Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Элитарные и плюралистские модели
316 Какие модели лидерства «отцов» города сложились в истории городов и какие следствия они имеют для политики, в особенности для экономического развития? Какие стратегии способствуют, а какие препятствуют экономическому развитию? В каких городах лидеры следовали особым стратегиям управления и к каким результатам это привело? Какие сдвиги в городском политическом климате (или культуре) сопровождали разные варианты городской политики? Первая группа теорий городской политики стремилась ответить на два главных вопроса: у кого есть власть в городе и как властвующие этой властью распоряжаются. Элита, городская верхушка — таков был исторически первый ответ на вопрос, кто властвует в городе. Учитывая, что в классической политической теории город был моделью политического устройства, немудрено, что к городу приложима общая линия мысли, развитая Платоном и Аристотелем в эпоху Античности, Макиавелли в период Возрождения, Вильфре- до Парето и Гаэтано Моска в XIX столетии. Правят избранные — силой своей мудрости, хитрости и интриги, а также находящихся в их распоряжении материальных ресурсов. 316 Исторические исследования вариантов организации городского управления показывают, что это правило распространяется и на американские города. 316 Американские социологи Роберт и Хелен Линд, одними из первых применившие к городу методы социальной антропологии, исследовали в 1920— 317 -1930-е годы типичный город Среднего Запада — Мунси (штат Индиана). 317 Чтобы подчеркнуть его типичность, они дали ему название Миддлтаун и написали о нем две книги, которые впоследствии стали социологической классикой. Исследуя религиозные верования обитателей города, а также предрассудки, бедность, проституцию, алкоголизм, они заметили огромное влияние на городские дела одной семьи — семьи Болл, основавшей в этом городе университет и владевшей стекольной фабрикой, К аналогичным выводам (о том, что властвуют элиты) пришел американский социолог Флойд Хантер на примере Атланты 1940— 1950-х годов [см.: Hunter, 1953]. Он тоже вывелАтлан- ту под условным названием «региональный город». «Структура власти» (Хантер ввел этот термин в язык социальной теории) была исследована им с помощью не только включенного наблюдения, но и «репутационного метода». Хантер составил список из 175 гражданских лидеров, бизнесменов, политиков и показал его экспертам — профессионалам и уважаемым в городе людям (тем, кто лучше всего владел ситуацией). Почти со всеми сорока, кто набрал наибольшее количество голосов, он провел интервью, спрашивая их опять о том, кого они считают самыми главными в городе и каковы две самые главные городские проблемы. Он также опросил лидеров сообщества афроамериканцев, планировщиков, социальных работников. Полученные им выводы гласили, что на верхушке городской властной пирамиды — самые крупные бизнесмены, корпоративные топ-менеджеры и юристы, живущие в одном районе и хорошо друг с другом связанные (чаще всего упоминался магнат «Кока-Колы» Роберт Вудраф). Это в их деловых разговорах рождались инициативы, которые затем обсуждались в более широких кругах («Клуб 49» и «Клуб 101»), Кстати, аналогичные группы были позднее описаны в других городах, к примеру такая группа, как «Комитет 25-ти» в Лос-Анджелесе. 317 Затем, если идея получала одобрение, формировался комитет, обсуждалось, какие именно люди будут общаться с прессой, и, лишь 318 когда все было решено и распределено, идея становилась предметом формального публичного обсуждения. Но «политика», в смысле конкретного направления действия, уже была определена в ходе неформальных дискуссий среди обладающих экономической властью людей. Хантер затем опробовал этот метод еще и в Сейлеме (штат Массачусетс). Многие посвященные городам неакадемические тексты воспроизводят одно из самых распространенных «видений» городов — как творений обладающих значительной властью индивидов. Приведем один из недавних примеров: «В результате усилий Юрия Лужкова Москва решительно преобразилась. Теперь она не похожа ни на уютный город, где "стаи галок на крестах", ни на цветаевский "нерукотворный град", ни на оплот державной гордости, в который ее превратила харизматическая сталинская архитектура. Москва теперь, собственно, ни на что не похожа. Поскольку обрела непоправимую и неповторимую индивидуальность. В том смысле, что являет собой теперь на редкость стройный и пунктуально реализованный индивидуальный проект» \Арпишкин, Перестройка, 2006]. Понимание городской среды как воплощения индивидуальной воли властителей имеет давнюю историю. Архитектурные причуды монархов и технократические иллюзии относительно социальной инженерии, мегаломания и инструментализм часто сливаются в амбициях мэров и президентов до неразличимости. Систематическое и рационально упорядоченное видение мира, выражаемое в личной «философии» правителей, сочетается с их верой в эффективное управление теми, кто создает городское пространство, — архитекторами и бизнесменами, застройщиками и политиками. То, что многих из нас в городах волнует — грандиозные архитектурные проекты, появление на пустом месте целых кварталов и, увы, разрушение «отслужившего свое», — связано с громкими именами архитекторов и их заказчиков. 318 «Париж Миттерана» или «Москва Лужкова», «Лондон Блэра» или «Нью-Йорк Джулиани», не говоря уж о «Берлине Гитлера» или «Риме Муссолини», — эти словосоче- 319- танкя тем для нас привычнее, чем более активно пропускается наше восприятие городов сквозь призму массмедиа, которым присуще персонифицировать любые социально-политические и культурные процессы. 319 Для историков и эстетически чувствительных комментаторов это открывает громадное поле рефлексии, в рамках которого можно до бесконечности комбинировать анализ идиосинкразии правителей, вкусов и мастерства архитекторов и конечного результата. Политический спектр такой рефлексии тоже достаточно широк от либерального обличения равнодушия властей к нуждам жителей до консервативного прославления единоличного принятия решений. Такая стратегия позволяет решить и главную задачу нормативного анализа, давая вроде бы очевидный ответ на пресловутый вопрос об адресате ответственности. Между тем, как бы ни был привлекателен этот ход мысли и как бы каждому из нас ни было очевидно, что те, кто обладает ресурсами и властью, продолжат формировать городскую среду по своему разумению, важно попробовать занять более диалектическую позицию в отношении того, кто и что создает городскую среду, какие «творческие силы» (и только ли человеческие) оказываются вовлеченными в создание совокупного продукта. Противоположная по смыслу, то есть плюралистская теория была сформулирована американским политическим теоретиком Робертом Далем в книге «Кто правит?». Свое исследование он провел в Нью-Хейвене (штат Коннектикут). Он был согласен с тем, что в прошлом (в XVIII и XIX веках) городская политика действительно была элитистской, но был убежден, что в XX веке ее характер изменился [см.: Dahl, 1961], Идет ли речь о развитии города, об образовании, о партийных номинациях, в решения оказываются вовлечены самые разные люди и группы давления. Нет замкнутой группы, которая решала бы все. Иначе говоря, на поставленный вопрос «Кто правит?» Даль отвечает «Не одна группа, а несколько». 319 Это означало, что ни одна группа не могла монополизовать власть, потому что власть оказывается распределенной среди большого числа 320 носителей противоположных интересов. 320 Впрочем, противоположных только до определенной степени, так как конкурирующие за власть группы состоят из бизнесменов и представителей среднего и высшего среднего класса. Даль сосредоточился не на репутациях, а на спектре интересов людей, вовлеченных в принятие конкретных решений, используя подробные опросники и глубинные интервью. Теоретик признавал, что социальное неравенство неустранимо и что оно сказывается на возможностях политического участия. В то же время он был убежден, что групповая мобилизация, приводящая к соревнованию между властными коалициями, пусть опосредованно, но сокращает последствия неравенства. Эдвард Банфилд в книге «Политическое влияние» рассмотрел, каким образом мэру Чикаго удалось создать властную коалицию под его, «босса», руководством [см.; Banfield, 1961]. Нельсон Полсби во «Власти сообщества и политической теории» рассмотрел, как решения, принимаемые коалициями элиты, были обусловлены и социальной стратификацией, и политическими тенденциями [см.: Polsby, 1980]. 320 Дебаты между плюралистами и элитистами (позднее нео- элитистами) помогли понять, что власть в городе заключается не только в занятии формальных постов, но и в способности определять, какие темы юобще станут предметом политического обсуждения. Так, неоэлитисты — политические исследователи Питер Бахрах и Мортон Баратц (также проведя эмпирическое исследование в Балтиморе) — в работе «Два лица власти» показали, что интересы местной элиты могут быть настолько превалирующими, что интересы иных горожан просто не становятся предметом обсуждения [см.: Babrach, Baratz, 1962]. Мэтью Кренсон утверждал, что до 1970-х годов загрязнение воздуха в большинстве американских городов не обсуждалось как отдельная проблема [см „Crenson, 1971]. 320 Способствовавшим загрязнению большим промышленным компаниям удавалось — через массмедиа - убедить население в том, что этот процесс неразрывно связан с экономическом ростом и появлением новых рабочих мест. Date: 2015-08-07; view: 873; Нарушение авторских прав |