Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преступления против стабильности международных отношений





В данной группе преступлений международного характера можно выделить подгруппы в зависимости от тяжести совершен­ного деяния и объекта посягательства:

международный терроризм;

преступления против общественной безопасности.

Международный терроризм. Долгое время терроризм рас­сматривался как отдельное преступление. Однако на сегодняш­ний день, с учетом развития международных норм и националь­ного законодательства, можно определить, что, терроризм - это социальное, негативное явление, характерное для современного общества; представляющее собой группу часто взаимосвязанных наиболее опасных преступлений, совершаемых общественно опасным способом с причинением существенного вреда в целях устрашения населения, а также достижения личных, как правило, преступных результатов.

К данной группе преступлений относятся: террористический акт, захват заложников, захват воздушного, водного или желез­нодорожного транспорта, посягательство на жизнь государствен­ного деятеля и т. п.

Международное сообщество до настоящего времени не вы­работало единого понятия данного термина. Однако если анали­зировать существующие международные соглашения, междуна­родный терроризм можно рассматривать как совокупность раз­личных противоправных общественно опасных деяний, причи­няющих вред нескольким государствам или всему мировому со­обществу, которые выражаются в публичных действиях, и жерт­вами от которых может стать или становится большое количество людей.

Попытка дать понятие терроризма была предпринята в 1937 г. в Женевской конвенции о предупреждении терроризма и наказа­нии за него. В соответствии с данным соглашением терроризм - преступные действия, которые направлены против какого-либо государства, и цель, и характер которых состоят в том, чтобы се­ять среди отдельных лиц, групп лиц или населения разрушения и ужас. Конвенция так и не вступила в силу.

Международный терроризм последнее время относят к меж­дународным преступлениям, однако поскольку в Статуте Меж­дународного уголовного суда не указан такой состав, пока следу­ет рассматривать данную подгруппу преступлений как преступ­ления международного характера.

К конвенциям, определяющим, составы международного терроризма, и устанавливающим механизмы взаимодействия го­сударств по борьбе с данными преступлениями, относятся:

Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, со­вершаемых на борту воздушных судов 1963 г.;

Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.;

Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленны­ми против безопасности гражданской авиации 1971 г.;

Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэро­портах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию 1988 г.;

Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленны­ми против безопасности морского судоходства 1988 г.;

Международная конвенция о борьбе с бомбовым терро­ризмом 1997 г.;

-Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. и другие конвенции.

Исходя из содержания этих международных документов, можно выделить следующие составы преступлений, относящиеся к международному терроризму:

захват воздушного судна в полете путем насилия или уг­розы применения насилия;

акты насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, если такой акт может угрожать безо­пасности этого воздушного судна;

разрушение воздушного судна, находящегося в эксплуа­тации, или причинение этому воздушному судну повреждения;

разрушение или повреждение аэронавигационного обору­дования или вмешательство в его эксплуатацию, если любой та­кой акт может угрожать безопасности воздушных судов в полете; сообщение заведомо ложных сведений, которое создает угрозу безопасности воздушного судна в полете;

акт насилия, совершаемый с использованием любого уст­ройства, вещества или оружия, в отношении лица в аэропорту, обслуживающем международную гражданскую авиацию, кото­рый причиняет или может причинить серьезный вред здоровью или смерть;

захват или удержание другого лица с угрозой убийства, нанесением повреждения, для того чтобы заставить третью сто­рону (государство, международную организацию, физическое или юридическое лицо или группу лиц) совершить определенные действия;

незаконное получение, владение, использование, передача видоизменение, уничтожение или распыление ядерного материала;

захват морского судна или осуществление контроля над ним силой или угрозой силы; другие акты на борту судна против лиц, безопасности судна; захват станционной платформы или осуществление контроля над ней силой или угрозой силы; со­вершения акта насилия против лиц, акта против безопасности платформы;


преднамеренное доставление, помещение, приведение в действие или взрыв специального смертоносного устройства в пределах мест общественного пользования, государственного или правительственного объекта, объекта системы общественного транспорта или объекта инфраструктуры;

незаконное представление финансовых средств любыми методами;

И) преступление, связанное с применением бомб, гранат, ракет, автоматического стрелкового оружия или взрывчатых уст­ройств, вложенных в письма или посылки, если подобное приме­нение создает опасность для людей.

Необходимо отличать международный терроризм от нацио­нального терроризма, поскольку именно первый относится к пре­ступлениям международного характера. Такие отличия отражены в элементах составов террористических преступлений:

1) субъект преступления и потерпевший от преступления яв­ляются гражданами одного государства или разных стран, но преступление совершено за их пределами;

преступление направлено против лиц, пользующихся ме­ждународной защитой (глав государств, дипломатических пред­ставителей, сотрудников международных организаций);

подготовка к преступлению ведется в одном государстве, а совершается преступление в другом государстве;

совершив террористическое преступление в одном госу­дарстве, преступник укрывается в другом, и встает вопрос о его выдаче.

Современный терроризм несет в себе признаки организован­ной преступности. Это преступление всегда умышленное. Сама жертва террористов особенно и не интересует, их цель - возбуж­дение общественного внимания, запугивание населения и пред­ставителей власти, пропаганда своих политических или иных воззрений. В связи с безразличием к жертвам часты проявления особой жестокости, пренебрежения к положению жертв и к тому обстоятельству, что при актах терроризма гибнут случайные люди.

УК РФ содержит достаточно большой перечень преступле­ний террористической направленности: ст. 205, 205\ 2052, 206, 207,211 ит. д.

Преступления против общественной безопасности

1. Пиратство. Одно из древнейших преступлений, которое до сих пор представляет собой проблему для мирового сообщест­ва. Пиратство приносит существенный ущерб мировому судоход­ству, морскому торговому пути, а, следовательно, экономическо­му развитию государств. Страдает от пиратства и Россия, не­смотря на существенную отдаленность от пиратских зон.

До конвенции об открытом море 1958 г. пиратство опреде­лялось по нормам обычного международного права. В настоящее время борьба с пиратством осуществляется в соответствии с Кон­венцией ООН по морскому праву 1982 г. В соответствии с Конвен­цией 1982 г. пиратством является любое из следующих действий:

любой неправомерный акт насилия, задержания или лю­бой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пас­сажирами какого-либо частновладельческого судна или летатель­ного аппарата и направленный в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на борту;

любой акт добровольного участия в использовании како- го-либо судна или летательного аппарата, совершенный со зна­нием обстоятельств, в силу которых судно или летательный ап­парат является пиратским;


любое деяние, являющееся подстрекательством или соз­нательным содействием совершению данных действий;

аналогичные действия, совершаемые военным или госу­дарственным судном или летательным аппаратом, экипаж кото­рого поднял мятеж и захватил власть над этим судном или лета­тельным аппаратом.

На пиратское судно или летательный аппарат распространя­ется юрисдикция того государства, которое осуществляет захват, арест, находящихся на судне лиц и имущества. Осуществить та­кой законный захват могут только военные корабли либо другие суда, которые имеют четкие внешние знаки, позволяющие опо­знать их, как состоящие на правительственной службе. Частные суда не могут осуществлять такие действия. Судно и экипаж под­лежит ответственности по законодательству страны, осущест­вившей законный захват пиратов. Следует отметить, что Конвенции регламентируют борьбу с пиратством только в открытом море, т. е. в зоне, где не действует юрисдикция какого-либо государства и необходим совместный механизм реагирования. Все акты пиратства, совершенные в пре­делах территории какого-либо государства, относятся к юрис­дикции этой страны и регламентируются национальным законо­дательством.

УК РФ содержит ст. 227 - «морское и речное пиратство» - морской разбой, т. е. захват чужого имущества с применением насилия или угрозой его применения. Национальное закрепление преступления несколько отличается от международного, что свя­зано со спецификой распространенности данного деяния в от­крытом море и в территориальных водах. Так, в УК России нет воздушного разбоя, что есть в конвенции. Такие преступления квалифицируются по другим статьям уголовного законодательства.

2. Незаконный оборот огнестрельного оружия. Доля неза­конного оборота в общем объеме мировой торговли огнестрель­ным оружием составляет около 40 %. Данное преступление яв­ляется одной из разновидностей преступной деятельности орга­низованной преступности. Оно особенно характерно для разви­вающихся стран, а также для государств, на территории которых существуют конфликтные территории.

В настоящее время действует несколько международных со­глашений, регламентирующих определенные вопросы по борьбе с незаконным оборотом огнестрельного оружия. Европейская конвенция о контроле за приобретением и хранением огне­стрельного оружия частными лицами 1978 г. Конвенция обязыва­ет государства-участников уведомлять друг друга о перемещении огнестрельного оружия, находящегося на территории одного из них, на территорию другого государства путем любого отчужде­ния этого оружия постоянному жителю иного государства. Госу­дарство обязано принимать необходимые меры для обеспечения подробного сообщения о сделке в соответствующие органы со стороны лица осуществляющего продажу, перемещение или пе­редачу огнестрельного оружия. В Приложении к конвенции дает­ся подробный перечень предметов незаконного оборота огне­стрельного оружия.


Другим документом в данной сфере является Протокол про­тив незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к не­му, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. В соответствии с Прото­колом под огнестрельным оружием понимается: любое носимое ствольное оружие, которое производит выстрел, преднамеренно или может быть легко приспособлено для производства выстрела или ускорения пули, или снаряда за счет энергии взрывчатого вещества. Не включается старинное оружие и его модели. Поло­жения Протокола не применяются к межгосударственным сдел­кам или к государственным передачам, когда применение Прото­кола нанесло бы ущерб праву государства-участника принимать меры в интересах национальной безопасности в соответствии с Уставом ООН.

В соответствии с указанным Протоколом преступлениями признаются:

незаконное изготовление огнестрельного оружия, его со­ставных частей и компонентов, боеприпасов к нему;

незаконный оборот огнестрельного оружия, его составных частей, компонентов и боеприпасов;

фальсификация или незаконное удаление, уничтожение или изменение маркировки на огнестрельном оружии;

с учетом основных принципов своей правовой системы - покушение на совершение или участие в качестве сообщника;

организация, руководство, пособничество, подстрекатель­ство, содействие или дача советов при совершении какого-либо из указанных преступлений.

3. Столкновение морских судов. Данному преступлению по­священы многие конвенции, особенно по вопросам гражданской юрисдикции. Вопросам борьбы с преступлениями о столкнове­нии судов и связанными с ними иными преступлениями посвя­щена Международная конвенция об унификации некоторых пра­вил уголовной юрисдикции по делам о столкновении судов и других происшествий, связанных с судоходством 1952 г. РФ не является участником данного соглашения.

Естественно, что к подобным преступлениям международного характера относятся только деяния, совершенные умышленно.

В соответствии с Конвенцией в случае столкновения или любого другого происшествия в области судоходства, которое влечет уголовную ответственность капитана или любого другого служащего на судне, применяется уголовная юрисдикция госу­дарства, под флагом которого судно находилось в момент столк­новения или другого происшествия. Это правило не препятствует действию персональной юрисдикции - когда государство возбу­ждает преследование в отношении своих граждан за нарушения, совершенные на борту судна, находившегося под флагом другого государства. Таким образом, Конвенция устанавливает парал­лельную юрисдикцию государств флага судна и гражданства ви­новных, однако преимущество отдается юрисдикции государства флага судна.

Вопросы уголовной ответственности при столкновении су­дов регламентированы также Конвенцией ООН по морскому пра­ву 1982 г. Конвенция устанавливает, что в подобных случаях столкновения судов в открытом море, влекущее уголовную от­ветственность капитана, возможна конкуренция норм территори­альной и персональной юрисдикции. То есть уголовное дело мо­жет быть возбуждено властями государства флага или государст­ва, гражданином которого лицо является. Предпочтение должно отдаваться территориальной юрисдикции (государства флага). Персональная юрисдикция возможна, когда лицо оказывается на территории государства, чьим гражданином он является, и госу­дарство не выдает его по причине гражданства. Следовательно, действующие международные соглашения в рассматриваемой сфере устанавливают в большинстве своем тождественные пра­вила. Просто не все государства-участники Конвенции 1982 г. являются участниками Конвенции 1952 г. (например, Россия).

Уголовная юрисдикция прибрежного государства на борту иностранного судна возможна, если судно, проходит через терри­ториальное море этого государства. В таких случаях может быть произведен арест какого-либо лица или начато производство рас­следования в связи с преступлением.

Условия действия уголовной юрисдикции прибрежного го­сударства:

если последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

если преступление имеет такой характер, что им нару­шается спокойствие в стране или добрый порядок в территори­альном море;

если капитан судна, дипломатический агент или кон­сульское должностное лицо государства флага обратится к мест­ным властям с просьбой об оказании помощи;

если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веще­ствами.

В иных случаях действует юрисдикция флага судна.

Согласно Конвенции 1982 г. арест, задержание судна могут быть произведены в качестве меры расследования только по рас­поряжению властей государства флага. Столкновение судов вследствие непреодолимой силы исключает ответственность за столкновение. Данное преступление может быть совершено как по неосторожности, так и умышленно. В последнем случае идет квалификация действий по совокупности. Часто столкновение осуществляется с целью захвата судна или его груза (пиратство).

4. Неоказание помощи на море. Вопросам оказания помощи на море посвящены Брюссельская Конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море 1910 г., Международная конвенция о спасании 1989 г.

Конвенция ООН по морскому праву предусматривает обя­занности, которые возлагаются на капитана судна государства флага для обеспечения безопасности судна и экипажа, пассажиров:

оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель;

следовать со всей возможной скоростью на помощь тер­пящим бедствие, если сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рас­считывать;

после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам и по возможности сообщить этому судну наименование своего, порт его регистрации и ближайший порт, в который он зайдет.

Владелец судна не несет никакой ответственности за нару­шение капитаном вышеуказанных обязанностей. Ответственность наступает как в случае, когда люди погибли, так и если они спас­лись. Капитан судна, не оказавшего помощь, не вправе в свое оп­равдание ссылаться на то, что гибнущим людям помогали или могли помочь другие корабли или самолеты. Преступлением счи­тается как непосредственное неоказание помощи терпящим бедст­вие в открытом море, так и неприбытие к месту, где гибнут люди на море, если капитаном получены сигналы бедствия, и он находится на расстоянии, позволяющем прибыть к месту происшествия.

УК России содержит специальный состав преступления - неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ). В диспозиции состава также указывается обязательное наличие возможности оказать такую помощь без серьезной опас­ности для своего судна, его экипажа и пассажиров. При этом не имеют значения последствия. Состав является формальным, и сам факт неоказания помощи при ее возможности уже рассмат­ривается как преступление. В то же время законодатель не кон­кретизирует, что следует рассматривать в качестве серьезной опасности. Возможно, в данном случае необходимо использовать специальные нормативно-правовые акты, регламентирующие правила судоходства и нормы безопасности судна.

5. Разрыв или повреждение подводного кабеля или трубо­провода. Конвенция по охране подводных телеграфных кабелей 1884 г. В соответствии с Конвенцией деяние совершено умышле­но или по преступной оплошности; последствия могут заклю­чаться в перерыве или приостановке телеграфных сообщений. Под охраной Конвенции находится кабель за пределами террито­риальных вод, проложенный в открытом море. Государства- участники должны установить наказание за такое преступление в виде штрафа или ареста. Ответственность наступает в случае на­рушения и несоблюдения установленных правил судоходства и морского промысла вблизи морского кабеля. Преступление отно­сится к юрисдикции государства флага судна нарушителя.

Схожие положения содержатся и в Конвенции 1982 г. Рас­ширен предмет преступления: добавлены телефонный, высоко­вольтный кабели, трубопроводы.

Разрыв или повреждение кабеля или трубопровода может быть осуществлен судном или каким-либо лицом непосредствен­но, а также действиями, которые рассчитаны на то, чтобы при­вести к таким разрывам или повреждениям.

Не являются преступными разрывы или повреждения, при­чиняемые лицами, действующими исключительно с правомерной целью спасения своей жизни или своих судов, после принятия всех мер предосторожности для избежания таких разрывов и по­вреждений. Уголовная ответственность за такие действия преду­смотрена, когда такое повреждение стало результатом нарушения правил судоходства или осуществления морских промыслов. Так, при прокладке или исправлении поврежденного кабеля суда должны соблюдать правило о сигналах. Увидев эти сигналы, дру­гие суда должны находиться на расстоянии не менее 1 мили от этого судна. На том же расстоянии предписывается держать рыболовные снасти и сети. На расстоянии в Ул морской мили суда должны дер­жаться от бакенов, служащих указателями положения кабелей.

Ответственность наступает по закону государства флага ви­новного судна.

УК РФ не содержит специального состава выше представ­ленного преступления. При его совершении квалификация дея­ния осуществляется по общим составам с учетом специфики са­мого преступления (по ст. 167 и 168 - умышленное или неосто­рожное уничтожение или повреждение имущества).

 







Date: 2015-08-15; view: 2848; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию