Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Позитивистская историография (общая характеристика)
Социально-исторические предпосылки возникновения позитивизма. Бурное развитие капитализма в условиях промышленной революции актуализировало вопрос о значении экономики в жизни общества. Возникли новые социальные проблемы. Индустриальный прогресс сопровождался открытиями в точных, естественных и технических науках. Заметное влияние на мировоззрение общества оказала эволюционная теория Ч. Дарвина. Стиралось принципиальное различие между естественнонаучным познанием и обществознанием. В этой обстановке складывается новое научно-мировоззренческое направление - позитивизм. Он имел многочисленных сторонников в исторической науке. Основателями этого направления считают Огюста Конта и Джона Стюарта Милля. Особенно популярным он стал благодаря трудам Герберта Спенсера и Ипполита Тэна. Его отличительные признаки: 1. Установление точных, позитивных знаний посредством критического анализа источников. 2.Поворот внимания исследователей к экономической и социальной истории. 3.Теория «плюрализма факторов». . Эволюционистская трактовка исторического процесса. . Функционалистская трактовка исторических законов. Позитивисты внесли значительный вклад в дальнейшую разработку методики источниковедческого анализа, в частности статистического и сравнительно-исторического методов. Позитивисты считали, что на историческое событие оказывают влияние различные факторы: политический, экономический, социальный, биологический, идеологический, географический, психологический и др. Исследователь должен заниматься всеми этими равнозначными взамодействующими факторами, выясняя их влияние на ход истории. В этом сущность теории «плюрализма факторов». Формально не отдавая предпочтение ни одному из факторов, историки-позитивисты в своей исследовательской практике обычно выделяли один из них. Теория прогресса получила в трудах позитивистов «второе дыхание». Прогресс мыслился как постепенные, эволюционные (после окончания на Западе эпохи буржуазных революций) изменения. Революции прошлого - это результат досадной ошибки, случайность. Позитивисты основывались на лапласовском детерминизме: всякое явление имеет свою причину, и поэтому рано или поздно оно наступит. Не отрицая исторических законов, позитивисты трактовали их лишь как функциональные внешние связи между явлениями и событиями, которые исследователю необходимо установить. Основоположник позитивизма, французский математик и логик О. Конт изложил свою методологию научного познания в труде «Курс позитивной философии» (1832-1842). Он делил науки на теоретические и «прикладные». Истории он отводил вспомогательную роль в научном познании и предложил создать новую теоретическую общественную науку - социологию. Она должна заниматься анализом причинных связей между фактами, которые обнаруживают историки. Так формулируются исторические законы. У Конта смена основных этапов истории человечества - отражение последовательной смены трех форм коллективного сознания («закон трех стадий»): теологической (древность и средневековье), метафизической (XVI-XVIII вв.), позитивной, или научной (современный период). Аналогично сознанию, которое изменяется постепенно, общество развивается эволюционным путем. 19. «Классическая вотчинная теория» и ее представители в Англии, Франции, Германии. В 60-70-х гг. 19 в. развивается классическая вотчинная теория – проблема возникновения и развития крупного землевладения. Рассматривается положение об исключительной роли вотчины в сред. века; она рассматривается как замкнутый хозяйств. комплекс. Она сама себя обеспечивает. 3 основных представления: 1. основополагающее значение вотчины; 2. натуральное хоз-во; 3. социальный мир вотчины и крестьянства как характеристика общ-ва. В дальнейшем в этой теории усомнились. Франция. Одну из законченных форм вотчинная теория получила в работах Фюстель де Куланжа (1830 - 1889). Он активно изучал древний мир и объявил античный город-государство общиной, основанной на религиозном культе предков. Все общественные перевороты в античном мире, по его мнению, имели религиозное происхождение. В своем труде "История общественного строя древней Франции" Фюстель де Куланж отрицал факт германского завоевания, существование у древних германцев общины, революционный переход от античности к средним векам, а также историческую роль германских племен, утверждая, что это было не завоевание, а простое нашествие; ничего нового германцы не принесли, в том числе и общины, так как и у них задолго до прихода была развита индивидуальная земельная собственность. Англия. Применительно к истории Англии близкую теорию выдвинул в 80-е гг. XIX в. Фредерик Сибом (1833 - 1912). Наиболее известны исследования С. по аграрной истории средневековой Англии. Рассматривая проблему генезиса феодализма, С. склонялся к её романистической трактовке, подчёркивая непрерывность (континуитет) в эволюции общества от поздней Римской империи к средневековью. Как приверженец вотчинной (манориальной) теории С. считал манор, обрабатывавшийся с помощью сервов, первичной формой земельной собственности как англосаксов, так и других германцев, а сельскую общину, сохранявшуюся внутри манора, крепостной. Связывая последующие пути эволюции общества к свободе и демократии только с развитием капитализма, «покончившего» с древней «коммунистической» организацией, которая, по его мнению, покоилась на рабстве, С. полагал, что этим он доказал невозможность коммунизма в будущем. Германия. Карл Лампрехт – «История германского народа». Предпринял попытку дать синтез экономического, социального, политического и духовного развития и написать универсальную историю. Ученый считал исторические законы выражением наиболее общих законов психологии, а саму историю - сменой определенных социально-психологических эпох. Карл Бюхер – он занимался экономич. историей; напис. труд «Возникновение народного хоз-ва» - всё развитие хоз. деят-ти можно разделить на 3 этапа: 1-й – натуральное хоз-во – продукты производятся и тут же потребляются; 2-й – городское хоз-во – продукты непосредственно переходят из хоз-ва, где они изготовлены в то, кот. его потребляет; 3-й – народное хоз-во – больш. роль играют посредники. Сейчас добавляют ещё мировое хоз-во – товары курсируют в пределах всего мира. Date: 2015-08-15; view: 7044; Нарушение авторских прав |