Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И чувство пространства как вместилища
447 Перейдем теперь к идеям, почерпнутым в тех дисциплинах, что создают, по выражению Лефевра, «антропологическую сцену» социального пространства. То, что осмысление и репрезентация реальности людьми зависят от их предрасположенности к определенным метафорам, — один из главных выводов когнитивной лингвистики и символической и когнитивной антропологии. Сразу же подчеркнем, что сама пространственная природа терминов, используемых для описания метафорической активности, таких как приводимые ниже «картографирование», «рамка» и т.д., является одним из многочисленных проявлений повсеместности именно пространственных метафор. 447 Согласно когнитивной антропологии, в ходе эволюции люди приобрели способность перекрестного картографирования, применяя навыки, приобретенные в од-448-ной области, для другой. 448Эта когнитивная способность положила начало антропоморфизму и тотемизму и выявила масштабный сдвиг в человеческом познавательном опыте: 448 «В ходе развития и эволюции человеческий ум претерпевает трансформацию: от заданного сериями относительно независимых когнитивных областей к такому, в котором идеи, способы мышления и знания свободно перемещаются между этими областями» [Mithen, 1999: 154]. 448Выводы когнитивной лингвистики достигнуты с опорой на исследования искусственного интеллекта, в ходе которых было выявлено существование психологических рамок, которые люди используют, чтобы контекстуализовать новую информацию. Мы осмысливаем новое, структурируя его на основе уже известного. Новые сферы знания осмысляются через сложившиеся когнитивные схемы. Это понимание мышления как картографирования нового на основе имеющегося опыта объясняет, почему процессы интерпретации и понимания ассоциируются прежде всего с метафорой. Универсализм этого подхода проявляется в уверенности его сторонников в том, что все носители данной культуры имеют более или менее идентичный набор базисных метафор. Однако его нацеленность на выявление прежде всего базисных метафор как инвариантов постижения мира и демонстрацию их предсказательной силы не всегда согласуется с очевидной необходимостью сохранять «открытость» результатов интерпретации. Проиллюстрирую это вот на каком примере. «О, узнаю этот лабиринт, и вот этот угол я тоже хорошо помню!» — эту фразу могла бы произнести крыса, умей она говорить, когда ее второй раз помещают в лабиринт, из которого надо найти выход. Джефф Хокинс приводит этот пример для демонстрации значимости системы памяти для функционирования мозга: крыса помнит, как она выбралась в прошлый раз из исследованного ею помещения, что помогает ей делать нужные повороты на перекрестках \Хокинс, Блейксли, 2007: 102—103]. 448 Крыса использует карту местности, что у нее сложи-449-лась с помощью проб и ошибок в первый раз, для того чтобы увереннее ориентироваться в лабиринте во второй раз. 449 Интересно сопоставить этот образ крысы-исследователя, эффективно извлекающей уроки из прошлого опыта освоения пространства, с образом человека, упорно экстраполирующего собственный телесный опыт на окружающий мир, который лежит в основе влиятельной теории метафорических понятий, развиваемой когнитивными лингвистами Джорджем Лакоф- фом и Марком Джонсоном. Наше чувство пространства, с их точки зрения, инстинктивно и основано на том биологически всеобщем физиологическом факте, что «каждый из нас есть вместилище, ограниченное поверхностью тела и наделенное способностью ориентации типа "внутри — вовне"» \Лакофф, Джонсон, 2004:54]. Неврологические истоки метафор выдвигаются в этой теории на первый план, а осмысление их социальной динамики, а также взаимодействия дискурсивного и социального в их функционировании практически отсутствует. С другой стороны, трудно что-то возразить, когда читаешь, что вместилище содержит в себе пространство и отграничено от внешнего мира. Эта «онтологическая», как ее называют исследователи, метафора — действительно повсеместна: она успешно применяется независимо от масштаба описываемого феномена, от комнаты до окружающей среды в целом, с помощью сопутствующих метафор, таких прежде всего, как «граница». 449 Исследователи ничего не пишут о том, как связаны между собой вместилища, но опять-таки опыт обращения со своим собственным телом, в которое что-то время от времени «входит», и опыт нахождения тела в пространстве позволяет построить простую цепочку: тело—комната—дом—улица- район—город—местность—край—страна. Одно вместилище вмещает другое вместилище, которое в свою очередь образует часть большего вместилища. Традиционный обыденный взгляд на вещи гармонично сосуществует с географическим. 449 Географ от века смотрел на мир так, чтобы земное пространство разбивалось на единицы, удобные для анализа и понима-450-ния. 450 Понимания... и управления, как ясно нам сегодня. 450 Структурирование территории на основе ограниченных пространств, точки входа в которые (и выхода из них) людей, вещей и информации контролируются, — это и условие нормальной жизни, и предпосылка политики, и главный принцип профессионального картографирования. Именно этим объясняется сосуществование в географической литературе района, города, местности, региона, национального государства и континента. Представления об их соотношении, сложившиеся в период модерности, — иерархические-, одно входит в другое по принципу матрешки. Когнитивные лингвисты добавили бы, что это не специфический завоевательный и дисциплинарный характер модсрности обусловил доминирование такого представления, но, повторим, фундаментальный телесный опыт человека. Между тем умница крыса, о которой я упомянула выше, напоминает нам о возможности мыслить в центре метафорической активности не столько уже заданного своим телам субъекта, сколько субъекта, способного приспособиться к новому окружению, формируя с ним новые (но тоже определяющие его) отношения. 450 Статичность метафоры пространства как вместилища (и такого рода объяснения базисных пространственных метафор), насколько мне известно, не подвергалась критике в контексте когнитивной лингвистики и проблематизируется сегодня только в рамках масштабных социальных теорий (см. об этом главы, посвященные глобализации и мобильности). 450 Между тем с момента публикации классической книги Лакоффа и Джонсона («Метафоры, которыми мы живем», 1990), где развивается идея вместилища как одной из самых распространенных онтологических метафор, прошло двадцать лет, и в последующих работах исследователи развили более динамичный взгляд на ключевые метафоры, учтя уже не только телесный, но и социальный опыт человека как ставящего цели существа, что неразрывно связано с его разнообразным передвижением в пространстве.
451 Памятник границе между двумя мирами, разделявшей Берлин: Чек-Пойнт Чарли 452 Исследователи повторяют в своей последней книге принципиальную для них «нейробиологическую» мысль, что у людей есть «воплощенное» (embodied), то есть проистекающее из их телесного опыта, чувство пространственной ориентации (расположение по вертикали, горизонтали и промежуточное); их положения в пространстве по отношению к другим людям и вещам (впереди, позади, рядом, выше, ниже); связи между различными частями их тел и между ними и другими (соединенный, разъединенный, поглощенный); воздействия мира на них и их воздействия на мир (сопротивление, сила, движение). Эти варианты чувства пространства выражаются в таких образньис схемах, как вместилище, часть—целое, центр—периферия, цикл, соединение, повторение, контакт, соседство, вынужденное движение, поддержка, равновесие, прямой—извилистый, близко—далеко [Lakoff, Johnson, 1999]. Физические образы, привлекаемые для фиксации пространственною чувства человека, входят в его интерпретативный потенциал, но предполагают специфическую логику использования, налагая ограничения на возможные варианты высказываний и описаний. Так, вместилища можно наполнить, опустошить, разрезать, разломать. У этих ограничений есть в свою очередь другие ограничения, связанные с природой вещей в разогретом вместилище нарастает давление. 452 Лакофф и Джонсон говорят о «системе метафорического картографирования» [Ibid:. 179], частью которой является такое «единое сложное картографирование», которое они называют «метафора места и события-структуры». Метафоры места и вместилища (в оригинале — location and container) и события- структуры именуются ими «фундаментальными». Разница между ними в том, что одна позволяет осмысливать события как места, а другая — как объекты, а вместе они составляют один из базисных механизмов осмысления событий и их причин. «Метафора места и события-структуры» включает в себя ряд составляющих. 452 Приведем этот перечень (в оригинале все эти метафоры приведены с большой буквы): состояния — это ме-453-ста (внутренние пространства ограниченных регионов); изменения — это движения (в ограниченные регионы или из них); причины — это силы; причинение — это вынужденное движение (из одного места в другое); действия — это самонаправляемые движения; цели — это направления движения; средства - это пути движения в нужном направлении; трудности — это препятствия движению; свобода действия — это отсутствие препятствий движению; внешние события - это большие движущиеся объекты (обладающие силой); долговременные целенаправленные виды деятельности — это путешествия [Lakoff, Johnson, 1999]. 453 Такого рода метафорическое картографирование позволяет «концептуализировать» события и все их аспекты — от действий и изменений до состояний и целей. Связь между собой этих метафор подобна связи между центром и радиусом, когда боковые ответвления сохраняют только некоторые свойства центральной метафоры.
Date: 2015-08-07; view: 447; Нарушение авторских прав |