Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы изучения общественного мнения и способы представления его в СМИ





Деятельность СМИ может быть рассмотрена во взаимоотношениях с самым разными социальными субъектами и институтами (государством, партиями, наукой, религией и др.). Однако важнейшие - связи с общественным мнением. А природа общественного мнения такова, что оно непременно должно пройти стадии обмена, обсуждения, перейти от суммы индивидуальных точек зрения к надындивидуальной, обобщенной реакции на явления.

Для того, чтобы общественное мнение “состоялось” как таковое, его нужно выявить, а для начала - сфокусировать внимание людей на определенном вопросе. Для обмена мнениями важно четко определить предмет обсуждения и поддерживать “предметное единство” места и времени, т.е. вести его на определенном отрезке времени и по определенному каналу (под легко обнаруживаемой рубрикой, заставкой).

Фокусирование (сосредоточение обмена на определенном вопросе) и аккумулирование (накопление информации в единое время и в определенных каналах) требует постоянно работы журналиста.

Функцию выявления общественного мнения СМИ могут выполнять разными путями.

Традиционные журналистские методы - преимущественно качественные, а не количественные. Раньше основной формой были встречи с читателями, зрителями, поездки по стране. Материалы о таких встречах обязательно публиковали. Эта форма сейчас утрачена, так как сократился аппарат собственных корреспондентов, который тоже был каналом выявления ситуации в регионах. Еще одна форма, может быть, несколько парадная, на дававшая интересные результаты, - круглые столы, вокруг которых собирались люди из разных регионов, разных профессий, социальных слоев. Круглые столы были направлены на выявление различных точек зрения.

Традиционный путь - анализ почты, поступающей самотеком. Современные способы, дающие надежную картина распространения тех или иных точек зрения, - зондажи и опросы аудитории. Однако в первом случае (письма, написанные по инициативе их авторов) мы имеем дело с тем, что действительно актуально для пишущих. Во втором - рискуем навязать свои представления об актуальности. Вот почему важно сочетать различные методы выявления общественного мнения. В современной журналистике почти не применяются, к сожалению, традиционные качественные методы изучения общественного мнения. За последнее десятилетие получили большое распространение количественные методы: опросы. В 90-е появились специальные фирмы, которые изучают поведение людей, аудитории СМИ (среди их методов так называемые дневниковые методы, когда людям раздаются дневники, которые нужно заполнять на протяжении определенного промежутка времени, в основном используются в городах). Это называется медиаметрическими исследованиями, которые родились как ответ на потребности рекламодателя. Стоимость рекламного контракта - вот что движет этими исследованиями. Опросы, связанные с изучением интересов людей, проводятся реже и на недостаточно репрезентативных выборках (около 2000). Телевизионные каналы приобретают тоже преимущественно медиаметрическую информацию, в которой их интересует рейтинг (величина аудитории данного СМИ, взятая в определенных рамках).

Общественное мнение может быть оглашено, обнародовано в разных формах - обобщенных и традиционно-персонализированных. Разные группы аудитории предпочитают разные способы. Необходимо сочетание таких форм и в целом - полное представление того, что удалось тем или иным путем редакции узнать о мнениях людей. Совершенствуя формы выражения общественного мнения, редакция повышает и возможную его действенность - влияние на соответствующие органы и их представителей. Там, где неубедительно выглядит отдельное высказывание, эффективнее представить статистическое распределение мнений и наоборот.

Исследованием аудитории и общественного мнения в России занимаются социологические центры:

ВЦИОМ (Всероссийский центр исследования общественного мнения, ЛЕВАДА-ЦЕНТР (Центр Юрия Левады), ФОМ (Фонд общественного мнения), КОМКОН, МОНИТОРИНГ.РУ

Основные российские социологические журналы: «Социологические исследования», «Социологический журнал», «Социология: методология, методы, математические модели (Социология 4 М).

 

 

Психологические и социально-психологические аспекты функционирования массовой информации в обществе. Психологическая и социально-психологическая составляющие функции СМИ (информационных, коммуникационных, социально-ориентирующих, организационно-управленческих и т.д.).

Средства массовой информации сегодня все чаще принято называть средствами массовой коммуникации, а некоторые футурологи предлагают принять как данность предположение о том, что телевизор, компьютер становятся продолжением нервной системы человека


Если обратиться к тем функциям СМИ, которые традиционно называются исследователями, нетрудно будет заметить психологическую основу каждой из них.

Коммуникационная функция изначально связана с понятием психологии. Достаточно представить себе, с какими психологическими трудностями мы столкнемся в процессе коммуникации, если нам будет отказано в доступе к массовой информации. Кроме того, СМИ сегодня являются одним из удобных каналов осуществления разных видов дистантной коммуникации. «Жди меня». Зритель может общаться с экранным персонажем.

Информационная функция также связана с психологией человека. Доказано: полная информационная изоляция в зависимости от продолжительности приводит к различным и иногда очень серьезным нарушениям психики. Учеными отмечается масса негативных эффектов, связанных с агрессивным информированием СМИ – в частности, в аспекте визуального воздействия.

Непосредственно-организаторская функция также во многом построена на знаниях психологических законов развития общества и коллектива. Журналистика, легализируя многие организационные решения, упрощает процесс их принятия обществом и сводит к минимуму кризисную реакцию. Или – наоборот.

Подобное происходит и при выполнении средствами массовой информации идеологической функции. В ее реализации журналисты, безусловно, опираются на знания психологии

Культурно-просветительская функция заключается в том, что журналистика выступает одной из форм передачи опыта (информации) от одного поколения к другому. Связь осуществляется как за счет традиций и религиозных догм, так и через устоявшиеся формы поведения людей.

Утилитарная функция не является исключением. Человеку свойственно ориентироваться на мнение большинства, прислушиваться к советам авторитетов Совершенно очевидно – доверие к СМИ на утилитарном уровне во многом связано с психологическим аспектом нашей жизнедеятельности.

Рекреативная функция - в основе которой потребность в отдыхе - все чаще сегодня реализуется за счет просмотра телепрограмм, прослушивания любимой радиостанции. Психологическая безопасность такого способа «релаксации» ставится под вопрос. Но факт остается фактом: мы позволяем отдохнуть нашему организму, «переключиться», переключая кнопки каналов.

Таким образом, даже беглый взгляд на основные функции журналистики позволяет говорить о значительной роли психологического компонента. Однако помимо того, что серьезная психологическая составляющая присутствует во многих функциях журналистики, последней присущи и непосредственно психологические и социально-психологические функции.

С точки зрения информационно-психологической безопасности СМИ могут выполнять функции агента воздействия, агента контрвоздействия. Как только журналист начинает убеждать свою аудиторию, он становится агентом воздействия. Для этой функции характерно активное убеждение аудитории в продвигаемой идее посредством погружения в проблему. Задача таких целенаправленных действий связана с формированием у аудитории устойчивого мнения о поставленной проблеме. Функцию агента воздействия выполняли, например, американские СМИ перед вторжением США в Ирак.

Приступать к выполнению функции агента контрвоздействия (пытаться переубедить аудиторию) возможно только при наличии достаточной свободы действия в информационном поле, так как процесс переубеждения сам по себе требует значительно больших психологических усилий, чем процесс убеждения.

Кроме того, с точки зрения психологии и на фоне реализации обозначенных ранее функций, СМИ, как правило, выполняют еще одну важную функцию – функцию так называемой «неврачебной психотерапии». Так, некоторые теле- и радиопрограммы способны компенсировать ощущение одиночества, предложить путь к самораскрытию. СМИ, хотя и дают возможность снять отчасти внутреннее напряжение и решить психологические проблемы, одновременно становятся своего рода ловушкой для психологически некомпетентной аудитории: ведь такого рода «терапия» может считаться лишь заместительной и в полной мере проблемы человека не решает.

 







Date: 2015-08-15; view: 1384; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию