Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Й.Хейзинга как историк и теоретик культуры





Йохан Хёйзинга (Johan Huizinga, 1872—1945) — нидерландский философ, историк, исследователь культуры. Хёйзинга получил мировую известность благодаря исследованиям по истории западноевропейского Средневековья и Возрождения. Наиболее известные произведения — «Осень Средневековья» (1919) и «Эразм» (1924). Впоследствии самым знаменитым сочинением Хёйзинги стал трактат Homo Ludens («Человек играющий», 1938).

Плюралистическое понимание истории и отказ от соблазнительных объяснений. Истории — живой, многогранный процесс. который мог бы протекать и иначе. История не имеет ни цели, ни необходимости, ни двигателя, ни всеопределяющих принципов. Дар образного воплощения исторических событий. Хёйзинга не приемлет позитивистский взгляд на историю как на процесс, подлежащий рациональному объяснению. История для Хёйзинги не сообщение, не рассказ, а розыск, расследование. Идея «исторической сенсации». Хёйзинга сравнивает ощущение «исторической сенсации» с музыкальным переживанием, вернее с постижением мира через музыкальное переживание.

Внес многонового в понимание предмета и метода истор. науки. Глобальное исследование роли мифа, фантазии в мировой цивилизации. Его обращение к социальной психологии, исследование ментальности, уклада средневековой жизни позволяют видеть в немнепосредств. предшественника франц. истор. Школы Анналов. Для X. характерен интерес к “зрелым инадламывающимся”, переломным эпохам, когда сталкиваются традиции с обновленческими тенденциями вжизни общества (напр., Реформация, Ренессанс, ситуация в Нидерландах в 17 в.). Не без влияния Шпенглера X.обращается к проблеме типологизации культур, морфологич. анализу культурно-истор. эпох. Для X.характерно обращение к изучению и анализу социальных утопий, чаяний в истории цивилизации, “вечных”тем мировой культуры ( мечта о золотом веке ”, буколич. идеал возврата к природе, евангельский, идеалбедности, коренящийся в древнейших пластах культуры рыцарский идеал, идеал возроженияантичности и др. ). Особое значение в возникновении и развитии мировой культуры X. придает игре. Еецивилизационную роль он видит в следовании добровольно установленным правилам, в обуздании стихиистрастей. Игра — основа человеч. общежития. X. подчеркивает антиавторитарный характер игры, допущениевозможности иного выбора, отсутствие гнета “серьезности” — фетишистских представлений. Многие работыX. 30-40-х гг. содержат критику массовой культуры;

Осн.причины кризиса совр. зап. цивилизации X. видит в ясно обозначившихся тенденциях к иррационализму иинтуитивизму в философии и обществ. жизни, в культе дологического, воинствующей мифологии, особенно вГермании 30-х гг. Он указывает на неизбежное следствие этого: релятивизацию нравств. ценностей,коллективный эгоизм, “гипернационализм”, обнаруживающий себя также в междунар. политике. Свидетельтоталитарных режимов, X. подчеркивает, что 20 в. сделал истор. науку орудием лжи; от имени историивоздвигаются “кровожадные идолы, к-рые грозят поглотить культуру”; история подменяется демагогич.смешением религии, мифологии, науки. X. сохраняет глубокую веру в возможности истории как объективногознания и в нравств. миссию истор. познания как одной из форм преодоления человеком пределов своейжизни, “трансцендирования” своих возможностей. X. призывает к ответственности историков перед об-вом,перед будущим. Понятие культуры для X. связано прежде всего с самосознанием свободного, нравственноответств. индивида как члена человеч. коллектива.

 

Высокий уровень культуры в ту или иную эпоху обеспечивается равновесием между духовными иматериальными ценностями: не “абсолютной” высотой, достигнутой культурой либо отдельным ее фактором ( религией, искусством, техникой и др. ), а согласованностью культурных функций, положительносказывающейся на прочности структуры, на стиле и ритме жизни данного об-ва. Кризис совр. наукиобусловлен ее стремлением выйти за пределы познаваемого разумом. В точных науках, прежде всего вфизике, X. склонен видеть “кризис роста”. Наука, отличающаяся свободой разума, интернац. характеромисследований, однако еще не консолидировалась настолько, чтобы стать источником культуры; более того,совр. направление развития наук действует скорее в плане дестабилизации основ интеллектуальной жизни,культуры. Одним из важнейших условий спасения мировой цивилизации X. считает интернационализм, к-рыйпонимает как сохранение, в меру возможного, всего индивидуально-национального, с принесением эгоистич.интересов в жертву общечеловеч. благу, миру на Земле. Полит, партии, организации, гос-ва, церквинедостаточно эффективны для создания основ человеч. цивилизации; подъем уровня цивилизованности несвязан с победой одного гос-ва, одной расы, одного класса. Основой культуры должно стать господствочеловека над самим собой.







Date: 2015-08-15; view: 1201; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию