Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие сведения о понятии





Традиционно курс логики начинается с изучения темы «По­нятие».

Def 1.1.1. Понятие - это форма мысли, в которой отобража­ются общие, существенные и отличительные свойства (призна­ки) предметов, явлений или некоторых их классов.

Ennpl 1.1.1. Так, в понятии «студент» отображаются те свой­ства, которыми обладают все студенты, и знания, которые по­зволяют отличить человека, являющегося студентом, от чело­века, таковым не являющегося.

Понятие следует отличать от представления, которое есть воспроизведение в сознании человека целостного образа конк­ретного предмета, возможно, недоступного для непосредствен­ного наблюдения в данный момент. Различие между понятием и представлением можно разъяснить с помощью следующего примера Если вы находитесь в библиотеке или в аудитории, то без труда сможете представить себе телевизор, который имеет­ся у вас дома. Однако если мы попросим читателя представить себе телевизор, который смотрит граф Дракула, то, по-видимо­му, читатель не сможет этого сделать, поскольку для того чтобы образовалось представление, необходимо чувственное восприя­тие предмета, а мы надеемся, что читатель был лишен «радо­сти» смотреть телевизор вместе с указанным графом. Таким об­разом, необходимым условием представления является чувственное восприятие объекта.

С понятием дело обстоит иначе. Действительно, даже если наш собеседник не имеет представления о телевизоре графа Дра-кулы, то поймет нашу просьбу представить себе этот объект, хотя и не сможет ее выполнить. Понимание произойдет по той при­чине, что мы можем образовать понятие о «телевизоре, кото­рый смотрит граф Дракула», иначе говоря, мы можем помыс­лить себе такой телевизор.

Логика изучает понятия, но не представления, поэтому важ­но различать их.



Образование понятий в сознании человека - сложный про­цесс, включающий в себя несколько взаимосвязанных мысли­тельных операций. Укажем основные из них.

Def 1.1.2. Анализ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков.

Def 1.1.3. Синтез - мысленное соединение в единое целое час­тей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Def 1.1.4. Сравнение- мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Def 1.1.5. Абстрагирование - мысленное отделение одних признаков предмета от других.

Def 1.1.6. Обобщение - мысленное объединение предметов в отдельном понятии.

В языке понятие выражается словом или словосочетанием. При этом следует обратить внимание, что понятие как объект логики нельзя отождествлять со словом как элементом языка. Одно и то же слово (словосочетание) в зависимости от контек­ста может соответствовать различным понятиям.

Exm.pl 1.1.2. В предложениях «Курс доллара понизился по от­ношению к курсу рубля» и «Франкенштейн изучал логику на первом курсе» слово «курс» выражает различные понятия. Одно и то же понятие может быть передано в языке различными спо­собами. Например, Аристотель - Страгирит4.

В логике существуют два основных свойства понятия: объем и содержание.

Def 1.1.7. Объем понятия - это предмет или множество пред­метов, мыслимых в понятии.

Exmpl 1.1.3. Объем понятия «город» - это множество всех мыслимых нами городов. (При этом не имеет значения, суще­ствует ли некоторый мыслимый город на самом деле или он уже разрушен, как Карфаген.)

Def 1.1.8. Содержание понятия - это совокупность призна­ков предметов, объединенных в понятии.

Exmpl 1.1.4. Содержанием понятия «тренер футбольной ко­манды» можно считать следующие признаки: быть лицом мужского пола, иметь отношение к спорту, разбираться в фут­боле, иметь соответствующее образование и т.д. Другое дело,

4 Поскольку основатель науки логики древнегреческий философ Аристо­тель был уроженцем города Страгиры, в античной и средневековой литерату­ре его часто называли Страгирит. Обратите внимание, что под этим именем мыслился именно Аристотель.


что тот или иной человек может обладать или не обладать

этими свойствами.

Закон отношения объема и содержания понятия. Объем

и содержание понятия находятся в обратном отношении, т. е.

чем больше объем понятия, тем меньше его содержание, и,

наоборот, чем больше содержание понятия, тем меньше его

объем.

Exmpl 1.1.5. Рассмотрим два понятия: «шпион» и «англий­ский шпион». Поскольку всякий английский шпион является шпионом, но кроме английских шпионов есть шпионы других государств, значит понятие «шпион» больше по объему, чем по­нятие «английский шпион». Можно сказать, что второе поня­тие входит в объем первого. Но понятие «английский шпион» больше по содержанию, поскольку помимо тех признаков, ко­торые мы приписываем шпионам вообще, здесь имеется еще один признак, а именно «быть английским».

Date: 2015-08-15; view: 399; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию