Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные направления правового сотрудничества государств
Борьба с преступностью является одним из важных и необходимых направлений международного сотрудничества государств. Поэтому с каждым годом растет количество договоров, как двустороннего, так и многостороннего характера. Помимо международных договоров и соглашений существуют и декларативные документы, устанавливающие определенные общие стандарты в области борьбы с преступностью. Подобные стандарты разрабатываются Конгрессом ООН по предупреждению преступлений и обращению с правонарушителями. Так, в 1990 г. были приняты Основные направления в предупреждении и контроле за организованной преступностью. Регламентируется как национальная деятельность, так и международное сотрудничество. Для государств устанавливается осуществление таких мер, как стратегия профилактики, развитие уголовного законодательства, усиление органов правопорядка. В международном плане предусмотрены разработка типового законодательства, создание международного банка данных, меры по усилению защиты законного финансового рынка от незаконно приобретенного капитала. Разработка конвенции о защите особо опасных объектов (гидростанции и АЭС), усиление контроля за оружием и взрывчаткой, защита судебного и полицейского персонала, пострадавших и свидетелей. Можно выделить несколько направлений правовой деятельности международного сообщества в борьбе с преступностью: Разработка международных стандартов в области защиты прав и законных интересов осужденных. Разработка правовых основ в области совершенствования деятельности органов правосудия и правоохранительных органов. Заключение межгосударственных договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам. Особое внимание уделяется защите прав и законных интересов осужденных. Еще в 1955 г. на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями были приняты Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. В 1990 г. ГА ООН приняла в виде резолюции Минимальные стандартные правила ООН о мерах, не связанных с лишением свободы. Данные правила поведения носят рекомендательный характер, однако направлены на формирование единообразных для многих стран норм в определенной сфере. Нередко государства перенимают данные правила в национальное законодательство и призывают к этому другие страны. Основное стремление мирового сообщества при принятии международных стандартов заключается в том, чтобы постепенно создать общепризнанное правовое поле в области защиты прав и свобод осужденных. В 1979 г. ГА ООН приняла Кодекс поведения должностных лиц правоохранительных органов. В данном документе объединены основные правила, которые должны выполнять данные лица. Кодекс одним из первых международных документов закрепил требования к указанным должностным лицам в области противодействия коррупции. Они не должны совершать такие действия, должны препятствовать любым таким актам и бороться с ними. В этом же направлении был разработан и принят другой документ - Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка 1990 г. Главным правилом данного документа является насколько это возможно использование ненасильственных средств до вынужденного применения силы или огнестрельного оружия. Последние средства могут быть применены только в случае, когда другие средства являются неэффективными или не дают каких-либо надежд на достижение намеченного результата. В 1985 г. ГА ООН приняла Основные принципы независимости суда, которая должна быть гарантирована конституцией и законами страны. В данном документе устанавливаются критерии, которым должны отвечать судьи. Особо подчеркиваются моральные и профессиональные качества. Установлены стандарты их квалификации, отбора, подготовки, условия и сроки службы, неприкосновенность. В 1990 г. также были приняты Основные принципы относительно роли юристов, где главное внимание уделено доступности правовой помощи для всех слоев общества, праву обвиняемого на выбор адвоката, просвещению населения относительно роли адвокатов в защите основных прав и свобод, подготовке и квалификации адвокатов. Существование таких международных документов, хоть и рекомендательного характера, создает предпосылки для обеспечения неотвратимости наказания, что является важным условием предупреждения преступлений. В 1991 г. ГА ООН приняла Декларацию принципов и программу действий программы ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Целями данной программы являются: предупреждение преступности внутри государств и транснациональной преступности; борьба с преступностью как на национальном, так и на международных уровнях; активизация регионального и международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия и борьба с транснациональной преступностью; объединение и сплочение усилий государств в предупреждении транснациональной преступности и борьбе с ней; более действенное и эффективное отправление правосудия при должном уважении прав человека всех лиц, столкнувшихся с преступностью, и всех тех, кто имеет отношение к системе уголовного правосудия; 6) содействие соблюдению самых высоких стандартов справедливости, гуманности, правосудия и профессионального поведения. Другой формой сотрудничества государств в области борьбы с международной преступностью, как уже было отмечено, является заключение договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам. В них регламентируются отношения, связанные с розыскными и уголовно-процессуальными действиями. Существование большого количества таких соглашений обусловлено тем, что в процессе расследования и судебного разбирательства уголовных дел преступники, потерпевшие или свидетели, вещественные доказательства оказываются на территории другого государства. Возникает необходимость в получении правовой помощи от правоохранительных органов других государств. Поскольку действует большое количество двусторонних договоров государств об оказании помощи, в 1990 г. ГА ООН одобрила типовой договор о взаимной помощи по уголовным делам. Данный документ не является обязательным, а лишь содержит в себе примерные правила, которые наиболее часто указываются государствами при заключении подобных соглашений. При его использовании государства могут как расширить, так и сузить содержание тех или иных норм по договоренности. Правовая помощь по уголовным делам может включать в себя производство обысков, изъятие и передачу вещественных доказательств, вручение документов, проведение экспертиз, судебного осмотра, предоставление сведений о судимости лиц, осужденных ранее судами данного государства, пересылку отпечатков пальцев и т. п. Поручение об осуществлении того или иного оперативно-розыскного или следственного действия оформляется в письменном виде и с соблюдением целого ряда закрепленных в договоре формальностей. РФ заключено большое количество двусторонних соглашений с другими государствами. К многосторонним межгосударственным договорам о правовой помощи относятся: Европейская (Совет Европы) конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. и Дополнительный протокол к ней 1978 г.; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. для государств - членов СНГ. Конвенция 1959 г. Государства-участники обязываются оказывать друг другу на взаимной основе самую широкую правовую помощь в вопросах уголовного преследования за преступления, наказание за которые на момент просьбы о помощи подпадает под юрисдикцию судебных органов запрашивающей стороны. Конвенция не применяется к арестам, принудительному исполнению приговоров, к преследованию за военные преступления. В помощи может быть отказано в следующих случаях: если просьба касается политического преступления либо преступления, связанного с политическим преступлением; если выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам запрашиваемой страны. К политическим преступлениям относятся преступления против человечества, военные преступления, преступления, имеющие составы международного терроризма, наркотические преступления, преступления против лиц, пользующихся международной защитой (ФЗ РФ о ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и дополнительного протокола к ней 1999 г.). Запрашиваемая сторона выполняет в порядке, установленном ее законодательством, любые поручения, касающиеся уголовных дел в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов или документов. РФ оставляет за собой право отказать в исполнении поручения о получении свидетельских показаний, если соответствующие лица воспользовались предоставленным им законодательством РФ правом отказаться от дачи показаний вообще или по данному делу. Конвенция предоставляет любой договаривающейся стороне оставить за собой право исполнять судебные поручения в отношении обыска или наложении ареста на имущество при соблюдении одного или нескольких из следующих условий: преступление, с которым связано поручение, наказуемо по законам обеих стран; преступление, с которым связано поручение, является в запрашиваемой стране преступлением, в связи с которым предусматривается выдача; исполнение поручения не противоречит законодательству запрашиваемой стороны. Конвенция регламентирует возможность отсрочки передачи запрашиваемых документов, предметов или материалов, если они требуются в связи с текущим уголовным судопроизводством запрашиваемой стороны. Указанные предметы должны быть возвращены в максимально короткие сроки, если запрашиваемая сторона не отказывается от них. По желанию запрашиваемой стороны свидетели и эксперты могут дать свои показания под присягой, если ее законодательство не запрещает этого. Данные лица получают соответствующие повестки, которые должны быть предоставлены правоохранительным органам запрашиваемой стороны за 50 дней до срока явки. Данным лицам возмещаются расходы запрашивающей стороной по ее нормам. Конвенция подробно регламентирует содержание просьбы о взаимной помощи, объяснение причины возможного отказа ее выполнения, порядок вручения судебных повесток и постановлений. Конвенция СНГ Учитывает положения выше рассмотренной Конвенции и конкретизирует их в ряде случаев. Конвенция регламентирует более широкий предмет правоотношений, в том числе по уголовным делам. Каждая договаривающаяся сторона обязуется по поручению другой стороны осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против собственных граждан, подозреваемых в совершении на территории запрашивающей стороны преступление. Обязательное уведомление об окончательном решении осуществления уголовного преследования. Если такое решение было принято запрашиваемой стороной, то запрашивающая сторона не может возбудить уголовное дело, а возбужденное подлежит прекращению. При расследовании и судопроизводстве учитываются смягчающие и отягчающие обстоятельства, независимо от того, на территории какого государства они возникли. При обвинении одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, дела о которых подсудны судам двух и более сторон, рассматривать их компетентен суд того государства, на территории которого закончено предварительное расследование. Государства обязуются информировать друг друга о вступивших в законную силу обвинительных приговорах, вынесенных в отношении граждан соответствующей стороны и пересылать имеющиеся отпечатки пальцев осужденных. Бесплатно по просьбе стороны предоставляется информация о судимости лиц, осужденных ранее судами одной стороны, если они привлекаются к уголовной ответственности на территории другой стороны.
Date: 2015-08-15; view: 815; Нарушение авторских прав |