Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Казанский лингвистический кружок





Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Казанская лингвистическая школа (КЛШ).
Основана в Казанском университете в 70ые годы XIX в. Бодуэном де Куртене.
Еще: Н.В.Крушевский, В.А.Богородицкий, В.В.Радлов, А.И.Александров, А.И.Анастасиев, А.С.Архангельский, С.К.Булич, А.М.Селищев
и др.
Cформировалась в рамках младограмматического течения.(теор. установки во многом совпадают – напр. психологизм)
НО! У КЛШ. Психологизм имеет соц. хар-р.
Одновременно они признавали, что язык – психическое явл.
Крушевский:
Задача лингвистики: исследовать естественный процесс развития языка.
Основные законы яз. эволюции:
1) Язык изменяется благодаря сложности и неопределенности своих элементов.
2) Беспредельность этой изменяемости объясняется символическим характером слова.
3) Яз. элементы исчезают. Поэтому язык вечно создает новый.
4) Законы ассоциации одинаково важны для понимания как психических так и языковых явлений.
5) Развиваясь, язык вечно стремится к полному общему и частному соответствию мира лов миру понятий.
Здесь уже – знаковый хар-р языка и идея системности яз-ка.
Всё это Кр. демонстрирует на материале морфологии (он устанавливает в мор. сис-мы более низшего и более высокого порядка).
В основе сис-м у него законы ассоциации.
Богородицкий:
Его метод изучении языка – синхронно-диахронический (подчеркивал важность наряду с ист. статического исследования яз-ка).
Так он строит свой «Общий курс русской грамматика» (хар-ка совр. стояния яз-ка, экскурс в прошлое, привлечение близкородств. яз-ов для сравнения)
Изучал тер. диалекты. => положение о смешанных языках. Делит на 3 класса.
1) смешанные наречия при столкновении 2ух яз-ов, родственных или нет (рус. и чувашский).
2) смешанные наречия при ст. 2ух близкородст. языков (рус. и польский)
3) см. наречия при ст. наречий одного и того же языка (переходные говоры от малорусского к великорусскому)

Богородицкий занимался фактически типологическимиисследованиями, но называл их «аналогическим» изучением языков. По Б., при аналогическом сравнении сопоставляют однородные явления и в неродственных яз-х. У него этого «систематическое и углубленное сравнение морфолого-синтаксических структур языков».
Общие черты в яз-ах: или результат столкновения яз-ов или за счет свойств чел. мышления.
Еще разработка проблем звукового строя яз-ка. (КШЛ вообще этим известна)
В частности – экспериментальная фонетика (описание сравнительной физиологии звуков древнеиндийского, греческого, латинского и церковносл. яз-ов)
Еще учение о морфологических процессах. (об изменении морфолог. строя яз-ка в процессе его развития). Тезис – изменения в зв. сис-ме яз-ка и в морфологии переплетаются друг с другом. (ведь слово имеет 2 стороны – значение и звучание).
Значение фонетического фактора для морфологии: морфемы в результате фон. изменений расщепляются на 2 или более(при сохранении значения) единицы. Возникают чередования типа пек-у/ печ-ешь.
Однако, по Б., осн. фактор обуслав. морфолог. развитие яз-ка – психологический.
Еще психологическая концепция.Развитие ассоциативной психологии Гребарта, согласно кот. различные яз. ед-цы и их объединения выводятся из различного типа психологических ассоциаций.
4 морф. процесса на психолог. основе
- аналогия.
Выравнивание по др. формам (не фонет. путь). Бывает материальной (изменения в корне или основе слова) и формальной (во флексиях). махать-махает-машет

- дифференциация.Возникают новые разновидности морфем и новые оттенки значения, новый оттенок закрепляется за новой разновидностью морфемы. Имеет место при разграничении или обособлении как грамматических так и лексических ед-ц. (снег-а,снег-у, один и тот же падеж., о –а служит общим осн. окончанием род. падеж ед. числа м. рода, -у употребляется преимущественно в именах вещественных и вообще измеряемых)
- опрощение
слове говорящий выделяет меньше морфем, чем раньше Сумерки/посуда/вкус
- переразложение.
переразложение – в слове прежнее количество морфем, но границы смещаются

в древнем языке: женами/пчелами, где жена-основа, а ми-окончание

Еще теория происхождении частей речи.По Б, для научного обоснования классификации частей речи надо их рассматривать с формальной, семасиологической, синтаксической и логической точек зрения.
В индоевропейском выделяет 5 эпох, к которым относится создание опр. частей речи.
1) эпоха имени-глагола с посл.их дифференциацией.
2) эпоха имени и местоимения
3) эпоха существительного – прил. с пол. диф-ей
4) э. наречий с пол. переходом нек-ых в кат. предлогов и основ
5) эпоха расширения кат. прилагательных причастиями.

Об основных научных проблемах, которые разрабатывали представители Казанской лингвистической школы, хорошо сказал сам И.А.Бодуэн де Куртенэ:

- строгое различение звука и буквы;

- различение фонетической и морфологической делимости слов;

- различение чисто фонетических (антропофонических) и психических элементов в языке;

- различение изменений, совершающихся каждовременно в данном состоянии языка, и изменений, совершавшихся в истории;

- преимущество наблюдений над живым языком;

- важность анализа и разложения единиц языка на их отличительные признаки;



- стремление к теоретическим обобщениям, без которых «не мыслима ни одна настоящая наука».







Date: 2015-08-15; view: 920; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2022 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию