Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наемничество
Общественная опасность данного преступления проявляется в том, что формируется специфическая когорта людей, основной профессией которых являются массовые убийства, истязания, разрушение и разграбление национального имущества по корыстным мотивам. ГА ООН в своих резолюциях неоднократно осуждала наемничество и признавала его преступным, рекомендовала государствам предпринимать все необходимые меры для устранения такого явления. Первый документ, затрагивающий проблему наемничества - Дополнительный протокол I 1977 г. к Женевской конвенции 1949 г. о защите жертв войны. В нем указаны признаки наемника: любое лицо, которое: специально завербовано на месте или за границей, чтобы сражаться в вооруженном конфликте; фактически принимает участие в военных действиях; целью участия является получение личной выгоды, которая превышает обещанную комбатантам личного состава; не является гражданином стороны, находящейся в конфликте, либо постоянно проживающим на территории государства- участника вооруженного конфликта; не входит в состав вооруженных сил; не послано государством, которое не является стороной конфликта, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил. В Дополнительном протоколе I также указывается, что наемник не признается комбатантом или военнопленным, не подпадает под нормы международного гуманитарного права, не является субъектом гуманитарной защиты и не может претендовать на какие-либо права, обязанности, гарантии в период вооруженного конфликта. В то же время в документе не указано, что действия наемника являются преступными и необходимо привлекать их к уголовной ответственности. Другой международный акт, регламентирующий вопросы борьбы с наемничеством - Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. Конвенция расширяет признаки наемника и относит к последним лиц, которые были завербованы для участия в ранее запланированных актах насилия в целях свержения законной власти государства, подрыва его конституционного порядка или нарушения его территориальной неприкосновенности и целостности. Статут МУС не содержит такого состава преступления, как наемничество. Многие ученые рассматривают наемничество как специфический, особо общественно опасный метод или средство ведения войны, т. е. определенный вид военного преступления. В то же время сам термин «наемник» или «наемничество» в Статуте не используется, следовательно, данное общественно опасное деяние международным преступлением не является, и его следует отнести к преступлениям международного характера. Подтверждением этого факта является официальное мнение экспертов ООН по изучению и обновлению международного права и представлению рекомендаций. В 2002 г. эксперты отметили, что имеющееся определение, которое содержится в Конвенции 1989 г. и ст. 47 ДП I 1977 г., является непригодным и недостаточным в качестве основы для того, чтобы можно было считать наемническую деятельность международным преступлением. Однако УК РФ в гл. «Преступления против мира и безопасности человечества» содержит ст. 359, которая регламентирует уголовную ответственность за совершение наемнических действий. Представляется достаточно специфичным положение преступления наемничества в российском законодательстве и его соответствие международному уголовному праву. С одной стороны, российский законодатель создал определенную новеллу, признав деяние международным преступлением, каковым оно пока не является по действующим международным документам. С другой стороны, РФ не является участником Конвенции 1989 г., которая фактически относит наемничество к преступлениям международного характера. Создается впечатление, что наша страна шагнула далеко вперед в отличие от мирового сообщества, в то же время велика вероятность возникновения большого количества сложностей и проблем при привлечении к уголовной ответственности за данное преступление, особенно иностранных граждан. Поскольку для большинства стран это деяние носит менее общественно опасный характер и влечет наступление менее суровой ответственности. Проведем юридический анализ ст. 359 УК РФ. Данная норма содержит примечание, где в качестве определения наемника частично указываются признаки из Дополнительного протокола I 1977 г. С учетом конструкции статьи, можно согласиться с позицией многих ученых о том, что последняя содержит два состава преступления: первый закреплен в ч. 1 и 2, а второй — в ч. 3 ст. 359 УК РФ. Объектом наемничества являются общественные отношения по охране международных правил ведения войны, устанавливающих характеристику, вооруженных сил конфликтующих сторон. Объективная сторона характеризуется несколькими альтернативными действиями. Вербовка - действия по набору соответствующих лиц, найм, привлечение, набор, т. е. обещание каких-либо материальных выгод для нанимающегося в обмен на различного рода его услуги. Преступление считается оконченным, если установлено наличие любой договоренности между сторонами вне зависимости от ее формы. Обучение наемника - передача ему в различной форме знаний и умений, направленных на достижение тех или иных результатов в вооруженных конфликтах. Финансирование наемника - обеспечение его денежными средствами, которые могут предназначаться для различных целей: выплата вознаграждения, закупка вооружения и т. п. преступление считается оконченным с момента фактического использования денежных средств по предполагаемому назначению, а не с момента их получения самим наемником. Иное материальное обеспечение - снабжение обмундированием, оружием, боеприпасами, техникой и транспортом, иным имуществом. Деяние будет окончено с момента фактического использования материальных предметов по предполагаемому назначению, а не в момент их получения самим наемником. Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях - непосредственное участие самого наемника в боевых операциях во исполнение приказа нанимателя для достижения целей последнего. Состав данного преступления носит формальный характер. Преступление считается оконченным при совершении виновным хотя бы одного из выше указанных действий, которые носят альтернативный характер, в отношении хотя бы одного наемника. Субъективная сторона данного преступного деяния всегда характеризуется виной в форме прямого умысла. В ч. 3 ст. 359 в рамках субъективной стороны необходимо установить наличие обязательного признака — цель совершения данных действий, которой является получение вознаграждения. Характеристики субъекта преступления по ст. 359 УК РФ различны в зависимости от части данной статьи. По ч. 1 субъект является общим - физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Часть 2 закрепляет признаки специального субъекта - «использование своего служебного положения». Следует согласиться с мнением А. Г. Кибальника, что в данном случае следует понимать не только должностных лиц, а любых использующих свое служебное положение лиц, включая выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях. Часть 3 устанавливает уголовную ответственность самого наемника. Таким образом, необходимо определить признаки наемника, которые отражены в примечании к ст. 359 УК РФ.
Экоцид Ряд ученых, а также УК РФ (как уже было отмечено ранее) действиям такого характера, устанавливают статус международного преступления, подчеркивая тем самым, серьезность и опасность события и его последствий для всего мирового сообщества. Четкое определение экоцида в международном праве по- прежнему отсутствует. Несмотря на признание мировым сообществом, проблемы экологических чрезвычайных ситуаций и их последствий, особенно являющихся результатом преднамеренной человеческой деятельности, до сих пор отсутствует международный документ, регламентирующий такое деяние как международное преступление и раскрывающий сущность экоцида. Проблема негативного воздействия на окружающую среду возникла еще после Второй мировой войны, когда был причинен катастрофический вред природе путем применения различных видов оружия. Поэтому Женевские конвенции 1949 г. установили обязательство государств содействовать непричинению вреда окружающей среде при ведении военных действий путем избирательного использования средств ведения военного конфликта. Международные преступления характеризуются умыслом при характеристике субъективной стороны. Следовательно, и экоцид должен обладать данным признаком. В период с 1968 по 1971 гг. похожая ситуация возникла в вооруженном конфликте на территории Вьетнама. США, которые участвовали в данном конфликте, использовали бомбы, насыщенные химическими препаратами (пестициды, предназначенные для обработки сельскохозяйственных угодий от вредителей) для борьбы с партизанами. Предполагалось, уничтожение последних путем отравления воды, воздуха, посевных культур. В результате был причинен катастрофический вред не только окружающей среде, но и человеку - массовые патологии у населения, наличие врожденных пороков и аномалий. Эти события послужили причиной постановки проблемы умышленного причинения вреда окружающей среде или человеку через воздействие на окружающую среду. В результате в 1976 г. была принята Конвенция о запрещении военного или любого другого использования средств воздействия на природную среду. Однако Конвенция не дает четкого определения такого преступления, как экоцид. Расплывчата и содержательная характеристика запрещенных Конвенцией действий. В результате, на практике оказалось невозможно признать те или иные действия, как нарушающие конвенционные обязательства. Потребность применения норм Конвенции возникла в период вооруженного конфликта на территории бывшей Югославии, когда вооруженные силы НАТО применили бомбы, боеголовки которых были насыщены радиоактивными веществами. В результате некоторые территории были заражены радиацией. Однако доказать и установить причинно-следственную связь между использованными боеприпасами и заражением не удалось, исходя из правил, закрепленных в Конвенции 1976 г. Также следует отметить, что большой уклон в Конвенции делается на возможность воздействия на некоторые явления природы (цунами, землетрясение и т. п.), их вызывание, для наступления последствий на территории другого государства (геофизическая война). В реальности существует большая вероятность воздействия на окружающую среду во время вооруженного конфликта путем влияния на объекты противника без применения спецтехнологий. Например, поджог нефтяных скважин Кувейта вооруженными силами Ирака в период войны в Персидском заливе, что привело к экологическим последствиям на территории нескольких государств. В то же время в данной ситуации не удалось применить нормы Конвенции 1976 г., поскольку Ирак не является участником соглашения, следовательно, не обязан выполнять содержащиеся в нем обязательства. Позднее попытка признания причинения вреда природе в качестве международного преступления была предпринята Комиссией ООН по международному праву при разработке проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Так, в 1996 г. при рассмотрении данного проекта Генеральной Ассамблеей ООН такой состав, как «преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде». Комиссия предлагала рассматривать данный состав преступления в качестве отдельного и самостоятельного вида международных преступлений, поскольку оно может быть совершено как в военное, так и в мирное время. Проект Кодекса, принятый ГА ООН, включил в себя похожий состав преступления как вид военного преступления. Причиной такой позиции стало мнение ряда государств об отсутствии реальной возможности причинения подобного вреда в мирное время, так как нет реальных примеров этого. Практика показывает, что преднамеренно причинить вред окружающей среде можно только с определенной целью, которой может выступать стремление воздействовать на противника в вооруженном конфликте (создание катастрофичной экологической обстановки на территории другого государства или его части). В то же время нельзя отвергать возможность проявления такого события. Исходя из позиции принятого проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде - это преднамеренное причинение или отдача приказа о причинении широкомасштабного, долговременного и серьезного ущерба природной окружающей среде. Таким образом, на сегодняшний день, экоцид или преднамеренное, серьезное причинение вреда окружающей среде пока не имеет общепризнанного статуса международного преступления, закрепленного в каком-либо международном соглашении. Существуют различные международные конвенции, рассматривающие различные экологические правонарушения как деликты либо преступления международного характера, предусматривающие механизмы взаимодействия государств для пресечения данной негативной деятельности. Как уже было отмечено, российский законодатель разработал и узаконил определенную новеллу по сравнению с международным уголовным правом. Данная норма получила свое закрепление в ст. 358 УК РФ, где изложена диспозиция преступления против мира и безопасности человечества - экоцид. Экоцид - массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Объектом преступления выступают общественные отношения по охране окружающей природной среды от существенного негативного воздействия, последствия которого необратимы, т. е. по охране экологической безопасности человечества. Объективная сторона выражена в совершении общественно опасного деяния (как действия, так и бездействия) в виде массового уничтожения, отравления или иных действий, которые способны вызвать экологическую катастрофу. Данные действия должны быть прямым следствием деятельности человека, поскольку подобные негативные последствия могут наступить и в результате катастрофического стихийного бедствия, которое разрушило или повредило какие-либо технические сооружения, в результате чего и был причинен масштабный вред окружающей среде. То есть причинная связь должна четко прослеживаться между действиями и наступившими последствиями. Диспозиция предусматривает массовый характер действий. Необходимо установить данный критерий, который может быть выражен в потере нескольких видов флоры или фауны, большой территориальной распространенности отравления атмосферы или водных ресурсов. Последствие, угроза наступления которого предусмотрена в статье, в результате совершения выше обозначенных действий, - экологическая катастрофа. УК РФ не содержит определения данного термина. Экологическая катастрофа - это необратимые изменения в окружающей среде, которые угрожают жизни и здоровью человека, состоянию окружающей среды, естественных экологических систем, генетическому фонду растений и животных. Преступление экоцид может быть совершено любым способом как в мирное, так и в военное время, поскольку данные признаки объективной стороны в диспозиции статьи не конкретизированы. Субъектом данного преступления является физическое, вменяемое лицо, достигшее 16 лет на момент совершения преступления. Лицо осознано совершает определенные действия, которые могут привести к экологической катастрофе или иным последствиям, предусмотренным диспозицией статьи. Можно предположить о возможности специального субъекта, поскольку подобные действия могут быть совершены лицом, на которое возложены определенные обязанности по обеспечению безопасности определенных объектов. Нарушение данной обязанности может повлечь последствия, предусмотренные ст. 358 УК РФ. Поскольку норма не содержит указания на форму вины, исходя из правил Общей части УК РФ, субъективная сторона экоцида может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности. В теории уголовного права существуют различные позиции по данному вопросу. Логично, что поскольку экоцид закреплен как международное преступление, вина должна быть только умышленной. Как отмечает Кибальник А. Г., экоцид является формальным составом, преступление будет окончено при совершении любого из перечисленных действий при наличии указанной угрозы.
Date: 2015-08-15; view: 1328; Нарушение авторских прав |