Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пространство как означаемое и означающее
441 Пространство как таковое и его самое знакомое большинству из нас воплощение — пространство городское — представляют собой как источник интерпретаций, так и их объект, играя «попеременно роли означаемого и означающего», «пространства-содержания и пространства-фигуры», «денотируемого и коннотируемого пространства», «высказываемого и высказывающего» Щенетт, 1998: 127—128]. 441 Эта сложность в начале 1960-х стала предметом анализа французского лекси-442-колога Жоржа Маторе, а в начале 1970-х — французского же философа Анри Лефевра. 442 Жорж Маторе в книге, посвященной «современному пространству» [Matore, 1962. См. пересказ и разбор этой книги в эссе Ж Женетта «Пространство и язык» в его книге «Фигуры»], рассматривает, с одной стороны, многочисленные пространственные метафоры, когда в терминах пространства описывается что-то иное, а с другой — теоретические описания пространства учеными и философами и его изображения в литературе и искусстве. Ж. Женетт обращает внимание на явную асимметрию между тем и другим, которой отмечена эта книга. Она проявляется в том, что о пространстве как таковом, по- видимому, сказать можно не так уж много. Не случайно, говорит он, в той части книги, где речь должна была идти о содержании репрезентаций пространства, ученый предпочитает обсуждать их форму-, каким образом такие выразительные приемы, как перспектива в живописи, монтаж в кино или описание в литературе, позволяют «справиться» с пространством. Более того, исследователь настаивает, что «наше пространство, являющееся коллективным пространством, значительно более рационализовано, чем пространство индивидуальной грезы и поэтического воображения [Ibid.-. 173. Цит. по: Женетт, 1998: 128]. Женетг заключает на этом основании, что в книге идет речь скорее о социальной риторике пространства, а разбираемые метафоры близки журналистским или интеллектуальным клише (этот момент будет очевиден ниже, когда пойдет речь об использовании метафор города в российском общественном дискурсе). 442 Если Маторе был достаточно равнодушен к поэтическим тайнам пространства, то Аири Лефевру не давали покоя идеологические завесы, скрывающие его социальную суть. 442 Он ставит цель демистифицировать работу капитализма в пространстве, а для этого также призывает к «внимательному исследованию связи между пространством и языком» [Lefebwe, 1991: 99] и настаивает на радикальном переосмыслении социально-443-го пространства с помощью своей теории производства пространства. 443 Если пространство производится, то и вещи (которые прежде мыслились как размещающиеся в пустом пространстве) и дискурс способны предоставить «ключи и свидетельства этого продуктивною процесса» [Lefebvre, 1991:37], Тем самым на место пространства как вместилища приходит пространство как процесс — «процесс, который включает процессы означения, не будучи к ним сводимым» [Ibid,]. 443 Значимость метафор для осмысления пространства состоит, по Лефевру, в том, что они часто становятся препятствием для понимания пространственных практик. Репрезентации пространства представляют собой «смесь понимания и идеологии — всегда относительную и находящуюся в процессе изменения» [Ibid.: 41]. Вопреки своей абстрактности, они вовлечены в социальную и политическую практику: «...отношения, установившиеся между объектами и людьми в репрезентируемом пространстве, подчинены логике, которая рано или поздно их сломает в силу недостатка у них последовательности» [Ibid.]. 443 Тем самым можно заметить существенное сходство в отношении двух французских авторов к пространству и его репрезентациям: и тот и другой, допуская значимость индивидуально найденных интеллектуальных или художественных репрезентаций пространства, настаивают на «коллективной» природе пространства, проявляющейся «рационально» (Мато- ре) и обладающей жесткой логикой (Лефевр). Но если первый, по крайней мере косвенно, признавал невозможность отделения «пространства-содержания» от «пространства-фигуры», то второго удручала степень, в какой преобладающие репрезентации пространства деформируют и маскируют его социальную и процессуальную суть. 443 Одной из главных предпосылок продуктивного осмысления пространства Анри Лефевр считает отказ от тех представлений о теле, что отстаивались в «предавшей тело» классической философии, и охват современной теоретической мыслью 444 «тела вместе с пространством, тела в пространстве и тела как прародителя (или создателя) пространства» [Lefebvre, 1991: 407]. 444 Философы от Декарта до Гегеля были вовлечены в «великий процесс метафориэации, который тело отбросил и подверг отрицанию» [Ibid]. Имеется в виду свойственное философии расщепление пространства на постижимое (суть духовного абсолюта) и непостижимое (естественное, не облагороженное духовностью и, возможно, являющее собой упадок абсолюта). Пространство как форма и пространство как субстанция, величественное пространство Космоса и сумрачное пространство Земли были в ходе классической метафориэации разделены, как были разделены выразительное и осмысленное, означающее и означаемое, содержание сознания и реальность, психическое и социальное, проживаемое и осознаваемое. Живое тело, представляющее собой «и субъект и объект одновременно», такими понятийными оппозициями не ухватывалось, чем и объясняется страсть, с какой Лефевр обрушивается на классическую философию и отказывается следовать ее метафорам. Классические метафоры строились на сведении внешнего к внутреннему, социального к психическому. Мыслитель видит в их связи с «бессодержательными абстракциями» возможность власти над реальными пространством и материей: «Логика редукции/экстраполяции прилагается к классной доске как доске рисовальной, к чистому листу бумаги как схематизму во всех его формах, к письму как бессодержательной абстракции. Последствия этого modus operandi даже более тяжелые, поскольку пространство математиков, как и любая абстракция, есть могущественное средство действия, доминирования над материей — а потому и разрушения» [Ibid:. 298-299]. 444 Переход от пространства тела (восходящего к картезианскому представлению о теле как протяженной вещи) к осмыслению «тепа в пространстве»осуществляется Лефевром генеалогически. 444 Он прослеживает два параллельных процесса: нарастание абстрактности представлений о пространстве и подверегывание человеческих телесности и чувственности 445 под идеологические и теоретические нужды (по удачному выражению одного из комментаторов, «декорпореализацию» [см.: Gregory, 1994]). 445 В процессе редукции социального и физического пространства к пространству эпистемологическому (оно же психическое, дискурсивное, картезианское) «свойства пространства как такового эффективно переносятся на уровень дискурса, и в особенности на уровень дискурса о пространстве» [Lefebvre, 1991:61]. «Тело» в ходе такой мысленной работы также мобилизуется, но скорее инструментально, как посредник между психическим и социальным. Понятно, что трудно представить, как связаны между собой абстрактное «тело» философской теории, «понятое просто как опосредование между «субъектом и объектом», и «живое и плотское тело», у которого есть и специфические пространственные качества (симметрия и асимметрия) и особая энергия (процессы обмена, выделения, отходы) [Ibid], 445 Онтологическое у Лефевра нередко соединяется с историческим, вот почему свой анализ связи телесности и пространства он реализует, с одной стороны, толкуя о «скотомизации» и «деспиритуализации» тела в ходе европейской истории (что он связывает с усилением роли визуальности и языка), а с другой стороны, сочувственно излагает взгляды Лакана, показывая, в какой мере социальное пространство есть пространство запрета. 445 Примеры такого пространства — необсуждаемое в ходе коммуникации членов общества, разрыв между телами и сознанием людей, трудности социального взаимодействия, влияние социального воздействия на самые непосредственные отношения (ребенка с матерью), невозможность полноценных отношений в окружающей среде, созданной из «совокупностей зон ограничений и запретов» [Ibid.: 35]. 445 Да, этот взгляд на вещи отстаивает «логическую, эпистемологическую и антропологическую первичность языка по отношению к пространству» [Ibid.: 35], но бессознательное существует, и кто знает, может быть, именно исследование различных проявлений городской «подпольной» жизни вдохнет в психоанализ новую 446 жизнь1. 1 Лефевр здесь выступил пророком; в течение последних двух десятилетий сложилась интересная традиция психоаналитической урбанистики. См., например, [Pile, 1996; Vidler, 1992]. 446 Пространственный же анализ должен «объяснить генезис и построить критику тех институций и подмен, перестановок и метафоризаций, анафоризаций и так далее, которые изменили рассматриваемое нами пространство» [Lefebvre, 1991:404], ведь «знаку присуща сила деструкции, ибо ему присуща сила абстракции» [Ibid:, 135]. Процессы метафоризации и визуализации мыслятся Лефевром как параллельные, взаимо- усиливающие и «работающие» на модернистскую троицу: читаемость—видимость—постижимость. Они связаны с целым рядом социальных практик которые вроде бы способны ухватить истину пространства, но в действительности только его дробят, производя множество «обманчивых фрагментов» [Ibid:. 96]. Метафоризация проявляется в том, что тела захвачены не только фрагментами раздробленного пространства, но и сетью того, что философы называют «аналогонами» - образами, знаками и символами: «Эти тела вынесены из себя, перенесены и опустошены, так сказать, посредством глаз: мобилизованы каждое мыслимое притяжение, волнение и соблазн, чтобы очаровать тела их двойниками в приукрашенных, улыбающихся и счастливых позах; и эта кампания по опустошению тел оказывается эффективной в той именно степени, в какой предложенные образы отвечают тем "потребностям", что они же и помогли сформировать» [Ibid:. 98]. 446 К метафоризации добавляется метонимиэация, предназначенная с помощью части показать целое (это техника, убежден Лефевр, которую с легкостью можно использовать неверно). Ее «ошибочное» использование усугубляет процесс фрагментации пространства. Этот процесс также «ошибочный», ибо, по глобальной логике истории, целостное пространство должно принадлежать целостному человеку; Этот процесс происходит в реальности, в «целом». 446 Способны ли «части» — к примеру, фильмы, реклама, фотографии — что-то в этом отношении 447 сделать? 447 Способны они обнажить исторические «ошибки» в отношении пространства? Вряд ли, ибо «ни один образ не способен исправить эту ошибку», поскольку сами образы дробят пространство, они сами — его фрагменты [Lefebvre, 1991: 96— 97]. 447 Декупаж и монтаж — разрезание вещей и перестановка полученных частей в сочетании с ошибкой и иллюзией, уже содержащимися во взгляде художников и карандаше чертежников, — все это вовлечено в историческую работу абстракции, все это участвует в фетишизации абстракции и навязывании ее людям в качестве нормы. «Чистая» форма отделяется от «нечистого» содержания — от проживаемого людьми времени и от их осязаемых, весомых, теплых тел. Метафоры поэтому работают как идеологическая и художественная завеса, неизбежная и часто влекущая обманчивой точностью и ясностью, но драматически отчуждающая людей от пространства и собственных тел.
«О, узнаю этот лабиринт!» Date: 2015-08-07; view: 466; Нарушение авторских прав |