Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления правового сотрудничества государств





Борьба с преступностью является одним из важных и необ­ходимых направлений международного сотрудничества госу­дарств. Поэтому с каждым годом растет количество договоров, как двустороннего, так и многостороннего характера. Помимо международных договоров и соглашений существуют и деклара­тивные документы, устанавливающие определенные общие стан­дарты в области борьбы с преступностью.

Подобные стандарты разрабатываются Конгрессом ООН по предупреждению преступлений и обращению с правонарушите­лями. Так, в 1990 г. были приняты Основные направления в пре­дупреждении и контроле за организованной преступностью. Рег­ламентируется как национальная деятельность, так и междуна­родное сотрудничество. Для государств устанавливается осуще­ствление таких мер, как стратегия профилактики, развитие уго­ловного законодательства, усиление органов правопорядка. В международном плане предусмотрены разработка типового зако­нодательства, создание международного банка данных, меры по усилению защиты законного финансового рынка от незаконно приобретенного капитала. Разработка конвенции о защите особо опасных объектов (гидростанции и АЭС), усиление контроля за оружием и взрывчаткой, защита судебного и полицейского пер­сонала, пострадавших и свидетелей.

Можно выделить несколько направлений правовой деятель­ности международного сообщества в борьбе с преступностью:

Разработка международных стандартов в области защиты прав и законных интересов осужденных.

Разработка правовых основ в области совершенствования деятельности органов правосудия и правоохранительных органов.

Заключение межгосударственных договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам.

Особое внимание уделяется защите прав и законных интере­сов осужденных. Еще в 1955 г. на первом Конгрессе ООН по пре­дупреждению преступности и обращению с правонарушителями были приняты Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. В 1990 г. ГА ООН приняла в виде резолюции Минимальные стандартные правила ООН о мерах, не связанных с лишением свободы. Данные правила поведения носят рекоменда­тельный характер, однако направлены на формирование едино­образных для многих стран норм в определенной сфере. Нередко государства перенимают данные правила в национальное законо­дательство и призывают к этому другие страны. Основное стрем­ление мирового сообщества при принятии международных стан­дартов заключается в том, чтобы постепенно создать общепризнан­ное правовое поле в области защиты прав и свобод осужденных.

В 1979 г. ГА ООН приняла Кодекс поведения должностных лиц правоохранительных органов. В данном документе объеди­нены основные правила, которые должны выполнять данные ли­ца. Кодекс одним из первых международных документов закре­пил требования к указанным должностным лицам в области про­тиводействия коррупции. Они не должны совершать такие дейст­вия, должны препятствовать любым таким актам и бороться с ними. В этом же направлении был разработан и принят другой документ - Основные принципы применения силы и огнестрель­ного оружия должностными лицами по поддержанию правопо­рядка 1990 г. Главным правилом данного документа является на­сколько это возможно использование ненасильственных средств до вынужденного применения силы или огнестрельного оружия.

Последние средства могут быть применены только в случае, ко­гда другие средства являются неэффективными или не дают ка­ких-либо надежд на достижение намеченного результата.

В 1985 г. ГА ООН приняла Основные принципы независи­мости суда, которая должна быть гарантирована конституцией и законами страны. В данном документе устанавливаются крите­рии, которым должны отвечать судьи. Особо подчеркиваются моральные и профессиональные качества. Установлены стандар­ты их квалификации, отбора, подготовки, условия и сроки служ­бы, неприкосновенность. В 1990 г. также были приняты Основ­ные принципы относительно роли юристов, где главное внимание уделено доступности правовой помощи для всех слоев общества, праву обвиняемого на выбор адвоката, просвещению населения относительно роли адвокатов в защите основных прав и свобод, подготовке и квалификации адвокатов.

Существование таких международных документов, хоть и рекомендательного характера, создает предпосылки для обеспе­чения неотвратимости наказания, что является важным условием предупреждения преступлений.

В 1991 г. ГА ООН приняла Декларацию принципов и про­грамму действий программы ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Целями данной про­граммы являются:

предупреждение преступности внутри государств и транснациональной преступности;

борьба с преступностью как на национальном, так и на международных уровнях;

активизация регионального и международного сотрудни­чества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия и борьба с транснациональной преступностью;

объединение и сплочение усилий государств в предупре­ждении транснациональной преступности и борьбе с ней;

более действенное и эффективное отправление правосу­дия при должном уважении прав человека всех лиц, столкнув­шихся с преступностью, и всех тех, кто имеет отношение к сис­теме уголовного правосудия;

6) содействие соблюдению самых высоких стандартов спра­ведливости, гуманности, правосудия и профессионального пове­дения.

Другой формой сотрудничества государств в области борь­бы с международной преступностью, как уже было отмечено, яв­ляется заключение договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам. В них регламентируются отношения, связан­ные с розыскными и уголовно-процессуальными действиями. Существование большого количества таких соглашений обуслов­лено тем, что в процессе расследования и судебного разбиратель­ства уголовных дел преступники, потерпевшие или свидетели, вещественные доказательства оказываются на территории друго­го государства. Возникает необходимость в получении правовой помощи от правоохранительных органов других государств.

Поскольку действует большое количество двусторонних до­говоров государств об оказании помощи, в 1990 г. ГА ООН одоб­рила типовой договор о взаимной помощи по уголовным делам. Данный документ не является обязательным, а лишь содержит в себе примерные правила, которые наиболее часто указываются государствами при заключении подобных соглашений. При его использовании государства могут как расширить, так и сузить содержание тех или иных норм по договоренности.

Правовая помощь по уголовным делам может включать в себя производство обысков, изъятие и передачу вещественных доказательств, вручение документов, проведение экспертиз, су­дебного осмотра, предоставление сведений о судимости лиц, осужденных ранее судами данного государства, пересылку отпе­чатков пальцев и т. п. Поручение об осуществлении того или иного оперативно-розыскного или следственного действия оформляется в письменном виде и с соблюдением целого ряда закрепленных в договоре формальностей.

РФ заключено большое количество двусторонних соглаше­ний с другими государствами. К многосторонним межгосударст­венным договорам о правовой помощи относятся: Европейская (Совет Европы) конвенция о взаимной правовой помощи по уго­ловным делам 1959 г. и Дополнительный протокол к ней 1978 г.;

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по граж­данским, семейным и уголовным делам 1993 г. для государств - членов СНГ.

Конвенция 1959 г. Государства-участники обязываются ока­зывать друг другу на взаимной основе самую широкую правовую помощь в вопросах уголовного преследования за преступления, наказание за которые на момент просьбы о помощи подпадает под юрисдикцию судебных органов запрашивающей стороны. Конвенция не применяется к арестам, принудительному испол­нению приговоров, к преследованию за военные преступления.

В помощи может быть отказано в следующих случаях:

если просьба касается политического преступления либо преступления, связанного с политическим преступлением;

если выполнение просьбы может нанести ущерб сувере­нитету, безопасности, общественному порядку или другим суще­ственно важным интересам запрашиваемой страны.

К политическим преступлениям относятся преступления против человечества, военные преступления, преступления, имеющие составы международного терроризма, наркотические преступления, преступления против лиц, пользующихся между­народной защитой (ФЗ РФ о ратификации Европейской конвен­ции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и допол­нительного протокола к ней 1999 г.).

Запрашиваемая сторона выполняет в порядке, установлен­ном ее законодательством, любые поручения, касающиеся уго­ловных дел в целях получения свидетельских показаний или пе­редачи вещественных доказательств, материалов или документов. РФ оставляет за собой право отказать в исполнении поручения о получении свидетельских показаний, если соответствующие лица воспользовались предоставленным им законодательством РФ правом отказаться от дачи показаний вообще или по данному делу.

Конвенция предоставляет любой договаривающейся стороне оставить за собой право исполнять судебные поручения в отно­шении обыска или наложении ареста на имущество при соблюде­нии одного или нескольких из следующих условий:

преступление, с которым связано поручение, наказуемо по законам обеих стран;

преступление, с которым связано поручение, является в запрашиваемой стране преступлением, в связи с которым преду­сматривается выдача;

исполнение поручения не противоречит законодательству запрашиваемой стороны.

Конвенция регламентирует возможность отсрочки передачи запрашиваемых документов, предметов или материалов, если они требуются в связи с текущим уголовным судопроизводством за­прашиваемой стороны. Указанные предметы должны быть воз­вращены в максимально короткие сроки, если запрашиваемая сторона не отказывается от них. По желанию запрашиваемой стороны свидетели и эксперты могут дать свои показания под присягой, если ее законодательство не запрещает этого. Данные лица получают соответствующие повестки, которые должны быть предоставлены правоохранительным органам запрашивае­мой стороны за 50 дней до срока явки. Данным лицам возмеща­ются расходы запрашивающей стороной по ее нормам.

Конвенция подробно регламентирует содержание просьбы о взаимной помощи, объяснение причины возможного отказа ее вы­полнения, порядок вручения судебных повесток и постановлений.

Конвенция СНГ Учитывает положения выше рассмотрен­ной Конвенции и конкретизирует их в ряде случаев. Конвенция регламентирует более широкий предмет правоотношений, в том числе по уголовным делам. Каждая договаривающаяся сторона обязуется по поручению другой стороны осуществлять в соответ­ствии со своим законодательством уголовное преследование про­тив собственных граждан, подозреваемых в совершении на тер­ритории запрашивающей стороны преступление. Обязательное уведомление об окончательном решении осуществления уголов­ного преследования. Если такое решение было принято запраши­ваемой стороной, то запрашивающая сторона не может возбудить уголовное дело, а возбужденное подлежит прекращению.

При расследовании и судопроизводстве учитываются смяг­чающие и отягчающие обстоятельства, независимо от того, на территории какого государства они возникли. При обвинении одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступ­лений, дела о которых подсудны судам двух и более сторон, рас­сматривать их компетентен суд того государства, на территории которого закончено предварительное расследование.

Государства обязуются информировать друг друга о всту­пивших в законную силу обвинительных приговорах, вынесен­ных в отношении граждан соответствующей стороны и пересы­лать имеющиеся отпечатки пальцев осужденных. Бесплатно по просьбе стороны предоставляется информация о судимости лиц, осужденных ранее судами одной стороны, если они привлекают­ся к уголовной ответственности на территории другой стороны.

 

Date: 2015-08-15; view: 770; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию