Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Марксизм как явление европейской общественной мысли Х1Х века. Влияние марксизма на историческую науку Х1Х-ХХ вв
Середина и вторая половина XIX в. отмечены стремительным ростом городов, промышленного производства, изменениями в повседневном быте и культуре. Возникли новые социальные проблемы, прежде всего, «рабочий вопрос». Естественные науки с их материалистическим методом исследования пользовались большим авторитетом в обществе. В этой обстановке формируется концепция материалистического понимания истории с ее идеей обусловленности политико-идеологических процессов условиями материальной жизни. Основателями концепции стали Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). С точки зрения Маркса и Энгельса, материалистическое понимание истории заключается в том, чтобы, исходя из материального производства непосредственных средств для жизни, сначала объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем на этой основе объяснить и политическое устройство общества, право, мораль, религиозные и другие духовные явления. Материалистическое понимание истории было в своей основе разработано Марксом и Энгельсом в работе «Немецкая идеология» (1845- 1846). В этот же период Маркс и Энгельс приступили к изучению истории рабочего класса и рабочего движения. Ф. Энгельс в работе «Положение рабочего класса в Англии» ( 1845) на материалах истории Англии с середины XVIII в. проследил процесс формирования английского пролетариата в класс и его борьбу, определявшую развитие его классового сознания. Энгельс выделил основные «фазисы возмущения рабочих против буржуазии»: борьба рабочих против введения машин, перераставшая в первые локальные рабочие восстания; создание рабочих коалиций и профессиональных союзов, развитие стачечной борьбы и, наконец, - политическая борьба пролетариата против буржуазии, борьба за «социальную демократию» и завоевание власти. В «Нищете философии» (1847) Маркс дополнил рядом характеристик схему Энгельса, обратив особое внимание на роль классового сознания в конституировании пролетариата как класса, в превращении его в «класс для себя». Наибольшей силы исторические обобщения Маркса и Энгельса достигли в «Манифесте Коммунистической партии» (1848), содержавшем цельное и стройное изложение революционного мировоззрения пролетариата. «Манифест Коммунистической партии» подвёл итоги разработки Марксом и Энгельсом основных идей материалистического понимания истории за предшествующий период. Особенно важной являлась работы «Критика политической экономии» (1859) в предисловии к которой Маркс, излагая концептуальные основы своих взглядов, вводит целый ряд философско-социологических понятий («производительные силы», «производственные отношения», «базис», «надстройка и др.).Учение об общественно-экономических формациях дало возможность рассмотреть всемирную историю как естественноисторический процесс восхождения человечества по ступеням развития от низших форм к высшим (первобытнообщинный строй, рабовладельческая, феодальная и капиталистическая, коммунистическая. Конкретизируя эту общую схему развития человечества, Маркс и Энгельс считали, что в определённых условиях некоторые народы могут миновать отдельные этапы этого развития (рабовладение, феодализм, капитализм). Революционные перевороты, которые осуществляют всеобщее переустройство общества, уничтожают устаревшие производственные и общественные отношения и утверждают новые отношения, соответствующие характеру и уровню производительных сил общества они называли «локомотивом истории», отводя им роль ускорителей исторического прогресса. С возникновением марксизма были созданы совсем иные основы изучения исторического процесса. Сам процесс формирования нового мировоззрения требовал прежде всего фокусирования внимания на выделении определяющих черт, характеризующих закономерности общественного развития. В России марксизм получил распространение после революции 1917 г.,в Европе – после ВМВ. После Октябр. революции в России марксизм подвергся догматизации и был поставлен на службу коммунистич. тоталитаризму. Крушение тотали- тарных режимов с кон. 80-х гг. во многих странах, где марксизм был гос. идеологией, отк- рыло новый этап его изучения и оценки. Date: 2015-08-15; view: 1266; Нарушение авторских прав |