Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Школа слов и вещей Шухардта





Гуго/Хьюг Шухардт (1842-1927) – ученик Шлейхера. Занимался вокализмом вульгарной латыни. Делал акцент на социальную природу языка (язык – социальное явления), т.е. люди подражают друг другу, говоря на языке. Следовательно, развитие языка в определенной степени носит случайный характер. Журнал «Слова и вещи» (1909) – в основе журнала – идеи Шухардта.

Шухардт подчеркивал важность языковых контактов (теория волн Шмидта), говорил, что смешение языков может происходить и с неродственными языками (креольские языки). Интересовался взаимовлиянием германских, итальянского и славянского языков. Большое внимание – проблема языковых контактов.

Важнейшая причина развития языка – языковое смешение - теория «лингвистической непрерывности» (отказ от понятия родословного древа): в мире не существует несмешанных языков, смешение языков всегда ведет к их изменению. Между языками нет границ, один переходит в другой. Причины языкового смешения всегда социального порядка, т.к. язык не самостоятельный субъект, а только продукт деятельности субъекта. Критиковал младограмматиков за то, что они не уделяли внимание лексике, а занимались лишь морфологией и фонетикой. Считал, что тезис младограмматиков о сходстве фонетических законов с законами природы несостоятелен - из фонетических законов существуют исключения. Фонетические изменения не всегда развиваются в одном и том же направлении; нельзя сводить развитие языка к чисто механическим факторам; закономерности развития языка определяются не только его физиологической стороной, но и психической.

Школа слов и вещей. Формировалась в полемике с младограмматиками. Младограмматики игнорировали лексику. Шухардт же интересовался распространением слов в результате культурных и языковых контактов. История слова зависит от истории вещи, которое оно обозначает. Вещь – предмет и абстрактная идея (денотат). Слово попадает в народ вместе с предметом. Следовательно, надо изучать развитие ремесел, архитектуры, т.е. историю материальной культуры.

Шухардт считается основоположником ономасиологического подхода к изучению лексики: определяется понятийная сфера и изучаются способы номинации в этой сфере, т.е. движение идет от вещи к слову (при семасиологическом наоборот): названия цветов в народе.

Шухардт выделяет 2 случая изменения в области лексики:

- вещь неизменна, меняется название (очи – глаза (все архаизмы))

- название неизменно, меняется вещь (стрелять: раньше – выпускать стрелы, сейчас – не только стрелы).

 

26. Проблема языковых контактов в языкознании 19 – начала 20 веков.

1) Первым обратил внимание на важность языковых контактов Шмидт. Правда, он изучал их только между родственным языками. Шмидт полагал, что единого праязыка никогда и не существовало, а всегда существовал целый ряд близких друг к другу языков, между которыми не было четких границ, то есть они существовали в условиях лингвистической непрерывности. Языковые инновации свободно распространялись по территориально-близким языкам как " волна отброшенного в воду камня ". Волны могли охватывать большие или меньшие территории и постепенно затухали. Шмидт попытался учесть не только дивергенцию (разветвление от праязыка), но и конвергенцию (языковые контакты). Родство языков Шмидту представлялось не как генеалогическое древо, а как замкнутая цепь, звенья которой друг с другом сцеплены. Эта теория появилась в 70-е годы, и младограмматики как раз будут опираться уже на Шмидта.

2) Шухарт пошел еще дальше, так как признал возможность контактов между неродственными языками. Полагал, что раз все языки смешанные, значит, все родственные. Он издал работу "Креольские исследования", посвященную этой проблематике. Также изучал контакты славянских диалектов с немецкими и итальянскими; анализу таких контактов посвящена его работа «Славянско-немецкий и славянско- итальянский». Считал, что невозможно определить границы диалектов.

3) В 19 веке возникают понятия субстрат (в основе язык победителя), суперстрат (в основе язык побежденного). 20 век – адстраты, возникает теория языковых союзов, объединенных на базе адстратов (Балканский языковой союз).

4) Складывается ареальная лингвистика. Языковой (лингвистический) ареал — это территория, на которой распространено несколько (или много) языков и диалектов, между которыми наблюдаются сходства из-за языковых контактов. В результате контактов один или оба контактирующих языка могут меняться — заимствуются слова и морфемы, «подстраиваются» друг под друга фонетика и грамматические конструкции. Ареальная лингвистика изучает не сами языковые контакты, а их результаты — сходства и различия между языками на территории, где такие контакты происходили. Собственно говоря, ареальную лингвистику интересует в первую очередь то, какие лингвистические признаки и каким образом распространены на данной территории, а не то, какие исторические события и процессы привели к их распространению.

5) Пражский лингвистический кружок. Трубецкой: языковое сродство. Морфологические классификации языка (основывающиеся на морфологической структуре слова) были неточными. Все языки распределяются по семьям и типам, но языковые союзы складываются при определенных условиях (экономические связи, демография, но не завоевание). Следовательно, в языках складываются общие черты (адстраты). Внутри языкового союза звуковые законы не соблюдаются. Т.е. сходство может быть не только генетическое, но и в результате проживания в сходной среде (сродство).

 

Date: 2015-08-15; view: 3534; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию