Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система функциональных стилей современного русского языка





Функциональные стили – исторически сложившиеся и социально осознанные системы речевых средств, используемых в той или иной сфере общения и соотносимых с той или иной сферой профессиональной деятельности. В СРЯ выделяются книжные стили: научный, публицистический, официально-деловой, которые выступают преимущественно в письменной форме речи, и разговорный, которому свойственна главным образом устная форма речи. Некоторые ученые выделяют художественный. Эта точка зрения вызывает возражения. Художественная речь лишена какой бы то ни было стилистической замкнутости, ее специфика зависит от особенностей индивидуально-авторских стилей. Современная наука о языке выделяет наряду с функциональными стилями экспрессивные стили, которые классифицируются в зависимости от заключенной в языковых элементах экспрессии. Для этих стилей важнейшей является функция воздействия.

К экспрессивным стилям относятся торжественный (высокий, риторический), официальный, фамильярный (сниженный), а также интимно-ласковый, шутливый (иронический), насмешливый (сатирический). Этим стилям противопоставлен нейтральный, то есть лишенный экспрессии.

Основным средством достижения желаемой экспрессивной окраски речи является оценочная лексика.

Научный стиль речи – основными чертами научного стиля и в письменной и в устной форме являются: Точность, Абстрактность, Логичность, Объективность изложения. Для научного стиля характерно использование специальной научной и терминологической лексики, Особенность лексики состоит в том, что многозначные слова употребляются не во всех значениях, а только в одном. Это сближает ее с лексикой официально-делового стиля. Оценки присутствуют, имеют рациональный, а не эмоциональный характер. Тексты содержат различные формулы, таблицы и графики.

Сферой общественной деятельности в которой функционирует научный стиль является наука.

Публицистический стиль речи – основная черта – сочетание экспрессии и стандарта. Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. Функции публицистического стиля: информационная, воздействующая.

Официально-деловой стиль речи – характерны общие стилевые черты.

Точность и безличность изложения, не допускающая возможности различий в толковании, Беспристрастная констатация, Детальность изложения, Стереотипность, стандартизованность изложения, Официальность, строгость мысли, Объективность и логичность. Жанры делового стиля выполняют информационную, предписывающую, констатирующую функции в разных видах деятельности. Поэтому основной формой реализации этого стиля является письменная.

Сфера действия официально- делового стиля: Административно-правовая деятельность, Оформление деловых отношений между государством и организациями, а также между членами общества в официальной среде.

Разговорный стиль настолько отличается от всех других, что ученые предложили для него даже другое название - разговорная речь. Соответствует бытовой сфере общения, использует устную форму, допускает все виды речи (монолог, диалог, полилог), способ коммуникации здесь - личный. В разговорном стиле в отличие от устной формы других стилей отступления от литературного произношения достаточно существенны. Разговорная разновидность литературного языка используется в различных видах бытовых отношений людей при условии непринужденности общения

Естественно, что в разговорном стиле употребляется много бытовой лексики (чайник, веник, квартира, раковина, кран, чашка). Многие слова имеют оттенок пренебрежительности, фамильярности, снисходительности (насобачиться - научиться, шпарить - говорить).

Лексика разговорного стиля преимущественно бытового содержания, конкретная. Разговорному стилю свойственно экономия речевых средств (пятиэтажка, сгущенка, подсобка, Кать, Вань и т.д.). Используются слова с разной стилистической окраской (переплетение книжных, разговорных, просторечных слов) - автомашину «Жигули» называют «жигуленок», «жига».

Особенности стиля художественной литературы – характерно то, что м.б. все языковые средства, и не только единицы функциональных разновидностей литературного языка, но и элементы просторечия, социальных и профессиональных жаргонов, местных диалектов. Отбор и употребление этих средств писатель подчиняет эстетическим целям, которых он стремиться достичь созданием своего произведения. Особенность – использовании образных средств языка для выполнения задач, поставленных художником. Смысл литературного произведения многозначен, отсюда вытекает возможность разного прочтения художественного текста, разного его толкования, разных оценок.


Можно сказать, что художественный стиль активирует весь арсенал языковых средств.

 

57. Литературное редактирование как одна из составляющих профессий журналиста.

Литературное редактирование - это такой творческий процесс, в который входят: оценка темы, проверка и исправление, изложение с точки зрения идеологической и фактической, проверка и исправление разработки темы и литературная обработка текста, его языка и стиля.

Задачи: Лит. редактор отвечает за литературное содержание и оформление подготовленного к печати текста. Редактор должен в первую очередь обратить внимание на тему материала. Критерии оценки материала: актуальность, достоверность и конкретность описания. Новизна материала определяет интерес к нему читателя. Поэтому выбор темы – первое условие успешного продвижения текста. Кроме этого необходимо установить, правильно ли поставлена тема, какова глубина установки темы, точные ли данные. В процессе лит.редактирования текст подвергается сокращению. Редактору необходимо исключит повторы, однотипные примеры, не существенные подробности.

Важной составляющей литературного редактирования является работа над композицией текста. Редактор должен оценить целостность, системность, соразмерность частей текста, а также тип текста, предусмотреть возможность изменения последовательности текста, оценить целесообразность избранного автором способа подачи материала.

Виды правки текста: Правка-вычитка применяется на заключительном этапе редактирования. К этому времени текст уже вычитан корректором, совпадает полностью с выверенным ранее редакторским вариантом, устранены орф. и пункт.ошибки. Если вычитчик увидит в тексте какие-либо смысловые неточности или ошибки, он должен карандашом отметить сомнительные места и согласовать их с редактором. В обязанности вычитчика входит проверка правильности написания географически названий, имен, дат, фамилий, цитат. Большой ущерб тексту наносят глазные ошибки.

Правка-сокращение: может быть вызвана чисто техническими причинами: 1) материал не вмещается на газетной полосе, 2)автор превысил объём рукописи, 3)материал не соответствует жанру. Два вида правки сокращения: сокращение текста частями (исключается абзац, фрагмент или глава), внутри текстовые сокращения, которые затрагивают отдельные предложения, слова. Важно чтобы сокращения не искажали смысл, не нарушили авторского стиля. Прежде чем начать сокращение нужно определить главную мысль текста и в каждом предложении выделить информационные центры.

Правка-обработка – самый распространенный вид правки. Выполняя правку-обработку редактор должен окончательно подготовить к публикации текст, в котором уже учтены все замечания и поправки с автором. Редактору приходится вносить самые разные изменения: сокращения, дополнения, совершенствование композиции, также он работает над заменой неудачно употребленных слов. Должен добиться наибольшего соответствия литературной формы его содержанию. Но при этом редуктор не должен изменять авторскую манеру изложения, не переписывать текст заново.


Правка-переделка. Этот вид сводится к созданию нового варианта текста. Редактор применяет правку переделку в тех случаях когда авторский замысел неясен, нет соответствия между заголовком и содержанием, тема не получила полного освещения.

В практике правка-переделка нередко приближается к литературной записи – это вид сотрудничества автора и редактора, в котором автор доверяет полностью редактору найти общий способ написания. Редактор сам определяет жанр, объём и стиль.

 

58) Возникновение российской журналистики. «Петровские ведомости». Журнальная периодика первой половины 18 века. Сатирическая журналистика.

Русская журналистика родилась по указу царя, а не по желанию общества. Зарождалась она как средство политического руководства. Это обусловило государственную монополию и контроль за журналистикой. Поэтому в России была сильна политическая цензура. Это были эзопова речь, исторические и географические параллели.

Русская журналистика заявила о своем существовании в 1702 г. с момента издания «Ведомостей» — первой русской печатной газеты. До этого в России издавались рукописные предшественники газеты «Куранты» или «Вестовые письма». Это были сводки политических новостей, переписанные в одном, редко в двух, экземплярах от руки и предназначавшиеся для прочтения царю и ближайшим боярам.

Но подлинным первенцем русской печати были все же «Ведомости», которые стали издаваться по личному указанию и при личном участии русского царя Петра I типографским способом, т.е. широко тиражироваться. В отличие от “Курантов” петровские “Ведомости” - первая газета, рассчитанная на широкие круги русских читателей, предназначенная для продажи в мир. “Ведомости” носили преимущественно информационный характер.

“Ведомости” носили ярко выраженный агитационный характер. Содержание первой русской газеты сводилось к широкой пропаганде петровских реформ, много места отводилось характеристике экономического потенциала страны.

«Вестниками» называли чаще всего газеты частные, особенно в провинции, где они противостояли официальным «Губернским ведомостям», например «Орловский вестник». Чаще всего это были серьезные издания либерального направления, выражающие мнения и интересы интеллигенции. И наконец, повсеместно возникшие в 70 —80-х годах XIX в. «Листки» являлись изданиями массового, иногда бульварного типа, более свободные по топу, сенсационные, часто справочные, мало читаемые «чистой» публикой.

Сатира была основным литературным жанром для выражения антидворянских тенденций, которые иначе, в условиях ущемления русской буржуазии, невозможно было ввести в литературу.


В стране создалась трудная ситуация: всеобщее недовольство и т.д. Екатерина учла это и пришла к заключению о необходимости успокоить общественное мнение. Она решила сделать это при помощи периодического издания, сатирического журнала, который стал выходить анонимно со 2 января 1769 г. Назывался он "Всякая всячина". Вслед за ним в течение одного только 1769 года появилось восемь еженедельных и ежемесячных журналов. Первый журнал, "Всякая всячина", на улицах Петербурга появился второго января 1769 года. Издавал его статс-секретарь Екатерины II Григорий Васильевич Козицкий, но за его спиною стояла сама императрица. Екатерина рассчитывала на то, что пример "Всякой всячины" вызовет подражание, и постаралась ему содействовать. За нею, в конце того же месяца, выступил журнал " И то и сё", в феврале возник "Ни то ни сио ". В апреле появилась "Смесь", в мае - "Трутень", и, наконец, в июле читатели познакомились с " Адской почтой ". Тиражи изданий были также различны и испытывали колебания. Интересный факт - число читателей "Всякой всячины" неуклонно падало (с 1692 экземпляров до 600), зато тираж "Трутня", главного оппонента "Всякой всячины", возрастал.

Второй по времени возникновения журнал "И то и сё" издавал Михаил Дмитриевич Чулков. Мировоззрение журнала политически неотчетливо; он избегает социальных обобщений и чуждается сатиры. Этот журнал стоял в стороне от политики и не касался наболевших общественных проблем. В часности, "И то и сио" совсем не затрагивает вопросов политического характера, столь резко ставившихся в журналах Новикова. Уже в первом листе своего журнала Чулков делает, хоть и не особенно резкий, выпад против "Всякой всячины", раздававшей бесплатно вступительный номер. Издатель вообще считал, что только дурак может признать "Всякую всячину" достойной почтения

Ежемесячный журнал Федора Эмина "Адская почта, или переписка хромоногого беса с кривым" издавался с июля по декабрь 1769 г. Несмотря на однообразие формы (переписка двух бесов), журнал был интересен и популярен, чему способствовал сатирический дар автора. Ф. Эмин был сторонником резкой сатиры на нравы и лица, не смущаясь ни высоким их положением, ни принадлежностью к духовному сану. К темам обычным для сатирических журналов Эмин прибавил две. Первая - сатира на духовенство, в особенности на монахов. Вторая тема - политическая сатира на положение в различных европейских странах.

Еженедельный журнал "Смесь" выходил с апреля до конца 1769 г. Кто был его редактором, точно неизвестно. Журнал интересен тем, что в нем много материалов, посвященных выяснению отношений между разными. сатирическими изданиями.

Трутень (1769-1770) Стал известен благодаря своим острым публикациям на крестьянскую тему. Символичен девиз “Трутня”: “Они работают, а вы их труд ядите”. Выступления журнала были по-настоящему смелы и злободневны. Издатель использует жанр письма, в котором якобы от имени читателя задает сотрудникам журнала злободневный или интересный вопрос, требующий ответа. Новиков высмеивал неконкретность “Всякой всячины”, упрекал автора и издателя в плохом знании русского языка и делал вид, что не знает, кто стоит за журналом.

 

59. Журналистика 1790 – 1800-х годов (И.А.Крылов, Н.М. Карамзин).

Крылов самостоятельно принимается за издание журнала «Почта духов». Журнал выходил в Петербурге с января по август 1789 г. «Почта духов» Крылова подхватила и развила сатирическую традицию русских журналов 1769–1774 гг. в ее наиболее передовой, новиковской трактовке. В годы, последовавшие за разгромом восстания Пугачева и усилением феодальной реакции, Крылов обратился к оружию социальной сатиры и смело выступил против самодержавно-крепостнического государства. В ней не было разбивки на отделы, чередования стихов и прозы, участия многих авторов и т. д

Журнал «Почта духов» не собрал большого числа подписчиков. Всего, если судить по списку, опубликованному в одной из книжек, их было восемьдесят. Крылову, вероятно, дали понять, что злой тон его критики неугоден правительству. Этим можно объяснить появление в последних номерах наряду с разоблачительными выпадами более или менее смягченных по тону рассуждений.

В последующие за изданием «Почты духов» два года Крылов почти не печатается. За это время окрепли его дружеские связи со знаменитым актером И. А. Дмитревским, возникла дружба с литератором-разночинцем А. И. Клушиным и родилась мысль открыть собственную типографию, печатать книги и выпускать новый журнал. К товарищам присоединился актер и литератор П. А. Плавильщиков, и вчетвером на деловых началах, сложившись день­гами, они завели свое предприятие. С февраля типография «Крылова с товарищи» начала выпускать ежемесячный журнал «Зритель».

«Почта духов» была журналом только по названию: скорее, это сборник сатирических очерков, разделенный на месячные порции. В «Зрителе» есть статьи, стихи, проза, рецензии, к участию, кроме издателей, привлечены некоторые авторы – А. Бухарский, В. Варакин, Г. Хованский, И. Захаров и др. Но львиная доля материала принадлежит Крылову, Клушину и Плавильщикову.

«Зритель» выходил с февраля по декабрь 1792 г., в продолжение одиннадцати месяцев, и набрал 169 подписчиков – вдвое больше, чем «Почта духов».

Плавильщиков прославляет творческий дух русских людей из народа, называя имена Ломоносова, Кулибина и других, и горячо защищает самостоятельность русской культуры. Крылов напечатал в «Зрителе» несколько значительных и принципиальных произведений: «Ночи», «Каиб», «Похвальная речь в память моему дедушке». Сатирический талант его развернулся с полной силой. Антикрепостническим пафосом проникнуты здесь многие страницы. Общественно-политическая позиция журнала «Зритель», его демократические симпатии, критика феодального режима не могли не насторожить правительственные органы.

Летом 1792 г. в типографии «Зрителя» был произведен обыск: разыскивались сочинение Крылова «Мои горячки» и поэма Клушина «Горлицы», о существовании которых стало известно полиции. В результате обыска за Крыловым был установлен полицейский надзор.

Писать, как было нужно, как хотелось, стало совсем невозможно. Товарищество распадалось, его покинули Плавильщиков и Дмитревский. Оставшись вдвоем, Крылов и Клушин предприняли в 1793 г издание нового журнала – «Санкт-Петербургский Меркурий», но социальная острота поднимаемых ими проблем становится все более приглушенной, и, с трудом доведя журнал до конца года, они прекратили издание.

В журналистику Карамзин вошел, участвуя в одном из новиковских изданий – журнале «Детское чтение для сердца и разума» – в 1785–1788 гг., где выступал в качестве переводчика. Затем, в 1789–1790 гг., он провел восемнадцать месяцев за границей, посетил Германию, Швейцарию, Францию, Англию и по возвращении на родину вновь обратился к журналистскому труду. С января 1791 по декабрь 1792 г. Карамзин издавал «Московский журнал», в котором напечатал ряд своих сочинений и произведения Державина, Дмитриева, Львова, Нелединского-Мелецкого и др. Журнал выходил ежемесячно, собрал триста подписчиков и в 1801–1803 гг. был полностью переиздан Карамзиным, интерес к нему продолжал сохраняться.

В «Московском журнале», ссылаясь на опыт иностранных периодических изданий, Карамзин ввел четкое дробление материалов по отделам.

Важным нововведением в журнале Карамзина явились отделы библиографии и театральных рецензий. Таким образом, «Московский журнал» оставил за собой видное место в истории русской литературной и театральной критики, ранними образцами которой были рецензии самого Карамзина.

В «Московском журнале» Карамзин напечатал свою повесть «Бедная Лиза».

Закончив издание «Московского журнала», Карамзин предполагал весной следующего 1793 г. выпустить альманах «Аглая», однако не сумел наладить сотрудничество друзей-литераторов. Он выпустил первую книжку в 1794 и вторую – в 1795 г., составив их почти целиком из собственных произведений. Там напечатаны были отрывки из «Писем русского путешественника», богатырская сказка «Илья Муромец», прозаический отрывок «Сиерра-Морена», рассказ «Остров Борнгольм», несколько стихотворений и статей.

После «Аглаи» Карамзин в 1796–1799 гг. одну за другой издал три книжки альманаха «Аониды», составленные из стихотворений русских авторов. В «Аонидах» напечатаны стихотворения Хераскова, Державина, Капниста, Дмитриева, Кострова, Нелединского-Мелецкого, В Л. Пушкина, Клушина, Николева и других поэтов, представившие читателю состояние русской поэзии в обширной и умело расположенной редактором картине.

 

 







Date: 2015-08-15; view: 1715; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию