Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что люди делают с метафорами453 Эта картина метафорической активности человека была бы еще более убедительной, если бы позволяла ответить на такой вопрос: если метафора вместилища, естественно вытекая из телесного опыта человека, может быть распространена на сколь угодно большие пространства, то почему такие усилия требуются для того, чтобы внедрить и поддерживать в сознании людей образ нерушимой границы их государства с другими государствами? На это могут возразить, что метафорические выражения как риторический прием и понятийные метафоры — разные вещи, О первых говорит критическая теория дискурса, о вторых, как уже говорилось, когнитивная теория. 453 Доминирующие метафоры позволяют сконструировать такие дискурсивные поля, которые успешно исключат альтернативные способы выражения, принадлежащие противоборствующим группам [Fairlclougb, 1995: 71—72]. 454 С другой стороны, мобилизация пространственных метафор для социальной борьбы происходит повсеместно, но она, как кажется, тем эффективнее, чем точнее социальная риторика задействует понятийные метафоры. 454 С какими социальными и культурными препятствиями сталкивается порождение сложных метафор? Насколько свободны в своем использовании метафор носители культуры? Насколько эффективны навязываемые людям дискурсы и чем, то есть какими вариантами принадлежности к какому территориальному образованию, люди на эти дискурсы отвечают? Если значимость проведения границ для нациестроительства описана уже многократно, то еще ждет своих исследователей масштабный и противоречивый процесс, так сказать, регионо-строительства, в котором соединяются, с одной стороны, чувство малой родины, а с другой — дискурсивного конструирования региональных идентичностей амбициозными губернаторами и работающими на них массмедиа. 454 Так, рефлексирующая девушка с Урала может обидеться, если москвичи или зарубежные друзья назовут ее сибирячкой, но попытки местных властей ее политически мобилизовать на том основании, что Урал — ее малая родина, будут, скорее всего, обречены на поражение. Однако проведение символических границ внутри края или региона может быть и весьма успешным, если оно опирается как раз на городские идентичности. 454 Открытие того, что на «нашей» улице дела делаются так, а на «их» — по-другому, может быть весьма болезненным и неминуемо приведет к осознанию того грустного факта, что далеко не все границы проводятся индивидом самостоятельно и что пересечение некоторых границ — при всей их невидимости — может тебе дорого стоить. 454 Если когнитивные психологи способность людей проводить искусственные границы с помощью воображаемых линий выводят в конечном счете из инстинктивного чувства пространства, а некоторые географы — из онтологической первичности необходимости «разграфления» земной поверхности на дискретные единицы, каждая из которых независима и равна с другами [см.: O'Tuathati, 1996], то 455 социальные теоретики — из политической необходимости социального конструирования наций, регионов и других географических сущностей [Paasi, 200Ъ, Андерсон, 2001]. 455 Один из влиятельных политических географов так описывает последний процесс: «Границы пронизывают общество через многочисленные практики и дискурсы, при помощи которых границы существуют и институционализуются. Поэтому территория создается политическими, экономическими, правительственными, культурными и другими практиками и сопутствующими им значениями, соответственно эти практики территориализуют повседневную жизнь. Эти элементы становятся частью повседневности посредством пространственной социализации — процесса, с помощью которого люди социализуются как члены территориальной группы» [Paasi, 1991: 240]. 455 Как сочетаются, в частности, правительственные практики «территориализации» повседневной жизни с процессами «стихийной» пространственной социализации людей? Временами, как мы знаем, это происходит весьма драматично, когда, к примеру, отсутствие прописки или регистрации в столичном городе препятствует реализации жизненных планов, а иногда и ставит на грань выживания. В случае серьезной болезни, например, когда на бесплатную помощь рассчитывать не приходится, а решить проблему с помощью денег тоже сложно: их надо вначале в достаточном количестве заработать, а как это сделать, если в высокооплачиваемой работе отказывают по причине отсутствия регистрации — все это похоже на вариант хеллеровской «ловушки-22». 455 Экономические практики создания территорий приводят к тому, что сегодня все больше молодых обитателей столиц всерьез продумывают для себя перспективу пожизненной аренды жилья, а значит, обреченности на неоднократное обживание чужой территории и сжимание собственной территории до очень скромных размеров. 455 Замечательное описание такого «территориально-экзистенциального» опыта находим у Лидии Масловой, которая говорит о «парадоксальном кайфе», что сулит квартиросъемщику «обживание территории, на которой еще не остыли следы враждебного, в общем-то, присутствия 456 посторонних людей: еще вчера на этой бельевой веревке сохли заштопанные носки маляра-таджика, а эта вытяжка над плитой еще хранит ароматы пирожков с котятами, которые жарила на машинном масле неопрятная толстуха в бигудях. И вот все эти следы прежних обитателей, осквернивших место, которое ты теперь облюбовал для себя, предстоит стереть и нанести вместо них свои — застолбить, пометить свой участок, вымести в дальний угол сознания, как оставленный прежними жильцами мусор, мысль, что никакой этот участок на самом деле не твой и твоим никогда не будет» [Маслова, 2007: 36]. 456 Если Лидия Маслова говорит о естественной враждебности нового обитателя приватного пространства по отношению к его прежним обитателям, то Оксана Карпенко борется за политически корректное (иное, нежели «гости нашего города») именование новых обитателей общего городского пространства (см. об этом подробнее в главе о культурном разнообразии) [Карпенко, 2002]. Ее исследование хорошо иллюстрирует тот тезис, что метафоры выделяют и придают целостность только некоторым сторонам нашего опыта. Иными словами, они способны конструировать социальную реальность, способствуя выбору людьми специфических действий, которые в свою очередь становятся подспорьем способности метафор делать опыт целостным. Эта выборочность метафорической репрезентации связана прежде всего с властными отношениями: «послания» доминирующей метафорической модели настолько убедительны, что люди не видят смысла им противостоять.
|