Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологические преступления





Профессор Л. В. Иногамова-Хегай предлагает свое опреде­ление экологического преступления международного характера - это преступление, которое «посягает на благоприятную природ­ную среду, на рациональное добывание и использование природ­ных богатств, которое влечет или может повлечь причинение серьезного, порой невосполнимого ущерба окружающей среде»81.

Активное развитие промышленности, добычи природных ресурсов, развитие международного сотрудничества в различных сферах, помимо позитивных составляющих, имеет и негативные. Одной из последних является причинение вреда природной среде в результате такой деятельности. Международному праву извес­тен институт экологического деликта, т. е. когда в результате правомерной деятельности причиняется вред окружающей среде. Данные деликты (правонарушения) следует отличать от экологи­ческих преступлений. Их характерной чертой является наличие вины (в форме умысла или неосторожности) при совершении общественно опасных действий, а также существенных последст­вий. Отличительными признаками также выступают характер и степень общественной опасности совершаемых деяний.

Проанализировав международные документы, можно уста­новить достаточно большое количество запретов в отношении природной среды, нарушение которых влечет наступление ответ­ственности. Национальное законодательство многих стран отра­жает эти запреты в своих нормах об экологических преступлени­ях. Рассмотрим два наиболее распространенных и опасных для природы экологических преступления, ответственность за со­вершение которых установлена международными договорами и национальными законами государств.

Одним их таких преступлений является загрязнение воздуха. В соответствии с Конвенцией о трансграничном загрязнении воз­духа на большие расстояния 1979 г. «загрязнение воздуха» - это введение человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в воздушную среду, влекущее за собой вредные последствия такого характера, как угроза здоровью людей, нанесение вреда живым ресурсам, экосистемам и материальным ценностям, а также нане­сение ущерба ценности ландшафта или помехи другим законным видам использования окружающей среды.

Данное экологическое преступление международного харак­тера является весьма распространенным. Огромное количество промышленного производства, химической промышленности и других объектов народного хозяйства на нашей планете увеличи­вает риск возникновения загрязнения. Но не во всех странах чет­ко соблюдаются нормы технической и экологической безопасно­сти на производстве, часть производства и вовсе вредна для ок­ружающей среды, и, несмотря на современные технологии, неко­торые страны не спешат повышать уровень экологической безо­пасности своих предприятий.

Поскольку достаточно сложно привлечь к уголовной ответ­ственности физических лиц, виновных в совершении экологиче­ского преступления на территории другого государства, от по­следствий которого пострадало население и территория соседней страны, мировое сообщество старается развивать международные меры гражданской ответственности за подобные действия. Боль­шинство международных конвенций устанавливают обязательст­ва для государств разрабатывать внутригосударственные меха­низмы пресечения совершения экологических преступлений. В то же время вне зависимости от формы собственности само госу­дарство всегда несет ответственность перед мировым сообщест­вом за вред, причиненный окружающей природной среде на его территории.

Такие документы, как Венская конвенция об охране озоно­вого слоя 1985 г., Базельская конвенция о контроле за трансгра­ничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 г., Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в транс­граничном контексте 1991 г. и ряд других соглашений регламен­тируют единообразный механизм правил охраны атмосферного воздуха, в том числе, о допустимых выбросах в атмосферу, взаи­модействии между государствами об оповещении о превышен­ном выбросе и других вопросах.

Другим экологическим преступлением международного ха­рактера является загрязнение водных ресурсов. Поскольку мор­ское пространство выступает одним из основных форм перевозки товаров и грузов, вполне естественно, что существует риск попа­дания в морскую среду тех или иных ядовитых для нее веществ. В качестве таких вредоносных объектов могут выступать: нефте­продукты, химические вещества, отходы производства, радиоак­тивные отходы и т. п. В мировой практике действует достаточно большое количество соглашений, регламентирующих вопросы ответственности в случае подобного загрязнения. Например, Ме­ждународная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г., Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенция о за­щите Черного моря от загрязнения 1992 г. и т. д.

Так, Международная конвенция по предотвращению загряз­нения с судов 1973 г. запрещает сброс любых веществ, включая нефть и ядовитые вещества, сточные воды и мусор, со всех типов судов, за исключением военных кораблей и тех, что используют­ся на государственной некоммерческой службе. Прибрежные го­сударства имеют право инспектировать иностранные суда и осу­ществлять судебное преследование нарушителей. Установлены единые международные стандарты по предотвращению загрязне­ния. Ряд районов имеет особо жесткий режим, где сброс опасных веществ полностью запрещен (Черное, Средиземное, Красное моря, Персидский, Оманский заливы).

В 1998 г. в рамках Совета Европы была разработана Конвен­ция о защите окружающей среды посредством уголовного зако­нодательства. К сожалению, данный документ до сих не вступил в силу, однако содержит ряд весьма интересных правовых норм, которые мы и рассмотрим. Статьи 2, 3 раскрывают общественно опасные деяния, посредством которых могут быть совершены экологические преступления как умышленно, так и по неосто­рожности.

К преступлениям относятся:

слив, выброс или выпуск веществ или ионизирующего из­лучения в воздух, почву или воду, которые: служат причиной смерти или наносят телесные повреждения любому человеку или вызывают серьезную опасность наступления смерти или телес­ных повреждений человека;

незаконный слив, выброс или выпуск веществ или ионизи­рующего излучения в воздух, почву или воду, наносящих или способных оказать вредное воздействие на атмосферный воздух, воды или почвы, угрозу

жизни или здоровью человека либо со­стоянию охраняемых памятников истории и культуры, другим охраняемым объектам, собственности, нанести вред жизни или здоровью животных или растений;

незаконный вывоз, обращение, хранение, транспортировка, экспорт или импорт опасных отходов, вызывающих или способ­ных привести к смерти или серьезному вреду здоровья любого человека или способных оказать вредное воздействие на атмо­сферный воздух, почвы, воды, нанести серьезный вред жизни или здоровью животных или растений;

незаконная деятельность производства, выполняющего представляющие опасность операции и вызывающего смерть или способного привести к смерти или серьезному вреду здоровья любого человека или способных оказать вредное воздействие на атмосферный воздух, почвы, воды, нанести серьезный вред жиз­ни или здоровью животных или растений;

незаконное производство, обращение, хранение, транспор­тировка, экспорт или импорт ядерных веществ или других вред­ных радиоактивных веществ, что служит или может служить причиной наступления смерти или наносит или может наносить серьезный вред здоровью человека или качеству воздуха, почвы, воды, животных или растений.

В ст. 4 Конвенции указаны иные деяния, которые могут быть рассмотрены государствами и как преступления, и как админист­ративные правонарушения. Среди них:

незаконный слив, выброс или выпуск веществ или ионизи­рующего излучения в воздух, почву или воду;

незаконное производство шума;

незаконный вывоз, обращение, хранение, транспортировка, экспорт или импорт опасных отходов;

незаконная производственная деятельность;

незаконное производство, обращение, использование, транспортировка, экспорт или импорт ядерных материалов, дру­гих радиоактивных веществ или вредных химикатов;

незаконная деятельность, приводящая к изменениям, губи­тельным для природных составляющих национальных парков, государственных природных заповедников, водохранилища или других охраняемых природных территорий;

незаконное владение объектами флоры и (или) фауны, по­лучение, ликвидация, сбыт или обмен объектов дикой флоры и фауны.

Большинство из этих деяний закреплены в российском зако­нодательстве. Подобные преступления предусмотрены УК РФ: ст. 251 «загрязнение атмосферы», ст. 252 «загрязнение морской среды», ст. 250 «загрязнение вод», ст. 247 «нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» и др.

 

Date: 2015-08-15; view: 1580; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию