Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие сведения о понятииТрадиционно курс логики начинается с изучения темы «Понятие». Def 1.1.1. Понятие - это форма мысли, в которой отображаются общие, существенные и отличительные свойства (признаки) предметов, явлений или некоторых их классов. Ennpl 1.1.1. Так, в понятии «студент» отображаются те свойства, которыми обладают все студенты, и знания, которые позволяют отличить человека, являющегося студентом, от человека, таковым не являющегося. Понятие следует отличать от представления, которое есть воспроизведение в сознании человека целостного образа конкретного предмета, возможно, недоступного для непосредственного наблюдения в данный момент. Различие между понятием и представлением можно разъяснить с помощью следующего примера Если вы находитесь в библиотеке или в аудитории, то без труда сможете представить себе телевизор, который имеется у вас дома. Однако если мы попросим читателя представить себе телевизор, который смотрит граф Дракула, то, по-видимому, читатель не сможет этого сделать, поскольку для того чтобы образовалось представление, необходимо чувственное восприятие предмета, а мы надеемся, что читатель был лишен «радости» смотреть телевизор вместе с указанным графом. Таким образом, необходимым условием представления является чувственное восприятие объекта. С понятием дело обстоит иначе. Действительно, даже если наш собеседник не имеет представления о телевизоре графа Дра-кулы, то поймет нашу просьбу представить себе этот объект, хотя и не сможет ее выполнить. Понимание произойдет по той причине, что мы можем образовать понятие о «телевизоре, который смотрит граф Дракула», иначе говоря, мы можем помыслить себе такой телевизор. Логика изучает понятия, но не представления, поэтому важно различать их. Образование понятий в сознании человека - сложный процесс, включающий в себя несколько взаимосвязанных мыслительных операций. Укажем основные из них. Def 1.1.2. Анализ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков. Def 1.1.3. Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Def 1.1.4. Сравнение- мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. Def 1.1.5. Абстрагирование - мысленное отделение одних признаков предмета от других. Def 1.1.6. Обобщение - мысленное объединение предметов в отдельном понятии. В языке понятие выражается словом или словосочетанием. При этом следует обратить внимание, что понятие как объект логики нельзя отождествлять со словом как элементом языка. Одно и то же слово (словосочетание) в зависимости от контекста может соответствовать различным понятиям. Exm.pl 1.1.2. В предложениях «Курс доллара понизился по отношению к курсу рубля» и «Франкенштейн изучал логику на первом курсе» слово «курс» выражает различные понятия. Одно и то же понятие может быть передано в языке различными способами. Например, Аристотель - Страгирит4. В логике существуют два основных свойства понятия: объем и содержание. Def 1.1.7. Объем понятия - это предмет или множество предметов, мыслимых в понятии. Exmpl 1.1.3. Объем понятия «город» - это множество всех мыслимых нами городов. (При этом не имеет значения, существует ли некоторый мыслимый город на самом деле или он уже разрушен, как Карфаген.) Def 1.1.8. Содержание понятия - это совокупность признаков предметов, объединенных в понятии. Exmpl 1.1.4. Содержанием понятия «тренер футбольной команды» можно считать следующие признаки: быть лицом мужского пола, иметь отношение к спорту, разбираться в футболе, иметь соответствующее образование и т.д. Другое дело, 4 Поскольку основатель науки логики древнегреческий философ Аристотель был уроженцем города Страгиры, в античной и средневековой литературе его часто называли Страгирит. Обратите внимание, что под этим именем мыслился именно Аристотель. что тот или иной человек может обладать или не обладать этими свойствами. Закон отношения объема и содержания понятия. Объем и содержание понятия находятся в обратном отношении, т. е. чем больше объем понятия, тем меньше его содержание, и, наоборот, чем больше содержание понятия, тем меньше его объем. Exmpl 1.1.5. Рассмотрим два понятия: «шпион» и «английский шпион». Поскольку всякий английский шпион является шпионом, но кроме английских шпионов есть шпионы других государств, значит понятие «шпион» больше по объему, чем понятие «английский шпион». Можно сказать, что второе понятие входит в объем первого. Но понятие «английский шпион» больше по содержанию, поскольку помимо тех признаков, которые мы приписываем шпионам вообще, здесь имеется еще один признак, а именно «быть английским».
|