами/пчелами, где жена-основа, а ми-окончание
Еще теория происхождении частей речи. По Б, для научного обоснования классификации частей речи надо их рассматривать с формальной, семасиологической, синтаксической и логической точек зрения. В индоевропейском выделяет 5 эпох, к которым относится создание опр. частей речи. 1) эпоха имени-глагола с посл.их дифференциацией. 2) эпоха имени и местоимения 3) эпоха существительного – прил. с пол. диф-ей 4) э. наречий с пол. переходом нек-ых в кат. предлогов и основ 5) эпоха расширения кат. прилагательных причастиями.
Об основных научных проблемах, которые разрабатывали представители Казанской лингвистической школы, хорошо сказал сам И.А.Бодуэн де Куртенэ:
- строгое различение звука и буквы;
- различение фонетической и морфологической делимости слов;
- различение чисто фонетических (антропофонических) и психических элементов в языке;
- различение изменений, совершающихся каждовременно в данном состоянии языка, и изменений, совершавшихся в истории;
- преимущество наблюдений над живым языком;
- важность анализа и разложения единиц языка на их отличительные признаки;
- стремление к теоретическим обобщениям, без которых «не мыслима ни одна настоящая наука».
Date: 2015-08-15; view: 1138; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|